Михайло архангельский монастырь архангельск

Михайло архангельский монастырь архангельск

Сохранить немногое оставшееся из культурного наследия Архангельска

Д енис Д анилов, А ндрей П етров

Интервью с Михаилом Мильчиком

За последний год было много сказано о судьбе объектов культурного наследия Михайло-Архангельского монастыря. Рассказать об истории монастыря, его значении для культуры Русского Севера и ситуации со строительными работами на этом участке мы попросили Михаила Мильчика, человека известного не только в России, но и далеко за её пределами, Архангельской области не чужому.

Досье

Михаил Исаевич Мильчик

– Это один из наиболее значимых сакральных и историко-культурных символов города, небесным покровителем которого является Архангел Михаил. Строительная история Михайло-Архангельского монастыря неразрывно связана с историей как Архангельска, так и всего Русского Севера. Он являлся одним из главных центров духовного просвещения. Одновременно это был и культурный центр: рядом находились музей старины и Древлехранилище. Снос монастыря в 1930-е годы нанёс невосполнимый урон городу, вычеркнув этот выдающийся ансамбль из истории отечественной архитектуры.

– После опустошительного пожара 1636 года архангельского «города» – деревянной крепости, на территории которой располагался Михайло-Архангельский монастырь, было решено перенести его на периферию.

План Архангельска 1694 года, фрагмент, где: 1 – Гостиные дворы; 2 – Михайло-Архангельский монастырь. Сборник Археологического института. СПб., 1880. Кн. 4. С. 117–118.

Его начали строить уже в том же году выше по течению Двины на небольшой правобережной возвышенности, носившей в XVII столетии название Нячеры. Место для него было выбрано так удачно, что вплоть до 1930-х годов монастырский ансамбль господствовал над бескрайней ширью двинских просторов. Особенно он был красив с реки, обозначая начало города.

– Первоначально монастырь был деревянным. К югу от собора стояла церковь Пресвятой Богородицы. К ней примыкали трапезная и келарская, а между ними возвышалась колокольня на шести столбах. В ограде были две игуменские кельи, восемь братских, хлебная келья, поварня, кузница, хлебные амбары, амбары для соли и рыбы, квасной погреб. За оградой на широком пространстве находились хозяйственные службы: ветряная мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы. У монастыря были своя пристань для судов, рыболовные тони.

Расположение Михайло-Архангельского монастыря на генеральном плане Архангельска 1787 года, где: 1 – Гостиные дворы; 2 – Михайло-Архангельский монастырь. Атлас Архангельской губернии 1797 года. РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 1. С. 100–101.

В 1689–1699 годах на месте деревянного собора был сооружен величественный каменный Михайло-Архангельский собор – самый древний среди церквей Архангельска. Возводили собор на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве. Архитектура монастырского собора восходит к Успенскому собору Московского Кремля – главному храму России, хотя и не повторяет его буквально.

Собор был освящен 17 сентября 1699 года архиепископом Афанасием. С 1811 по 1829 годы строилась каменная восьмигранная ограда, заменившая более древнюю деревянную многоугольную в плане ограду. В 1820 году над святыми воротами построена новая колокольня. Пристройка к колокольне в 1897 году одноэтажных каменных флигелей выделила её ярусы и завершила речной западный фасад монастыря.

Некоторые башни каменной ограды использовали под жилье, и потому в них сложили русские печи. Четыре башни сдавали под постой, три использовали под кладовые, одну – под ледник. В 1841 году была выстлана каменная мостовая от собора до самой Въезжей дороги (ныне пр. Ломоносова), на которую выходили монастырские ворота. К концу XIXвека за оградой обители продолжало находиться монастырское кладбище.

Комплекс Михайло-Архангельского монастыря, где: 1 – Михайло-Архангельский собор (1699–1930 гг.); 2 – колокольня (1821 г.); 3 – каменный двухэтажный флигель к югу от собора (1896–1940-е гг.); 4, 5 – южные башни. Открытка 1902 года, изд. И.М. Шмакова. Вид с юго-востока.

— Территория Михайло-Архангельского монастыря имеет огромное историко-градостроительное и мемориальное значение. Поэтому с самого начала Инспекцией по охране памятников Архангельской области должен был быть определен особый режим охраны. К сожалению, этого не было сделано. Строительные работы должны были быть незамедлительно приостановлены ещё на начальном этапе, на основании того, что были инициированы без положенной в этих случаях по закону государственной историко-культурной экспертизы, без прохождения согласования проекта по сохранению объектов культурного наследия.

Разрушение куполов собора монастыря архистратига Михаила. Фотография зимы 1929–1930 года

Непосредственно на территории, огороженной под строительство, был выявлен фундамент монастырской башни и еще целый ряд объектов археологического наследия. Само по себе это является серьезным основанием для остановки работ и отзыва разрешения на строительство. Проведённые охранные раскопки лишь на малой части участка застройки в очередной раз показали, сколь значительная для города часть истории была утрачена в ходе рытья котлована застройщиком.

План Михайло-Архангельского монастыря в поквартальной книге 1828 г.: 1 – Михайло-Архангельский собор (1699 г.); 2 – кельи; 3 – Архимандричий дом; 4 – конюшня; 5 – сеновал; 6 – колокольня; 7 – пруд; 8 – башни от ограды; 9 – ограда; 10 – архиерейский дом.

Кроме того, этот участок, находится в непосредственной близости от Архиерейского дома – памятника архитектуры регионального значения. Любые строительные работы в радиусе 100 м от него также запрещены.

Территория застройки на спутниковом снимке (перекресток ул. Урицкого и набережной Северной Двины, где: 1 – огороженный участок строительства компании «Аквилон-Инвест» (обозначен черной линией); 2 – котлован площадью более 5 тыс. кв. м, вырытый застройщиком в период с июня по декабрь 2019 г. без археологических изысканий и экспертиз; 3 – траншеи под коммуникации (обозначены красной линией), прорытые подрядными организациями «Аквилон-Инвеста» в сентябре-ноябре 2019 г.; 4 – каменный флигель ограды Михайло-Архангельского монастыря, прорезанный траншеей; 5 – траншеи под коммуникации (отмечено синей линией), прорытые экскаватором (наблюдение осуществляли лаборанты Института археологии РАН, г. Москва, в отсутствии держателя открытого листа); 6 – участки наблюдения за земляными работами (осуществлял Институт археологии РАН); 7 – башня ограды Михайло-Архангельского монастыря, часть сохранившегося фундамента которой была повреждена ковшом экскаватора, а затем расчищена археологами; 8 – башня, расположенная на трассе коммуникации, прорытой экскаватором на месте археологических наблюдений в отсутствии держателя открытого листа; 9, 10 – конюшня и хозяйственная постройка, расположенные на трассе прорытой экскаватором коммуникации; 11 – Михайло-Архангельский собор (1699–1930-е гг.). Использован план монастыря 1912 г.

Борта котлована, разрытого на участке за период с июня по декабрь 2019 г., по которым визуально прослеживается насыщенный культурный слой до 1,5 м

— Охрана памятников – прежде всего дело государства. У тех, кто сегодня говорит нам: «Где вы были раньше, когда на месте Троицкого собора был возведен Драмтеатр, а на месте северной башни Гостиных дворов – отель», нужно спросить: «Где были вы, занимавшие руководящие должности, когда беспощадно разрушался архитектурный облик Архангельска?». Гражданское общество в нашей стране только формируется, и то, что в Архангельске есть люди, готовые выступить в защиту истории своей страны, своего города – лучшее тому подтверждение.

К великому сожалению, Архангельск по существу погублен, о чем вы можете прочесть в книге «Первые ворота Российского государства», но тем ценнее то немногое, что еще осталось и, в частности, место монастыря, которому в упомянутой книге уделено почти такое же внимание, как и Гостиным дворам. Должен сказать, что, увы, в застройке Архангельска пройдена точка невозврата, однако повторю: из этой констатации не значит, что можно уничтожать то немногое, что еще сохранилось из культурного наследия некогда замечательного города.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите .

Михаило-Архангельский мужской монастырь (Козиха)

Монастырь во имя Архистратига Божия Михаила расположен в селе Козиха Ордынского района.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
    • 4.1 Обновившаяся икона Божией Матери «Иверская»
  • 5 Подворья
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Как добраться
  • 10 Паломнику

История [ править ]

В с. Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм и братский корпус, до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903г. и освященная в 1906г. святителем Макарием (Невским), архиепископом Томским и Барнаульским. Церковь была построена на пожертвования жителей с. Козиха. 21 ноября 1930г., в день престольного праздника, служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Церковь превратили в клуб, показывали в ней немое кино для жителей села, потом разобрали на бревна, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка.

В 1996г. группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.

17.07.1997 Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с.Малоирменка (наместник – иеромонах Артемий(Снигур)). В том же 1997 году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998г. монашествующие из дер.Малоирменка переехали в с.Козиха, а в дер.Малоирменка был создан Михаило-Архангельский женский монастырь. Михаило-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.

Читайте также  Санатории белокурихи на карте города

Современное состояние [ править ]

В 2003 году была завершена внутренняя перепланировка помещения под храм, келии и трапезной, сооружены железобетонные перекрытия, выстроен второй этаж. На территории монастыря во имя Архистратига Божия Михаила отстроены: слесарная, столярная и швейная мастерские, есть свой автопарк, имеются земли под посев зерновых культур. В обители выпекается хлеб, разводится крупнорогатый скот, лошади. Братия занимаются сельским хозяйством. В окрестностях находится монастырская пилорама, где заготавливается деловая древесина и дрова для всей монастырской стройки; монастырская пасека, пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота. В семи километрах от с. Верх-Чик расположена монастырская пасека. Здесь же находится пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота.

Храмы [ править ]

  • Троице-Владимирский собор
  • Храм в честь преподобного Серафима Саровского
  • Храм в честь пророка Божия Илии
  • Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Храм в честь Рождества Христова
  • Храм во имя благоверного князя Александра Невского
  • Храм в честь апостолов Петра и Павла

Святыни [ править ]

Главная святыня монастыря

Обновившаяся икона Божией Матери «Иверская» [ править ]

В конце XIX в.- начале XX в. для иконостаса церкви села Решеты Кочковского района Новосибирской области был заказан на Святой Земле список Иверской иконы Божией Матери.

После закрытия церкви советской властью икона находилась у местного жителя. Он закрывал святым образом бочку с соленьями, использовал как загородку в свинарнике. Спустя годы родственница хозяина принесла благочестивой мирянке Саломии Протасенко, пострадавшей в годы репрессий за исповедание православной веры, черную доску, в которой с трудом угадывалась икона. Двадцать лет Саломия просила у Господа и у Его Пречистой Матери прощения и оставления грехов своих и своих близких. Молитва ее была услышана, постепенно стала сходить чернота, и явно проявился образ Иверской иконы Божией Матери.

Уже после смерти Саломии Герасимовны игумен Филипп (Новиков), будучи в то время благочинным Центрального областного округа Новосибирской Епархии, узнал о чудесно обновившейся иконе. Вместе с игуменом Артемием (Снигур), наместником образованного в селе Козиха в 1997 году мужского монастыря во имя святого Михаила Архангела, и монахиней Марией (Серопян) — ныне игуменьей женской обители в селе Малоирменка, он направился к Евдокии Шульге, племяннице Саломии Протасенко, к которой перешел святой образ. На просьбы передать образ в монастырь Евдокия Макаровна разрешила взять его вначале только на время, а потом, увидев благоговейное почитание образа Божией Матери, и навсегда. С января 1999 года каждый день в обители начинается с молебна перед иконой как благословения Самой Пресвятой Богородицы.

13 апреля 2004 года по благословению архиепископа Тихона Иверская икона была привезена в строящийся Троице-Владимирский собор — Новосибирское подворье Михаило-Архангельского монастыря. С этого времени возникла традиция привозить в понедельник Светлой седмицы чтимый образ на монастырское подворье на вечернюю службу, за которой поется акафист Пресвятой Богородице. На следующий день после крестного хода святыню увозят обратно в монастырь. Подробнее.

  • В монастырском храме имеются два ковчега с частицами святых мощей многих святых;
  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частицами мощей;
  • Икона блаженной Матроны Московской с частицами мощей.

Подворья [ править ]

  • Троице-Владимирский собор
  • Подворье монастыря в с. Верх-Ирмень
  • Подворье монастыря в с. Красный Яр
  • Подворье монастыря в дер. Новый Шарап
  • Подворье монастыря в с. Петровское
  • Подворье монастыря в дер. Верх-Чик

Престольные праздники [ править ]

Троице-Владимирский Собор:

Храм в честь Рождества Христова:

Храм в честь преподобного Серафима Саровского:

Храм в честь пророка Божия Илии:

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Храм во имя благоверного князя Александра Невского:

Храм в честь апостолов Петра и Павла:

Фото [ править ]

Вид храма сверху

Вид храма зимой

Храм во имя благоверного Александра Невского

Храм во имя преподобного Серафима Саровского

Храм Рождества Христова

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Монастырь расположен в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области (на пересечении улиц Школьная и Августовская). Добраться до поселка можно на транзитном автобусе Новосибирск – Ордынское до остановки «Верх-Ирмень, поворот», затем – около 12 км. пешком или на попутном транспорте, такси (телефон Верх-Ирменского такси: 8-923-177-75-17, 8-913-959-19-13). Либо ехать на маршруте Ордынское – Малый Чик до остановки «Козиха». Расстояние до Ордынского составляет 51 км, до Новосибирска – 78 км.

Паломнику [ править ]

Специальной гостиницы для паломников не имеется, поэтому желающим приехать на время, чтобы помолиться и потрудиться в монастыре, необходимо позвонить заранее и получить благословение на посещение монастыря.

Адрес: 633274 Новосибирская область, Ордынский район, с. Козиха, ул. Чиковская, 1а

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) — по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам: «А тому, государи, богомолию (А. м.- В . С .) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов . Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков), А. А. Шахматов, В. В. Зверинский, В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в.

В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в связи с угрозой нападения швед. войск в обитель прибыли воеводы П. А. Нащокин и Н. В. Залешанин с войском и в течение года построили вокруг мон-ря деревянную крепость, названную Нов. Холмогоры (с 1613 Архангельский город). Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Нов. Холмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у корельского Николаевского мон-ря; в городе началась оживленная торговая деятельность, что пагубно сказалось на жизни мон-ря, находившегося в центре крепости. Настоятели жаловались царю на грабежи, посягательства на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов, сообщали о случаях, когда приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими семьями, на территории мон-ря устраивались питейные заведения. Ходатайство прп. игум. Евфимия (1585-1589) о перенесении мон-ря за городскую черту осталось без ответа.

15 июля 1636 г. постройки А. м. были уничтожены пожаром, после к-рого, как сообщал иером. Матфей в челобитной царю Михаилу Феодоровичу, 49 насельников мон-ря скитались «от хлебной скудости по миру». Грамотой от 6 февр. 1637 г. царь повелел отстроить мон-рь на новом месте, на горе Кузнечихе. Челобитной от 15 марта этого же года игумен мон-ря испросил у Новгородского свт. Аффония благословение на возведение в отведенном месте 2 храмов: Покровской ц. с трапезной и собора во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины. Однако начатое строительство встретило сопротивление со стороны крестьян, занимавшихся на этом месте торговлей лесом, вследствие чего в 1641 г. началось возобновление мон-ря на др. месте — на окраине города, в Нячерах (совр. ул. Урицкого). К 1642 г. была сооружена Покровская ц. Благодаря грамоте царя Михаила Феодоровича, «ради монастырского строения» освобождавшей обитель от пошлины на перевозку 7 тыс. пудов соли для продажи, на полученные доходы в 1644 г. был возведен собор арх. Михаила. В 1642 г. царь также пожаловал в обитель продовольствие на 240 р. и 200 четвертей хлеба, А. м. получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Берёзовском устье, на Летнем и Поморском берегах. На месте сгоревшего мон-ря был построен храм в честь Происхождения Креста Господня с приделом арх. Михаила.

Читайте также  Краснодар количество жителей

В 1683 г. Михаило-Архангельский собор А. м. имел сев. придел во имя святых Бориса и Глеба и юж. придел во имя мч. Мины, к югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская ц. с трапезной и келарской. Между храмами находилась колокольня, внутри ограды располагались 2 игуменские кельи, 8 братских келий, хлебная, поварня, кузница, амбары для соли, амбары для рыбы, погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы, пашни. Близ мон-ря были расположены пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора М. А. Лохоцким был сооружен каменный (освящен 17 сент. 1699 архиеп. Холмогорским Афанасием (Любимовым)). Пожертвования на строительство собирали в Архангельске и Москве, в числе жертвователей были цари Петр и Иоанн. В нач. XVIII в. была перестроена ограда мон-ря, на Святых вратах построили деревянную ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1712 г. на 1-м этаже Михаило-Архангельского собора была устроена Покровская ц. с приделом мч. Мины, в 1744 г. над зап. нижним крыльцом собора вместо ветхой деревянной выстроили каменную шатровую колокольню. В 1753 г. с юж. стороны собора был устроен придел арх. Гавриила. В сент. 1761 г., после поновления, храмы мон-ря были вновь освящены. В 1777 г. в главном алтаре собора над св. престолом построили 4-столпную резную сень. В 1817-1819 гг. обветшавший собор был отремонтирован под рук. губернского архит. Ф. М. Шилина, в 1863 г. в соборе поставлен одноярусный резной иконостас, выполненный в Вятке. Собор с 3 сторон был окружен братским кладбищем, захоронения на к-ром начались в XVIII в., здесь похоронены также воевода кн. Г. Д. Черкасский (1706), архангельский губернатор А. Перфильев (1823), купцы.

К 1683 г. братия А. м. составляла 83 чел., в 1-й пол. XVIII в. число насельников уменьшилось. В кон. XVII в. А. м. владел дворами в Соломбале и в левобережных деревнях, где жили наемные трудники, дворовыми местами и лавками около крепости в Архангельске. Мон-рь имел подворья в Холмогорах, Вел. Устюге, Вологде, Москве. В 1707-1764 гг. и в 1797 г. в мон-ре учреждалась архимандрития. В 1764 г. А. м. был отнесен к 3-му классу и, лишенный владений, пришел в запустение. На протяжении XVIII в. А. м. был местом несения епитимий для духовенства епархии.

С кон. XVIII в. по 1869 г. обителью управляли ректоры Архангельской ДС. В 1817 г. архимандритом А. м. был назначен настоятель корельского Николаевского мон-ря миссионер игум. Вениамин (Смирнов). Под его рук. в 1825 г. в Мезени была открыта миссия для просвещения ненцев, за 5 лет ее существования было крещено более 3 тыс. местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архим. Вениамина в Мезени продолжил его преемник настоятель А. м. архим. Платон (1829-1839). В 1893-1897 гг. настоятелем мон-ря был Архангельский еп. Никанор (Каменский), в эти годы были собраны средства для реставрации собора арх. Михаила, в 1894 г. позолочены купола и кресты. При водружении поновленного креста на главный купол присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

В 1799-1812 гг. в А. м. располагалась Архангельская ДС, 5 ее деревянных одноэтажных корпусов находились в сев.-вост. углу монастырской ограды, учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов. В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса была открыта псаломщическо-училищная школа. В 1891-1923 гг. в А. м. в специально построенном здании размещались фонды древлехранилища, созданного по благословению еп. Нафанаила (Соборова) трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губ. (с 1891 Церковно-археологический комитет Архангельской епархии). К 1917 г. в древлехранилище находилось более 500 рукописей XV-XVIII вв., более 30 тыс. документов, коллекции икон, церковной утвари и др. В 1922 г. рукописи были перевезены в Краевую научную б-ку, в 1927 г.- в Археографическую комиссию Ленинграда, в 1931-1932 гг.- в РО БАН СССР. Др. коллекции древлехранилища были оставлены в пакгаузах Архангельской таможни, часть передана в Краеведческий музей Архангельска. После начала первой мировой войны в А. м. разместился епархиальный лазарет, содержавшийся на пожертвования от мон-рей, храмов и благотворителей. В 1916 г. в мон-ре подвизались архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника. До марта 1917 г. настоятелем мон-ря был сщмч. архим. Павел (Павловский).

Главной святыней А. м. был хранившийся в соборе золотой крест с частицей Животворящего Креста Господня и частицами палестинских святынь, крест был пожертвован в нояб. 1894 г. Иерусалимским Патриархом Герасимом II еп. Никанору «в утешение скорби о пожаре». В А. м. почитался список с келейной Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавшей Воронежскому архиеп. Игнатию (Семёнову), уроженцу Пинежского у., архиерей неоднократно получал исцеление после молитвы перед иконой. Др. святыней мон-ря была икона Божией Матери «Скоропослушница», значившаяся в описи монастырского имущества 1924 г. «чудотворной».

В нач. 1920 г. А. м. был закрыт, судьба последнего настоятеля игум. Десидерия и насельников неизвестна. 20 июня 1920 г. Административным отделом Архангельского губисполкома Михаило-Архангельский собор мон-ря был передан «общине Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода», настоятелем к-рой стал прот. Василий Аристов; в 1922 г. настоятелем был свящ. Димитрий Федосихин, духовный сын св. Иоанна Кронштадтского. В результате кампании по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельского собора было изъято более 2 пудов серебра и др. ценности. 20 июля 1924 г. договор губисполкома с приходом собора был расторгнут, община ликвидирована, в 1924 г. в соборе служили обновленцы (см. Обновленчество), в 1925 г. он был закрыт и передан областному Ин-ту социального перевоспитания. Постройки обители использовались для хозяйственных целей, монастырские колокола были отданы на переплавку. В февр. 1930 г. зав. Главнаукой Сев. краевого отдела народного образования указывал на то, что «здание собора бывшего Архангельского монастыря является наиболее древним сооружением города и заслуживает охраны. Не следует ставить вопрос о его ремонте в направлении реставрации, а вполне допустимо применение здания для практических целей» (ГААО. Ф. 1222. Оп. 1. Д. 23. Л. 93), однако в 1930 г. собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны. Позднее исчезли и др. монастырские здания, ныне территория А. м. застроена жилыми домами.

Михаило-Архангельский монастырь (Архангельск)

Михаило-Архангельский монастырь — православный монастырь, основанный в XIV веке в устье Северной Двины и давший имя Архангельску. В начале 1930-х годов монастырь был разрушен.

Первоначально монастырь находился на мысе Пур-Наволок. В 1419 году был разорён норвежцами, но был восстановлен на прежнем месте. На протяжении двухсот лет был одним из центров Русского Севера. В 1584 г. по указу царя Ивана Грозного воеводы Нащокин и Залешанин в течение года построили вокруг монастыря деревянную крепость, названную Новые Холмогоры, которая и дала начало Архангельску. Пятиглавый соборный храм был воздвигнут в 1685-89 гг. по благословению владыки Афанасия, практически в одно время с кафедральным собором в Холмогорах.

В начале 1920 г. монастырь был закрыт, судьба последнего настоятеля игумена Десидерия и насельников неизвестна. 20 июня 1920 г. Административным отделом Архангельского губисполкома Михаило-Архангельский собор монастыря был передан «общине Перво-Михайло-Архангельского церковного прихода», настоятелем которого стал протоиерей Василий Аристов; в 1922 г. настоятелем был священник Димитрий Федосихин, духовный сын св. Иоанна Кронштадтского. В результате кампании по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельского собора было изъято более 2 пудов серебра и других ценности. 20 июля 1924 г. договор губисполкома с приходом собора был расторгнут, община ликвидирована, в 1924 г. в соборе служили обновленцы, в 1925 г. он был закрыт и передан областному Институту социального перевоспитания. Постройки обители использовались для хозяйственных целей, монастырские колокола были отданы на переплавку.

В 1930 году собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны. Позднее исчезли и другие монастырские здания, ныне территория монастыря застроена жилыми домами. В настоящее время планируется восстановление Архангельского собора, правда, в современных формах.

Литература

  • Сойкин П. П.Михайло-Архангельский монастырь в Архангельске // Православные русские обители = «Православные русские обители»: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 55-57. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
  • В. И. СуворовАрхангельский во имя Архангела Михаила мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том II. — М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 487-489. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2

Ссылки

  • Архангельский собор (Архангельск)
  • Михаило-Георгиевская церковь (Пушкин)

Смотреть что такое «Михаило-Архангельский монастырь (Архангельск)» в других словарях:

Архангельский собор (Архангельск) — Церковь Архангельский собор … Википедия

Михаило-Архангельский кафедральный собор — Крест, заложенный на месте постройки Михаило Архангельского кафедрального собора Михаило Архангельский кафедральный собор планируемый для строительства православный собор в Архангельске. Его высота составит 70 метров … Википедия

Архангельск — город, ц. Архангельской обл. В 1584 г. при Михайло Архангельском монастыре (основан в XII в.) было начато строительство города, который в первые десятилетия его существования называли Новый город, Новые Холмогоры, Новый Холмогорский город.… … Географическая энциклопедия

Читайте также  Армения на карте россии

Архангельск — У этого термина существуют и другие значения, см. Архангельск (значения). Город Архангельск Герб … Википедия

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — основан на мысе Пур Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об… … Православная энциклопедия

Михайловский монастырь — Михайловский Златоверхий монастырь Михаило Архангельский монастырь (Архангельск) Михайло Архангельский монастырь (Великий Устюг) Михаило Архангельский монастырь (Козиха) Михаило Архангельский монастырь (Малоирменка) … Википедия

Антониево-Сийский монастырь — Монастырь Троицкий Сийский монастырь … Википедия

Артемиево-Веркольский монастырь — Монастырь Артемиево Веркольский монастырь Страна Россия Село Веркола … Википедия

Соловецкий монастырь — Монастырь Соловецкий монастырь … Википедия

Николо-Корельский монастырь — Монастырь Николо Корельский монастырь Николо Корель … Википедия

Православные Русские обители/Михайло-Архангельский монастырь в Архангельске

Точность Выборочно проверено
← Крестный Онежский монастырь Онежского уезда «Православные русские обители» — Михайло-Архангельский монастырь в Архангельске
автор П. П. Сойкин (составитель)
Пертоминский монастырь в Архангельском уезде →
Источник: П. П. Сойкин (составитель). «Православные русские обители». — С.-Петербург: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 55—57.

Михаило-Архангельская обитель имеет за собою славное прошлое: она долгое время служила единственным источником религиозно-нравственного просвещения в диком северном крае и единственным оплотом и центром колонизации среди многочисленных инородцев. В 1419 году монастырь постигло большое бедствие. Двинская летопись сообщает, что в этом году «мурманы (норвежцы) повоеваша Михаила Архистратига монастырь, церкви пожгли и чернецов всех посекли». После этого погрома монастырь постепенно опять собрался с силами и в течение 200 лет по-прежнему продолжал свято исполнять свою высокую религиозно-просветительную миссию. В это время монастырь стоял на берегу Сев. Двины, на месте; которое называлось «Пурнаволоком». Теперь на этом месте стоит всеградская церковь Михаила Архангела. Обитель окружал густой бор, а на много верст в окружности не было никакого жилья.

Но в 1584 году монастырь дал начало целому городу. Русское правительство того времени возле самого монастыря в устьях Двины основало город для торговых целей, который вначале был назван Новыми Холмогорами, а потом, по имени Михаило-Архангельского монастыря, стал называться Архангельском. Но близость к городу для обители оказалась очень неудобною: 15 июля 1636 года в городе случился пожар, который истребил половину городских построек и в том числе весь монастырь с его церквами и келиями. Поэтому возникла мысль перенести обитель в другое, более безопасное место. Грамотою царя Михаила Феодоровича в 1638 году было дозволено построить монастырь «выше города за версту, над Двиною же рекою, в Нячерах» В 1641 году обитель была перенесена на новое место вверх по Двине, где и находится доселе. [57]

Монастырь, наделенный московскими царями богатыми вотчинами, после учреждения монастырских штатов (1764 г.), когда от многих монастырей, а в том числе и от него, были отобраны имения, значительно обеднел. Управление в монастыре архимандричье.

В обители имеется в настоящее время один храм — каменный, пятиглавый, отстроенный в византийском стиле. В нем два этажа и шесть престолов. Главный престол в верхнем храме во имя св. архистратига Михаила, с правой стороны — в честь собора архангела Гавриила и прочих бесплотных сил; с левой стороны — во имя свв. Иоанна, епископа новгородского, и мученицы Агриппины. В нижнем этаже главный престол в честь Покрова Пресв. Богородицы; с правой стороны — во имя мученика Мины и с левой стороны — во имя муч. Александра. Храм построен в конце XVII столетия, но потом неоднократно обновлялся.

В монастырском храме находится местночтимая древняя икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая прежде преосвященному Игнатию, бывшему епископу воронежскому и задонскому, уроженцу Архангельской губ., и затем переданная им по завещанию Михаило-Архангельскому монастырю. Кроме того, здесь же хранится и другая святыня: золотой крест с частицею Животворящего Креста Господня, присланный епископу Никанору Каменскому Иерусалимским патриархом Герасимом в 1894 году.

Михайло архангельский монастырь архангельск

В редакцию ИА «Двина Сегодня» обратились представители археологического сообщества Архангельска. Они сообщили, что с весны 2019 года обнесён забором участок на пересечении улицы Урицкого и Набережной Северной Двины. Строящемуся многоэтажному дому уже присвоен адрес — улица Урицкого, д. 2 и 4.

По мнению археологов, с место планируемого строительства граничит с участком, где в 1641 году был выстроен монастырь на основании Грамоты царя Михаила Фёдоровича Романова 1638 года.

Об этом неравнодушные люди оповестили в письменной форме инспекцию по охране объектов культурного наследия. 3 октября инспекция сделала застройщику предписание о приостановке земляных работ, уничтожающих объект культурного наследия.

Инспекция подтвердила, что экспертиза не проводилась, но и монастырь нельзя считать выявленным объектом культуры. Но при этом и попыток выявить — не было.

Также было заявлено, что территория входит в зону археологического наблюдения, а значит там должен быть предусмотрен раздел по сохранению объектов археологического наследия. До начала строительства проект должен быть согласован с министерством. При этом он относится к зоне ценных участков зелёных насаждений, подчеркнули эксперты.

Задались неравнодушные граждане и вопросом к администрации города. Они не согласны с решением главы по вопросам экономического развития и финансам Даниила Шапошникова о том, что оснований для приостановки работ нет.

Между тем, на территории были найдены различные исторические объекты — «монастырские» кирпичи с клеймом и кованные предметы бытового использования. По мнению археологического сообщества, все это является основанием для остановки строительства и начала экспертизы.

На указанную претензию ответили представители застройщика — холдинга «Аквилон Инвест».

Они утверждают, что строительство ЖК «River Park» ведется за пределами территории монастыря. Приводим ответ полностью:

— Это подтверждают данные георадарного исследования, выполненного в августе этого года специалистами (Всероссийский институт Специальных методов исследования).

На основании обращения Архангельской и Холмогорской епархии в августе этого года выполнил обследование участка между ул. Урицкого (ранее ул. Архиерейской) и Северодвинским железнодорожным мостом. Главной целью работ являлось обнаружение и уточнение положения сохранивших фрагментов строений монастыря с помощью геофизического комплекса . Исследования проводились на основании открытого листа на право проведения археологических полевых работ № 1869, выданного . Всего было выполнено 76 георадарных профилей площадной съемки.

В итоге можно сделать предварительный вывод о том, что территория монастыря, в том числе и монастырская ограда, находятся за пределами участка, отведенного в соответствии с действующим законодательством для строительства жилого комплекса «River Park». При этом имеются основания полагать, что остатки фундамента кафедрального собора расположены под домами № 4 к.1 и № 6 к.1 по Набережной Северной Двины, под существующей жилой застройкой.

— Планиграфические изыскания дают вариант, который локализуют монастырь в районе нынешней жилой застройки — пятиэтажных домов на набережной Северной Двины. Георадарные исследования выявили аномалии в грунте, которые можно интерпретировать как фундамент каменной двухэтажной, возможно келейной постройки в пределах монастырских стен. Конечно, это только предварительные данные и подтвердить их или уточнить можно только при археологических раскопках, — отметил Алексей Беличенко.

— Архангельская епархия внимательно относится к истории храмов, некогда украшавших наш город. Сейчас можно предварительно говорить, что исследователи обнаружили место, где находилась старейшая каменная церковь Архангельска — собор монастыря. Печально, что это место ранее было застроено домами. Однако его можно отметить особым образом — например, воздвигнув рядом поклонный крест или часовню, благоустроив существующую аллею, — рассказал игумен Феодосий (Нестеров), благочинный Архангельска и глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Архангельской и Холмогорской епархии.

Таким образом, на основании имеющейся в настоящее время информации, строительство ЖК «River Park» не затрагивает территорию, где располагался монастырь. Что касается работ по перекладке высоковольтной кабельной линии и телефонных сетей за пределами отведенного для строительства участка, то в ходе проверки, проведенной администрацией города Архангельска, нарушений муниципальных Правил благоустройства в части организации строительных, ремонтных и земляных работ не выявлено.

Каменный собор был построен в 1685–1689 годах подмастерьем каменных дел и освящен 17 сентября 1699 года архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием (). В 1817–1819 годах под руководством губернского архитектора был проведен его ремонт: разобрана колокольня, заделаны трещины западной стены. На протяжении столетия собор неоднократно подвергался перестройкам и ремонту.

После революции 1917 года собор сначала был приходским храмом, в 1924 году — передан обновленческой общине, а в 1925 году — закрыт и в нем размещен институт социального перевоспитания для и беспризорных. Здания монастыря без надлежащего ухода стали быстро разрушаться. В марте 1930 года Главнаука Наркомпроса РСФСР на основании решения отдела народного образования Северного края санкционировала снос зданий монастыря.

В итоге в течение двух лет собор, колокольня и ограда с башнями были разобраны, кирпич передан Архстройконторе. После чего началась застройка данного района жилыми домами, которая активно продолжалась до годов, без археологических раскопок, и требований от жителей домов, возведенных на месте монастыря, их производить.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва