Основание московского университета дата
- История Московского университета
- Образование и становление Московского университета
- Московский Государственный университет (МГУ). История, деятельность
- История Московского государственного университета
- МГУ в период СССР
- МГУ сегодня
- Выпускники Московского государственного университета
- Главный кампус
- Достопримечательности МГУ
- Геологический музей МГУ
- Ботанический Сад МГУ
- Зоологический музей МГУ
- Музей антропологии МГУ
- История Московского университета
- До Московского университета: российское образование в начале XVIII века
- Создание Московского университета
- Статья «М.В. Ломоносов и основание Московского Университета»
- М.В. Ломоносов и основание Московского Университета 1755-12 января 1905
- Основание московского университета дата
- Вы здесь
- Врата учености: кто создал Московский университет
- Небывалый университет
- Властители дум
- Лидер
История Московского университета
Образование и становление Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. » В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Московский Государственный университет (МГУ). История, деятельность
Московский государственный университет является старейшим вузом России, а также образовательным и научным центром страны. В число его нынешних и бывших сотрудников и студентов входят благородные лауреаты, известные ученые, интеллектуалы и политические деятели. Главный кампус университета расположен на вершине холма с потрясающим видом на Москву. Помимо осмотра самого здания, чтобы получить представление о жизни лучшего российского университета, вы можете посетить множество связанных с ним достопримечательностей в кампусе и по всему городу, включая Зоологический музей, Геологический музей, Ботанический сад и смотровую площадку на 32 этаже главного здания.
- История Московского государственного университета
- МГУ в период СССР
- МГУ сегодня
- Выпускники Московского государственного университета
- Главный кампус
- Достопримечательности МГУ
- Геологический музей МГУ
- Ботанический Сад МГУ
- Зоологический музей МГУ
- Музей антропологии МГУ
История Московского государственного университета
Московский государственный университет (или МГУ) был основан в 1755 году по инициативе известного интеллектуала и эрудита Михаила Ломоносова и до 1917 года назывался Императорским Московским университетом. На момент открытия он состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Лекции читались либо на латыни, — языке образованных людей того времени, — либо на русском. Университет изначально располагался в главном медицинском магазине на Красной площади, место которого сейчас занимает Государственный Исторический музей.
Императорский Московский университет сыграл выдающуюся роль в демократизации образования в России. Михаил Ломоносов отмечал, что европейские университеты ценили прежде всего академические достижения студента, а не его социальное положение или семейное происхождение. Со дня основания элитарность была чужда духу университетского сообщества. В ряды студентов принимали не только дворян. К учебе не допускались только крепостные. К концу XVIII века большинство студентов и профессоров не имели дворянского происхождения.
Первоначально обучение в университете было бесплатным для всех студентов, а позже стипендии финансировались богатыми купеческими семьями, которые являлись покровителями университета. Лекции были открыты для публики, как и университетская библиотека, которая в течение столетия оставалась единственной публичной библиотекой Москвы. В 1756 году на территории кампуса открыли издательство и книжную лавку, печатающую самую популярную в императорской России газету «Московские ведомости».
К XVIII веку Императорский Московский университет стал образовательным, научным и культурным центром России и прочно вошел в мировое сообщество. Это продолжалось и в XIX веке, так как университет был плавильным котлом для всех слоев общества и привлекал свободомыслящих людей, озабоченных будущим России. Он стал настоящим полем битвы между западниками и славянофилами (сторонниками западных идей и теми, кто считал, что у России есть свой уникальный путь развития). С отменой крепостного права университет пережил период реформ, так как стране требовались высококвалифицированные специалисты во всех отраслях труда. Во второй половине XIX — начале XX веков Императорский Московский университет основал большое количество научных и интеллектуальных обществ, учебных, исторических и культурных учреждений, в том числе Зоологический сад, антропологический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Будучи мощным центром знаний, который внимательно следил за интеллектуальными достижениями в других частях Европы, МГУ становился все более политизированным. Это проявилось в начале XX века, когда появление социал-демократических организаций вынудило царское правительство пригрозить закрыть университет, ввести войска в университетский городок и изгнать профессоров и студентов. Этот конфликт продолжался вплоть до начала Первой мировой войны.
МГУ в период СССР
Русская революция изменила всю систему высшего образования: в соответствии с декретом, изданным в 1918 году, любой человек старше 16 лет, независимо от пола и происхождения, мог посещать любое высшее учебное заведение, даже не имея аттестата об окончании средней школы. Более того, была отменена плата за обучение и всем были предоставлены гранты. Эти меры значительно расширили возможности получения высшего образования для широких слоев населения, и к 1922 году в Московском государственном университете обучалось более 20 000 студентов. Поскольку наука и техника считались национальным приоритетом, особое внимание уделялось практическим занятиям, а также научным и математическим дисциплинам. К началу Второй мировой войны в МГУ насчитывалось 75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов, 66 лабораторий, 4 музея и 2 обсерватории.
Тем не менее, основной задачей университета являлась подготовка как можно большего числа студентов для советского государственного аппарата. Качество преподавания упало, так как многие уважаемые ученые покинули (или были изгнаны) университет. Факультеты, которые считались «отравленными» идеологией старого режима, такие как юридический, исторический и филологический, были упразднены и заменены факультетами общественных наук, целью которых стало распространение советской идеологии и идей научного социализма. Гуманитарные науки вновь ввели только через 10 лет в отдельный институт.
Политические репрессии Сталина отрицательно сказались на развитии научных исследований. Советские ученые и ученые лишились контактов со своими коллегами за рубежом, подверглись преследованиям, тюремному заключению и даже расстрелам, а некоторые отрасли науки осуждались как пропагандирующие идеологию, чуждую коммунистическим идеям. Многие тысячи студентов и сотрудников были призваны воевать во Второй мировой войне, 3000 из которых погибли. Во время войны университет сосредоточился на военной науке, изобретении новых взрывчатых веществ и разработке самолетов.
В 1940 году университет был переименован в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, и это название он носит по сей день. В послевоенное время новый кампус построили на Воробьевых горах и оснастили самыми современными лекционными залами и лабораториями. Финансирование университета возросло в пять раз, были созданы новые научно-исследовательские институты, вновь активизировалось международное сотрудничество.
МГУ сегодня
После распада Советского Союза Московский государственный университет стал самоуправляющимся институтом. Сегодня в обучается более 40 000 студентов, и он предлагает более 150 программ бакалавриата и 500 программ магистратуры почти во всех отраслях современной науки, а также гуманитарных наук. В его состав входят 43 факультета и 380 кафедр, на которых работают более 5000 профессоров и преподавателей, в том числе 300 членов Российской академии наук и других российских государственных академий. В нем также располагается библиотека почти в 10 миллионов томов. В рамках своей деятельности МГУ организует образовательные программы, в которых принимают участие 10 000 старшекурсников, Олимпиады, в которых принимают участие 200 000 старшекурсников, а также Всероссийский Фестиваль науки, ежегодно привлекающий миллионы участников.
Давние демократические традиции университета продолжаются в рамках проекта «Университет без границ», который предоставляет онлайн-курсы для более чем 300 000 студентов из 120 стран. МГУ тесно сотрудничает с международными университетами и научно-исследовательскими институтами, имеет филиалы в 8 других странах, включая Китай, Словению и страны СНГ. В настоящее время в нем развивается научно-техническая Долина «Воробьевы горы», целью которой является объединение научно-исследовательских институтов, образовательных организаций и стартапов на одной площадке.
Выпускники Московского государственного университета
Будучи лучшим университетом России, Московский государственный университет насчитывает среди своих выпускников много известных личностей на протяжении веков. Среди них писатели Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и Антон Чехов, «отец русского социализма» Александр Герцен и государственный деятель Григорий Потемкин. Из 18 российских Нобелевских лауреатов 11 — выпускники и профессора МГУ, в том числе Борис Пастернак, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1958 году, Андрей Сахаров и Михаил Горбачев, получившие Нобелевскую премию мира в 1975 и 1990 годах соответственно.
Главный кампус
Главный кампус МГУ расположен на Воробьевых горах — самой высокой точке Москвы. Он включает в себя более 1000 зданий, в том числе главный университетский корпус, построенный Львом Рудневым. Он является самым большим учебным корпусом в мире. Хотя само здание закрыто для публики, посетители могут исследовать обширную и зеленую территорию кампуса, а также посетить смотровую площадку на вершине холма перед университетом, откуда открывается панорама Москвы и великолепный вид на главное здание через 500 метров садов. Вы можете организовать частную экскурсию на открытую 360-градусную смотровую площадку на 32-м этаже главного здания.
Достопримечательности МГУ
Геологический музей МГУ
Музей был основан в 1950 году и занимает с 24 по 31 этажи главного корпуса МГУ. Его экспозиции охватывают геологию и географию России и мира, тундру, леса и степи России, вулканы, землетрясения, морскую деятельность, древнюю историю мира, полезные ископаемые мира и строение Вселенной.
Ботанический Сад МГУ
Сады были созданы в 1706 году Петром Великим для выращивания лекарственных трав. Новый Ботанический сад биологического факультета расположен в главном кампусе и включает в себя фруктовые деревья, альпинарий, озеро и тысячи сортов цветов. Старый Аптекарский огород расположен к северу от центра города на проспекте Мира и является домом для ухоженных цветников, дендрария и оранжерей с экзотическими и редкими растениями.
Зоологический музей МГУ
Музей был основан в 1791 году как кабинет естественной истории Императорского Московского университета и открыт для публики в 1866 году. Здесь представлены экспонаты птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых, рыб и редких животных со всего мира. Музей расположен на Большой Никитской улице.
Музей антропологии МГУ
Основанный в 1883 году, музей принадлежит Институту антропологии университета и расположен на Моховой улице. Он прослеживает деятельность человечества от его зарождения до наших дней, и коллекции включают скелеты гоминидов и другие археологические предметы, найденные по всей Евразии от эпохи палеолита до Средневековья. Также в нем находятся 13 000 экспонатов, представляющих этнографический интерес, включая одежду, произведения искусства и предметы домашнего обихода. Визиты организуются в рамках частных туров.
История Московского университета
До Московского университета: российское образование в начале XVIII века
В начале XVIII века все существовавшие в России учебные заведения были связаны с церковью. Начальное образование получали в школах при храмах или монастырях, а высшее — в Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиях. Там изучали латынь, философию, богословие.
При Петре I в Москве и Петербурге появились светские государственные школы, в которых готовили военных, врачей и инженеров. Открылись и первые частные учебные заведения, училища при заводах.
2 февраля 1724 года Петр I издал указ об основании в Петербурге. Через два года при ней открыли Академический университет — первое светское высшее учебное заведение. Преподавали в нем приглашенные из Германии профессора, а лекции читали на немецком и латинском языках. Образовательную программу постоянно меняли, а для одаренных студентов составляли индивидуальные планы. В новый университет переводили лучших учащихся Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Так туда попали ученые Михаил Ломоносов и Дмитрий Виноградов.
Образование в университете могли получать представители любых сословий. Но популярностью университет не пользовался: его выпускникам не полагалось чинов и привилегий по службе. Поэтому дворяне чаще отдавали детей в военные учебные заведения. К середине XVIII века были созданы Сухопутный шляхетский корпус и Морской шляхетный корпус. Там преподавали военные и инженерные науки, искусство, современные европейские языки, среди которых были польский, итальянский и французский.
Создание Московского университета
В 1741 году Михаил Ломоносов после четырехлетней поездки за границу вернулся в Россию. Там он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории врача Иоганна Генкеля, занимался физикой и минералогией. В России Ломоносову присвоили звание профессора Академии наук, вскоре он начал читать лекции в Академическом университете. В конце 1740-х ученый познакомился и начал переписываться с меценатом и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым. Ломоносов часто рассказывал ему о заграничных университетах, и Шувалов предложил создать в России новое учебное заведение на европейский манер.
В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настаивал, чтобы преподавание там велось на русском языке, а среди студентов были представители всех сословий. К поступлению должны были готовить в гимназии: без нее, считал ученый, . Чтобы потратить меньше денег из казны, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не Петербурге. Туда же было проще добираться студентам из других городов России. Проект Ломоносова доработал Иван Шувалов.
Летом 1754 года план создания университета утвердили в Сенате. По указу Елизаветы Петровны учебному заведению передали здание бывшей Главной аптеки недалеко от Куретных (сейчас — Воскресенских) ворот на Красной площади: . Перестройкой помещений под нужды учебного заведения занимался архитектор Дмитрий Ухтомский.
25 января 1755 года, в День святой Татьяны по православному календарю, Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Позже в этот день стали отмечать День российского студенчества. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.
Статья «М.В. Ломоносов и основание Московского Университета»
«Московские Ведомости» № 12 от 12 января 1905 г.
М.В. Ломоносов и основание Московского Университета 1755-12 января 1905
Полтораста лет минуло с тех пор, как просвещенный русский государственный деятель, при помощи человека, про которого Пушкин сказал, что он «сам был первым русским университетом», положил в первопрестольной Москве основание первому рассаднику высшего образования в России….
Юный царедворец (Иван Иванович Шувалов, родился в 1727 году), несмотря на выпавший на его долю «случай», оставался человеком простым и доступным, каковым его сделало воспитание, данное ему его матерью Татианой, в весьма скромных материальных условиях. Вероятно, влиянию матери обязан был Иван Иванович и любовью своею к просвещению. Сохранились его письма, в которых он мечтает об устройстве в России гимназий и народных училищ. Весьма скоро сблизился с Ломоносовым, который был вдохновенным борцом за распространение просвещения в России. Весьма вероятно, что первую мысль об основании Университета в Москве подал Ивану Ивановичу именно Ломоносов. По крайней мере, в одной позднейшей записке своей Михаил Васильевич говорит о себе, что он «первый причину подал к основанию помянутого корпуса» (то есть университета)…. Начались бесконечные обсуждения и прения.
И.И. Шувалов, немало читавший и обладавший большим здравым смыслом, во многом не соглашался с Ломоносовым. Последнему хотелось перенести целиком в Россию иностранные образцы, с которыми он сжился и которые полюбил на месте. Шувалов же рассуждал с точки зрения простого русского человека, которому иностранные образцы были чужды и во многом казались неприменимыми к русской жизни. Сохранилось, например, любопытное указание на то, что Ломоносов хотел во что бы то ни стало «вполне удержать образец Лейденского университета с его вольностями». Какие «вольности» имел при этом ввиду Ломоносов? Полагаю, что главным образом полную свободу преподавания… Весьма возможно, что Ломоносов имел в виду, кроме этого, свободу обучения, то есть, что студент мог легко менять предметы и профессоров и держал в течение прохождения курса очень мало экзаменов… Шувалов отнесся к этим «вольностям» отрицательно, назвав их «несовместными вольностями» и признав их мало пригодными для России. На этой почве происходили очень продолжительные и горячие споры, потому что, как рассказывал Шувалов И.Ф. Тимковскому много лет спустя, «Ломоносов тогда много упорствовал в своих мнениях».
Не мало споров возбудил также вопрос о том, где, в каком месте Москвы быть зданию Университета. Явилось предположение расположить его в самом конце города, близ Земляного вала, у Красных ворот…, ему противополагалось другое, что Красные ворота слишком далеки от наиболее заселенной части города, и что Университет непременно должен быть по возможности ближе к самому ядру города. Это последнее мнение восторжествовало. Было приобретено место в самом центре города, у Воскресенских ворот, где теперь воздвигнуто здание Городской Думы. Здесь долгое время и помещался Университет.
Затем дебатировался вопрос, устроить ли гимназию при самом Университете или отдельно от него. Ломоносов был безусловным сторонником первого…Доводы свои он выражал образно, говоря, что «без гимназии Университет, как пашня без семян».
Он (Шувалов) набросал черновик препроводительной бумаги, доношения в Сенат и, разумеется, все-таки тотчас же послал свой набросок Ломоносову… Письмо Ломоносова к Шувалову по поводу основания Московского Университета (без числа) было писано летом 1754 года. Вот оно.
«Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. При сем случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству не бесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский Университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то уповая на отеческую вашего прев-ва ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского Университета кратко вообще.
…Того ради не смотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно приняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Остальную часть порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели сделать ныне скудный низкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.
Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах. В юридическом три: 1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения римской древней и новой империи. 2. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеписанных должен знать и преподавать внутренние государственные права. 3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собой, как были в прошедшие века и как состоят в нынешнее время.
В медицинском три же: 1.Доктор и профессор химии. 2.Доктор и профессор натуральной истории.3.Доктор и профессор анатомии.
В философском шесть: 1.Профессор философии.2. физики.3.оратории.4.поэзии.5.истории.6.древностей и критики.
При университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян. О ее учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет».
В этих предположениях, то есть на самом письме, Шувалов сделал лишь три небольшие поправки, соединив философию с физикой и ораторию с поэзией. К последней кафедре древностей и критики он, кроме того, приписал «и геральдику».
Ответ Шувалова не сохранился, но нельзя сомневаться в том, что Ломоносовым был представлен обещанный план, который и составил проект университетского устава. Даже все предположения из приведенного письма вошли в этот проект устава, который при дополнении от 19 июля 1754 года был представлен И.И. Шуваловым в Правительствующий Сенат.
Императрица Елизавета Петровна утвердила устав Московского Университета 12 января 1755 года, в Татьянин день. Была ли это случайность или нет? …Не является ли таким образом «Татьянин день» данью сыновней благодарности любимой матери?…
Вскоре Ломоносов был огорчен вмешательством в дела создавшегося Московского Университета нового лица. Первым куратором Университета был И.И. Шувалов, но в непродолжительном времени таковым был назначен бывший учредитель и первый президент Академии Наук Лаврентий Блументрост i , вероятно, в память его прежней деятельности. В феврале 1755 года он был вызван в Петербург для совещания по вопросам, касавшимся дальнейшего устройства Университета, и тут произошли у него недоразумения с Ломоносовым, который не любил его и приравнивал его к ненавистному советнику академической канцелярии Шумахеру. . Неприятности эти длились, однако, к счастью для Ломоносова, недолго, так как Блументрост скончался в Петербурге уже 27марта 1755года. После этого влияние Ломоносова установилось в прежней мере и сохранились данные о его участии в приглашении профессоров, о печатании его сочинений на счет Московского Университета и в университетской типографии, о заботах его о Московских студентах, приезжавших в Петербург, и так далее.
Из приведенных документов видно, какую выдающуюся роль играл М.В. Ломоносов при основании Московского Университета… Великий русский грамматик вверил Москве и ее Университету свою теорию литературного языка. Ломоносов говорил: «Словесные науки в России не дадут никогда прийти в упадок российскому слову. Как не быть ныне Вергилиям и Горациям? Великая Москва, ободренная пением нового Парнаса, веселится своим сим украшением и показывает оное всем городам российским, как вечный залог усердия к отечеству своего основателя, на которого бодрое попечение и усердное представительство твердую надежду полагают российские музы о высочайшем покровительстве»…
Благоговейно вспоминая дело Ломоносова, мы призываем на помощь свободному и широкому развитию русской литературы и русских университетов и те великие народные силы, которыми создан Ломоносов….
А.В. Половцов
i Блументрост Лаврентий Лаврентиевич (1692-1755) – лейб-медик Петра I, первый президент СПб Академии наук, куратор Императорского Московского университета.
Основание московского университета дата
- En
- Ru
Вы здесь
12 (23) января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Поскольку указ вышел в день празднования памяти св. Татьяны (в настоящее время отмечается 25 января), эта святая стала считаться покровительницей университета, а затем и всех учащихся.
Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 г. Граф И. И. Шувалов стал первым куратором университета, а А. М. Аргамаков — первым директором.
Первоначально в составе университета было три факультета: философский, юридический и медицинский, всего в количестве десяти кафедр, каждую из которых занимал один профессор. Богословский факультет в составе Московского университета не предусматривался. « Попечение о богословии, — указывалось в проекте, — справедливо оставляется святейшему Синоду » . Лекции в то время читались не только на общепринятой в университетах латыни, но и на русском языке.
При университете, в соответствие с проектом, разработанным выдающимся учёным М. И. Ломоносовым совместно с Шуваловым и утверждённым одновременно с указом об основании университета, было организовано две гимназии — для дворян и разночинцев (за исключением крепостных крестьян).
Университет получал ряд привилегий. Он находился под покровительством императрицы и подчинялся непосредственно ведению Сената. Все «чины университета» без ведома кураторов и дирекции были неподсудны никакому суду, кроме университетского, дома их освобождались от « постоев и всяких полицейских тягостей».
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета. Его финансирование складывалось также из платы за обучение, результатов коммерческой деятельности, помощи меценатов и выпускников, вносивший свой вклад в развитие образовательного учреждения не только деньгами — многие дарили научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.
В 1756 г. при университете в здании на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Университет начал издавать первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с 1760 г. — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». В 1779-1789 гг. университетскую типографию возглавлял питомец университетской гимназии, русский просветитель, писатель, журналист, издатель Н. И. Новиков.
В 1804 г. был принят устав (до этого деятельность университета регулировалась «Высочайше утверждённым проектом о учреждении Московского университета»), согласно которому университету предоставлялась значительная автономия. Университет руководил средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России. Ректор и деканы избирались из числа профессоров: первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х. А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни. Студенты обучались в течение трёх лет на одном из четырёх факультетов (отделений): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. В XIX в. при университете были образованы первые научные общества: испытателей природы, истории и древности российских, любителей российской словесности.
Пожар во время войны 1812 г. нанес огромный урон Московскому университету: сгорели здания, погибли библиотека, архив, музей, оборудование. Однако довольно скоро он восстановился, и к 1820-м годам здесь обучалось уже больше 500 студентов, а к середине столетия — 1,5 тыс. воспитанников.
Во второй половине XIX — начале XX вв. по инициативе и при поддержке университета были созданы крупнейшие московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический и Зоологический сад (Московский зоопарк).
В 1884 г. был усилен контроль за деятельностью университета и принят новый устав, вызвавший студенческие волнения. Борьба за академические свободы сделала университет важным центром общественной мысли. В 1905 г. при активном участии его преподавателей и питомцев был сформирован Российский академический союз. В 1911 г. в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей.
В связи с революционными событиями 1917 г. произошли изменения в организации Московского университета. В 1918 г. был упразднён юридический факультет, а в 1919 г. созданы факультет общественных наук (ФОН) с тремя отделениями (политико-юридическое, экономическое, историческое). В том же году университет был полностью переведён на государственное финансирование. Тогда же открылся рабочий факультет (существовал до 1936 г.), готовивший к поступлению в ВУЗ рабочих и крестьян. В 1934 г. в МГУ были защищены первые за годы советской власти кандидатские диссертации.
В период Великой Отечественной войны университет находился в эвакуации в Ашхабаде, затем в Свердловске (ныне Екатеринбург), а в 1943 г. вернулся в Москву.
В 1953 г. был возведён комплекс новых университетских зданий на Ленинских (Воробьёвых) горах, где расположилось большинство факультетов, институтов и центров вуза. В 1959 г. здесь открылся один из первых в стране Центров международного образования для подготовки иностранных специалистов. Во второй половине XX в. университет интенсивно развивался, создавались специализированные лаборатории и центры, был открыт первый в нашей стране факультет почвоведения.
В 1992 г. Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) вуза, а в 1998 г. был принят его новый устав.
В 2009 г. президент России Д. А. Медведев подписал федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», по которому для этих учебных заведений устанавливается особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества».
Лит.: Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М., 1955; Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII в.: в 3 т. М., 1960-1962; История Московского университета [Электронный ресурс] // Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 1997-2019. URL: http://www.msu.ru/info/history.html ; Пенчко Н. А. Основание Московского университета. М., 1952.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова: сайт. 1997–2019. URL : http://www.msu.ru/.
См. также в Президентской библиотеке:
Врата учености: кто создал Московский университет
Ровно 265 лет назад, 25 января 1755 года, Москва стала университетским городом. Для всех ревнителей просвещения это было событие незабываемое: императрица Елизавета дала добро самому амбициозному русскому образовательному проекту того времени. Как пророчески писал Ломоносов восемью годами ранее в оде на восшествие Елизаветы Петровны на престол, «здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». «Известия» вспоминают историю создания главного российского университета.
Идея создания университета в Первопрестольной принадлежит двум выдающимся просветителям — Михайле Ломоносову и Ивану Шувалову. Составленный ими «Проект об учреждении Московского университета» был утвержден в Сенате и передан императрице, которая подписала именной указ об учреждении Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». Дату, по легенде, избрали с легкой руки Шувалова — первого университетского куратора. Татьяной Родионовной звали его мать. Сохранилась легенда, что в тот день он сказал ей: «Дарю тебе университет! » Но это был подарок для всей России.
Небывалый университет
Ломоносов называл вратами учености книги, превратившие его, холмогорского мальчишку, в пытливого исследователя. Но, чтобы российская земля рождала «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», одних книг было мало. Необходимы были настоящие храмы науки, в которых к просвещению относятся как к государственному делу.
Императрица Елизавета, дочь Петра I, стремилась — по мере сил — продолжать отцовский курс и не могла положить под сукно идею университета. Ее пространный указ блистал мудрыми мыслями:
Императрица Елизавета Петровна
«Как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы»
Фото: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова/msu.ru Указ императрицы Елизаветы об основании Московского университета
Наверное, Ломоносов не взялся бы за этот воз, если бы Шувалов поставил перед ним задачу слепого копирования немецких или британских образцов. Сам Михайло Васильевич, как известно, учился в Германии и, конечно, во многом равнялся на тамошние традиции. Но Московский университет уже в проекте представлялся как передовое и самобытное учебное заведение. Так, в Московском университете предполагались лекции не только на общепринятом тогда языке науки — латыни, — но и на русском. Правда, консервативно настроенная профессура несколько лет сопротивлялась этой новации — и русская речь зазвучала с высокой кафедры только в 1767 году.
А главное — в новое учебное заведение могли поступать выходцы из всех сословий, за исключением крепостных крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» — так рассуждал Ломоносов. К тому же при университете открылись две гимназии — для дворян и разночинцев. Это было не менее важным начинанием, чем сам университет: в них учились многие замечательные люди того времени, начиная с Григория Потемкина и Дениса Фонвизина.
Памятник графу Шувалову у здания Научной библиотеки МГУ Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
По замыслу Ломоносова, в университете завели три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, постигая основы гуманитарного знания, а уж потом могли выбрать себе научную специальность… При этом, вопреки европейской традиции, богословского факультета в московском храме науки не было — ведь к тому времени в России уже сложилась самобытная церковная система обучения, ломать которую не было смысла.
Уже летом и в университетских аудиториях, и в гимназиях вовсю звучали лекции «о природе вещей». А «недоросли» получали опыт студенческой вольницы. Первым директором (слово «ректор» тогда ещё не было в ходу) Московского университета стал Алексей Михайлович Аргамаков, глубокий знаток русской старины. Он изучал коллекции Оружейной палаты Московского Кремля, создал проект музея на их основе. И в новом учреждении он крепко взялся за гуж. Учредили при университете и типографию, и книжную лавку. И даже лучшая русская газета того времени — «Московские ведомости» — издавалась именно при университете. Еще одна заслуга отцов-основателей — библиотека. На нее сама императрица пожертвовала 400 рублей (немалые тогда деньги). Первым университетским обербиблиотекариусом стал поэт Михаил Херасков — настоящая легенда университета, в будущем — его куратор… Всё это успел «пробить» Аргамаков за недолгий срок своей работы в университете. В 1757-м он скоропостижно скончался во время поездки в Санкт-Петербург по университетским делам.
Фундаментальная библиотека МГУ в наше время Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
У Александра Сумарокова есть эпиграмма: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог». Сказано остроумно, но не слишком справедливо. Университетские профессора в XVIII веке были редкими птицами и пользовались не только почетом, но и многими привилегиями. Например, они не подлежали никакому суду, кроме университетского.
Расположился храм науки в бывшем доме московской Главной аптеки, в самом центре Белокаменной, на Красной площади, на месте нынешнего Исторического музея. Это был основательный каменный дом, один из лучших в Москве, но его следовало приспособить к университетской специфике. Перестроить здание поручили архитектору Дмитрию Ухтомскому. Первая лекция состоялась в июне 1755 года. Так в России начался не календарный, а настоящий век Просвещения.
Летом 1755 года сто счастливчиков начали обучение в университетских стенах. Много лет университет не пытался сильно расширять число своих питомцев: высшее образование оставалось делом элиты. Накануне войны 1812 года в университете насчитывалось менее 140 студентов… В наше время, когда в МГУ грызут гранит науки почти 60 тыс. человек, эта цифра выглядит курьезно. Но в те годы в России каждый образованный человек был на счету, на вес золота. Время массового высшего образования ещё не пришло.
Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот на Красной площади Фото: commons.wikimedia.org
Первым студентам часто приходилось туго. К знанию пробивались через тернии, а иногда — через нищету. Да и сами профессора нередко давали сомнительный пример:
«В бытность мою в университете учились мы весьма беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой — нерадение и пьянство учителей. Арифметический наш учитель пил смертную чашу; латинского языка учитель был пример злонравия, пьянства и всех подлых пороков, но голову имел преострую и как латинский, так и российский язык знал очень хорошо»
Так вспоминал годы учения едкий Фонвизин. Но главное, что у науки в России появился дом, что молодые люди получили возможность учиться не только «чему-нибудь и как-нибудь», но и вполне системно.
От Иверской площади ветви Просвещения разрастались по всей России. Казанская гимназия и Казанский университет возникли под патронажем московских профессоров — и вскоре волжский город стал одним из главных образовательных центров империи.
Здание университета на Моховой, построенное по проекту Матвея Казакова, 1820 год Фото: commons.wikimedia.org
Во времена Екатерины Великой университет переехал через Моховую — в новое просторное здание, выстроенное по проекту Матвея Казакова. Полвека спустя в соседнем квартале появился не менее величественный Аудиторный корпус, а в 1904 году — и капитальные корпуса библиотеки. В двух шагах от Кремля, на Моховой и в начале Воздвиженки, сложился университетский городок с особой атмосферой. У Чехова в «Трех сестрах» герои спорят — сколько в Москве университетов — один или два. Они имеют в виду как раз старый и новый корпуса… Университетская тема была близка Чехову, ведь он и сам учился на медицинском факультете Московского университета, у знаменитых профессоров Николая Склифосовского и Григория Захарьина.
Властители дум
В XIX веке в университете совершались открытия, зарождались новые отрасли науки. Московские профессора считались властителями дум, а студенты — законодателями мод. Но не на панталоны и сюртуки, а на книги, на статьи, на идеи и шире — на идеологию. Даже ученые и писатели с мировой славой дорожили признанием университетской молодежи.
В 1840-е «вся Москва» собиралась на лекции Тимофея Грановского по всеобщей истории. В «Былом и думах» Александр Герцен, учившийся на отделении физических и математических наук, много вспоминал о своей альма-матер, о бурлении умов, которыми был славен тогдашний университет. И, конечно, не забывал любимого лектора:
«Грановский был одарен удивительным тактом сердца. У него всё было так далеко от неуверенной в ceбe раздражительности, от притязаний, так чисто, что с ним было необыкновенно легко… Влияние Грановского на Университет и на всё молодое поколение было огромно и пережило его; длинную, светлую полосу оставил он по себе. Я с особенным умилением смотрю на книги, посвященные его памяти бывшими его студентами»
Репродукция рисунка неизвестного автора 40-х годов XIX века «Профессор Грановский читает в Московском университете среднюю историю» Фото: РИА Новости/О. Кузнецов
Эпохой в истории университета стал и Максим Максимович Ковалевский — историк, социолог, ученый с мировым именем, один из первых номинантов на Нобелевскую премию мира. На Моховой он читал курс по истории зарубежных государственных учреждений. Читал под овации студентов; как вспоминал один из его учеников, литературовед Борис Щетинин:
«Его речь — какой-то шумный, сверкающий каскад слов… сколькими научными цитатами она всегда пересыпана, сколько в ней разных остроумных сопоставлений, красивых образов, метких сравнений, какое богатство фактического материала, свидетельствующего о колоссальной памяти и совершенно исключительной эрудиции говорящего… Ковалевский положительно был кумиром студенческой молодежи»
Фото: commons.wikimedia.org Максим Ковалевский
Ковалевский завещал университету свою уникальную библиотеку — 15 тыс. томов — и солидную сумму для выплаты именных стипендий.
Своим студенческим прошлым гордился и Иван Тургенев. На склоне лет прославленный писатель так ответил на приветствие московских студентов:
«Я тем более горжусь и осчастливлен этим сочувствием, что сам был студентом Московского университета и всегда считал за честь принадлежать к этому рассаднику истинного просвещения, истинной духовной свободы. Желаю и вам, господа, пойти бодро вперед по стезе, проложенной вашими предшественниками, к той прекрасной цели, которая виднелась уже их глазам, но которая, должно надеяться, с каждым днем будет отступать всё менее и менее»
Тургенев Иван Сергеевич русский писатель (1818—1883). Репродукция С.Иванова-Аллилуева /Фотохроника ТАСС/. 1946 год
Какую цель имел в виду Тургенев? Студентов того времени объединяло поэтическое отношение к идеалам свободного, просвещенного общества. Считалось, что научный прогресс рано или поздно приведет к более справедливому переустройству государства и общества. И без этой мечты невозможно представить историю вольнолюбивого Московского университета.
Лидер
В ХХ веке, вскоре после Гражданской войны, на лидерские позиции в университете вышел физико-математический факультет. Там открылись 12 научно-исследовательских институтов! И даже Институт ядерных исследований в Дубне был создан при участии МГУ. Так создавались научные школы, позволившие Советскому Союзу стать сверхдержавой.
Первым нобелевским лауреатом Московского университета был Николай Николаевич Семёнов. В 1944 году он организовал в МГУ кафедру химической кинетики, которой он заведовал более 40 лет. А в 1956-м академику Семёнову присудили Нобелевскую премию по химии — «за исследования в области механизма реакций». Из стен МГУ вышло немало нобелиатов, достаточно назвать физиков Андрея Сахарова, Виталия Гинзбурга и Алексея Абрикосова, поэта Бориса Пастернака. А вообще-то список выдающихся выпускников Московского университета занял бы не одну сотню страниц.
Николай Семёнов Фото: РИА Новости/Цесарский
Университет не забывает своих «отцов-основателей». В 1940 году ему присвоили имя Ломоносова. Памятники великому просветителю установлены возле двух университетских комплексов — в центре Москвы, на Моховой, и на Воробьевых горах, в окрестностях знаменитой высотки со шпилем, выстроенной в 1953 году. Кстати, на тот период это здание считалось самым высоким в Европе! А новый университетский корпус, построенный в 2007 году, носит имя Ивана Шувалова.
В наше время Московский университет — по-прежнему лидер отечественной высшей школы. Там царствует наука, туда каждый год стремятся тысячи абитуриентов. И день рождения нашего старейшего университета — праздник всех российских студентов и ученых.
Источник: