Спасо преображенский собор суздаль

Спасо преображенский собор суздаль

Содержание
  1. Спасо-Евфимиев монастырь
  2. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
  3. Сэкономь на путешествии!
  4. Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
  5. Основные моменты
  6. Святой Евфимий
  7. Спасо-Преображенский собор
  8. Успенская трапезная церковь
  9. Никольская больничная церковь
  10. Звонница
  11. Благовещенская надвратная церковь
  12. Жилые корпуса
  13. Тюремный корпус
  14. Монастырские башни
  15. Спасо-Евфимиев монастырь сегодня
  16. Как добраться
  17. Спасо-Евфимиев монастырь
  18. История
  19. Архитектурный ансамбль
  20. «Золотая кладовая»
  21. Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
  22. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и официальный сайт
  23. Режим работы Спасо-Евфимиева монастыря в 2021 г.
  24. Стоимость билетов в Спасо-Евфимиев монастырь в 2021 г.
  25. Основание Спасо-Евфимиевого монастыря
  26. История
  27. Создание крепости
  28. Проездная башня
  29. Спасо-Преображенский собор
  30. Звонница
  31. Трапезная с церковью Успения
  32. Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения
  33. Спасо-Евфимиев монастырь — официальный сайт
  34. Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость
  35. Содержание:
  36. Краткая история
  37. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
  38. 1. Спасо-Преображенский собор
  39. 2. Успенская трапезная церковь
  40. 3. Монастырская звонница
  41. 4. Никольская больничная церковь
  42. 5. Братский корпус
  43. 6. Надвратная Благовещенская церковь
  44. 7. Главная проездная башня
  45. 8. Тюремный корпус
  46. Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале
  47. История
  48. Интересные факты
  49. Что посмотреть
  50. Какие святыни хранятся
  51. Панорама Спасо-Евфимиева мужского монастыря
  52. Монастырь в культуре и искусстве
  53. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
  54. Описание
  55. Тюрьма в монастыре
  56. Последующая история
  57. Наследие ЮНЕСКО
  58. Список сооружений монастыря
  59. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Основные моменты

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Стены Спасо-Евфимиевского монастыря

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.

Внутри Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница

Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.

Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь

Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки , нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.

Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыря Мемориальная плита в Тюремном замке

Монастырские башни

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.
  • «Аптекарский огород» – экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами-послушниками.

Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

Как добраться

Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.

Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь — исторический и эстетический объект нашей страны, расположенный в городе Суздале, Владимирской области. Здесь можно узнать много нового о жизни наших предков, прикоснуться к истории, полюбоваться шедеврами русской архитектуры и прикладного мастерства.

Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника. Он включает в себя более 50 памятников архитектуры, часть из них составляют более 30 музейных экспозиций. В музее демонстрируются памятники различных времён, от XII до начала XX вв. Каждое здание имеет свою уникальную историю.

Панорама у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале — Google Maps

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

Читайте также  Ямайка на карте мира карта

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Спасо-Евфимиев монастырь — это действующий мужской монастырь, расположенный на реке Каменке в Суздале. Обитель создавалась как крепость, способная защитить от внешних и внутренних врагов. Спасо-Евфимиев монастырь часто называли Русской Бастилией, поскольку с XVIII века она использовалась как тюрьма, лагерь НКВД и политизолятор.

Режим работы Спасо-Евфимиева монастыря в 2021 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Санитарные дни — 11, 14, 18, 27, 28 и 29 января, 25 февраля, 18 марта и 29 апреля

Стоимость билетов в Спасо-Евфимиев монастырь в 2021 г.

  • Билет на посещение всех музеев и выставок монастыря:
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля:кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 2 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 750 рублей

Основание Спасо-Евфимиевого монастыря

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

История

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670–1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется — вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители — это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507–1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна — на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения — Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой — придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Читайте также  Медный всадник история создания памятника

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года — тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем — для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Спасо-Евфимиев монастырь — официальный сайт

Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

Комплекс построек обители является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экспозиции которого посвящены истории и искусству Суздальской земли. Спасо-Евфимиев монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

На северной окраине Суздаля, на обрывистом левом берегу реки Каменки возвышается Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Территория обители ограничена крепостными стенами протяжённостью почти полтора километра и боевыми башнями.

Содержание:

  1. Краткая история
  2. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
    1. 1. Спасо-Преображенский собор
    2. 2. Успенская трапезная церковь
    3. 3. Монастырская звонница
    4. 4. Никольская больничная церковь
    5. 5. Братский корпус
    6. 6. Надвратная Благовещенская церковь
    7. 7. Главная проездная башня
    8. 8. Тюремный корпус
  3. Дополнительная информация
  4. Спасо-Евфимиев мужской монастырь на карте

Краткая история

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича как мужская обитель во имя святого Спаса. Одновременно монастырь служил крепостью, призванной защищать Суздаль от врагов. Ещё при первом игумене — Евфимии Суздальском — в обители проживало около 300 монахов, следовавших установленному им общежительному уставу.

52 года Евфимий правил монастырём и умер 88 лет от роду, 1 апреля 1404 года. Иноки погребли своего духовного отца под стеной Преображенской церкви, в том гробу, который при основании храма преподобный заложил своими руками.

В 1507 году при копании рва для нового соборного храма были обретены нетлённые мощи Евфимия, после чего монастырь стали называть Спасо-Евфимиевым.

Уже в XV веке монастырю принадлежало множество сёл и деревень, а также примыкающая к нему слобода «Скучилиха», где проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились, а тот величественный ансамбль, который сегодня «яко град» красуется на берегу реки Каменки, сформировался в XVI — XVII веках. Средства на возведение грандиозных монастырских построек пожаловали князья и бояре — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и др. Живописная панорама Спасо-Евфимиева монастыря открывается с другого берега реки Каменки, где находится Покровская обитель .

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

1. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор (XVIв.) выстроен в лучших традициях белокаменного зодчества. В 1507 — 1511 годах на месте сгоревшей деревянной церкви над могилой архимандрита Евфимия был возведен небольшой бесстолпный храм. В 1594 году к нему пристроили огромное четырёхстолпное здание собора, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть незначительно и потому была названа Евфимиевским приделом.

Изначально храм напоминал Рождественский собор Суздальского кремля , но в ходе перестроек его ансамбль приобрёл монументальный, строгий облик. Стены соборного храма разделены пилястрами на три части, завершённые полукруглыми закомарами.

По периметру здание декорировано аркатурным поясом с колонками, в который вклиниваются окна, растёсанные в более позднее время. В XVIII веке вдоль стен собора выстроили крытую галерею, а в 1865 году с севера воздвигли придел Сергия Радонежского. Собор перекрыт четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью барабанами с луковичными главками.

В барабанах, украшенных каменной резьбой, прорезаны узкие, высокие окна. Два храмовых придела завершены куполами поменьше. В интерьере собора практически полностью сохранилась настенная живопись, выполненная в 1689 году артелью костромских иконописцев, возглавляемых замечательными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески, расположенные на стенах храма в несколько ярусов, посвящены евангельской биографии Христа и деяниям святых апостолов. В верхней части алтарной апсиды живописцы создали композицию «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богоматерь.

Со стороны алтаря в нижней части столбов помещены изображения русских князей и первых царей династии Романовых, самодержавная власть которых, по мнению церкви, была установлена самим Богом. Стены Евфимиевского придела расписаны фресками, изображающими житиё святого Евфимия, основателя монастыря. Близ восточной стены собора похоронен князь Дмитрий Михайлович Пожарский — народный герой, освободивший Москву от польско-литовских захватчиков. В 1930-х годах мраморный мавзолей разобрали и над захоронением водрузили каменный крест. В 2009 году часовня над могилой была восстановлена и 4 ноября освящена в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

2. Успенская трапезная церковь

Успенская церковь (XVI в.), сооружённая перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы, являет собой уникальный образец русского шатрового зодчества. Столпообразный храм увенчан стройным шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Массивная апсида декорирована лопатками, килевидными арками и керамическими вставками. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида, завершённый тремя ярусами кокошников и грациозной главкой. С западной стороны Успенский храм соединён с трапезной палатой, перекрытой выразительной тесовой кровлей — «колпаком».

На нижнем этаже трапезной палаты размещаются хлебодарня, кухня и прочие хозяйственные помещения, а верхний этаж занят просторным трапезным залом. С юга от Успенской церкви выстроен двухэтажный архимандритский корпус, обрамлённый крытой галереей с колоннами.

3. Монастырская звонница

Рядом с главным собором монастыря находится звонница, сочетающая в себе несколько сооружений, построенных в период с XVI по XVII века. В XVI веке была возведена девятигранная церковь Иоанна Предтечи «под колокола», пожалованные Василием III и его супругой.

Позднее к церкви пристроили несколько арок звона, и таким образом, образовалась трёхпролётная галерея, декорированная в стиле суздальского узорочья. Храм и аркада соединены башенкой, где размещены часы с боем. Колокола старой отливки не сохранились. В настоящее время в арках звона подвешено 17 колоколов, которые звонят по пять раз в день.

4. Никольская больничная церковь

Никольская церковь вместе с примыкающим к ней больничным корпусом была возведена в 1669 году к востоку от Спасо-Преображенского собора. Церковь задумывалась как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, поэтому её ансамбль скромно декорирован и увенчан лишь одной небольшой главкой.

С южной стороны здания расположен портал с крупными полуколоннами и «ложчатым» узором. Гладкий белоснежный фасад церкви украшают закомары и наличники с кокошниками. К храму пристроен двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалась трапезная, а на втором — больничные палаты. Сегодня в стенах здания находится экспозиция «Золотая кладовая», состоящая из произведений декоративно-прикладного искусства.

5. Братский корпус

Братский корпус был возведен примерно в то же время, что и палаты архимандрита (XVII в.). Он представляет собой двухэтажное каменное здание, протянувшееся на 100 метров в длину вдоль правой стороны монастырского двора.

Фасад братского корпуса аскетически строг, его украшают лишь оконные наличники с кокошниками. В здании располагаются ряды келий с сенями. Современные исследования, проведенные владимирским архитектором И. А. Столетовым, позволили восстановить первоначальный облик братского корпуса и его внутреннюю планировку, датируемую первой половиной XVII века. Сегодня в келейном корпусе разместилась экспозиция, состоящая из 600 экспонатов, рассказывающих об истории суздальских монастырей.

6. Надвратная Благовещенская церковь

Благовещенская церковь с проездной аркой была построена в начале XVII столетия в качестве святых парадных ворот. В 1664 году после замены деревянных стен каменными храм оказался внутри каменной ограды.

Благовещенская церковь представляет собой одноглавый храм, увенчанный главкой из «деревянной чешуи» («лемеха»). С востока к ней примыкает массивная алтарная часть, а с запада — паперть. С южной стороны фасад декорирован закомарами, лопатками и килевидными наличниками. Над проездной аркой между окнами установлен киот с иконой.

7. Главная проездная башня

В отличие от прочих башен монастыря (гранёных и круглых) Проездная (Входная) башня имеет массивную прямоугольную форму. Крепостное монументальное сооружение высотой в 22 метра сложено из красного кирпича и увенчано луковичной главкой с флюгером вместо креста.

Башня сочетает в себе практический смысл проездных ворот-арок и декоративные элементы русского узорочья. Её верхний ярус пышно украшен наличниками, карнизами и поясками, а над проездной аркой установлены киоты для икон. Несмотря на свою мощь, стены и башни монастыря никогда не проходили проверку боем.

8. Тюремный корпус

В 1766 году по указу Екатерины II при монастыре учредили тюрьму. Причиной заключения в арестантское отделение были политические мотивы, такие как критика действий епархиального начальства, участие в сектах и пр.

Суздальская тюрьма сникала славу одного из самых жутких мест заточения: в 1829 году здесь скончался доведенный до сумасшествия декабрист князь Ф. П. Шаховской, а в 1841 году в заключении умер монах-прорицатель Василий Васильев, предсказавший свержение монархии в России и обе мировые войны. В 1923 — 1939 годах в корпусе располагался изолятор для политических заключённых, а позднее — лагерь для немецких военнопленных. Сегодня тюремный корпус занят экспозицией, рассказывающей об истории узников.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Обитель Суздальской и Владимирской епархии на левом берегу реки Каменки — Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале. Возведенный в 1352 году преподобным Евфимием по благословению святого Дионисия, он пережил немало славных времен — крепкие монастырские стены давали защиту не только его жителям, но и десяткам людей из окрестных деревень.

Сейчас Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале действует не только как религиозный объект, но и служит музеем, его архитектурный комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда охотно едут и туристы, и паломники, чтобы прикоснуться к древним стенам и хранящимся тут святыням. Поклонники русской истории могут отдать дань уважения могиле похороненного у стен монастыря князя Дмитрия Пожарского.

Настоятель монастыря — иеромонах Арсений (Смирнов). Каждый час с колокольни монастыря доносится колокольный звон.

Адрес: Суздаль, ул. Кремлевская, 8

Координаты: 56.433183, 40.440336

Режим работы: ежедневно, 10:00-18:00

История

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале основан в 1352 году. В те времена деревянные стены монастыря стали защитой для населения города при вражеских набегах.

Позже, в 16-17 веке, на месте деревянных стен появились каменные. Деньги на их обновление давали влиятельные особы. В их числе — Иван Грозный и его отец, князь Василий III.

С тех пор стены монастыря не разрушились (вот что значит, строили на века!) и сохранились до наших дней. Например, на фасаде главного Спасо-Преображенского собора сохранились фрески 16 века и росписи 17 века, выполненные знаменитыми мастерами того времени.

Перед входом в монастырь установлен бюст Дмитрия Пожарского.
Фото: commons.wikimedia.org

В 1642 году на территории монастыря был похоронен князь Дмитрий Пожарский, прославившийся борьбой с поляками в Смутные времена. Его могила расположена в фамильном склепе.

Монастырь помнит многие громкие имена. Сюда приезжали помолиться будущий император Александр II и царь Николай II.

После революции 1917 года Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале сохранили и приспособили под нужды нового времени. В разное время здесь размещались армейские казармы и тюрьма для политзаключенных. В годы войны содержали военнопленных, а после 1945 года основали колонию для девочек. Реставрацию обители и создание музея начали в конце 1960-х годов. Сейчас Спасо-Евфимиев мужской монастырь входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Интересные факты

  • Вокруг Спасо-Евфимиева мужского монастыря выстроены стены длиной в 1,2 км разной высоты с 12 башнями. Они свидетельствуют о том, что монахи постоянно жили в состоянии боевой готовности: враг мог нагрянуть в любой момент.
  • При этом Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале за всю свою историю ни разу не подвергался осаде.
  • В 1826 году в тюрьму монастыря был заточен предсказатель Авель, который пророчил трагическую судьбу дома Романовых.
  • На территории обители снимались эпизоды фильма «Андрей Рублев».

Что посмотреть

Галереи крепостных стен монастыря

Узкие галереи крепостных стен дают представление об оборонительных сооружениях древней Руси. Отсюда открываются прекрасные виды на территорию монастыря. В одной из башен находится жутковатый музей пыток с подвешенными к потолку цепями, дыбой и другими орудиями палача.

Читайте также  Где находится лондон на карте

Музей князя Пожарского в Благовещенской надвратной церкви

Территория монастыря тесно связана с родом князей Пожарских. Они регулярно жертвовали средства на строительство и реконструкцию обители. Сам Дмитрий Пожарский, возглавивший ополчение во время борьбы с поляками в Смутные времена, похоронен на территории монастыря в семейном склепе.

Спасо-Преображенский собор

Собор — памятник русского зодчества конца 16 века.
Фото: Марат КАМАЛЕВСКИЙ, commons.wikimedia.org

Построен на месте древней Спасской церкви, где был захоронен Святой Евфимий — основатель монастыря. Внутри собора можно увидеть уникальные росписи старинных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Росписи датируются 17 веком. Зайдя в собор, вы услышите пение церковного мужского хора.

Золотая кладовая

Экспозиция в стенах Никольской больничной церкви собрала более 500 изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов – посуда, украшения и иконы. Возраст многих из них превышает тысячу лет. Есть предметы из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями.

Политическая тюрьма

Музей «Суздальская бастилия» находится в корпусе монастыря, который 201 год выполнял роль политической тюрьмы. С конца 18 века здесь содержались политзаключенные, сектанты, раскольники, священники, декабристы. Тюрьма считалась одной из самых жестоких в стране. В советское время здесь также держали политзаключенных, военнопленных, а позже была организована детская колония.

Экспозиция «Книга шести столетий»

В экспозиции собраны разные книги за шесть столетий. Некоторые из них достигают огромных размеров – более метра длиной.

Какие святыни хранятся

  • Мощи Суздальского архиепископа Арсения Элассонского. Сначала он был похоронен в кафедральном городском соборе. В 17 веке его нетленные мощи были обретены, а в 2015 году их перенесли в Успенскую церковь.
  • Мощи святого Евфимия, основатели монастыря. В советское время их изымали из монастыря в антирелигиозный музей, однако несколько лет назад вернули обратно.
  • Список Корсунской Богородичной иконы.

Панорама Спасо-Евфимиева мужского монастыря

Монастырь в культуре и искусстве

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале фигурирует на картинах художников. Например, в 1903 году его каменные стены запечатлел Николай Рерих.

На территории монастыря снимали некоторые сцены фильма «Андрей Рублев», повествующего о жизни и судьбе знаменитого иконописца.

Вход в музейный комплекс Спасо-Евфимиева мужского монастыря в Суздале платный. Единый билет обойдется в 400 рублей.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Описание

Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым

Тюрьма в монастыре

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников».

В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской.

В 1826 году по приказанию императора Николая I в Суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 г. в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 годы в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 г. четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.

В 1923—1939 годы в монастырской тюрьме существовал политизолятор (с 1935 г. — тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, партийные и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Последующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

Наследие ЮНЕСКО

Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудится знаменитый Ю. Ю. Юрьев.

Список сооружений монастыря

  • Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 гг.. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли свою оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594 г.). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролетной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания (на илл.) и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои.

Никольская церковь реставрировалась в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва