Летний сад история
- Летний сад
- Летний сад в Санкт-Петербурге
- Сэкономь на путешествии!
- История
- Что посмотреть
- История превращений. Любопытные факты из истории Летнего сада в Петербурге
- Первый облик Летнего сада
- Как Пётр учил «пить до дна»
- Разрешение на променады
- Фонтаны, как символ тирании
- Часовня святого князя Александра Невского
- После царя
- История
- ЛЕТНИЙ САД
- Использование устаревшего браузера повышает риск взлома вашего компьютера. Обновите свой браузер!
- Регистрация
- Восстановление пароля
- 12 фактов о Летнем саде
- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Летний сад в Санкт-Петербурге
- Краткое описание
- История
- Фонтаны
- Скульптура
- Ограды
- Экскурсии
Летний сад
Летний сад в Санкт-Петербурге
Летний сад — самый старый сад в городе, место для которого было выбрано самим Петром. Первое упоминание о нем датировано 1704 г. — всего через год после основания Петербурга! Сначала он засаживался только однолетними цветами, то есть «летниками», потому и назвали его Летним садом.
Сэкономь на путешествии!
История
Петр I задумал создать в новом городе сад, который «чрез немного лет великолепием своим Версалию превзойдет», и не жалел для этого сил и средств: лично давал указания, какие и откуда привозить деревья и цветы, сам составил первый проект сада и следил за его осуществлением. Сад создавался как регулярный -с симметричными, пересекавшимися под прямыми углами аллеями, затейливыми партерами и фигурно подстриженными насаждениями.
Царь пригласил для воплощения своей идеи шведского садовника Шредера, который создал высокие шпалеры из лип, кленов, акаций и украсил аллеи красивыми скамейками для отдыха гуляющих, Рассказывали, что, осмотрев его работу, Петр спросил, нельзя ли устроить в саду что-нибудь поучительное, чтобы посетители не просто гуляли, но и одновременно получали полезные сведения. Швед призадумался и предложил разложить на скамейках книги, прикрыв их от дождя. Но царь выбрал другой вариант — он решил сделать в саду фонтаны, на которых изобразить сценки из басен Эзопа. И вот среди дорожек садового лабиринта появилось целых 60 фонтанов с фигурами животных, вода к которым подавалась специально установленной машиной. Каждый фонтан наглядно иллюстрировал одну из Эзоповых басен. А чтобы было доходчивей, рядом стоял столб с текстом самой басни и ее толкованием. Петр любил и лично, придя в сад, собирать гулявших и объяснять им смысл иносказания. К сожалению, фонтаны не дожили до наших дней, их разрушило катастрофическое наводнение 1777 г.
В XVIII в. Летний сад занимал площадь значительно больше современной. Кроме фонтанов, его украшали беседки, боскеты, цветники, птичники, всевозможные «садовые затеи». Один из современников писал: «Здесь множество замечательных вещей, беседок, галерей и удивительно красивых деревьев. Были в этом саду пруды, обложенные каменной стеной, по которым плавали индийские гуси, морские утки и множество птиц».
Но, конечно же, главной достопримечательностью Летнего сада с петровских времен и до наших дней остается его скульптурный декор. Это было огромным новшеством для России — до этого об украшении садов скульптурами и не слыхивали. Но царь-реформатор пожелал и в этом не отстать от Европы и тоже приобрести произведения искусства, «которые прилично иметь великим монархам». Мраморные статуи оптом закупались в Италии, причем Петр лично руководил их заказами и отбором. Значительная их часть — произведения венецианских скульпторов Тарсиа, Баратта, Бонацца и др. Среди скульптур — портреты великих полководцев, древних царей, римских императоров, мифологические и аллегорические персонажи. И вновь статуи Летнего сада служили не только украшением, но и учебным пособием. Рядом с ними висели таблички с описаниями того, что они представляют, и с объяснениями аллегорий.
И хотя до нас дошла только часть петровской коллекции, все равно мало где в Европе сохранились такие большие собрания садовой скульптуры (сейчас их около 90). Среди самых известных — «Нимфа Летнего сада», бюсты королевы Швеции Христины, польского короля Яна Собес — кого и его жены Марии-Казимиры, серия «Круговорот суток». На террасе на берегу Лебяжьей канавки стоит скульптурная группа «Амур и Психея», о которой агент Петра, занимавшийся закупками в Европе, Юрий Кологривов писал царю: «Еще прошлого года я торговал группу, фабола — когда Психея влюбилася в сонного Купиду, которые весьма хорошо сделаны и можно за диковинку почесть в живости и мастерстве. »
Тот же Кологривов организовал и самую знаменитую покупку — он нашел в Риме подлинную античную статую Венеры, о которой писал: «Купил статую мраморовую Венус старинную. и как могу хоронюся от известного охотника». «Известным охотником» был сам папа римский, не разрешавший вывозить за границу античные памятники и собиравший их в своем собственном музее. Далее в письме Кологривов сравнивает свое приобретение со знаменитой Венерой Медичи и находит, что его статуя лучше — тем, что «сия целая, а Флоренская изломана во многих местах». Однако тайну соблюсти не удалось, о покупке узнали и статую отобрали для папского двора. С горя Кологривов заболел и писал Петру: «Пусть лучше я умру, чем моим трудом им владеть». После долгих дипломатических переговоров римскому папе было сделано предложение, от которого он не смог отказаться: в обмен на статую Венеры Петр отдавал папе мощи католической святой Бригитты, обнаруженные в захваченном русскими Ревеле.
Спустя несколько месяцев Венера, проделав долгое путешествие по всей Европе, предстала перед придирчивым взглядом царя, оценившего приобретение и велевшего поставить его в Летнем саду. Зрелище обнаженной женской натуры, пусть и беломраморной богини, было абсолютно невиданно до сих пор. Ее осматривали, норовили потрогать, одни возмущались, другие отпускали сальные шуточки, кое-кто даже пытался разбить ее от греха подальше. Чтобы уберечь статую, царь приставил к ней часового с ружьем. При Екатерине II статуя была перенесена в Таврический дворец, а затем под именем Венеры Таврической — в Эрмитаж, где ее можно видеть и поныне.
Петр любил устраивать в Летнем саду всевозможные торжества, приемы и новомодные ассамблеи, на которых собирал знатных вельмож с женами и дочерьми, богатых купцов, офицеров, иностранных дипломатов. Пыляев в книге «Старый Петербург» рассказывает: «При императоре Петре в Летнем саду обносили посетителей вином, и даже дамы не были изъяты от угощения водкой. Церемониал угощения совершался в следующей форме: в сад являлись гвардейские офицеры с носилками, на которых был поставлен большой ушат с простым вином. Обходя гостей, они подносили каждому большой ковш за здоровье полковника, т.е. царя. Отказывавшиеся были насильно принуждаемы к питью майорами, которые нарочно для этой цели ходили за ушатом. Сад во время подношения запирался, и никто не смел без позволения царя выйти из него. Такие празднества обыкновенно кончались всегда фейерверками или «огненною потехою».
Сперва в Летний сад пускали только избранных, но в XIX в. он был открыт для горожан и быстро вошел в моду, став любимым местом их прогулок. Здесь бывали Крылов, Жуковский, Гоголь, а живший неподалеку Пушкин вообще как-то написал жене: «Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома». В саду часто встречались влюбленные парочки. Писатель Иван Гончаров в «Обломове» сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги. Гувернеры и нянюшки приводили сюда своих юных воспитанников. Летом в саду устраивали смотрины разряженных купеческих невест.
Сам сад в XIX в. тоже изменился — по новой моде в нем перестали подстригать деревья, и, сохраняя планировку регулярного сада, он принял вид пейзажного парка. В нем выстроили павильоны для отдыха — Чайный и Кофейный домики. Их и сейчас можно видеть в саду — в них находится выставочный зал и кафе. В середине XIX в. на добровольные пожертвования горожан в саду поставили памятник баснописцу Крылову, любившему здесь гулять по утрам. Под умиротворенной фигурой поэта на пьедестале изображены звери — герои его басен. Это работа скульптора Клодта — того самого, что изваял знаменитых лошадей, украшающих Аничков мост.
Единственное сооружение начала XVIII в., сохранившееся в Летнем саду по сей день, — это Летний дворец Петра.
Летний дворец построили в 1714г. петровские архитекторы Трезини и Шлютер. Небольшое двухэтажное, достаточно скромное здание, выполненное по моде тех лет на «голландский манер», конечно, не может соперничать в пышности с царскими резиденциями последующих царствований. На его крыше -флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца на коне, а на углах — водостойные трубы в виде драконов. Барельефы на фасадах в аллегорической форме прославляют победу России над шведами.
Во дворце жили только летом (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. В нем всего 14 комнат, две поварни и два коридора. На первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, на втором — его жены Екатерины и детей. Одной из самых любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная, хозяйством которой заведовал известный механик Андрей Нартов. Кстати, именно в этом дворце появилась первая в городе система проточной канализации.
Летний дворец сохранился с петровских времен до наших дней без существенных изменений. В начале XIX в. он служил дачей для высших государственных чиновников, а сейчас работает как музей.
Что посмотреть
У Летнего дворца находится скульптурная группа «Мир и победа» (или «Мир и изобилие»), сделанная венецианским скульптором Бараттой по заказу Петра I в ознаменование Ништадтского мира, завершившего Северную войну. «Мир» олицетворяет сидящая женская фигура, которая держит в руке рог изобилия с колосьями, овощами и цветами. Аллегория означает: «Мир приносит довольство». Факел, который она опускает к лежащим у ног военным трофеям, — знак окончания войны. Крылатая богиня Победы с пальмовой ветвью в руке венчает «Мир» лавровым венком, попирая ногой поверженного льва, и это «значит, что сила утеснена викториею», как писал в пояснении к скульптурной группе Савва Рагузинский.
От Летнего дворца пройдем вдоль Фонтанки, любуясь беломраморными статуями. Интересно, что итальянский мрамор не выдерживает русские холода, поэтому на зиму скульптуры прячут в специальные деревянные футляры. Кроме холода, старинные статуи частенько страдают от вадализма, поэтому в последнее время начали заменять их современными копиями, а оригиналы передавать на хранение в специальные фонды Русского музея, в ведение которого не так давно перешли Летний сад и Летний дворец.
Прогулка по Летнему саду всегда наполняла сердца людей покоем и умиротворением. Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала, как она часто приходила сюда в голодное и холодное послереволюционное время и попадала словно бы в другое измерение: «Нигде в мире так легко, так волшебно не шумят деревья, как в Летнем саду. Может быть, оттого, что здесь часто звенит музыка Чайковского и отголосок ее слышится в их шуме? Или это от немого разговора статуй между собой? Не знаю. Но здесь все-даже воздух совсем особенный».
На дальнем конце Летнего сада расположен Карпиев пруд. В этом искусственном водоеме раньше разводили карпов к царскому столу. Тогда он был украшен многоструйными фонтанами. Сейчас, если повезет, вы можете увидеть там лебедей. У пруда стоит большая ваза из розового порфира — подарок шведского короля императору Николаю I. Решетку сада со стороны Мойки (ее называют решеткой Шарлеманя по имени создавшего ее архитектора) украшают щиты с изображением головы Медузы Горгоны.
История превращений. Любопытные факты из истории Летнего сада в Петербурге
Первый облик Летнего сада
Создать летнюю резиденцию с садом Пётр I замыслил для себя ещё в самом начале XVIII века. В 1714 году ему представили профессиональный проект голландского садовника Яна Розена, который мудро воспользовался природными границами. Он предложил ограничить сад реками Невой и Фонтанкой, а на западе и на юге — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с рекой Мойкой.
Аллеи сада обильно засадили ровно подстриженным кустарником, создали пруды, на середине одного из которых поставили островок с беседкой, а на другом — «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Также на территории со временем появился одноструйный фонтан и боскет с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Кроме того, аллеи сада украсили привезённые из Италии мраморные статуи и бюсты.
Нужно сказать, что сад пополнялся статуями во все годы правления русских императоров. Изваяния исчезали в наводнения и бури, их крали, они разрушались от времени или во время войн, однако каждый новый правитель русской земли вносил что-то новое в облик сада, выписывая из-за границы «Амура и Психею», «Нерона» и другие скульптурные композиции.
Отдельное место в обустройстве Летнего сада, каким мы его не застали, занимал «Грот» — садовый павильон с колоннами и высоким куполом, который создавали сразу несколько архитекторов: Микетти, Леблон и Земцов. Павильон делился на три помещения, в каждом из них находился фонтан, работу коего сопровождала органная музыка. Стены грота были отделаны серым туфом, большими раковинами из Средиземного моря, природными камнями и толченым стеклом. Центральное помещение было увенчано стеклянным куполом, под которым стоял фонтан с позолоченной фигурой Нептуна в колеснице.
Как Пётр учил «пить до дна»
Когда в 1721 году основная часть работ была закончена, сад превратился в главное место царских развлечений. Здесь император устраивал праздники и проводил знаменитые ассамблеи. Считается, что именно с тех пор в России появилась «штрафная» рюмка водки и азартное «пей до дна». Пётр сам подносил к губам опоздавших гостей стопку горькой, приговаривая при этом знаменитое выражение.
Об очередном празднике горожане узнавали по пушечным выстрелам со стороны Петропавловской крепости. Они прибывали по Неве на нарядно украшенных лодках и высаживались на деревянную пристань. Сразу за пристанью начиналась аллея и две площадки – Дамская и Шкиперная. Дамы танцевали и сплетничали, кавалеры — играли в шахматы или шашки, курили табак и пили вино. Бородатым и людям в серых камзолах вход в сад был строго воспрещён!
Разрешение на променады
Нужно сказать, что в эпоху Елизаветы Петровны сад вошёл в фазу расцвета. И по факту и по существу. Деревья уже успели подрости, фонтаны с журчащей в них водой услаждали взор, разбитые по проекту Растрелли цветники представляли собой сложный и разноцветный геометрический рисунок. На южной границе сада появился каскад Амфитеатр, где гордо возвышались бюсты римских правителей.
Кроме того Елизавета сделал ещё одно важное нововведение, позволив по праздничным и воскресным дням гулять по саду «прилично одетым посетителям». Эти беспечные променады контролировали караульные, а также инженерные и садовые команды. Первые отвечали за порядок, вторые — за общую работу фонтанов. Горожане полюбили Летний сад, поток посетителей рос и императрица повелела впускать публику и по четвергам. В 1756 году Елизавета сделал ещё одно послабление, позволил публике чином ниже второго класса появляться в саду в дни, когда она отсутствует в Петербурге.
Фонтаны, как символ тирании
Любопытны шаги по обустройству Летнего сада другой русской императрицы — Екатериной Второй, славившейся своей отзывчивостью на новые веяния в европейской культуре. Осенью 1777 году по Неве прошлась грозная буря, повлекшая наводнение. Были разрушены фонтаны и павильон «Грот».
Позже в ходе реставрационных работ было решено фонтаны не восстанавливать. Отчасти это было сделано из-за соображений экономии, отчасти — из-за личных предпочтений Екатерины. В своём письме к Вольтеру, с которым она, как известно, состояла в переписке, Екатерина писала, что ненавидит фонтаны, так как они «считаются частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом» и что она является «поклонницей английских садов и либерализма». В соответствии с «либерализмом» фонтаны восстановлены не были. Акведук был разобран, а на освободившемся месте возвели Пантелеймоновский мост.
Кроме того, Екатерина продолжила начинания Елизаветы, сделав возможность посещений сада более частой. В 1773 году года в Летнем саду чинно прогуливались воспитанницы Смольного института, которых впервые вывезли за пределы учебного заведения. Также в годы правления Екатерины была возведена ограда, опоясывающая со всех сторон Летний сад. Автором проекта выступил Петр Егоров. Причина её возникновения была проста – в сад частенько забирались разного сорта люди, кравшие плитку и занимавшиеся вандализмом. Так на свет и появились 32 звена кованой решетки и 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита, соединяющих их между собой.
Часовня святого князя Александра Невского
Сейчас трудно представить, но в 1867 году по чертежам архитектора Романа Кузьмина в ограде Летнего сада появилась часовня в честь императора Александра II. Казалось бы, зачем императору потребовалось вырезать кусок ограды и вставлять на зияющее пустотой место часовенку в стиле классицизма с прибавлением к нему элементов барокко? Однако это не было капризом, а благодарностью Александра за своё счастливое спасение. 4 апреля 1866 года революционер–террорист Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь царя. Задуманное пошло не по плану: Александр остался жив, а Каракозов был помещён в Петропавловскую крепость и после повешен.
В память о своём спасении Александр повелел построить часовню. Изначально она была сделала наспех: из дерева и дешёвых материалов, однако в течение года её заменили на каменную. Часовня вышла чистое загляденье: не выделяясь на фоне строгой и живописной ограды, она прекрасно дополняла её, органично сочетаясь с обликом Летнего сада. Спустя год после революции 1917 года часовня перестала быть действующей, превратившись в сквозной проход в сад, а в 1930 году её и вовсе разобрали, вставив на её место копию недостающей секции ограды.
После царя
После революции было решено обустроить сад таким образом, чтобы по нему мог вольно гулять каждый желающий, несмотря на звания и чины. Однако средств на восстановление не было. Ситуацию также ухудшило наводнение 1924 года. К реставрации сада приступили только спустя 10 лет.
В годы блокады на территории сада разместили зенитные расчёты, в Кофейном домике — казарму, в Чайном — склад боеприпасов и оружия, скульптуры укрыли в земле, а цветники и газоны отдали для разведения огородов.
После войны сад удалось восстановить, и с тех пор в Летнем установилась традиция устраивать симфонические и духовые концерты, и беззаботно прогуливаться по саду, любуясь фонтанами и скульптурами, свободно стоящими на постаментах.
История
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.
На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.
Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).
Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.
Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.
К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.
На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В гг. на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.
Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в гг. Ф.-Б.Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.
Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.
В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.
В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».
В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.
В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.
ЛЕТНИЙ САД
ЛЕТНИЙ САД — в Санкт-Петербурге, старейший дворцово-парковый ансамбль города.
Заложен в 1704 году у летней деревянной резиденции императора Петра I (1703) на берегу Невы, на небольшом острове, образованном реками Мойка, Фонтанка и искусственным Лебяжьим каналом (прорыт в 1716 году). Летний сад был задуман как обширная регулярная композиция с геометрической сеткой аллей, разделённых боскетами, фигурными прудами, узорными клумбами и другими атрибутами барочных парков. Он отразил вкусы Петра I, который деятельно участвовал в его создании. Планировкой Летнего сада занимались архитекторы И.М. Угрюмов, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов и др., мастера-садоводы Я. Розен и др. О первоначальном виде Летнего сада даёт представление гравюра А.Ф. Зубова: нарядные барочные галереи украшали набережную Невы, были выстроены дворцы Петра I и Екатерины I, оранжереи и многочисленные павильоны. Наиболее ярким барочным сооружением был несохранившийся каменный павильон «Грот» (1714-1725 годы, по проекту А. Шлютера строили архитекторы Г.И. Маттарнови, Н. Микетти и М.Г. Земцов). Сложнейшая фонтанная система с колёсными водоподъёмными машинами обеспечивала при Петре I работу многочисленных фонтанов. Отличительная особенность сада — богатство и разнообразие флоры: по указу царя в него завозили лиственные деревья разных пород из различных областей России; цветы и кустарники доставляли из Швеции, Голландии, Германии. По замыслу Петра I здесь была собрана уникальная, крупнейшая в стране коллекция итальянской декоративной скульптуры рубежа XVII-XVIII веков. Статуи покупали готовыми или заказывали тематическими сериями у известных мастеров — Д. Бонаццы, А. Тарсии, Д. и П. Гропелли и др. Беломраморные изваяния античных богов и героев, аллегории времён года и природных стихий, расположенные на фоне зелёных боскетов, составляли единый художественный ансамбль. По описи 1736 года их было свыше 200, но с течением времени их количество и расстановка неоднократно менялись.
Летний дворец Петра I — уникальный памятник, сохранивший подлинные черты архитектуры и декора петровского барокко (1710-1714 годы, архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер; экспозиция, посвящённая культуре и быту начала XVIII века, включает подлинные вещи Петра I). Значительность и нарядность фасадам небольшого каменного здания придают 28 терракотовых аллегорических барельефов, прославляющих морские победы России (проект Шлютера). Покои Петра I в Летнем дворце сохранили первоначальную планировку и отделку.
В 1760-1780-е годы ансамбль Летнего сада претерпел значительные изменения. Разрушительное наводнение 1777 года нанесло непоправимый урон строениям, зелёным насаждениям и фонтанной системе сада. Это бедствие, а также изменения художественных вкусов обусловили смену регулярного облика Летнего сада на пейзажный, свойственный паркам эпохи классицизма. Одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга стала сооружённая со стороны Невы ажурная ограда-решётка (1770-1784 годы, архитекторы Ю.М. Фельтен, П.Е. Егоров).
К концу XVIII века Летний сад изменил не только свой облик, но и назначение, постепенно утратив статус закрытой царской резиденции. Уже в середине XVIII века 1-2 раза в неделю сад открывался для прогулок знати, с начала XIX века он стал доступен всем горожанам и сделался любимым местом отдыха. В этот период в Летнем саде в стиле позднего классицизма были построены каменный «Кофейный домик» (перестроен из павильона «Грот»; 1826, архитектор К.И. Росси, скульптор В.И. Демут-Малиновский) и деревянный «Чайный домик» (1827, архитектор Л.И. Шарлемань; реставрирован в 1984 году). С южной стороны сада в 1825-1826 годах возведена чугунная ограда (архитектор Шарлемань по проекту П.П. Базена), возле которой в 1839 году поместили вазу из розового порфира, доставленную из Швеции. В 1855 году в Летнем саду установлен памятник И.А. Крылову (1848-1853 годы, скульптор П.К. Клодт, барельефы пьедестала — по эскизам А.А. Агина).
До наших дней Летний сад имеет границы петровского периода (к нему ныне примыкают Марсово поле и Инженерный замок) с основными чертами его первоначальной планировки. Кроме Летнего дворца, сохранился фигурный Карпиев пруд (1714-1716 годы). Знаменитая коллекция мраморной скульптуры ныне насчитывает 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и 5 скульптурных групп. С 1990-х годов мраморные скульптуры и бюсты заменяются копиями. Площадь Летнего сада 11,7 га, в нём растут около 3 тысяч деревьев более чем 10 пород (липы, клёны, вязы, дубы, ясени и др.) и декоративные кустарники. С 2002 года Летний сад входит в комплекс Русского музея; в саду ведутся археологические и реставрационные работы. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга Летний сад включён в список Всемирного наследия.
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
12 фактов о Летнем саде
Самый старый сад Петербурга празднует 315-летие. Собрали 12 примечательных фактов о нём. Вспомним и трагические наводнения, и смешные легенды, и историю главных достопримечательностей. С днём рождения, Летний сад!
1. Летний сад — любимое детище Петра I. Именно он в 1704 году придумал разбить для себя большой сад, подобный западноевропейским паркам, и сам же наметил его первоначальный план.
2. Над осуществлением проекта работали лучшие русские и иностранные архитекторы и садовники: Матвеев, Земцов, Трезини, Леблон, Шлютер, Растрелли, Роозен, Сурьмин, Шредер и другие.
3. Сад назван Летним не в честь времени года, а в честь растений, которые там высаживали, — их называли летниками. Позднее значение названия было несколько расширено: сад продолжали именовать Летним в противовес зимним садам, которые устраивали в закрытых помещениях дворцов и особняков знати.
4. Даже ограда в Летнем саду — знаменитость. В связи с устройством набережной Невы в 1784 году вдоль северной стороны организована Невская ограда Летнего сада по проекту архитектора Ю. Фельтена. Эта ограда считается одним из лучших архитектурных произведений классицизма.
5. Существует легенда, которая рассказывает об одном богатом англичанине. На склоне лет он решил посетить Петербург. В одну из белых ночей его яхта прибыла в город и остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как, по его словам, ничего более прекрасного он уже увидеть не сможет.
6. В 1721 году основная часть работ была закончена, и сад превратился в главное место царских развлечений. Здесь Пётр I устраивал праздники и проводил знаменитые ассамблеи — собрания, куда допускали женщин. Считается, что с тех же времён появилась «штрафная» рюмка водки и выражение «пей до дна».
7. Одно время в саду стояла статуя Венеры, найденная на раскопках в Риме в 1718 году. Петербуржцы не сразу приняли античное искусство: Венеру называли «срамной девкой» и «вавилонской блудницей». После наводнений статую богини решили перевезти в Таврический дворец — отсюда её полное название Венера Таврическая, а с середины XIX века она — жительница Эрмитажа.
8. Памятник Ивану Крылову в 1855 году. И изначально местом его установки должен был быть не Летний сад — у Крылова в городе были более памятные места: здания университета, или Публичная библиотека, или могила в Некрополе. Однако пристанищем необычного памятника стал всё-таки Летний сад. В народе памятник называют «Дедушкой Крыловым».
9. Давно ходят легенды о подземных ходах под Летним садом. В 1924 году в саду ликвидировали последствия сильного наводнения. И нашли, недалеко от Кофейного домика, вход в подземелье. Тоннель якобы вёл в комнату. Но в итоге его решили засыпать. Во время одной из реставраций в ранние советские годы нечто подобное снова было обнаружено. Но после проведённых исследований оказалось, что это всего лишь остатки кирпичной кладки от водяных коллекторов для фонтанов.
10. В годы блокады на территории сада разместили зенитные расчёты, в Кофейном домике — казарму, в Чайном — склад боеприпасов и оружия, скульптуры спрятали в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Цветники и газоны отдали школьникам для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей до сих пор называется Школьной.
11. Кстати, про фонтаны. В XVIII веке в Летнем саду было около 70 фонтанов, но они сильно пострадали во время наводнения 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их. Несколько (восемь) фонтанов воссоздали во время современной реставрации в 2009 году.
12. Да, в мае 2009-го сад закрыли на трёхлетнюю реконструкцию. За это время там отреставрировали все скульптуры, восстановили несколько исторических зданий, Аптекарский огород, фонтаны и высадили тысячи новых кустарников.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Летний сад в Санкт-Петербурге
Парки, Сады и Скверы
Краткое описание
Летний сад – старейший парк города, основанный в начале XVIII века возле петровского Летнего дворца в регулярном стиле с чёткой планировкой, шпалерами, боскетами и беседками. Парк включен в Европейскую ассоциацию наследия садов.
История
Весной 1704 года Пётр I задумал построить в молодом городе свою летнюю резиденцию. Выбор пал на место у слияния реки Безымянный Ерик, ныне – река Фонтанка, с Невой, где раньше располагалась усадьба шведского майора Канау. План будущего сада Пётр набросал сам. Он был поражён знаменитыми садами Голландии во время заграничного путешествия с Великим посольством и хотел создать нечто подобное в Петербурге.
Новую резиденцию назвали «Летний дворец царя», сад – «огородом»
В начале XVIII века сад занимал примерно ту же территорию, что и сегодня. От берега Невы до середины участка простирался парадный регулярный парк, а далее, в сторону Мойки – огород с грядками, плодовыми деревьями и оранжереями.
По правилам регулярного паркостроения Летний сад получил чёткую геометрическую планировку. Аллеи разделили его на несколько отдельных квадратных площадок – «боскеты». В них установили яркие клумбы, статуи из белого мрамора, беседки и птичьи вольеры
В саду провели масштабные работы:
- вырыли небольшие водоёмы
- разбили цветники с луковичными растениями
- деревья и кустарники, привезённые из разных концов страны, стригли, придавая их кроне причудливые формы
- для разведения рыбы был создан Карпиев пруд
Парк пересекали длинные крытые зелёные каркасные коридоры, с привязанными липовыми деревцами к ним. В этих аллеях было настолько темно, что днём в них зажигали фонари.
Пережив в петровское время свой наивысший расцвет, Летний сад стал постепенно утрачивать первоначальный облик: реже подстригались деревья, исчезали живые изгороди, изменился состав деревьев и кустарников, не стало оранжерейных растений.
Наводнение 1777 года сильно разрушило сад. Была полностью утрачена система фонтанов. Погиб Лабиринт с фонтанами на сюжеты басен Эзопа. В дальнейшем сад превратился в пейзажный парк, сохранив от своего прошлого лишь прямые аллеи, шпалеры вдоль Фонтанки, и часть скульптур в северной половине сада.
После смерти Петра в резиденции жили члены его семьи. В елизаветинское время резиденция сдавалась на лето. В середине XIX века дворец опустел, а летний сад стал любимым местом прогулок для горожан.
После революции дворцово — парковый комплекс был взят под охрану государства. В 20-е годы здесь открыли музей, который проработал всего три года. Здание стали использовать для различных выставок.
В 1934 году Летний дворец превратился в исторический бытовой мемориальный музей
Во время войны:
- ценности, хранящиеся во дворце, были эвакуированы
- мраморные скульптуры были спрятаны под газоном
- памятник И. А. Крылову и вазу Карпиева пруда укрыли мешками с песком
В дни блокады на газонах сада ленинградские учителя и школьники выращивали овощи. В память об этом одна из аллей называется Школьной. В первую послевоенную весну жители города приходили помогать сотрудникам комплекса: высаживали молодые деревья, засыпали траншеи, восстанавливали газоны.
В 2004 году дворцово — парковый комплекс был передан Государственному Русскому музею. В это же время началась подготовка к реставрации Летнего сада. С 2009 по 2012 года прошла реконструкция центральных боскетов, фонтанов, оранжереи. Сегодня парк открыт для посетителей.
Фонтаны
Намечая план сада, одной из первостепенных задач для Петра стало сооружение системы водоёмов в саду.
При установке первых фонтанов выяснилось, что перепады высот не способны обеспечить необходимый напор воды. В одном из своих путешествий Пётр приобрёл изобретённый англичанином Томасом Соверном паровой насос, который и решил проблему.
Для создания необходимого запаса воды для фонтанов из реки Лиги в пруды — накопители проложили канал. Из прудов вода поступала по трубам на Фонтанку к водовозным башням.
Скульптура
Через своих агентов Пётр I заказывал статуи в Италии. Ему удалось купить подлинные античные произведения, хотя их вывоз был запрещён. Фонтаны сада украшали фигуры из позолоченного свинца, в том числе созданные по мотивам басен древнегреческого писателя Эзопа.
Скульптуры были не только украшением, но и учебным пособием. Их заказывали сериями или парами, и они были посвящены какой-нибудь одной теме, например, древнегреческим мифам. Под скульптурами были таблички с описанием изображённого персонажа.
В 1895 году в Летнем саду был установлен памятник И. А. Крылову скульптора П. К. Клодта. Под умиротворённой фигурой баснописца размещены по граням пьедестала горельефы с изображением зверей, героев его басен. Это был первый в Петербурге памятник русскому литератору.
Скульптура Летнего сада является его гордостью. В Европе практически не сохранились такие большие собрания садовой скульптуры.
Сегодня коллекция Летнего сада включает 92 экспоната
Однако в саду можно найти два оригинальных экспоната:
- скульптурная группа «Мир и победа»
- четырёхгранный столб, завершенный головой Вакха
Ограды
В связи с обустройством набережной Невы в конце XVIII века вдоль северных границ парка была установлена ограда, созданная по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Её металлические звенья были выкованы на тульском заводе купца Денисова. Цоколь, колонны, увенчанные вазами и урнами, выполнены из финского гранита.
Решётка сада – один из лучших примеров архитектуры классицизма. Строгая простота рисунка, изумительные пропорции, ритмичное чередование гранитных колонн и металлических звеньев создают впечатление одновременно лёгкости и монументальности.
Ограда Летнего сада со стороны Мойки отлита по рисункам архитектора Л. Шарлеманя и установлена в 1826 году. Со щитов в серединах повторяющихся звеньев пугающе смотрит на прохожих лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей.
Экскурсии
В боскете «Красный сад» летом проходят бесплатные экскурсии сотрудника Летнего сада ботаника Мельникова Виктора Юрьевича.
Группы встречаются в полдень у Красного сада
Источник: