Даниловский монастырь история

Даниловский монастырь история

Содержание
  1. Данилов монастырь
  2. Свято-Данилов монастырь
  3. Сэкономь на путешествии!
  4. История Данилова монастыря
  5. История каменного ансамбля
  6. Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке
  7. Храмы Даниловского монастыря
  8. Архитектурные особенности ансамбля
  9. Резиденция патриарха
  10. Святыни монастыря
  11. Монастырское производство
  12. Правила поведения в монастыре
  13. Покупки в Даниловом монастыре
  14. Богослужения
  15. Отдых у стен Даниловского монастыря
  16. Как добраться
  17. Данилов монастырь первый монастырь Москвы.
  18. Данилов монастырь история.
  19. Оборона Московских рубежей.
  20. Монастырь в советское время.
  21. Монастырь в наши дни.
  22. Храмы монастыря.
  23. Троицкий собор.
  24. Главная святыня монастыря.
  25. Даниловский монастырь в Москве
  26. История Даниловского монастыря
  27. Данилов монастырь в советское время
  28. Даниловский монастырь в Москве
  29. Данилов монастырь в Москве
  30. История строительства
  31. Монастырь в период советской власти
  32. Здания и сооружения
  33. Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов
  34. Троицкий собор
  35. Надвратная церковь
  36. Современные часовни
  37. Башмачок Спиридона Тримифутского
  38. Некрополь Данилова монастыря
  39. Монастырский Хор
  40. Расписание богослужений
  41. Где находится и как добраться
  42. Данилов монастырь
  43. Содержание
  44. История монастыря
  45. До 1932 года
  46. Изолятор НКВД для детей

Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь – действующий мужской монастырь в Москве, подчиняющийся непосредственно патриарху. Хотя, по преданиям, он был основан еще в XIII веке, комплекс сохранившихся до наших дней зданий возводили гораздо позже, начиная с XVI века. Тем не менее, Данилов монастырь считается древнейшей обителью столицы. Его также называют Свято-Данилов монастырь или Даниловский монастырь.

Сегодня это один из важнейших объектов православной жизни: в храмах ежедневно проходят службы, широко отмечаются престольные праздники, монахи ведут просветительскую деятельность, работают ремесленные мастерские и православные лавки. На территории Данилова монастыря расположена резиденция патриарха и зал заседаний Синода.

Сэкономь на путешествии!

История Данилова монастыря

Археологические данные подтверждают существование деревянных церквей на месте Данилова монастыря примерно с XIV века, более конкретной информации пока не найдено. Исторические источники называют основателем монастыря московского князя Даниила Александровича, получившего свое имя в честь выдающегося христианина V века Даниила Столпника. Последний был пламенным последователем Симеона Столпника после того, как стал свидетелем многолетнего подвига святого. На своем столпе в окрестностях Константинополя Даниил простоял около 30 лет, являя миру всевозможные чудеса исцеления страждущих, после чего мирно скончался в глубокой, по тем временам, старости в возрасте 80 лет. Именно с этими церковными деятелями: двумя Даниилами и Симеоном – связаны главные предметы поклонения обители.

Данилов монастырь на гравюре XVIII века Данилов монастырь на фотографии конца XIX века

История каменного ансамбля

Строительство храма Святых Отцов Семи Соборов было завершено в 1560 году, после чего через год его освятили в присутствии Ивана Грозного. В Смутное время, в годы восстания Болотникова, Данилов комплекс невольно оказался в гуще событий – рядом с ним происходили опустошительные сражения и казни. В XVIII веке 20-30 членов братии чувствовали себя более спокойно, на мирное течение монашеской жизни никто не посягал.

Очередные проблемы начались в 1812 году, когда ризницу и иные ценности эвакуировали в Вологду и Троице-Сергиеву лавру, а обратно так и не вернули. В остальном в XIX веке Даниловский монастырь процветал: хотя количество монахов оставалось скромным, росли земельные наделы и появлялись владения вне его территории.

Храм Святых Отцов Семи Соборов Вход в храм

Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке

После революции в Даниловом монастыре были собраны опальные епископы, не поддерживавшие патриарха Тихона. В 1929 году его закрыли по решению НКВД. Колокола вывезли в США, некрополь разорили, прах Гоголя, Хомякова, Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, останки художника Перова – в Донской монастырь. Многие рукописи и книги перешли в государственный архив. В бывшем монастыре был открыт спецприемник: сюда свозили детей репрессированных на Бутовском полигоне. Смертность среди никому не нужных воспитанников была огромной, и у монастырских стен возникли новые, уже безымянные захоронения.

В 1983 году при патриархе Пимене на государственном уровне было принято решение о возвращении монастыря верующим. Сначала речь шла о Донском монастыре, потом, после смерти Брежнева, власти остановили свой выбор на Даниловом. В 80-е годы началась реконструкция соборов и хозяйственных помещений одновременно со строительством резиденции патриарха. Несколько лет назад резиденцию реконструировали, после чего монастырь продолжил работу в стандартном режиме: незначительная его часть открыта для прихожан, остальное находится под бдительной охраной казаков.

Остатки утраченного некрополя

Храмы Даниловского монастыря

Старейший храм обители, церковь во имя Святых Отцов, в первозданном виде продержался менее 200 лет. В 1730 году его разобрали, а новый с тем же именем построили на цоколе близлежащей церкви XVII века – Покровской. На этом архитектурные эксперименты не закончились. В 1806 году над собором Святых Отцов надстроили два придела: южный посвящен Борису и Глебу, северный – Даниилу Московскому.

В результате вместо одного престольного праздника в церкви Святых Отцов отмечают несколько – каждый в своем отделении. Главное торжество в честь Вселенских Соборов проходит 31 мая. Из Покровской церкви, с цокольного этажа храма Семи Соборов, 14 октября отправляется крестный ход вокруг здания и расположенного рядом Троицкого собора. Придел Покровской церкви посвящен пророку Даниилу, престольный праздник которого отмечается 30 декабря. Церковь Даниила Столпника устроена в третьем ярусе храма Семи Соборов, здесь празднуют его день 24 декабря.

Строители монастыря не могли забыть и об учителе Даниила Столпника – Симеоне. Этому святому посвящена надвратная церковь XVIII века, увенчанная 45-метровой колокольней. Торжественная служба проходит здесь 14 сентября. Храм Рождества Иоанна Крестителя в подклете Троицкого собора и церковь Серафима Саровского на месте часовни в больничном корпусе обустроены недавно, в 80-е годы ХХ века.

Надвратная церковь с колокольней Троицкий собор Церковь Серафима Саровского

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбля Строгие монастырские стены Данилов монастырь

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Святыни монастыря

Место захоронения князя-основателя было забыто, но в 1652 году мощи были обретены и погребены в храме Вселенских Соборов. В 1932 году, после закрытия и монастыря, и расположенных рядом с ним церквей, останки Даниила пропали. В 90-е годы частицы мощей, сохраненные усилиями уцелевших иерархов в стране и за ее пределами, были возвращены в Данилов монастырь. Рака вернулась в собор под северную арку, ковчег, приехавший из Америки, сейчас хранится в Троицком соборе. Еще две иконы с мощами – на аналое и между иконостасами. Обретение мощей отмечается в приделе храма Семи Соборов 12 сентября. Ежегодно 17 сентября вспоминают о дне смерти святого.

В Покровской церкви хранится рака с мощами преподобного Георгия, сосланного в Казахстан после революции и умершего в 1932 году в пути из ссылки. В Троицком соборе содержится фрагмент останков Александра Невского, в церкви князя Даниила в соборе Святых Отцов – частица мощей Николая Чудотворца. Здесь же можно увидеть ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком.

Ковчег с мощами Святого Даниила Икона Святого Даниила Московского Ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком

Монастырское производство

Сотрудники художественно-реставрационных мастерских расписывают храмы, создают иконы, ювелирные изделия для православной церкви, киоты и ковчеги из дерева. При Даниловом монастыре открыта собственная мастерская по производству колоколов с мастер-классами и обучением звонарей. В ней изготавливают новые, реконструируют старые колокола, специалисты участвуют в проектировании звонниц с расчетом звучания инструментов, проводят экспертизы.

История подлинных даниловских колоколов драматична: в 30-е годы оригиналы чудом вывезли в США и хранили в Гарвардском университете. В 2007 году их обменяли на точные копии, спонсором доставки стал Вексельберг. Благодаря удачной сделке с 2010 года в монастыре в последнее воскресенье сентября проходит фестиваль русских звонов.

Правила поведения в монастыре

Поскольку Данилов монастырь действующий, к тому же мужской, в нем есть свои ограничения по посещению. Женщины приходят исключительно в юбках и надевают платок при входе на территорию, мужчины снимают головные уборы при входе в храм. На богослужении женщинам рекомендуют становиться справа, мужчинам – слева. Женщинам нельзя входить в храм с накрашенными губами: предполагается, что они будут целовать крест. Первыми причащаются монахи, затем дети, мужчины, в конце – женщины.

По всей территории ходит казачья охрана, следящая за порядком. Фотографировать в обители запрещено, особенно монахов, иначе вмешаются казаки.

Прихожане В храме Посетители монастыря

Покупки в Даниловом монастыре

На территории монастыря, рядом с ним, на Даниловском валу, и в интернете работают магазины. В палатке с 8 до 20 ч можно приобрести репродукции картин православных художников или даже оригиналы, например парадный портрет патриарха Кирилла. «Монастырский мед» реализует продукты из Греции, мед и хлеб собственного производства, безалкогольный бальзам, косметику для ухода за кожей, постные полуфабрикаты и спирулину. Другие монастырские лавки продают кожаные изделия с православной символикой: пояса, брелоки, портмоне, сумки, ключницы, а также футболки с картинами, иконы и киоты.

Богослужения

В Свято-Даниловом монастыре не крестят, не венчают и не отпевают, принимают только личные заказы молитв во здравие и за упокой. Насущные вопросы можно решить с дежурным священником с 9 до 17 ч в приемной, в воскресенье и праздники – с 12 часов. Торжественные службы по престольным праздникам проходят в храмах обители. Исповедь начинается в 7 утра в храме Святых Отцов. В 6, 7 и 17 часов по будням в храме Святых Отцов проходит повседневная молитва, по субботам и накануне праздников с 17 часов в Троицком соборе начинается Всенощная. В выходные в Троицком служат литургию в 8.45, в 6.45 – в храме Семи Соборов. Еще одна служба проходит по воскресеньям в 17 часов в соборе Святых Отцов.

Патриаршее богослужение в Даниловом монастыре Сувенир из Данилова монастыря

Отдых у стен Даниловского монастыря

Хотя на территории монастыря нет условий для проживания паломников, вне его стен, с южной стороны, построена гостиница «Даниловская», принадлежащая патриархии. Заведение носит светский характер, оснащено рестораном с баром, бассейном. Стоимость проживания в двухместном номере с завтраком – от 7 тысяч рублей в сутки, трехкомнатные апартаменты с кроватью под балдахином и гидромассажной ванной стоят от 13000 рублей. Гостиничный ресторан предлагает блюда монастырской кухни, самая дешевая позиция в постном меню, гречка с грибами и луком, стоит 250 рублей за порцию.

Читайте также  Киргизия на карте мира

Как добраться

Попасть в Данилов монастырь можно от станции метро «Павелецкая» на трамвае любого маршрута до одноименной остановки. Более типичный маршрут – пройти от метро «Тульская», ориентируясь от последнего вагона от центра, около 300 м к северо-востоку вдоль трамвайных путей. Вход в Даниловский монастырь бесплатный с 6.30 утра до 9 вечера, внутри можно перекусить у киоска с выпечкой.

Данилов монастырь первый монастырь Москвы.

Данилов монастырь история.

Данилов монастырь – первый в Москве, – основан святым благоверным князем Московским Даниилом, младшим сыном прославленного в истории Церкви и Государства святого благоверного великого князя Александра Невского и супруги его праведной княгини Вассы. На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля не позднее 1282 года Даниил основал первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — ныне московский Данилов монастырь.

Многое пережила Данилова обитель на протяжении своей 700-летней истории. В 1330 году братия Данилова монастыря была переведена в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, Спасский. В 1490 году, при Иоанне III, Спасский монастырь был перемещен на Крутицкий холм над Москвой-рекой и стал называться Новоспасским. Так Данилов монастырь положил начало новому, одному из самых значительных монастырей Москвы. Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении.

Оборона Московских рубежей.

Данилов монастырь всегда был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Большую роль сыграл он в 1591 году в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея. В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.

Монастырь в советское время.

После революции у обители постепенно стали отбирать храмы, и в 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт — последним в Москве. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а Даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены детская колония и склады.

Монастырь в наши дни.

Представительством святого князя Даниила монастырь, основанный в Москве первым, в 1983 году был первым возвращен Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году разрушенная почти до основания монашеская обитель была восстановлена и отреставрирована. На территории монастыря находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Храмы монастыря.

Обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор.

Троицкий собор — самый большой собор монастыря. Построен в 1838 году по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения.

Главная святыня монастыря.

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Монастырь имеет подворья: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

Даниловский монастырь в Москве

Даниловский или Данилов мужской монастырь основали еще в XIII веке. Указ об этом издал тогдашний Московский князь Даниил, приходившийся сыном Александру Невскому.

До XVI столетия обитель не единожды меняла место своего расположения, пока не закрепилась на бывшей территории Новоспасского монастыря.

Во времена правления Ивана Калиты мужской монастырь пришел в запустение. Его последующее возрождение приходится на годы царствования Иоанна Грозного, когда обитель была отнесена к числу так называемых монастырей-сторожей, охранявших подступы к Москве с южного направления.

История Даниловского монастыря

Нынешний ансамбль Даниловского монастыря, по большей части, сформировался в XVIII-XIX веках.

Выстроенный из камня в период с 1555 по 1560 годы храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов является древнейшим в Даниловской обители. К сожалению, к 1730 году он сильно обветшал и был частично разобран. В его дальнейшей истории прошло много перестроек и реконструкций, т.ч. на сегодняшний день это стало каким-то «сложносочиненным» сооружением.

Так, нижний этаж занимает церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, датируемая 1650-1670 годами. Находящийся сверху «летний» храм в стиле московского барокко пристроили в 1729-1730, а два его придела вообще в 1806. В 1752 году возвели над папертью Покровской церкви и ее западным притвором еще и церковь во имя Даниилы Столпника.

Это уникальное явление в московской архитектуре, когда основанием двух храмов является одна ранее построенная церковь.

Надвратную церковь в Данилов монастыре возвели в стиле барокко в период с 1731 по 1732 годы и освятили во имя преподобного Симеона Столпника. Над храмом устроили 45-метровую колокольню, звонница которой состояла из великолепно выполненных колоколов (при большевиках их демонтировали и в настоящее время они находятся в американском Гарвардском университете).

Сами Святые ворота относятся к постройке 1681 года. Их фасад богато декорирован рядами балясин и всевозможных ширинок.

Троицкий собор на территории Даниловского монастыря построили в период с 1833 по 1838 годы. Авторство проекта приписывают архитектору Осипу Ивановичу Бове, но подтверждающих документов этому нет.

Культовое здание оформлено в стиле московского ампира. Его фасад декорирован классическими портиками, составленными из дорических колонн. Завершает постройку купольная ротонда.

Уже в 1888 году в подклете Троицкого собора устроили церковь во имя «Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».

В те же 80-е годы прошлого столетия в обители воссоздали или вновь построили церковь Серафима Соровского и две часовни по авторскому проекту архитектора Юрия Георгиевича Алонова — надкладезную и поминальную.

Поминальная часовня стоит на месте, откуда брал начало монастырский некрополь, появившийся здесь после середины XIX века. Здесь были похоронены представители многих известных княжеских фамилий: Вяземские, Мещерские, Барятинские, Волконские, а также представитель культурного сообщества: Николай Васильевич Гоголь, Алексей Степанович Хомяков, Николай Михайлович Языков и многие другие.

Данилов монастырь в советское время

В советский период Данилов монастырь закрыли одним из последних в стране. Его территория была отдана под устройство детской колонии, ради расширения которой был снесен Даниловский погост (часть бывших захоронений переместили на Новодевичье кладбище и некрополь Донского монастыря).

В мае 1983 года мужскую обитель вернули Московской патриархии, и здесь была размещена резиденция Патриарха Московского и всея Руси. Исторический облик святыня обрела после реставрации, которая завершилась в 1988 году. Именно тогда по всей стране отмечалось великое событие — 1000-летие крещения Руси.

Даниловский монастырь расположен по адресу: Москва, Даниловский Вал, 22 (станция метрополитена Тульская).

Даниловский монастырь в Москве

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.

В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это — древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.).

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря — «не в церкви, а в ограде».

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, — еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки — мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!»

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи — и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.

Читайте также  Букинг сергиев посад

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию — собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.

В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного — к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она «особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде».

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф.Самарин и А.С.Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, — создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин — Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище — как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии «обновленчества» и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли «даниловцами» — многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники — здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.

Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Только в мае 1983 года решением советского правительства Даниловский монастырь был вновь отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. История его возвращения поистине чудесна, — православные москвичи увидели в ней Волю Провидения.

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Данилов монастырь в Москве

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4502″>

Старейший Свято-Данилов монастырь в Москве в настоящее время является административным и в первую очередь духовным центром России. Расположившийся в живописном месте на берегу реки, поражает прекрасной и уникальной русской архитектурой.

История строительства

Обитель заложена в 1282 году четвертым сыном князя Александра Невского – Даниилом. Названа в честь жившего в V веке Даниила Столпника, получившего имя за свой отшельнический подвиг. Находясь в Сирии, Даниил повстречал монаха Симеона, который долгие годы жил на вершине каменного возвышения – столпа. Праведная жизнь монаха Симеона поразила Даниила, он решил последовать примеру и, поселившись вблизи города Константинополя, начал новую жизнь столпника. Через некоторое время в нем проявились способности к врачеванию и предсказанию.

Князь Даниил был миролюбивым и кротким человеком. Прожил чуть больше сорока лет и за свою короткую, но плодотворную и полную событий жизнь постарался сделать как можно больше для возвышения Московского княжества и объединения русских земель. В годы княжения Москва стала самостоятельным удельным княжеством. В конце жизни князь Даниил принял постриг, в XVII веке был причислен к лику святых. Останки князя, которые раньше находились на кладбище, торжественно перенесли в Троицкий собор.

После закрытия монастырского комплекса в 1930 году святые мощи поместили в церкви Воскресения Словущего. Затем сведения о месте их нахождения теряются, до сих пор не обнаружены. Возродилась обитель при Иване Грозном. В 1555-1560 годах построили каменный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В мае 1561 года его освятил митрополит Макарий в присутствии Иоанна Грозного, его приближенных и родственников. Царь преподнес в дар собору Владимирскую икону Божией Матери, на которой были портретные изображения самого государя, старшего сына и митрополита Московского Макария.

Монастырскую территории обнесли массивной каменной стеной со смотровыми башнями в самом начале XVII века. Данилов монастырь несколько раз за время своего существования подвергался грабежам и поджогам. Сильно подстрадал от огня в 1610 году, в так называемые Смутные времена, когда Лжедмитрий II с войском подошел к стенам города, желая захватить престол. Французские завоеватели во время Отечественной войны грабили и безжалостно уничтожали православные святыни, захватили и унесли с собой всю церковную казну.

Монастырь в период советской власти

Фактически после того, как власть в стране перешла к большевикам, храмовый комплекс с 1918 года в полной мере не мог функционировать, но до окончательного закрытия монашеская жизнь продолжалась. В частности, сюда в 20-е годы прибывали епископы, назначаемые Патриархом Московским Тихоном, хотя не имели возможности выполнять возложенные обязанности из-за запретов властей.

В 1929 году здесь обустроили колонию для малолетних правонарушителей и детей репрессированных. Условия проживания были нечеловеческими, дети часто болели и умирали, хоронили их на старом монастырском кладбище. Пострадала при закрытии уникальная библиотека – часть книг пропала, часть до настоящего времени находится в московских архивах. Вероятно, старинные церковные книги будут возвращены настоящему владельцу.

Более 50-ти лет РПЦ не владела религиозным комплексом, его возвратили только в 1983 году. Власти разрешили также строительство новых служебных и религиозных сооружений. Восстановление шло на средства московских приходов и поступлений от иногородних епархий. Руководил работами архитектор И. И. Маковецкий. Подлинное возрождение храмового комплекса началось при архимандрите Евлогии.

Менее чем за пять лет монашеская братия отреставрировала строения, и в 1988 году здесь был организован центр празднования великого события для всех православных христиан – 1000-летие Крещения Руси.

Здания и сооружения

Действующий мужской монастырь в Москве был основан в XIII веке, сохранившиеся до сегодняшних дней здания возводились гораздо позже – в XVI, тем не менее комплекс считается старейшим. В его стенах расположены сооружения религиозного значения, жилые и административные здания – больничный корпус, гостиница, помещение для братии, резиденция Священного Синода и другие.

Читайте также  С кем граничит турция карта

Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов

Это самая старинная каменная постройка из ныне существующих на территории. Церковь строили с 1555 по 1560 годы, весной 1561 года она была освящена митрополитом Макарием в присутствии Иоанна Грозного и его приближенных. Во второй половине 70-х годов XVII века рядом соорудили Покровскую церковь-трапезную. В 1730 году трапезную разобрали и возвели на сводах новую, в стиле “московское барокко”.

В 1752 году с западной стороны была построена церковь Даниила Столпника, в 1806 добавлены приделы, посвященные святым Борису и Глебу, а также князю Даниилу. В 1970-1980 годы строение было отреставрировано и освящено вновь в 1988. Сооружение представляет собой сложную конструкцию, которая неоднократно перестраивалась. Сложилась уникальная для архитектуры Москвы композиция, при котором два верхних храма поставлены на одном нижнем.

Троицкий собор

Самое значительное сооружение в стиле русского классицизма. По одним источникам проект принадлежит архитектору Бове, другие считают, что автором был зодчий Тюрин. В 1930 году собор закрыли и полностью перестроили интерьер. Многие уникальные детали были безвозвратно утрачены.

В XX в. после передачи обители в РПЦ храм снова перепланировали и возвратили первоначальный облик – фасады строения украсили тосканскими портиками, ротонду увенчали куполообразной крышей. Собор сооружали на высоком подклете, в котором сейчас расположилась церковь Иоанна Предтечи. В настоящее время Троицкий собор самый крупный действующий храм.

Надвратная церковь

К 1732 году относится возведение Надвратной церкви-колокольни Симеона Столпника. Установлена над Святыми воротами. Строение в стиле барокко имеет несколько ярусов, богато украшено балясинами. Архитектура сохранилась в первоначальном виде. Звонница над храмом была разобрана, колокола хотели перелить на хозяйственные нужды страны, но их выкупил и вывез в США дипломат Черльз Крейн, подарив Гарвардскому университету. 45-метровую колокольню восстановили в 1984 году, установив 16 новых колоколов. В 2007 году их обменяли на оригинальные, которые сохранились в Гарварде.

Современные часовни

Надкладезная часовня построена в 1988 году. Проект выполнен архитектором Ю.Г. Алоновым, представляют собой четыре сквозные арки. Венчает строение главка с крестом.

Спроектировал Поминальную часовню, напоминающую свечу, также Алонов. Построена вблизи башни Нагорной, место выбрано не случайно – отсюда начинался старый некрополь, основанный в XIX столетии.

За часовней вдоль монастырской стены можно увидеть сохранившиеся надгробья и каменную плиту с изображением креста, так как в 1930 году большую часть кладбища сравняли с землей. Как объясняли власти, это было сделано в целях расширения территории для расположившейся в обители детской колонии.

Башмачок Спиридона Тримифутского

С XV в. мощи святителя Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции. В апреле 2007 года митрополит Керкиры преподнес в дар Данилову монастырю расшитый золотыми нитями башмачок с мощей святого в связи с пребыванием в Россию его десницы. Башмачок поместили в застекленный киот вместе с образом святителя. Спиридон Тримифунтский при жизни совершал чудеса, но и после кончины верующие наблюдают удивительные вещи: его нетленное тело имеет такую же температуру, как и тело живого человека.

Рассказывают, что святитель до сих пор помогает нуждающимся – обувь Спиридона изнашивается, ее периодически меняют, а старые башмачки как святыню передают в различные приходы. Каждый верующий может поклониться реликвии и попросить о сокровенном, или оставить записку, которые потом сжигаются служителями, чтобы просьбы исполнились.

Некрополь Данилова монастыря

Согласно археологическим исследованиям здесь начали погребать усопших в XV в. Во время раскопок, проводившихся в 60-х годах XIX столетия, найдены надгробия из камня, датированные тем временем. На некоторых высечены надписи на немецком и латинском языках. С XVII в. в некрополе хороненили простых монахов и настоятелей, позднее представителей дворянства, военноначальников, известных меценатов, выдающихся деятелей России.

Слава Даниловского кладбища в захоронениях талантливых и самобытных личностей, здесь покоились писатель Гоголь, поэт и художник Хомяков, философ Самарин, публицист Кошелев, историк Венелин и другие. Некрополь уничтожили, многие надгробья исчезли. Некоторые останки перенесли на Новодевичье кладбище в Москве, в том числе Гоголя и Языкова. Сейчас на месте кладбища построено новое здание, в котором разместилась резиденция патриархов.

Монастырский Хор

Мужской праздничный концертный хор образовался в 1994 году. В праздничные и воскресные дни хор принимает участие в торжественных богослужениях, но занимается не только церковной деятельностью: коллектив участвует и в просветительских концертах, часто гастролирует по России и за пределами нашей страны.

В составе коллектива профессиональные музыканты, все имеют дипломы высших музыкальных учреждений. Репертуар включает сложные церковные песнопения в честь христианских праздников. Кроме того, коллектив исполняет вальсы и романсы, русские народные и патриотические песни, гимны. Выпускает диски, регулярно делая записи как старых и хорошо известных, так и новых произведений.

Расписание богослужений

Для посетителей вход на территорию открыт с 06:00 до 21:00. Экскурсии – каждый день с 09:00 до 18:00. Открыта церковная лавка.

  • проводятся богослужения
  • можно заказать акафисты, молебны и панихиды
  • проводится таинство исповеди и Соборование

Не совершаются обряды отпевания, крещения и венчания.

Следует помнить, что обитель действующая, поэтому надо соблюдать правила посещения: женщины должны быть в платьях или юбках ниже колен, с покрытой головой. Мужчинам не следует приходить в шортах, и обязательно снимать головные уборы.

Где находится и как добраться

Адрес: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22.

  1. На метро по Серпуховско-Тимирязевской линии до станции “Тульская” (садиться в последний вагон из центра). Далее пешком до улицы Даниловский Вал, вдоль трамвайных путей, не сворачивая. Время – около 10 минут средним шагом.
  2. На трамвае от метро “Павелецкая” – остановка «Свято-Данилов монастырь».

Даниловский мужской монастырь в Москве – один из главных духовных центров всей России. Здесь открыты курсы для взрослых и воскресная школа для детей, работает православное издательство и экскурсионная служба. Все постройки отреставрированы, в храмах проводятся богослужения. В эти священные места приходят не только верующие – все люди, которым интересна история своей страны.

Данилов монастырь

Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской Православной Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского.

В 1920-х годах монастырь был центром так называемого «даниловской оппозиции» — неофициальной консервативной оппозиции митрополиту Сергию, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) [1] [2] .

Возрождён в 1980-е годы как духовно-административный центр РПЦ; получил статус ставропигиального.

Содержание

История монастыря

До 1932 года

Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве-реке обителью; был основан в конце XIII века московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским) [3] , младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300 год), которая в 1330 году переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

По смерти князя Даниила обитель, им основанная, пребывала в запустении. Степенная книга повествует, что при великом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо монастыря; князь Даниил явился ему и рек:

Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже

С того времени Иоанн повелел петь соборные панихиды о душах своих усопших сродников. В XIV—XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 году Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя [4] . В 1561 году храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием.

В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» — укреплённый передвижной лагерь. В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отрядов Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова с армией царя В. И. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён Илейко Муромец — один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610 году. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. К 1710 году в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов, по штату 1764 года — 12 монахов с настоятелем, в 1900 году — 17 монахов. В 1812 году разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна — в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей.

Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году (имел 18 десятин земли). В конце XIX века монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 года находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 года — для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 году в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли.

В начале XX века монастырь был 3-го класса, в ведении викария Московской епархии. С 1 мая 1917 года и до закрытия настоятель обители — епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Краснов-Левитин и Шавров пишут:

До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми „тихоновцами“, чем сам Патриарх Тихон

После формального закрытия монастыря в 1918 году монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930 года; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии. В 1929 году принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете.

В 1920-е годы часть рукописных книг и документов монастыря поступили в московские архивы (ныне находятся в РГАДА [5] ).

Изолятор НКВД для детей

В 1930 году на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: [6]

Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря).

Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 год находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря.

Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва