Пещерные храмы китая

Пещерные храмы китая

Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в Китае

Гроты Лунмэнь – это уникальная древняя сеть буддийских пещерных храмов, высеченных в скале на берегу реки Йи, к югу от города Лоян, в провинции Хэнань, в Китае.

Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в провинции Хэнань в Китае Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в провинции Хэнань, Китай

В этом месте было найдено около 1350 пещер и 40 пагод, которые заполнены статуями Будды всех форм и размеров: от 1 сантиметра до самой большой статуи Будды, которая уходит в небо на высоту 17 метров.

Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в провинции Хэнань Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в Китае

Только здесь можно увидеть более 100000 статуй, вырезанных из твёрдых скал известняка. Простираясь на 1 км вдоль обоих берегов реки, пещеры представляют собой один из лучших образцов китайского буддийского искусства.

Уникальные пещерные храмы в провинции Хэнань в Китае Гроты Лунмэнь в Китае

Гроты Лунмэнь находятся в 12 км к югу от исторического китайского города Лоян. Здесь два холма, окружающие реку Йи, становятся очень крутыми и похожими на скалы по мере приближения к долине реки. Именно здесь был найден легко обрабатываемый известняк для изготовления гротов.

Гроты Лунмэнь в провинции Хэнань Пещерные храмы в провинции Хэнань в Китае

Строительство гротов Лонгмэнь началось в 493 году во время правления императора Сяовэна и продолжалось в течение 6 последовательных династий, включая Тан и Сун, на протяжении более 400 лет. Самый интенсивный период резьбы датируется концом 5-го века.

Пещерные храмы в провинции Хэнань, Китай Пещерные храмы в провинции Хэнань

Около трети всех пещерных скульптур были вырезаны во времена династии Вэй и Тан. Стиль скульптуры, дизайн одежды и выражение лиц на статуях, а также методы резьбы демонстрируют явный прогресс стиля на протяжении более полувека.

Пещерные храмы, Хэнань в Китае

Самые ранние пещеры имеют простые, округлые, примитивно смоделированные статуи святых, в то время как статуи из династии Тан считаются уже более сложными и изображают только мужчин и женщин, а также придворных.

Пещерные храмы, Хэнань, Китай

Самая старая и самая большая из пещер – Лунмэнь-Гаянгдонг, расположена в середине южного этажа западного холма.

Пещера Лунмэнь-Гаянгдонг Пещера Лунмэнь-Гаянгдонг,, Китай

В пещере Фэнсяньси, на южном этаже западного холма, находятся 9 огромных статуй, среди которых доминирует статуя Будды Вайроканы, с пухлыми чертами лица и сочувственным выражением лица.

Пещера Фэнсяньси, Китай

На протяжении многих десятилетий пещеры страдали от вандализма и грабежей, которые начались с анти-буддийского движения 9-го века и продолжались вплоть до 19 и 20 века. Всё это привело к тому, что многие статуи оказались в весьма плачевном состоянии.

Пещера Фэнсяньси в Китае

Сегодня гроты Лунмэнь – это памятник архитектуры, которые находится под защитой государства. В 2000 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гроты Лунмэнь

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Рубрики

  • ВЯЗАНИЕ (1535)
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (407)
  • ЗДОРОВЬЕ (373)
  • ВКУСНЯТИНА (354)
  • ЧТИВО (300)
  • РУКОДЕЛИЕ (255)
  • Хозяйственное (152)
  • СТИХИ (116)
  • ИНТЕРЬЕРЫ (85)
  • АНГЛИЙСКИЙ (39)
  • Политика и история (24)
  • Игрушки (6)
  • Примочки для компа (4)
  • ЛЮБОПЫТНОЕ (254)
  • музыка (111)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (260)
  • ФИЛЬМЫ (271)
  • ШИТЬЁ (203)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Пещерные храмы в Китае

Пещерные храмы Лунмэнь, Китай

Пещерный храм Лунмэн .
Лунмэнь (龙门石窟, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») — комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганом считается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая. Входит в составленный ЮНЕСКО перечень Всемирного наследия. Высечен в 495—898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян).

Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500—523, Гуян, 495—575, и Фынсянь, 627—675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672—676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.

Считалось, что вырезать из скалы комплексы пещерных храмов улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился в Поднебесной. Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало начиная с времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.

Сначала гроты с высеченными буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит «Драконьи врата».

Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.

Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня — статую будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками. Однако вопреки всем ударам судьбы Лунмэнь сохранил свою красоту и великолепие и в наши дни является одним из наиболее популярных объектов туризма в Китае, внесенных в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня. Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.

За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса, и Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которой высечены рецепты приготовления лекарств. Между этими двумя храмами находится Грот десяти тысяч будд (Ванфо Дун), относящийся к эпохе Тан. Его название связано с тем, что стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных будд, а по центру в позе лотоса сидит умиротворённый Будда Гаутама, который, прикрыв глаза и подняв правую руку, проповедует собравшимся ученикам и небожителям.

Но самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников, казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы. В этом гроте мы видим 17-метровую фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-будд и олицетворяет собой чистое сознание. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.

Читайте также  Дата основания харькова

Замыкает череду гротов на западном берегу Ихэ пещерный храм Гуян, с которого, собственно, и началось строительство Лунмэня. Внутри этого грота туристы видят трёх шестиметровых Будд, средний из которых, по мнению учёных, похож на северовэйского императора Сяовэня. Стены пещеры покрыты богатой резьбой, изображающими жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей. Здесь же имеются уникальные каллиграфические надписи, дающие представление об особенностях письма того времени.

На восточном берегу реки Ихэ также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Среди них можно отметить прекрасный Грот принца Гаопина (Гаопин цзюньван дун), в которой вырезан Будда, беседующий с учениками. Однако в целом гроты восточного берега сохранились плохо, многие из их статуй потеряли свои формы и представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы. Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма. Гости храма могут поклонится Будде и его ученикам, увидеть бронзовую статую Цянлуна и стелу со стихотворением, которое император написал в связи с визитом в Лунмэнь, а также подкормить разноцветных карпов, плавающих в пруду под одной из лестниц храма. Ещё севернее мы видим последний из четырёх объектов музейного комплекса «Лунмэнь» — усадьба матери великого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи вместе с могилой самого поэта. Эта усадьба представляет собой прекрасный образец традиционного китайского парка с ручьями, образующими запруды с лотосами, зарослями бамбуков, кипарисовыми и пальмовыми рощами, чайным домиком и площадкой с каменными стелами, на которой вырезаны стихи знаменитого поэта. Сам Бо Цзюйи покоится в специальном павильоне, непосредственно над могилой стоит его статуя, вырезанная из куска скалы, а по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и вещи, дающие представление о жизни и творчестве этого талантливого автора.

Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно. По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.).

Пещерные храмы китая

Лунмэнь – будистский пещерный храмовый комплекс, расположенный в 12 км к югу от г. Лояна (провинция Хэнань) на скалистых холмах западного и восточного берегов текущей с юга на север реки И (Yihe).

Горная порода скальных утесов, в которых высечены пещеры – известняк.

Основная часть пещер находится на западном берегу, соединенным с восточным берегом двумя мостами – северным и южным, находящимися в начале и конце обзорного маршрута длинной около 1 км (по каждому берегу).

Посетители проходят с севера на юг по западному берегу, переходят реку по южному мосту и возвращаются назад на юг по восточному берегу. Перейдя южный мост, они оказываются в начальной точке обзорного маршрута.

Обзорная площадка находится на восточном берегу чуть ниже южного моста, рядом – стоянка гольфкаров для тех, кто не хочет возвращаться пешком.

Всего во всем комплексе насчитывается 2345 пещер и ниш, около 2800 надписей, 43 пагоды и свыше 100 000 различных буддистских изображений.

В процессе сооружения пещерного комплекса Лунмэнь выделяют четыре основных исторических периода:

1) Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители Северной Вэй ( Тоба Вэй, с 495 г. – Юань Вэй) перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян и продолжили сооружение буддистских пещерных комплексов уже на новом месте вплоть до падения Северной Вэй в 536 г. (см. также «Пещеры Юньган»). Первой пещерой Лунмэня была Гуян (Guyang Dong), а всего в этот период было создано около 30% от общего количества пещер.

2) Период смут и раздоров с 524 г. по 625 г., когда пещеры почти не создавались.

3) Период с 626 г. по 755 г. – время расцвета великой династии Тан и возвышения буддизма. К этому периоду, когда было создано около 60% от общего количества пещер, относится и сооружение монументального комплекса Фэнсянь Си (Fengxian Si) – главной достопримечательности и «визитной карточки» Лунмэня.

4) Заключительный период смут, войн и волнений с 755 г. по 1127 г. от династии Тан до Северной Сон, когда сооружение пещер в Лунмэне практически не велось.

Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong)

Относится к периоду династии Северная Вэй (Юань Вэй).

Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м.

Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.

Значительным отличием от скульптурных композиций более ранних периодов является включение большого количества дополнительных персонажей махаянского пантеона между буддами традиционной триады, так что каждый будда образует отдельную смысловую подгруппу (две триады по краям и пентада по середине) – всего 3+5+3=11 фигур (на фотографиях крайние фигуры бодхисаттв не видны).

Один из вариантов идентификации (на фотографии слева направо):

(Бодхисатва – Будда Прабхутаратна – Бодхисатва)=>( Бодхисатва Самантабхадра – Ананда – Будда Гаутама – Кашьяпа – Бодхистава Манджушри)=> (Бодхисаттва – Будда Майтрея – Бодхисатва).

Головы двух бодхисатв были украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в Японии: в «National Museum» Токио и «Osaka Art Gallery of Japan».

В центре потолка пещеры – цветок лотоса в окружении апсар. На стенах вокруг голов Будд – «пламенеющие» нимбы.

На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы . Два из ни были так же украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в Нью-Йорке.

На примере средней пещеры Биньяна хорошо видны отличительными признаки скульптурного стиля Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая оба плеча и складками поверх трона; удлиненные тела с почти квадратными головами и главное – характерная «наивная» улыбка Будды в виде полумесяца.

Ваньфо Дун – Пещера десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten)

Эта пещера относится ко времени династии Тан: ее сооружение было закончена в 680 г.

Пещера почти квадратная в плане, главная композиция – триада Будды Амитабхи.

Центральная фигура пещеры – статуя Будды Амитабхи, сидящая на восьмиугольном лотосовом троне, который поддерживается фигурками силачей.

Слева от Будда Амитабхи – Бодхисатва Гуаньинь (Авалокитешвара), справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. На стенах за Буддой и бодхисатвами изображены пламенеющие нимбы.

Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько небольших статуй разного размера (по-моему неидентифицированные).

Выше центральной группы находится традиционный амидиастский мотив: изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли Будды Амитабхи (кит. – Amituofo, яп. – Amida).

Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число) и они не обезличенные: здесь высечены фигурки различных бодхисатв, а так же доноров, финансировавших сооружение пещерного храма.

На южной и северной стенах находится около 1500 крошечных изображений Будды, которые и дали пещере ее название.

В центре потолка – изображение цветка лотоса в окружении плохо различимых фигур (вроде бы это апсары).

Снаружи пещеру охраняют два грозных небесных короля, фигуры которых высечены справа и слева от входа.

На южной стене (так пишут) снаружи есть интересное изображение: статуя Гуаньинь высотой 85 см, которая держит – как символ очищения пыли с душ – сосуд с чистой водой в левой руке и хвоста оленя в правой руке (сам я этой статуи не видел).

>Между Wanfo Dong и Lianhua Dong

Пещера Лотоса (Ляньхуа Дун, Lianhua Dong)

Эта пещера сооруженв в 527 г.. Она является одной из последних, созданных в период династии Северная Вэй.

Своим названием пещера обязана огромному барельефу, изображающему цветок лотоса, которой расположен по центру потолочного свода. Его диаметр составляет 3.6 м, а толщина – 0.35 м. Вокруг цветка лотоса на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.

Читайте также  Воробьевы горы история

Сама Пещера Лотоса имеет размеры: высота – 6.1 м, ширина – 6.2 м и глубина – 9.8 м. Размер входного проема: высота – 4.6 м, ширина – 4.65 м.

Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м, стоящяя на лотосовом троне. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.

Фигура ученика слева от Гаутамы (с посохом и без головы) идентифицирована: это изображение Канаки Бхарадваджа – 8-ого стхавира (в махаянистской традиции 16 стхавир – это 16 архатов, главных учеников Будды, хранителей его учения). Голова статуи была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.

Позади головы Будды Гаутамы находится высеченный на задней стене барельеф: ореол в виде цветка лотоса, а все тело оконтурено барельефом в виде «пламенеющего» нимба.

На южной и северной стенах пещеры высечено большое количество обрамленных узорчатой резьбой ниш, в которых чаще всего изображены традиционные группы из трех или пяти фигур: будда с бодхисатвами и учениками. На нижнем уровне обеих стен композиции в нишах являются сценами из джатак.

Гроты Лунмэнь в Лоян, Китай

Относящиеся к культурным достопримечательностям мирового значения, Гроты Лунмэнь (Longmen Grottoes, другие названия: «Ворота Дракона», «Ворота реки И») находятся неподалеку от древнейшего города Лоян (Luoyang) в северо-восточной части Китая. Они расположились на берегу реки Ихэ (И), и добраться сюда из города можно за полчаса. Наиболее почитаемые китайскими буддистами скульптуры содержат Гроны Лунмэнь, вырубленные в скале.

Все туры в Лоян Визы в Китай Достопримечательности Лояна

Река Ихэ протекает в узкой долине, образованной двумя близко расположенными невысокими горами, и это уже само по себе красиво. Однако будучи вплетенными в природный ландшафт, Гроты Лунмэнь еще сильнее подчеркивают обаяние этой местности.

Традиция вырезать пещерные храмы пришла в Китай из Индии: еще во втором веке до нашей эры индийский царь Ашока для распространения буддизма повелел устроить первые храмы, вырубленные в горной породе.

А строительство Гротов Лунмэнь началось более полутора тысяч лет назад. Работы начались при Северной Династии Вэй (Wei, 220 г. – 2800 г.), затем, в годы правления Восточной Династии Вэй, Западной Династии Вэй, Северной Династии Ци (Qi), Восточной Династии Чжоу (770 г. до н. э. — 256 г. до н. э.), династии Суй (581 г. – 618 г.) и династии Тан (618 г. — 907 г.) комплекс пещерного зодчества постоянно расширялся, окончательно оформившись в привычном для нас виде в эпоху правления Северной Династии Сун (960 г. — 1279 г.).

Аналогичные хамовые комплексы, которые можно увидеть на территории Китая, находятся в провинциях Ганьсу (Gansu) и Шэньси (Shaanxi). Это соответственно пещеры Дуньхуан (Dunhuang) и Юньган. Однако добраться до них проблематичнее, поэтому у туристов наиболее популярны именно Гроты Лунмэнь в окрестностях города Лоян.

Популярные темы:

Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег считается одним из самых живописных французских регионов. С этим трудно поспорить тому,…

Продолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный department store страны, предлагающий продукцию…

Как объясняться без знания языка – психология общенияБез знания местного языка можно перемещаться практически по…

Достопримечательности Флориды – это самые красивые и интересные места, созданные как природой, так и человеком,…

Цирк в Иркутске существует уже более 200 лет, его история началась в 1795 году. Первые…

По Китаю, с севера на юг. Луньмэнь — пещерные храмы, вырезанные в скалах

Чтобы улучшить свою карму, надо вырезать Будду в камне

С давних времен в Индии существовала традиция вырезать в скалах пещерные храмы. Считалось, что подобные деяния улучшают карму и способствуют лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай эта традиция прижилась и в Поднебесной. Император, его сановники, да и обычные люди жертвовали деньги на высеченных Будд, чтобы увеличить свои заслуги перед высшим миром и достичь вожделенной нирваны.

Надо сказать, что буддизм оказал значительное влияние на формирование культового искусства в Китае, на традиции раннего древнекитайского зодчества. Среди появившихся архитектурных культовых сооружений отдельно стоит выделить пещерные храмы. Буддийские монастыри и храмы, в периоды правления благосклонных к ним императорских династий, богатели, получали во владение крупные земельные наделы и начинали играть значительную роль в экономике и культуре страны. Именно в эти годы, китайские зодчие создавали поражающие воображение грандиозные пещерные комплексы. Это были крупные пещерные храмы, которые высекались в толще отвесных скал, около столичных городов или на важных магистральных дорогах.

Буддийские пещерные храмы Китая это такой синтез скульптуры, архитектуры и живописи. При этом, сюжетами для скульптуры выступали изображения Будды в различных его состояниях, высеченные в камне легенды из его жизни, изображения его учеников и монахов.

Как правило, пещерный храм представлял собой высокий округленный ближе к потолку грот, в котором все основное пространство занимали гигантские (до 20 метров) сидящие фигуры Будды. Эти фигуры располагались так, чтобы на них, через вход или световое окно, падал мягкий свет. Китайские зодчие, продумывая наружное оформление таким образом, чтобы человек за пределами храма не мог получить представления о внутреннем решении пространства и о размерах помещенной внутри скульптуры. А попав внутрь, вплотную приближаясь к сидящей статуе внушительного размера, чувствовал себя восхищённым. Большие фигуры Будд в замкнутом пространстве производили сильное впечатление на зрителя, создавая культовым сооружениям ауру величия.

Пришло время, и одним из таких восхищенных зрителей оказался и я, попав в гроты Луньмэнь — комплекс буддистских пещерных храмов в 12 км к югу Лояна.

О китайской династии Северная Вэй или о тех далеких временах, когда даосизм и буддизм враждовали друг с другом

О династии китайских императоров Северная Вэй, правивших Поднебесной в 3–6 веках нашей эры, нельзя не вспомнить в рассказе о пещерных храмах Луньмэнь. Эта династия известна, во-первых, объединением царств Северного Китая в середине пятого века, а также, щедрым финансированием развития искусств на территории своей империи. Именно при этой династии были сооружены знаменитые пещерные храмы в Юньгане, недалеко от Датуна и комплекс пещерных буддистских храмов Луньмэнь вблизи Лояня. При планировании поездки в Китай, я решил не заезжать в Датун, отдав лишние дни пребыванию в Пекине. А вот в Лоянь приехал специально, что посмотреть и знаменитый монастырь Шаолинь и пещерные храмы Луньмэнь, о которых сейчас и идет речь.

И Датун и Лоянь были столицами Китайской Империи при династии Северная Вэй и благодаря этому в их окрестностях были сооружены потрясающие пещерные храмы, дошедшие до нашего времени.

Отношение к буддизму китайских императоров тех времен не отличалось постоянством. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Взять хотя бы императора Тоба Тао (очень известного в династии Северная Вэй). При его дворе шла напряженная конфессиональная борьба. Поначалу он, также как и его предшественники, слыл весьма веротерпимым. Император Тоба Тао доверил управление страной конфуцианцам, щедро одаривал буддийские монастыри, активно прислушивался к проповедникам — даосам. Последние, однако, и надоумили императора стать ревностным даосом. «Зачем нам, китайцам, почитать варварских богов?» с негодованием внушали ему даоские деятели. Их усилия не прошли даром, император Тоба Тао неожиданно стал оказывать протекцию даосизму, усмотрев в его учении альтернативу чужеземному буддизму. Он выстроил в столице даосский храм и взял даосский титул «Государя-покровителя наивысшего покоя». Даосизм постепенно стал серьезным противовесом буддизму, широко распространенному среди северовэйской знати. До этого, буддийские монастыри были крупными землевладельцами, не платили налогов, обрастали богатством. Год от года увеличивалось количество монахов. А тут Тоба Тао, готовясь к очередной войне, ради пополнения своего войска, велел вернуть в мир всех буддийских монахов моложе 50 лет. Укрыватели монахов подвергались преследованиям, закрывались буддистские школы. Также под запрет попали и шаманские культы язычников, которых обязали почитать китайских богов. Дальше было хуже, Тоба Тао издал указ об уничтожении всех буддийских икон и статуй, сожжении индийских книг, предании смерти и всех монахов и тех, кто, почитая чужеземных богов, делал идолов из серебра или меди. Даже конфуцианцев поразила жестокость его указа. При дворе императора развернулись неслыханные страсти. Некоторые считали казни монахов справедливыми, так как они чтили чужеземный закон, не несли воинской повинности, грешили перед своим телом, изнуряя себя постом, не работали, собирая милостыню, а соблюдая целомудрие, могли оставить империю без воинов. Другие миролюбиво советовали: если государь любит тех подданных, которые мудры, то он должен жалеть тех, которые глупы, и просвещать их, а не казнить, лишая возможности исправиться. А многие, симпатизировавшие буддистам были невероятно возмущены. Так, наследник престола, сын императора, задержал опубликование указа, дав возможность многим монахам скрыться и спасти книги и иконы. Император Тоба Тао казнил своего сына, защитника буддизма. Однако, вскоре стал жертвой заговора и был отравлен. Его внук, новый император Тоба Цзюнь увидел в произошедшем знак свыше, стал поддерживать буддистов, возвел гигантскую статую Будды, приказал делать пещерные храмы, а потом и вовсе ушел в монастырь. Его сын император Тоба Хун перенес столицу в Лоян, великолепно отстроив его заново, а в его окрестностях заложил грандиозный пещерный монастырь Луньмэнь.

Читайте также  Карта сухума с улицами

Гроты Лунмэнь – уникальные пещерные храмы в Китае

Гроты Лунмэнь – это уникальная древняя сеть буддийских пещерных храмов, высеченных в скале на берегу реки Йи, к югу от города Лоян, в провинции Хэнань, в Китае.

В этом месте было найдено около 1350 пещер и 40 пагод, которые заполнены статуями Будды всех форм и размеров: от 1 сантиметра до самой большой статуи Будды, которая уходит в небо на высоту 17 метров.

Только здесь можно увидеть более 100000 статуй, вырезанных из твёрдых скал известняка. Простираясь на 1 км вдоль обоих берегов реки, пещеры представляют собой один из лучших образцов китайского буддийского искусства.

Гроты Лунмэнь находятся в 12 км к югу от исторического китайского города Лоян. Здесь два холма, окружающие реку Йи, становятся очень крутыми и похожими на скалы по мере приближения к долине реки. Именно здесь был найден легко обрабатываемый известняк для изготовления гротов.

Строительство гротов Лонгмэнь началось в 493 году во время правления императора Сяовэна и продолжалось в течение 6 последовательных династий, включая Тан и Сун, на протяжении более 400 лет. Самый интенсивный период резьбы датируется концом 5-го века.

Около трети всех пещерных скульптур были вырезаны во времена династии Вэй и Тан. Стиль скульптуры, дизайн одежды и выражение лиц на статуях, а также методы резьбы демонстрируют явный прогресс стиля на протяжении более полувека.

Самые ранние пещеры имеют простые, округлые, примитивно смоделированные статуи святых, в то время как статуи из династии Тан считаются уже более сложными и изображают только мужчин и женщин, а также придворных.

Самая старая и самая большая из пещер – Лунмэнь-Гаянгдонг, расположена в середине южного этажа западного холма.

В пещере Фэнсяньси, на южном этаже западного холма, находятся 9 огромных статуй, среди которых доминирует статуя Будды Вайроканы, с пухлыми чертами лица и сочувственным выражением лица.

На протяжении многих десятилетий пещеры страдали от вандализма и грабежей, которые начались с анти-буддийского движения 9-го века и продолжались вплоть до 19 и 20 века. Всё это привело к тому, что многие статуи оказались в весьма плачевном состоянии.

Сегодня гроты Лунмэнь – это памятник архитектуры, которые находится под защитой государства. В 2000 году он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Китая

Буддийские храмовые комплексы в Китае
Многочисленны буддийские храмы на территории современного Китая.

К ним относятся пещерные храмовые комплексы. Наиболее известные из них — это храмовые комплексы Майцзишаня (ок. 50 км от Тяньшуя), Юньгана и Луньмэня.

Самый важный комплекс в Майцзишане состоит из 194 пещер, расписанных и украшенных нишами и священными образами, сделанными в основном из глины, поскольку скальная порода не годилась для высекания скульптур. В пещеры, расположенные на отвесном, практически недоступном, склоне скалы можно было попасть по специально устроенным для прохода деревянным дорожкам. Майцзишань стоял в месте, где в прошлом сталкивались различные культурные традиции, и потому мы встречаем здесь произведения искусства V-XI вв., являющие собой оригинальную смесь различных стилей и влияний. Древнейшие статуи, датируемые эпохой династии Вэй, воплощают изысканные образы, облаченные в просторные, свободно ниспадающие одеяния в традициях Гандхары, в очень расслабленных позах, что вселяло в созерцавших их верующих ощущение внутреннего покоя и душевного равновесия.

Будда. Майцзишаньский храм

Эта статуя Будды датируется суйской эпохой — самая величественная в комплексе. Она доминирует на переднем склоне скалы и видна с большого расстояния.
Самая большая пещера имеет сложное архитектурное устройство, без сомнения, восходящее корнями к традициям древнеиндийской архитектуры. Вдоль коридора, ведущего в большой зал, поддерживаемые высеченными в скальной породе столбами располагаются семь квадратных ниш. В нишах расположены образы Будды в окружении бодхисатв и учеников.
Пещера № 30 также представляет большой интерес. Она состоит из трех залов, в каждом из которых имеется ниша с сидящим Буддой в окружении шести учеников: свод поддерживают четыре столба характерно восьмиугольной формы. На тщательно проработанной каменной стеле изображены сцены из жизни исторического Будды, например, из знаменитой Сутры Лотоса, с пояснительных надписями.

Самые замечательные скульптуры можно увидеть в Юньганском пещерном комплексе (Гора облаков). Он был раскрыт в скальном песчанике южного склона горы Учжоу, в 15 километрах на запад от Датуна в Шаньси. Это был один из самых важных буддийских центров императорского Китая. Юньганский комплекс был построен при тоба, этнической группе тюркского происхождения, вожди которой правили Северным Китаем в IV-VI веках, основав династию Северная Вэй. Столицей их был город Пинчен (ныне Датун).
Сюда переехало много ремесленников и строителей, высланных из Дуньхуана во время гонений на буддистов в 446 году. Пещерный комплекс высекался с 460 по 490 год. В 494 году столицей стал Лаоян. И комплекс стал приходить в упадок. Часть скульптур комплекса относятся к периоду династий Тан и Сун. Веками многие пещеры оставались в забвении, непоправимо разрушались вследствие эрозии, песчаных бурь и подвергались постоянным разграблениям, особенно участившимся в первой половине XX в. (Многие шедевры Юньганского комплекса ныне хранятся в личных коллекциях и музеях всего мира).

Огромное количество различного размера ниш в пещерах Юньгана с тысячами священных образов усиливают атмосферу религиозного благочестия.

Статуи Юньгана

Многие статуи Юньгана раскрашены в яркие цвета, иногда образующие необычные комбинации. Зрелищные, живые хроматические эффекты смягчали суровую атмосферу ревностного религиозного служения, царившего в культовых местах. Влияние центрально-азиатского религиозного искусства заметно во многих статуях и лицах. Особенно это касается статуй, созданных по сасанидским или парфянским образцам. Прослеживаются и темы эллинистического происхождения. В то же время в скульптуре, как и в иконографии некоторых Юньганских пещер, ощущается влияние западных образцов, опосредованное Гандхарской традицией. Древнейшие пещеры содержат статуи исключительных размеров.

Некоторые из них (в пещерах № 16—20) многие исследователи считают портретными изображениями первых Вэйских императоров, поддерживавших буддизм. Статуи Будды в пещерах созданные, возможно, под влиянием скульптурных образцов Бамияня в Афганистане, имеют высоту от 13 до 17 м. Гандхарское индийское влияние очевидно также в пещере № 8, в которой находятся образы Вишну с пятью головами и шестью руками, едущего верхом на павлине, и Шивы с тремя головами и восьмью руками, восседающего на буйволе.

Пещерный комплекс Лунмэнь
В 494 г., когда императорский двор переехал в Лоян, начались работы по строительству нового пещерного комплекса Лунмэнь неподалеку от городских стен. Свыше 2000 пещер, зачастую огромных, были высечены в скалах вдоль реки, в том месте, где она образует узкий каньон (отсюда и название Лунмэнь — Врата дракона).

Лунмэнский комплекс включает не менее 97 300 статуй Будды, бодхисатв и небесных стражей, высота которых варьируется от 2 см до 17 м, и несколько пагод и столбов с 3608 надписями.

Древнейшие пещеры, высеченные до Суйской эпохи, своей архитектурой и художественной стилистикой напоминают пещеры в Юньгане. Пещеры, созданные при Суйской и Танской династиях, отличает более зрелый стиль, уже свободный от влияний индийского и центрально-азиатского искусства, в силу чего их можно смело считать чисто китайскими памятниками.
Наиболее интересен Фэнсяньский храм, высеченный в 672-673 гг, по приказу императора Гао Цзуна и императрицы У Цзэтянь. Лишенный некогда покрывавшей его деревянной крыши и открытый небу, он имеет длину 35 м. Центральное место в архитектурной композиции храма занимает колоссальная статуя Будды высотой более одиннадцати метров, чьи округлые формы легко угадываются под ниспадающим складками одеянием.

Исполненный невозмутимого спокойствия Будда сидит на троне в форме цветка лотоса с тысячей лепестков. Каждый лепесток символизирует отдельную вселенную со своим Буддой, который, в свою очередь, заключает в себе другие вселенные. Это Вайрочана, Будда Бесконечного света, первопринцип, породивший все живое.

Вайрочана. Лунмэнь

По обеим сторонам от него верные ученики и два бодхисатвы. Грозные пары небесных стражей выстроились вдоль стены. Локапала, изображенный попирающим демона, поддерживает жертвенную пагоду — символ севера.

Все эти пещерные храмы, вековые свидетели религиозности китайского народа, знали времена величия и упадка. Последние годы к ним повысился интерес как ученых, так и общественности всего мира. Началась реставрация памятников. И они снова обрели своей первозданный вид.

Луньмэнь. Бодхисатва

В провинции Сычуань находится самое большое скульптурное изображение Будды в мире.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва