Улан удэ история
- Улан-Удэ, история // Карнышев А .Д. Байкал таинственный.
- Вы здесь
- Новости ogirk.ru
- Оглавление
- «Улан-Удэ, история. » в новостях:
- Улан-Удэ
- Верхнеудинск
- Улан-Удэ
- Почему Wiki
- Почему Wiki
- Где находится Улан – Удэ?
- Карта Улан – Удэ
- Население Улан – Удэ
- Достопримечательности Улан – Удэ
- История Улан – Удэ
- История
- Улан-Удэ — краткая история города
- История человека, который помог вновь обрести крылья Улан-Удэнскому Авиационному заводу
- Завод умирал?
- Забастовки и скандалы
- Продуктами за вертолеты
- Мечта – запустить новый продукт
- «Моя мечта сбылась»
- Что посмотреть в Улан-Удэ за один день
- Маршрут
Улан-Удэ, история // Карнышев А .Д. Байкал таинственный.
Вы здесь
Новости ogirk.ru
- Ещё четыре модельных библиотеки откроют в Иркутской области
- В этом году в Иркутской области появятся четыре дополнительных модельных библиотеки
- В Иркутской области начали прием заявок на грант на создание приютов для бездомных животных
- В Иркутской области выделили 850 квот на ЭКО для бездетных семей
- Четыре актёра и фотохудожник приедут в Иркутскую область на фестиваль «Северный десант-2021»
Оглавление
- 1. Верхнеудинск
- 2. Улан-Удэ
-
- 2.0.1. К содержанию книги К списку источников книги
-
«Улан-Удэ, история. » в новостях:
- Долг памяти
- Научно-практическая конференция ко дню рождения писателя Валентина Распутина пройдет в Иркутске
- В Иркутске состоялась премьера фильма «Счастье в конверте»
Улан-Удэ
Сделав экскурс в биографию человека, именем которого назван один из прибайкальских городов, остановимся еще на одном городе, который с давних пор играет роль в освоении и развитии ресурсов Восточной Сибири. Речь пойдет об Улан-Удэ, когда-то в прошлом называемом другими именами.
Верхнеудинск
Верхнеудинск со времени своего основания имел с Байкалом устойчивые коммуникации. Все дороги, ведущие через Байкал в Китай, Монголию, в Кяхту и другие забайкальские города, прежде всего в Читу и Нерчинск не могли миновать этого вначале зимовья, затем крепости, и с середины 18 века — городка. Образовавшийся Удинск (так первоначально называлось поселение) стоял на слиянии двух довольно таки солидных водных артерий Сибири — Уды и Селенги, последняя из которых впадает в Байкал.
Значение Верхнеудинска для, так сказать, Байкальского региона хорошо отражено в гербе города, который был утвержден в 1790 году. Поскольку Верхнеудинск в то время являлся окружным городом Забайкальской области Иркутского наместничества, в описании герба говорилось: «Щит разделен на две части: в верхней герб Иркутский, а в нижней в золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия, в знак, что в городе происходит знатный торг и условия о торге.
Последние слова в описании герба отражали известнейший в XVIII-XIX веках факт, что город был центром торговой ярмарки, которую в то время по значению для Забайкалья сравнивали с Нижегородской для России. Правда первоначально ярмарка проходила в селе Онинском в Хоринской степи, расположенном километрах в 100 от Верхнеудинска.
Ярмарка так или иначе была связана с Байкалом. Во-первых, ее открытие нередко зависело от срока замерзания Байкала, поскольку до прокладывания кругобайкальского гужевого тракта через Танхой и Кабанск, привозить товары в Верхнеудинск лучше и дешевле было по дороге через Байкал. Во-вторых, на торгах Верхнеудинской Ярмарки неизменной была продукция, «вылавливаемая» в Байкале или связанная с деятельностью жителей местностей, расположенных у озера. Это в первую очередь рыба — осетры и омули, пушнина — соболи, белка, лисица и т.д. А.Экман, немецкий путешественник, побывавший в городе в 1829 году, оставил на немецком языке такую надпись: «В некоторых домах Верхнеудинска, выглядевших наиболее состоятельно, мы видели остатки морских зверей, развешанных для сушки или украшения. Они происходят из Байкала, так как по поручению здешних купцов там производится доходное рыболовство. Получаемые здесь шкуры серебристых байкальских тюленей с выгодой продают в Китай, и пеликанов, которых русские называют баба птица или бабья птица, доставляют рыбаки с Селенги, где они, так же как и люди, подстерегают омулей».
С Байкалом связано и необычные явления, которые жителям города, к примеру, посчастливилось увидеть 24 марта 1870 года. Это было великолепное северное сияние, когда поздним вечером северная часть неба стала «раскрашенной» различными цветными огнями, которые разрастались и переливались разными красками. Сияние продолжалось не менее получаса. Жители города, которым до этого приходилось наблюдать реальное Северное сияние, высказывали предположение, что данный эффект в Верхнеудннске имеет своей причиной неожиданный разлом льда и появление щели на Байкале. В аналогичных обстоятельствах нередко возникает сияние и на Ледовитом море — поднимаются сполохи. Надо сказать, что «явление» северного сияния отмечалось хоть и не часто и в других прибайкальских местностях, к примеру, в Иркутске.
Улан-Удэ
Современный Улан-Удэ интересен, прежде всего, своими театрами и музеями, многие экспонаты из которых носят ярко выраженный национальный колорит, как русский, так и бурятский. Впечатляют выросшие в последнее время дацаны, собирающие верующих буддистов. Известен Улан-Удэ и самой большой головой В.И.Ленина, которая символически расположена на площади Советов («голова» дает советы). Высота бронзовой скульптуры 7,7 метра, вес — 42 тонны, высота постамента из полированного гранита 6,3 метра. Вначале проект, авторами которого являются скульпторы Г.В.Нерода и Ю.Г.Нерода, проект экспонировался в Париже и Монреале, а в ноябре 1971 года установлен в Улан-Удэ.
В деятельности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале, как в самой Бурятии, так и в Иркутской области, промышленность, культурные очаги и интеллектуальный потенциал Улан-Удэ могут сыграть значительную роль. Во-первых, весьма интересны для туристов, отечественных и зарубежных, будут театры, музеи, дацаны и православные храмы города, которые всегда носили и носят специфический национальный колорит. Улан-Удэ после модификации аэропорта и других транспортных артерий может стать вне конкуренции в области этнокультурного туризма среди всех прибайкальских местностей. Во-вторых, предприятия города будут обеспечивать своей продукцией многие сферы жизнедеятельности ОЭЗ. Особенно это касается Улан-Удэнского судостроительного завода, возрождение которого остро необходимо, чтобы быстрыми темпами развивалось судоходство на озере Байкал и реках региона. В последние годы на заводе уже начались работы по заказу крупного московского предприятия, сделавшего заявку на изготовление современного лайнера класса люкс длиной 59 м. Но все же подготовка судов для Байкала может натолкнуться на банальные, но трудно преодолимые барьеры, которые называются. селенгинскими мелями.
Дело в том, что русло Селенги давно не очищалось, оно «заросло» илом, песком, гравием и пропуск по нему суден даже среднего класса сегодня невозможен. Если строить судна, и выводить их в Байкал, надо очищать Селенгу, и это в интересах государственных и муниципальных органов. Надо думать, что в недалеком времени заказы на изготовление «туристических», небольших, но комфортных вертолетов или (и) самолетов-амфибий могут получить предприниматели и менеджеры Улан-Удэнского (как и Иркутского) авиационного завода.
(Лирическое отступление. На двух цветных вкладках читатель найдет коллажи и стихотворения об Иркутске и Улан-Удэ, написанные автором книги и его покойным братом Михаилом. Мишин стих написан в юности, в начале 60-х годов, а мой — совсем недавно в зрелом возрасте. Созвучие ритмов и, особенно, заключительных строф стихотворений намеренное. Этим я хотел показать и вдохновение, полученное от брата, и родственность двух байкальских городов).
Почему Wiki
Почему Wiki
Улан-Удэ – российский город в Восточной Сибири, столица Бурятии. Является культурным, религиозным, образовательным и историческим центром Западного Забайкалья.
Если город для вас совсем не известен, расскажу про него несколько интересных фактов:
- до 1934 года Улан-Удэ назывался Верхнеудинск, под этим именем он встречается в литературе, исторических очерках и воспоминаниях выдающихся людей 18-19 веков;
- в 2010 году Улан-Удэ исключили из списка исторических городов России по непонятным причинам, город действительно богат архитектурными памятниками и имеет славное историческое прошлое;
- в городе семь (!) театров и это на 450 тысяч жителей;
- сложно поверить, но административно город относится в Дальневосточному федеральному, хотягде находится Улан-Удэ и где Дальний Восток!
В Улан-Удэ мирно уживаются две религии – православии и буддизм, город многонациональный, яркий и самобытный.
Где находится Улан – Удэ?
Я помогу найти Улан-Удэ на карте России. Откройте карту и посмотрите в северную часть страны – Восточную Сибирь. Волнистой линией идет озеро Байкал, разделяющий Иркутскую область и Бурятию. Первый крупный город на той стороне — Улан-Удэ.
Это Забайкалье – территории, расположенные в Восточной Сибири за Байкалом по отношению к Москве. Последовательно от Байкала идут Бурятия (Западное Забайкалье), потом Забайкальский край с Читой, дальше Китай и Дальний Восток.
Расстояние до крупнейших городов и объектов:
- Москва – 5560 км;
- Чита – 684 км;
- Байкал – 100 км;
- Иркутск – 454 км;
- Гусиноозерск – 100 км;
Близкие на первый взгляд расстояния отнимают много времени, здесь нужно учитывать качество дорог.
Карта Улан – Удэ
Город Улан-Удэ расположен на трассе «Байкал» и пересечении региональных дорог, рядом аэропорт.
Через город проходит полноводная Селенга, в которую впадает Уда. Протока Забока петляет вдоль Селенги и образует много островов – Богородский, Измайловский, Спасский.
Карта Улан-Удэ не в полной мере отражает рельеф города – сопки, возвышенности, холмы.
Город занимает площадь 365 кв.км, делится на три района – Советский, Железнодорожный, Октябрьский.
Население Улан – Удэ
В целом,население Улан-Удэ устойчиво прирастает, лишь в некоторые годы были небольшие спады.
1695 | 1981 |
1915 | 17 200 |
1963 | 200 400 |
1979 | 300 700 |
1994 | 365 000 |
2005 | 352 600 |
2010 | 404 426 |
2017 | 431 922 |
2020 | 439 128 |
Думаю, рост населения связан с государственными программами поддержки жителей Крайнего Севера и национальным составом.
Достопримечательности Улан – Удэ
Улан-Удэ – красивейший город в живописном крае, все туристы отмечают необычную атмосферу тех мест.
- исторический центр города – место, где была заложена острога;
- композиция «Гостеприимная Бурятия»;
- Одигитриевский кафедральный собор;
- Мемориал Победы;
- буддийский дацан.
Особо хочу отметить архитектуру города! В Улан-Уде очень много купеческих особняков их камня и дерева, здания красиво украшены или имеют затейливую архитектурную деталь. Музеи и театры занимают выдающиеся по архитектуре здания.
История Улан – Удэ
История Улан-Удэ началась в 1666 году, когда в те места прибыли казаки, чтобы собирать дань ягодами и пушниной с малых народов Севера. На правом берегу Уды казаки построили острог (зимовье), который позже перестроили в крепость.
В 1775 году Удинский острог получил статус города и название Верхнеудинск. В городе процветала торговля, ремесла, промышленность, крепость имела важное военно-стратегическое значение.
Со временем город приписывали то к одному административно-территориальному образованию, то к другому. В 1957 году стал столицей Бурятской АССР.
Увы, внутренний туризм в России не так развит, как хотелось бы. Забайкалье – отдаленный район Восточной Сибири, где климатические условия и плохая транспортная доступность отсеивают большую часть желающих побывать там. И не так просто посетить те места,где находится город Улан- Удэ. Но если поставить себе цель посмотреть интереснейший и самобытный город России, уверена, далекое и увлекательное путешествие обязательно состоится!
История
В 1666 году русский казачий отряд под руководством Гаврилы Ловцова поставил на высоком берегу, в устье реки Уда, избу для сбора ясака с местного населения и назвали его «Удинским казачьим зимовьем». Выбор места был продиктован благоприятными природными условиями, удобным стратегическим расположением. Недалеко от зимовья на реке Уда, находилась оживлённая речная переправа, со скалистого, с крутыми обрывами холма было очень удобно контролировать как долину реки Уды, так и селенгинские степи, поэтому Московское правительство приняло решение о строительстве укрепительных сооружений, и уже в 1680 году зимовье было преобразовано в острог. В 1689 году строительство было закончено, и острог стал административным и военным центром Забайкалья.
В 1690г. острог получил статус города. Выгодное географическое положение на пути в Китай и Монголию позволило Верхнеудинску стать одним из важных торговых посредников России на востоке. Через него шли товары за границу и обратно. Среди вывозимых в Китай товаров первое место принадлежало пушнине и мерлушке, а с 40-х гг. XIX в. – мануфактурным изделиям.
Город делился на две части – городскую и слободскую. Городская часть состояла из деревянной крепости с башнями, пороховым погребом, артиллерийским цейхгаузом и гауптвахтой, а в слободской части размещались провиантские и заводские магазины, присутственные места, казармы, винные амбары, торговые лавки, частные дома и церкви.
Удинский острог был вооружён артиллерией, имел собственные хлебные и пороховые запасы. Ими снабжались служилые люди, которые шли на восток. Город Удинск находился на самом удобном транспортном пути в Восточное Забайкалье (Нерчинский край), который впоследствии стал официальной дорогой в Китай. Из далёкой восточной страны везли великолепный шёлк, ароматный чай. Из других городов России привозили разные товары.
К 1700 г. город имел «население более 300 душ мужского пола». Население города занималось торговлей, хлебопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей. Буряты, кочевавшие по долинам Уды и Селенги, постепенно усваивали навыки земледелия, перенимали некоторые более совершенные орудия производства и виды ремесел.
До петровских градообразовательных реформ Верхнеудинск, как и многие другие города, строился бессистемно, беспорядочно. Улицы были кривые, узкие, дома строились в основном по берегу Уды. Эту часть города часто заливало водой во время наводнений. А близкое расстояние между домами приводило к частым пожарам. Поэтому городские власти ввели распоряжение о ведении строительства жилых домов строго по плану. Основные улицы сложились параллельно реке Уда.
К 1735 г. Удинск был переименован в Верхнеудинск. Главным украшением любого города, символом его престижа считались церкви. Первая церковь — деревянная церковь Верховных Апостолов Петра и Павла, была построена вблизи острога, под горой. В 1741г. началось строительство первой каменной церкви в честь божьей матери Одигитрии.
В административном отношении Верхнеудинск входил в состав Иркутского воеводства и управлялся назначенными воеводой приказчиками.
По мере освоения территории Забайкалья и оживления, мирных торгово-меновых и бытовых отношений между бурятами, русскими, проведением сухопутного Сибирского тракта, развитием русско-китайской торговли исчезновением военной опасности Верхнеудинск утрачивает функцию центра сбора ясака и военное значение. Поэтому на первый план выдвигаются торговые, транспортные и административные функции.
С 1780 года Верхнеудинск был преобразован в уездный город Иркутской губернии. С 1780 года в городе стали проводиться ярмарки торговые два раза в год. В 1790 году городу был присвоен герб, подчеркивающий торговое значение города.
В XVIII-XIX веках город стал застраиваться, появляются частные каменные дома, принадлежащие богатым купцам. Строились гостиные ряды, торговые лавки, обороты ярмарок увеличились, появляются небольшие промышленные предприятия по переработке и выделке кожи, мыловаренные, салотопенные, стекловаренные заводы. В 1880 году вся промышленность города производила продукции всего на 20 тыс. рублей.
В 1850 году Верхнеудинск был отнесен к Забайкальской области. В 1875 году в городе появился первый выборный орган самоуправления – городская дума, состоящая из городского головы и гласных думы. Дума решала основные административно-хозяйственные вопросы. В 1899 году было завершено строительство железной дороги участка Мысовая – Верхнеудинск. Со строительством железной дороги связан бурный рост промышленности в городе.
Улан-Удэ — краткая история города
История сохранила документальное свидетельство о возникновении первых поселений казаков-первопроходцев в устье реки Уды. Приказчиком Селенгинского острога, Осипом Васильевым, зафиксирован факт постройки весной 1666 года зимовья. Строил зимовьё отряд казаков, руководили строительством десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов.
Удинское зимовьё стало приемным пунктом, куда с местных тунгусов собирался натуральный налог – ясак, который, с бурят-монгольского населения не взимался. Ясак использовался для обороны от набегов на местные племена монгольских ханов. Место для зимовья было выбрано на высоком скалистом холме, у устья Уды, где сливались реки Уда и Селенга. Выбор места был удачным. С северной и восточной стороны его прикрывали лесистые сопки, а с южной и западной – реки. Судоходные реки позволяли доставлять судами все необходимое, тайга давала стройматериалы и возможность охотиться. Долины рек с их плодородными землями были пригодны для сельского хозяйства.
Стратегически выгодное расположение Удинского зимовья, показывало целесообразность превращения его в крепость. За период с 1677 по 1680 годы казаками, под руководством приказчика, Ивана Поршённикова, был возведен ряд военных укреплений и жилых построек. Зимовьё получает статус острога и становится одним из важнейших звеньев в оборонительной цепи российских границ в Забайкалье. С 1680 года он служит основным местом для складирования и хранения товаров, здесь происходит формирование торговых караванов, следующих в Нерчинск, Китай.
В начале своего существования Удинский острог находился в подчинении административного центра западного Забайкалья. Расположение его вблизи торговых путей способствовало его быстрому развитию, и в 1689 году ему присвоен статус города, вошедшего в состав Иркутского воеводства с названием Удинск. В 1727 году окончательное формирование границы между государствами Россия, Китай и Монголия закончилось Буринским договором. Согласно договору земли, заселенные бурятами отошли к России. Город Удинск утратил свое значение как военная единица. Но он стал играть роль важного административного, торгового и транспортного центра Забайкалья.
С 1730 года город называется Верхнеудинском, являясь к тому времени крупным торговым центром Сибири. Он выполняет функцию огромной перевалочно-распределительной базы для грузов, следующих в Читу, Нерчинск и далее в сторону Амура. Здесь осуществляется контроль внешней торговли с Монголией и Китаем. В городе охотно селятся семьи купцов, проводятся крупные ярмарки, начинает развиваться промышленное производство, открываются учебные заведения. Возникают ремесленные мастерские, мыловаренный, салотопенный, мукомольный заводы. Основным занятием горожан является торговля и транспортировка товаров, огородничество и хлебопашество.
Верхнеудинск того времени представляет собой огромный торговый рынок, где идет оживленная торговля мануфактурными, кожевенными, скобяными, бакалейными, москательными и парфюмерными товарами, сахаром и чаем. С 1851 года Верхнеудинск — административный центр Верхнеудинского округа Забайкальской области. С еще большими темпами промышленность города развивается с началом строительства Великой Транссибирской магистрали, которое началось в 1892 году и продолжалось 13 лет. Первый поезд пришел в Верхнеудинск в 1899 году.
С развитием железнодорожного сообщения экономическая жизнь Верхнеудинска претерпевает коренное изменение. В городе появляются филиалы крупных известных банков, начинается активное строительство промышленных предприятий, производится запуск первой электростанции и первой городской телефонной станции. С появлением первых автомобилей активно прокладываются автомобильные дороги.
Свершившаяся Октябрьская революция дала толчок для изменения всего жизненного уклада Верхнеудинска. В феврале 1918 года в городе была установлена власть Советов, но в уже в августе он захвачен уходящими на восток страны отрядами белочехов и белогвардейцев. Окончательное установление Советской власти в Прибайкалье произошло через два года, после разгрома белогвардейских частей. В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока создается Дальневосточная Республика. Город Верхнеудинск был назван ее столицей, позже столица была перемещена в Читу.
Преображение и быстрое развитие Верхнеудинска начинается с конца двадцатых годов. В городе появляются новые учреждения образования, профессиональный театр, начинает свою работу первая городская радиостанция. В 1934 году Верхнеудинск переименовывается в Улан-Удэ (Красная Уда).
Быстрыми темпами идет развитие промышленной индустрии. В город начинают приезжать специалисты и рабочие из западных областей страны. В полную мощность работает вновь созданный судостроительный завод, начинает выпуск продукции механизированный стеклозавод. В предвоенные годы были построены такие важнейшие предприятия как ПВРЗ (паровозовагоноремонтный завод), крупнейший мясоконсервный комбинат, мельничный комбинат, начато строительство авиационного завода. За десять лет произошло увеличение ежегодного объема валовой продукции промышленной отрасли города почти в 50 раз, при этом, численность работников, возросла в 12 раз.
С началом Великой Отечественной войны часть предприятий переоборудована для выпуска военной продукции. В Улан-Удэ были обустроены военные госпитали, для лечения бойцов, получивших ранения. Горожане, чем могли, помогали фронту. Их самоотверженный труд стал весомым вкладом в общенародное дело в войне против фашистских захватчиков.
После окончания войны, постепенно жизнь в Улан-Удэ начинает налаживаться. По улицам пошли первые трамваи, начала свою работу первая телевизионная станция, создаются новые предприятия, открываются ВУЗы, школы, театры. Благодаря развитию жилищного строительства выросли новые микрорайоны.
На сегодняшний день город Улан-Удэ признан динамично развивающимся деловым, культурным, научным центром Забайкалья. В сентябре 2016 года жители Бурятии торжественно отметили 350-летний юбилей своей столицы.
История человека, который помог вновь обрести крылья Улан-Удэнскому Авиационному заводу
Рассказываем про Леонида Белых, который возглавляет список партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу
В старообрядческом сельскохозяйственном селе Бичура маленький Леонид Белых с самого детства интересовался электроникой, один из первых среди сверстников собрал радиоприемник.
Тогда сложно было себе представить, что через полвека этому мальчику выдастся поднимать с колен крупнейшее предприятие Бурятии – Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ).
Кого «Единая Россия» в Бурятии направляет в Госдуму? Рассказываем про Леонида Яковлевича Белых, который вместе с Алексеем Цыденовым возглавляет список партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу.
Завод умирал?
Тысячи рабочих без денег, миллиардные долги и ни одного контракта на вертолеты и самолеты – именно так встретил начало 90-х улан-удэнский авиазавод.
Действующие акционеры бесконечно совещались и не могли прийти к единому решению. Ответственность за конечную гибель (а тогда все считали, что это конец) УУАЗа никто брать не решался. В какой-то момент все стрелки показали на Леонида Белых. И, рискнув, он согласился занять «расстрельный» пост.
Практически никто не ожидал восстановления завода. Родные и знакомые крутили пальцем у виска, а Леонид Белых поставил перед собой цель – расплатиться с долгами и восстановить производство.
Забастовки и скандалы
Проблемы у УУАЗа действительно были большие – битва за станки и оборудование, которые собирались выносить за долги, отключение света и теплоэнергии, забастовки рабочих, по полтора года сидящих без заработной платы.
– Мы в буквальном смысле забаррикадировали ворота. Приходилось даже применять оружие – стреляли в воздух, чтобы напугать. Мне нужно было защищать свой завод. Директор «Бурятэнерго» приходил, хотел выщелкивать мне рубильник. Долго мы с ним говорили на повышенных тонах, – вспоминает Белых. – Чуть позже меня прямо в кабинете закрыли работницы завода. Трое суток мы обсуждали, что делать. Я ведь понимал и понимаю, что такое, когда кормить семью нечем. Допустить гибель завода было настоящим преступлением не только перед тысячами рабочих, но и перед остальными жителями Бурятии.
Тогда перед новоиспеченным директором встала главная задача – реализовать уже готовые вертолеты. Это казалось практически невозможным: заказов от главных покупателей – государственных организаций – нет, внутренний рынок в 90-е сильно «просел».
Единственный выход – экспорт за границу. Куда? Кому? Что делать и куда бежать?
– Честно сказать, опыта ведения бизнеса, а тем более международного, у нас не было. Со дня основания мы работали в основном с Вооруженными силами и Министерством обороны. Лишь 5 % уходило на экспорт. Тогда нашим главным конкурентом был Казанский вертолетный завод. У них были налаженная сеть поставок, связи и, самое главное, опыт. И куда бы мы ни попытались выйти на экспорт, нам говорили: «в Казани цены ниже». Тогда я понял, что если мы не снизим цену, то не выживем, – говорит Леонид Яковлевич.
И снова сложное решение – снизить цену вертолетов практически на 30 %. Сказать, что такое заявление повергло в шок штат управленцев завода, – не сказать ничего. Но на их мнение и едкие комментарии «директор с ума сошел» приходилось терпеливо закрывать глаза.
– Потом коллеги немного успокоились и буквально через 1,5 часа принесли мне несколько планов по экономии. Нам удалось снизить стоимость наших вертолетов, да еще и сохранить качество. Тогда мы приступили к следующему шагу – нужно было срочно осваивать дилерскую сеть. До этого я работал в коммерческом отделе, часто ездил в командировки и отчасти был знаком с этой сферой. На подмогу позвал опытного Дениса Валентиновича Мантурова (ныне министр промышленности и торговли РФ. – Прим. авт.), и мы начали мотаться по разным странам и презентовать нашу продукцию, – продолжил рассказ Белых.
После громких забастовок и скандалов на заводе о директоре Улан-Удэнского авиазавода знали даже в далекой Латинской Америке.
– Когда мы приехали в Латинскую Америку, мне сказали: «О, а мы вас знаем. Видели по телевизору». Тогда новость о том, что директора УУАЗа забаррикадировали работницы завода, облетела весь мир. Поставить нам на вид многие были рады, – улыбается сегодня Леонид Яковлевич.
Сниженная цена подкупила заказчиков, и у завода появился первый за долгое время заказ.
«Сила наша в том, что мы преодолели те тяжелые времена. Сегодня нас как флагман можно воспринимать: и в холдинге, и на мировом уровне. Есть только одна сложность. Когда ты флагман, к тебе все подтягиваются, поэтому постоянно нужно придумывать что-то новое. Но мы справляемся»
Продуктами за вертолеты
Медленно, но верно предприятие «расправляло крылья». «Помог» этому и растущий доллар. Это и наличие экспортных контрактов позволили заводу за три года рассчитаться со всеми долгами по зарплате, ресурсоснабжающими компаниями и кредиторами.
Многоцелевой вертолет Ми-8, созданный в 1960-е годы, стал образцом уникальной конструкции, которая оказалась настолько успешной, что производство Ми-8 не прекращается до сих пор. Всего выпущено более 50 модификаций и более 12 тысяч единиц этой универсальной машины. Вертолеты Ми-8/17 в современных версиях пользуются стабильным спросом в России и за рубежом.
Следующим шагом было решение создать новый вертолет МИ-8АМТШ, которое стало отправной точкой для дальнейшего развития УУАЗа.
– Я понимал, что нужно смотреть на опережение, строить планы и хорошо разбираться в ситуации. Вместе с командой мы разработали программу технического перевооружения завода и создали легенду – Ми-8АМТ. А потом пошли осваивать китайский рынок. Первая сделка с Китаем у нас была по бартеру. Они нам поставляли пуховики, ремни, мясо, апельсины. Апельсинов мы тогда на жизнь вперед наелись. Но выбора тогда особо у нас не было. Китай тоже сидел без денег. И не знал нас никто на рынке. Зато сейчас у нас постоянное сотрудничество. В КНР около 300 наших вертолетов летает, – отмечает Леонид Белых.
Взяв курс на «перестройку», завод и его работники стали адаптироваться к новым реалиям буквально на ходу.
– Мы взяли курс на опережение. Предлагали, благодаря МВЗ имени Миля разрабатывали и внедряли. Это заметили. Заметили, что мы работаем на опережение, как для армии и гражданской авиации, так и для поставок за границу. Естественно, нам далось это непросто – всем пришлось очень быстро адаптироваться. И конструкторам, и производству, – говорит Белых.
Шаг за шагом УУАЗ сравнялся с конкурентами, а в некоторых моментах стал даже превосходить их.
«Наша цель была – стать конкурентоспособными. И мы её достигли. До сих пор мы стараемся оставаться на плаву и двигаться вперед»
Мечта – запустить новый продукт
Необходимость в новом военном вертолете возникла уже в Афганистане. Машины того времени были абсолютно беззащитны перед врагом. Тогда на вертолетах не было ни брони, ни защиты от ракет.
Уже в годы военных действий в стране на Ми-8 начали модифицировать: делать броню на кабины, добавлять пулеметы и гранатометы. Доработка велась в стране эксплуатации.
– Мы изготовили все агрегаты, загрузили их на Ил-76 и отправились в Афганистан. Испытать броню решили вначале на одном вертолете, чтобы проанализировать, что сделали правильно, а что нет. Отпустили первого в полет в 4–5 утра и ждем. Переживаем. Экипаж прилетел, говорят, все хорошо. Только командир пожаловался на какой-то стук в сиденье сзади. А мы туда тоже броню ставили. Снимаем её, а там ровно между лопаток капитана рваная вмятина от пули. Получается, что броня от гибели командира спасла, – вспоминает Леонид Яковлевич.
Потребности заказчика с того времени становятся для УУАЗ определяющими. Укрепление броней и вооружением снизило характеристики «восьмерки», машина значительно прибавила в весе. Новый Ми-8АМТШ с новым двигателем стал ответом на запросы заказчика.
– Мы установили на вертолет совершенно новые двигатели, они были мощнее и не реагировали на жаркие погодные условия. После участия в выставках нам активно стали поступать заказы, – поделился историей создания нового вертолета Белых. – Наши военные оценили наш труд и заключили с нами крупный контракт. И с этого момента мы поняли, что нужно создавать новое. Армия заказала определенное количество вертолетов, но дальше хочет что-то новое. Активно развивали и гражданское направление.
Сейчас на заводе производят гражданский сертифицированный Ми-171А2, на МАКС-2021 была представлена новинка и очередной прорыв завода – Ми-171А3 в офшорной версии.
Уникальная особенность и серьезный шаг вперед – проектирование Ми-171А3 «в цифре». Это позволило сформировать в масштабах холдинга «Вертолеты России» широкую производственную кооперацию.
– Сегодня есть проблема добычи нефти в море. Чтобы на буровые вышки летала наша техника, нужен особый вертолет. Сейчас их закупают за границей. Но нам при поддержке министра промышленности и торговли и холдинга «Вертолеты России», правительства Бурятии удалось сделать свою машину. На МАКСе прошло подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве по поставке Ми-171А3 компании «Газпромавиа». На первом этапе будет поставлено 16 вертолетов, – рассказал Леонид Яковлевич. – Вертолет будет выпускаться в двух конфигурациях. Первая – для перевозки до 24 пассажиров и грузов массой до 5 тонн. Вторая – для проведения поисково-спасательных операций. Она будет дополнительно укомплектована специализированным оборудованием, в том числе медицинским.
«Моя мечта сбылась»
– Спонтанное решение связать жизнь с техникой, авиацией оказалось правильным. На всю жизнь. И продукт новый создали с командой не один. После 50 лет я понял, что могу принимать решения осознанно, с видением на перспективу и не жалеть о них. Горжусь тем, что мы никогда не обманули ни одного заказчика. Всю работу всегда стараемся сдать досрочно. Да и в холдинге о нас говорят очень хорошо. Моя мечта, можно сказать, сбылась, – завершил Леонид Белых.
В этом году Бурятию потрясла новость – бессменный руководитель, выведший УУАЗ на новый уровень, покидает свой пост и уходит на повышение заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России» и советником генерального директора госкорпорации «Ростех».
– Общие интересы холдинга определили необходимость моей работы не только в пределах одного предприятия. На посту заместителя генерального директора холдинга в мои обязанности войдет кураторство трех заводов: КВЗ, Арсеньева и УУАЗ. Конечно, цели и задачи Улан-Удэнского авиационного завода по-прежнему будут для меня в приоритете. При этом прошу коллектив завода поддержать все запланированные проекты и приложить максимум усилий для их реализации.
Командование флагманом Бурятии перешло в руки Алексею Козлову. На МАКС-2021 все уже присутствовали в новых должностях и справились со своими задачами, на первый взгляд, очень неплохо – привезли в Улан-Удэ соглашения на поставку 71 вертолета.
Сложно даже представить, что всего пару десятилетий назад важнейший для республики градообразующий завод мог похвастаться только огромными долгами и возмущенными работниками.
Зато сейчас не только восстановил былую мощь, но и обрел сильную команду, обеспечил себя заказами на несколько лет вперед, смог выпустить несколько новых модификаций вертолетов и зарекомендовать себя как надежного партнера как в России, так и за границей.
«Главный результат моего труда в небе летает. И это говорит о том, что нужно двигаться дальше»
Что посмотреть в Улан-Удэ за один день
Большинство туристов оказываются в Улан-Удэ лишь проездом, когда едут на Байкал. А зря: здесь есть на что посмотреть.
Улан-Удэ — столица солнечной Бурятии. Там можно встретить деревянные дома с резными наличниками, разноцветный буддийский храм и круглые здания, похожие на юрты. Даже обычные советские панельки в спальных районах украшены национальным орнаментом.
Я родилась в Улан-Удэ и прожила там 13 лет, пока не переехала в Иркутск. Я люблю родной город и до сих пор езжу туда каждый год. Мне нравится смотреть, как столица Бурятии меняется с каждым годом: становится современнее, но при этом не утрачивает уют и колорит.
Расскажу, что посмотреть в городе, если вы оказались там ненадолго. Маршрут начинается на площади Советов и заканчивается в этнографическом музее народов Забайкалья. По пути увидите Бурятский академический театр, местный Арбат, музей истории Улан-Удэ , драматический театр и дацан Ринпоче Багша.
Протяженность такого маршрута — 21,5 км. Пройти его можно пешком, но это долго: проще воспользоваться общественным транспортом. В статье расскажу, где и когда пересесть на маршрутку.
Как добраться в центр от аэропорта и вокзала. Чаще всего туристы из западной части России прилетают в Улан-Удэ на самолете. В 14 км от города расположен международный аэропорт Байкал. Оттуда до начальной точки маршрута — площади Советов — можно добраться на автобусе № 28 и маршрутках № 55 и 77 за 20 Р . Поездка от аэропорта на « Яндекс-такси » или «Максим» обойдется в 300 Р .
От железнодорожного вокзала до начала маршрута можно дойти пешком всего за 20 минут. Если хотите сэкономить время, быстрее всего добраться на маршрутках № 4 и 23. Нужная остановка — «Площадь Советов». Проезд стоит 20 Р .
Маршрут
На площади Советов находится достопримечательность, изображенная на большинстве открыток из Улан-Удэ — огромная голова Ленина. Ее установили к 100-летию вождя в 1970 году. Высота памятника без пьедестала 7,7 м — это делает его самой большой скульптурой головы Ленина в мире. Некоторые туристы замечают в облике вождя азиатские черты.
высота памятника Ленину без пьедестала
На первый взгляд кажется, что это обычный памятник, в котором нет ничего особенного. Но на «Трипэдвайзоре» туристы пишут, что «голова превосходит самые смелые ожидания». В рейтинге сайта это вторая по популярности достопримечательность города.
В остальном площадь Советов — обычная, как и центральные площади в других городах России. Там расположены главные правительственные здания: администрация президента, правительство республики и Народный хурал Республики Бурятия — это законодательный орган власти.
На площади проходят все значимые городские мероприятия: парады, праздники, митинги. Зимой там устанавливают ледяной городок с горками, ледяными скульптурами и главной новогодней елкой.
Бурятский академический театр оперы и балета имени Цыдынжапова находится через дорогу от площади Советов. Здание театра — объект культурного наследия. Оно впечатляет: это постройка в стиле сталинского ампира, украшенная элементами декора в национальном бурятском стиле. Выпирающие полукруглые части фасада чем-то напоминают юрту. С южной стороны театра расположена терраса, с которой открывается красивый вид на историческую часть города.
В репертуаре — классические и национальные постановки. Билеты на «Лебединое озеро», «Травиату», «Кармен» стоят 150—350 Р . Детские спектакли дешевле: вход на «1001 ночь», «Золушку», «Буратино» обойдется в 150 Р .
Я рекомендую туристам сходить на спектакль, поставленный по бурятским легендам о суровом могучем Байкале и его дочери — красавице Ангаре. Этот балет — знаковый для театра, у входа даже стоит скульптура с главными персонажами. Билет обойдется в 200—500 Р , купить его можно на официальном сайте театра.
Арбат — пешеходная часть улицы Ленина. Она получила название по аналогии со столичной улицей. Там много памятников, например Чехову. Он посещал Улан-Удэ во время поездки на Сахалин и назвал его «миленьким городком». За это горожане и полюбили писателя.
Из традиционных бурятских памятников на улице установлен «Жезл бога торговли Меркурия и Рог изобилия». Это символы Улан-Удэ , которые изображены на гербе: в 18 веке город был важным торговым центром для Российской империи.
В Музее истории Улан-Удэ выставлены предметы быта жителей 18—19 веков . Еще есть экспозиция «Верхнеудинская ярмарка» о том, как маленький острог превратился в крупный торговый узел. Верхнеудинском раньше называли Улан-Удэ .
В музее часто появляются новые выставки и проводят разные мероприятия, например ночи искусств. Для детей организовывают встречи, где они могут выпить чай из настоящего самовара. Все мероприятия указаны в афише на сайте музея.
Билет для взрослых стоит 60 Р , для школьников, студентов и пенсионеров — 45 Р . Фотосъемка оплачивается дополнительно и стоит 35 Р . За 150 Р можно послушать экскурсию.
стоит экскурсия в музее истории города
В Русском драматическом театре имени Бестужева показывают классические постановки: «Ричард Третий», «Вишневый сад», «Три сестры», «Горе от ума». Билеты можно купить в городских кассах и на официальном сайте. Стоимость разнится: от 250 Р за детские спектакли до 800 Р за взрослые.
Дацан Ринпоче Багша. Дацан — это буддийский монастырь у бурят, в котором обучают монахов, или лам. Верующие приходят туда молиться или спросить совета.
Ринпоче Багша расположен на Лысой горе, откуда открывается вид на весь город. Внутри дацана находится шестиметровая статуя Будды Шакьямуни — самая большая в России, покрытая сусальным золотом. Буддисты говорят, что к статуе нельзя поворачиваться спиной: это невежливо.
Рядом с дацаном проложена «Дорога долгой жизни» — километровая тропа, вымощенная дощечками. Она проходит по хвойному лесу и петляет то вверх, то вниз. Атмосфера умиротворяет: во время прогулки я успеваю успокоиться и подумать о жизни.
Вдоль дороги стоят беседки, перед входом в которые установлены статуи животных — символов годов восточного гороскопа. В них висят памятки с мантрами и датами гороскопа. Еще на территории дацана есть сад камней наподобие японского, в котором медитируют монахи, и самый большой в России буддийский колокол.
Источник: