Кунсткамера на карте
- Кунсткамера в Санкт-Петербурге: адрес, как добраться, карта
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)
- Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2021 году
- Режим работы Кунсткамеры
- Экспонаты Кунсткамеры
- Анатомический раздел (Уроды)
- Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
- Этнографические разделы
- Здание
- Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
- Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
- Кунсткамера в Санкт-Петербурге
- Описание
- Этимология
- История
- Разделы музея
- Кунсткамера в Санкт-Петербурге
- История
- Экспозиция
- Большой Готторопский глобус
- Разделы
- Коренное население Северной Америки
- Япония
- Африка
- Ближний и Средний Восток
- Китай
- Монголия
- Индия. Индонезия
- Индокитай
- Корея
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- Академия Наук XVIII века и М.В. Ломоносов
- Первая астрономическая обсерватория Академии наук
- Время работы и стоимость билетов
- Где находится и как добраться
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера
- Контактная информация
- Часы и время работы
- Карта проезда
- Дополнительная информация
- Виды деятельности
- Похожие предприятия
- Отзывы (52)
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
- Как добраться
- История Кунсткамеры
- Что посмотреть
Кунсткамера в Санкт-Петербурге: адрес, как добраться, карта
- Страна:Россия
- Город:Санкт-Петербург
- Адрес: Набережная Университетская, 3
В центре Санкт-Петербурга на берегу Невы находится старинное здание с башней, построенное в стиле Петровского барокко. В нем расположен музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера. Это один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира.
Русские и советские ученые на протяжении трех столетий собирали бесценные коллекции по истории народов всего мира. А начиналось все, как и многое в этом удивительном городе с Петра I, великого реформатора, в эпоху которого Россия получила новый импульс в своем развитии.
Стремление к просвещению народа российского выразилось в создании первого российского общедоступного музея, в основу которого была положена личная коллекция Петра I, приобретенная им во время первого путешествия в западную Европу.
В 1714 году Петр I распорядился перенести столицу из Москвы в Петербург. В это же время в новую столицу перевозят так называемый «государев кабинет», коллекцию редкостей и библиотеку. Первоначально эти предметы располагались в летнем дворце – первой резиденции царя. Для присмотра за редкостями понадобился целый штат прислуги. Помещение, в котором располагалась коллекция, была названо на европейский манер – кунсткамерой, что в переводе означало «кабинет редкостей». Так, в 1714 году, в России появился первый музей.
Устройство кабинета редкостей стало для Петра I делом государственной важности. В это время он издает указ, в котором приказывает «все что есть диковинного на Руси: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди, словом все, что зело, старо и необыкновенно, привозить в столицу».
Все путешествующие отныне должны были покупать разные диковинные предметы и у своих отечественных, и у иноземных людей. Со всех уголков России в Петербург стали приходить различные находки.
Редкостей становилось все больше и больше. В дворцовых палатах, экспозиции становится тесно, и в 1718 году под Кунсткамеру были отданы кикины палаты – двухэтажный особняк опального вельможа Александра Владимировича Кикина, неподалеку от Смольного собора. Именно в кикиных палатах коллекция редкостей была представлена широкой публике. В отличие от западной Европы, где вход в подобные музеи стоил немалых денег, российская коллекция демонстрировалась всем желающим абсолютно бесплатно. Музей был создан для просветительских целей. Петр I считал, что «охотников до знаний необходимо приучать и угощать, а не денег с них брать». Всех посетителей встречали служители, которые сопровождали «охотников до знаний» по залам, и показывали им редкости с кратким объяснением. Коллекции постоянно пополнялись. Пространства снова не хватало. Стало ясно, что для кабинета редкостей требуется специальное здание.
С местом, выбранным для строительства здания Кунсткамеры, связана легенда. Однажды, якобы Петр I прогуливаясь по берегу Васильевского острова, увидел необычную сосну. Ветки дерева вросли полукольцом в ствол, и одна из них была похожа на душку большого амбарного замка. «Вот так дерево-монстр»,- воскликнул Петр I. И повелел царь ту сосну срубить, а ту часть с диковинной веткой сохранить, и на этом месте заложить здание Кунсткамеры.
Строительство здания продолжалось более 10 лет. Царь из личных средств выделял деньги, и лично курировал строительство. К сожалению, Петру I не суждено было увидеть воплощение своей мечты. Торжественное открытие музея состоялось лишь через 3 года после его смерти в 1728 году. Проект был разработан архитектором Маттарнови, и получил личное одобрение государя. В дальнейшем строительные работы вели Кербель, Киавери и Земцов. Здание по тем временам было задумано огромным – 100 м. в длину и 15 м. в ширину, и стало первым монументальным сооружением на стрелке Васильевского острова.
В плане, здание представляет собой вытянутый прямоугольник, и выполнено в модном тогда стиле петровского барокко. Два трёхэтажных симметричных корпуса, вытянутых вдоль набережной, объединяла центральная парадная часть здания с многоярусной башней, над которой находилась сфера.
В 1747 году, в здании Кунсткамеры произошел страшный пожар, который нанес колоссальный урон самому зданию и части коллекции. Долгие годы после пожара велись работы по восстановлению здания и интерьеров. Работы по реконструкции здания возглавил известный русский архитектор Савва Чевакинский.
В 1879 году этнографический и анатомический музеи были объединены в музей антропологии и этнографии, унаследовав коллекции Кунсткамеры и ее историческое здание. В 1903 году музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого, который носит и по сей день.
Коллекция Фредерика Рюйша была гордостью основателя Кунсткамеры. Петр I купил ее во время своего первого путешествия в Голландию за 30 тыс. гульденов. Сумма по тем временам была гигантская и равнялась годовому бюджету императорского двора. Это анатомическая коллекция действительно уникальна, а особенно ценно собрание заспиртованных зародышей от их зарождения до появления на свет. В этой коллекция более 1000 экземпляров, которые сохранились без особых изменений до наших дней. Процесс индицирования, который изобрел Фредерик Рюйш, в то время считался 8-м чудом света.
В то время в музее существовал так называемый анатомический театр, куда зрители ходили посмотреть на препарирование уродов. Прямо в центре зала находился стол, на котором и проводили данный процесс. Коллекция делится на две части. Первая – уроды человеческие, вторая часть коллекция посвящена патологиям животных. Также в музее хранятся медицинские инструменты, которыми сам Петр I проводил простейшие операции. Нередко Петр I удалял зубы у различных людей. Коллекция выдернутых зубов Петром I сохранилась до наших дней.
В музее присутствует большое собрание резного дерева, есть специальный зал индийской культуры, где представлены предметы быта, красочные костюмы, музыкальные инструменты и многое другое. Также есть коллекция японской культуры и быта. Многие русские дипломаты приложили руку к созданию этой коллекции. Старинные доспехи японских самураев представляют огромную ценность. В музее большое собрание японских нэцкэ.
В Кунсткамере находится огромная коллекция телескопов 18 века. Большой Готторпский глобус привлекает в музей множество посетителей. Глобус установлен на оси, к ней прикреплялся круглый стол. С помощью воды механизм приводился в движение, и глобус начинался вращаться. Он был изготовлен в конце 17 века. Строительство глобуса продолжалось более 10 лет.
Коллекции Кунсткамеры разнообразны и многочисленны. Это захватывающее путешествие по странам, и изучение культуры и быта различных народов.
Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)
Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН -знаменитая Кунсткамера, или «кабинет редкостей». Это первый музей, учрежденный по указу Петра I. Необычное для русского уха слово «Кунстакамера» — калька с немецкого. Kunstkammer (дословно «комната искусств») — так называли когда-то необычные коллекции, связанные с историей, естественно-научными областями и художественным творчеством. В XVI–XVII веках такие коллекции были обычным делом для князей, королевских семей и других высокопоставленных и хорошо образованных людей.
Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2021 году
- Полная стоимость билета (для взрослых без льгот) — 300 рублей;
- Льготный билет (школьникам, пенсионерам, студентам, курсантам высших военных училищ РФ) — 100 рублей.
Список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение музея, — на официальном сайте Кунсткамеры Санкт-Петербурга.
Билет можно купить в кассе музея или онлайн на сайте. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты.
Каждый третий четверг месяца (в период с сентября по апрель) музей открывает свои двери бесплатно. Билет на бесплатное посещение можно взять в кассе Кунсткамеры.
Режим работы Кунсткамеры
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00.
Кассы открыты с 10:00 до 17:00. Понедельник — выходной.
Последний вторник месяца — санитарный день.
Музей закрыт: 1 января, 9 мая, 31 декабря.
Музей можно посетить как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Группы проходят вне очереди, поэтому запаситесь терпением для того, чтобы попасть в музей.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге (видео)
Экспонаты Кунсткамеры
Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.
Анатомический раздел (Уроды)
Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».
Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины. Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований. Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.
Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)
- Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
- Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
- Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).
Этнографические разделы
Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:
- Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
- Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.
Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.
На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.
Здание
Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге строилось специально для музейной коллекции. По преданию, его заложили на набережной в приглянувшемся царю месте, где росла сосна с причудливо вросшими в ствол ветками. Позднее природная «диковинка» пополнила коллекцию музея.
Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.
Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.
В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.
Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.
Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).
Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.
Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.
В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.
В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.
Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.
Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».
Подробнее обо всех экскурсиях можно почитать по ссылке.
Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):
Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 1, 10, 11) или автобусах (№ 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».
Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).
Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.
Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты
Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Описание
Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.
Этимология
Кунсткамера (нем. Kunstkämmer — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».
История
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в служебном доме при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунcткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000[источник не указан 597 дней] голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Разделы музея
- Северная Америка
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
- Китай и Монголия
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.
В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.
- Индия и Индонезия
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
- Австралия и Океания
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
- Анатомический раздел
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 [источник не указан 597 дней] гульденов.
- История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4860″>
Кунсткамера в Санкт-Петербурге изначально представляла собрание диковинок, прежде всего, в области физиологии и анатомии человека. Постепенно коллекция дополнялась новыми артефактами, связанными с культурно-бытовым укладом разных этнических сообществ. Таким образом, кабинетная экспозиция трансформировалась в академическое научное учреждение – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской АН.
История
Пётр I интересовался новшествами в области техники и естественнонаучных знаний. Участие в зарубежном «Великом посольстве» дало ему возможность ознакомиться со многими достижениями европейских ученых и изобретателей. В ходе поездки царь неоднократно осматривал собрания редкостных артефактов, именуемые «кунштами». Приглянувшиеся экземпляры он покупал и отправлял в Россию. Эти вещи стали базой для создания «Государева кабинета».
Приобретения хранились в Летнем дворце. Занимаемые ими помещения стали называть Кунсткамерой, что в переводе с немецкого языка означает «кабинет редкостей». В официальных документах зафиксирована дата основания царского паноптикума – 1714 г. Для размещения экспонатов требовалось отдельное здание. Место для постройки было выбрано на мысе Васильевского острова. На время строительства раритеты перенесли в дом Кикиных.
Строительные работы продолжались в 1718 – 1734 гг. Ими поочередно руководили архитекторы:
- Маттарнови
- Гербель
- Киавери
- Земцов
Корпус выполнен в барочном стиле. Он объединяет 2 трехэтажных здания с купольной башней. Широкая публика была допущена для осмотра экспозиции в 1719 г. С момента своего появления Кунсткамера исполняла просветительскую функцию, знакомила посетителей с разнообразными материалами в области естественных наук. После создания Российской академии наук в 1724 г. она вошла ее в состав. Для пополнения экспозиции были организованы специальные этнографические экспедиции, которые собирали раритеты в отдаленных регионах России и за рубежом.
После размежевания существующих коллекций образовалось 7 музейных учреждений:
- Минералогический
- Ботанический
- Зоологический
- Анатомический
- Этнографический
- Египетский
- Азиатский
- Кабинет Петра I
В конце 70-х гг. 19 в. этнологическое собрание преобразовано в Музей антропологии и этнографии. С 1903 г. он носит имя Петра Первого (Великого). В 90-е гг.20 в. Кунсткамера была внесена в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. Она, по праву, носит звание старейшего публичного музея страны.
Экспозиция
Общий состав фондов музея включает свыше 1,880 млн. экспонатов. Представленные на всеобщее обозрение вещи имеют историческую, культурную и научную ценность.
Тематический подбор предметов осуществлялся по 2 главным направлениям:
- анатомическому
- этнологическому
Отдельную категорию представляют научные приборы и модели. В их число входит знаменитый гигантский глобус.
Большой Готторопский глобус
Уникальный 2-х сферный глобус был изготовлен в середине 17 в. по инициативе Шлезвиг-Гольштейнского герцога Фридриха III. Его главная особенность в моделировании поверхности земного шара (снаружи) и звездного неба (изнутри). Необычный проект предложил и разработал Адам Олеарий. Конструкция глобуса-планетария представляла собой огромный шар (диаметром 3,1 м) с пустым пространством во внутренней части. Поверхность состояла из металлических пластин, скрепленных между собой и оклеенных холстом. Сверху была нанесена географическая карта, изображающая материки и океаны.
Внутренняя плоскость напоминала небо, на котором различались созвездия. Специальный механизм создавал иллюзию движения небесных тел. Зрители попадали в планетарную камеру через люк. Помещение было рассчитано на одновременное пребывание 12 человек. Для удобства посетителей внутри шара оборудовали скамью и стол. Общая масса глобуса составляла 3,5 т.
Он считался самым крупным в мире. В честь замка Готторп, где проживал изобретатель, модель получила прозвание – Готторпский. Глобус был преподнесен в дар русскому царю Петру в 1713 г. В 1716 г. он прибыл в российскую столицу и был помещен в башне Кунсткамеры.
Во время крупного пожара 1747 г. гигантский шар полностью сгорел. От первоначальной модели уцелела лишь дверца люка. Воспроизведением аналогичного образца в 1748—1752 гг. занимались:
- Б. Скотт и Ф. Н. Тирютин – механики
- И. Ф. Трускот – картограф
- И. Э. Гриммель – живописец
Новый глобус-планетарий установили в отдельном здании, а в начале 20 в. перенесли в Адмиралтейство. В начале 40-х годов модель попала на территорию Германии и была возвращена Советскому Союзу в 1948 г. В настоящее время Большой Академический (Готторпский) глобус выставлен на всеобщее обозрение на 4-5 этажах музейного корпуса Кунсткамеры. Для его осмотра требуется приобрести отдельный билет.
Разделы
Структура современного музея состоит из 8 разделов, 6 из них посвящены культуре и быту населения разных частей света. Основу коллекции представляют аутентичные предметы, привезенные из дальних экспедиций российскими путешественниками И.Ф. Крузенштерном, Ю.Ф. Лисянским, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, Н.Н. Миклухо-Маклаем. Собранные в Кунсткамере вещи, наглядно демонстрируют особенности жизненного уклада этносов, их религиозные верования, традиционную культуру.
Коренное население Северной Америки
Североамериканский континент представляют исконные жители – индейские племена и народы Севера (алеуты, эскимосы). В фондах раздела хранятся экспонаты из экспедиций И.Вознесенского. Среди наиболее ценных раритетов:
- индейские трубки мира
- снаряжение шамана
- промысловые орудия эскимосов
- одежда из рыбьей кожи, оленьих шкур, внутренностей морских животных
Япония
Японские острова издревле населяют две этнические общности, отличающиеся своим цивилизационным укладом:
- айны
- японцы
В Кунсткамере собрана обширная коллекция традиционных рыболовецких принадлежностей (крючков, сетей, ловушек), которые использовали местные жители. Богатая культура Страны Восходящего Солнца представлена старинными изделиями, выполненными с большим мастерством. Миниатюрные резные фигурки – нэцкэ, в прошлом исполняли роль брелков.
С их помощью на поясе закрепляли нужные предметы, поскольку наличие карманов в кимоно не предусмотрено. Часть Японского раздела посвящена воинскому сословию – самураям. Снаряжение и оружие средневековых воинов удивляют своей искусной отделкой и красотой.
Африка
Первые экспонаты для Африканского раздела были собраны во время путешествий В.В.Юнкера в 1875-1878 гг. В числе редких артефактов:
- фигурки предков племени барии
- костюмы участников тайных союзов
- маски-наголовники
- литье из Бенина
- оружие племени акка
Африканская коллекция (св. 11 тыс.предметов) отображает разные стороны жизни народов Черного континента.
Ближний и Средний Восток
Исламская культура широко представлена в залах, посвященных странам Ближневосточного региона. Ведущую роль в экспозиции играет священная книга мусульман – Коран. В музее хранятся ее рукописные и печатные образцы. Кроме того, посетители могут увидеть письменные принадлежности, ткани, оружие, утварь.
Китай
Древняя культура Поднебесной империи нашла отображение в китайском разделе. В нем собраны изделия из лака, фарфора, эмали, дерева, кости, камня. В залах размещены образцы этнической одежды. Цивилизационную значимость региона подчеркивают изобретения, сделанные древними китайцами – компас, сейсмограф, кипятильник на солнечной энергии и другие.
Монголия
Центральное место в монгольском зале занимает традиционное жилище кочевников – юрта. Ее внутреннее пространство имеет четкую организацию, делится на мужскую и женскую части. К повседневным атрибутам кочевой жизни относится конская упряжь, седла, попоны, богато украшенные орнаментом. Неподдельный интерес посетителей вызывает шаманская флейта, сделанная из кости человека.
Индия. Индонезия
Колоритные экспонаты рассказывают о жизни народов Южной Азии. В фондах музея хранятся деревянные статуэтки, ритуальные маски, национальные костюмы. Отдельную категорию составляют предметы театрального искусства – марионетки и плоские куклы театра теней. Ценителей оружия заинтересуют оригинальные кинжалы-крисы из Индонезии. Самый необычный экспонат раздела – огромная статуя демона-хранителя (ракшас).
Индокитай
С традиционной культурой и искусством стран Юго-Восточной Азии можно познакомиться в специальном разделе. На стендах выставлены образцы буддистской скульптуры, театральные маски, музыкальные инструменты, а также бытовые предметы (посуда, утварь), национальная одежда, оружие.
Корея
Жителям Корейского полуострова посвящен отдельный раздел. В нем собраны древние артефакты и предметы, представляющие самобытную культуру корейцев. Особого внимания заслуживает подборка фарфоровых и керамических изделий, выполненных в технике прозрачной глазури (селадон).
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Петр Первый задумывал Кунсткамеру, как собрание раритетных материалов, связанных с естественными отраслями научных знаний. Во время своего европейского вояжа он приобрел две крупные коллекции:
- Фредерика Рюйша
- Альберта Себы
Кроме того, был издан царский указ, предписывающий доставлять в столицу редкостные артефакты, обнаруженные на территории России. Биологическое собрание сбереглось и демонстрируется посетителям. Особое впечатление производят заспиртованные препараты, показывающие аномалии развития человеческого организма.
Академия Наук XVIII века и М.В. Ломоносов
Российская Академия Наук первоначально соседствовала с Кунсткамерой. Славу и известность академия приобрела благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова. Его личные вещи, книги, приборы стали частью музейной коллекции. Экспозиция, посвященная деятельности Академии наук 18-19 вв., воссоздает кабинет ученого. В нем представлены работы, выполненные из кусочков смальты, выпуск которой организовал Ломоносов.
Академический раздел также содержит информацию о деятельности других выдающихся российских ученых:
- Д. Бернулли
- Ж. Делиля
- Г. Ф. Миллера
- Л. Эйлера
Первая астрономическая обсерватория Академии наук
В 1725 г. по приглашению Российской Академии наук в Петербург приезжает известный французский астроном Ж. Делиль. По его требованию 3,4 и 5 этажи башни Кунсткамеры переоборудуются под обсерваторию. Она начала полноценно функционировать с 1735 года. В 1747 г. в башне произошел сильный пожар и все оборудование сгорело.
Музейная коллекция, посвященная Петербургской обсерватории, включает старинные научные приборы и инструменты:
- подзорные трубы с разным фокусом
- астрономические часы
- оптический квадрант
Время работы и стоимость билетов
Для посещения музей открыт со вторника по воскресенье. Выходной по понедельникам. Санитарный день в последний вторник каждого месяца. Экспозиция закрыта в праздничные дни (31.12,1.01,1.05).Рабочее время 11-19 ч.
- 300 рублей для взрослых
- 100 рублей для школьников,студентов,пенсионеров
Ежемесячно (апрель-сентябрь) в 3-й четверг музейную экспозицию можно осмотреть бесплатно. Льготные билеты выдаются в кассе.
Где находится и как добраться
Здание Кунсткамеры расположено в г. Санкт-Петербурге по адресу – Университетская набережная, 3. Вход для посетителей открыт со стороны Таможенного переулка
В музей можно доехать наземным и подземным транспортом:
- автобусами – No 7, 10,24, 47,191
- троллейбусами – No 1, 7, 10, 11
- метро – Фрунзенско-Приморская (ст. «Адмиралтейская» и «Спортивная») и Невско-Василеостровская линии (ст. «Василеостровская» и «Гостиный двор»).
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера
3.8 cредняя оценка на основе 52 отзывов.
Контактная информация
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3 (посмотреть на карте).
Телефон: +7 (812) 328-14-12
Часы и время работы
Закрыто сейчас — 00:45
Закр.– | 11:00–19:00 | 11:00–19:00 | 11:00–19:00 | 11:00–19:00 | 11:00–19:00 | 11:00–19:00 |
Карта проезда
Перед тем, как собираетесь поехать в Кунсткамера, изучите местоположение учреждения на карте.
Дополнительная информация
Виды деятельности
Учреждение специализируется на 1 типе деятельности.
Похожие предприятия
На основе типов деятельности Кунсткамера, мы подобрали максимально близкие, аналогичные организации:
Адрес:
— Большая Конюшенная, 5
Адрес:
— Университетская набережная, 17 — 2 этаж
4.4 cредняя оценка на основе 5 отзывов
Адрес:
— Гаванная, 2 — 1 этаж
Адрес:
— Пушкинская, 28/21 лит А — 1 этаж
Адрес:
— ский проспект, 60 лит А — 3 этаж
Адрес:
— Невский проспект, 39 — 1-4 этаж
5.0 cредняя оценка на основе 1 отзыва
Адрес:
— Каменноостровский проспект, 73-75 — 1 этаж
4.6 cредняя оценка на основе 3 отзывов
Адрес:
— Шлиссельбург, Фабричный остров, 2а — 1-2 этаж
Адрес:
— Невский проспект, 17 — 1-2 этаж
4.4 cредняя оценка на основе 10 отзывов
Адрес:
— Инженерная, 4/1 — 1 этаж
Отзывы (52)
Кунсткамера — ещё один знаменитый музей Санкт-Петербурга! Открыта в 1714 г. по указу Петра I. Это один из старейших этнографических музеев мира.
И вот, я от «Эрмитажа» скачу — волосы назад — по Дворцовому мосту, стремясь к «Кунсткамере» . уже представляя как я буду «заспиртованных уродцев» разглядывать.
Не учла тот момент, что это не только «музей с уродцами», а Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого! Ведь, наверное, не только у меня Кунсткамера ассоциируется с человеческими аномалиями?
Но уродцев только лишь один зал, а всё остальное — это экспозиции, в которых представлены культуры различных народов мира.
Очереди на кассе не оказалось, билет мы приобрели быстро — 300 руб. с человека!
Разделись в гардеробе — и вперёд — к экспозициям)))))
Начинается просмотр со знакомства с разными народностями, нарядами, бытовыми предметами и оружием: эскимосов, чукчей, алеутов, индейцев, и других народов. Один зал с народностями сменяется другим: Северная Америка, Япония, Китай, Монголия, Индия и Индонезия, Австралия и Океания.
Представлены различные и необычные композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя.
На втором этаже располагается зал с «уродцами». старейшая анатомическая коллекция, приобретенная Петром I в 1717 г. у голландского анатома Ф. Рюйша. и кого там только нет — скелет великана Николая и его сердце; заспиртованные органы, органы в разрезе, врожденные мутации, эмбрионы мутации, сиамские близнецы, циклоп, зубы, кости. жутко, но интересно)
Просмотр всего музея у нас занял 1,5 часа. Понравился, кончено, но, естественно, ожидали большего!
Приехать Питер и не побывать в Кунсткамере — это как-то странно, казалось мне. Очень хотелось посетить первый музей России еще со школьных времен. Но друзья и знакомые, уже посетившие Кунсткамеру говорили, что там неинтересно. Я им не верила и конечно, решила проверить и опровергнуть их точку зрения. Не получилось)
Разочарование ждало уже при покупке билетов в кассе музея — здесь нет безналичного расчета. Печально. Цена за билет приемлемая, но после просмотра экспозиции, подумалось, что все же не очень…
Музею нужен ремонт, это бросается в глаза сразу. Конечно, не ждешь ковров и позолоты как в Эрмитаже, но деревянные скрипучие полы и обшарпанные лестницы навевают уныние. Очень жаль, что старейший музей России в таком состоянии.
В музее очень много посетителей. В основном все толпятся в зале с анатомическими уродствами. К некоторым шкафам пришлось стоять в очереди… Экспонаты на меня лично никакого впечатления не произвели. Думала, что мне будет страшно, противно и мерзко. Но мне показалось, что это резиновые или пластмассовые куклы в банках. Возможно, они кажутся такими, потому что им уже 300 лет.
Залы с экспонатами, относящимися к традиционному быту разных народов мира мы довольно быстро обошли. Думаю, они будут интересны увлекающимся антропологией и этнографией. Я к таковым не отношусь.
Понравилась выставка, посвященная Ломоносову и академии наук. Можно увидеть уникальные приборы и инструменты, книги, личные вещи великого ученого.
В туалетах характерный стойкий запах, перебиваемый ароматом хлорки. Дезинфекция дезинфекцией, но дышать невозможно…
После посещения Кунсткамеры стало понятно, почему друзья отговаривали сюда идти.
У большинства людей Кунсткамера ассоциируется с петровской коллекцией патологоанатомических препаратов («уродов»), но на самом деле, мягко говоря, это не совсем так — первым естественнонаучным коллекциям петровских времен посвящен всего один зал, основная же часть экспозиции посвящена антропологии и этнографии, что тоже весьма интересно. Но наибольший интерес для меня как для человека науки представляла экспозиция на 3 этаже, посвященная петровской академии наук и М.В.Ломоносову. Ломоносов был, как мы помним, весьма разносторонним человеком, и все эти стороны нашли свое отражение в этой экспозиции. Так что в этом музее, пожалуй, каждый найдет что-то такое, что заинтересует именно его. Но надо сразу предупредить: есть люди, которые за ужином спокойно смотрят видеозапись аппендэктомии, а есть люди, которые от вида крови при ее заборе падают в обморок. Соответственно, не все люди смогут спокойно любоваться коллекцией анатомических препаратов — каждый, зная себя, должен сам для себя решить, стоит ли.
Пришли примерно в 11:45 и удивились полнейшему отсутствию очереди в билетную кассу, но по состоянию на 13:20, когда уже собрались уходить, очередь была как минимум до крыльца. Но это разовое наблюдение не может претендовать на закономерность, так что пришедшим рано и оказавшимся в очереди на меня, чур, не пенять.
Балл снял за откровенно конские цены в сувенирной лавке и музейном кафе. Я все понимаю, каждый выживает как может, но снижение цены ведет к увеличению объема рынка и, следовательно, увеличению «навара». Хотя, как говорится, каждый выбирает по себе.
Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого) в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
Кунсткамера (нем. — комната искусства) является первым общественным музеем в России. Многие считают, что здесь выставлены только человеческие эмбрионы с генетическими отклонениями, хотя на самом деле это не так. В настоящее время Кунсткамера называется «Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук», а экспозиция «уродцев» занимает всего один зал. Её название — «Первые естественнонаучные коллекции». Большая же часть экспонатов посвящена культуре и быту народов разных стран и континентов.
Здание Кунсткамеры
Как добраться
Ближайшая к Кунсткамере станция метрополитена — «Адмиралтейская». После выхода из метро выходите на Невский проспект и поворачивайте налево, к его началу. Переходите дорогу и огибайте Адмиралтейство с правой стороны. Далее через Дворцовый мост вы попадёте прямо к Зоологическому музею. Кунсткамера находится слева от него.
Стоимость взрослого билета — 300 рублей. С сентября по апрель каждый третий четверг месяца является днём бесплатного посещения. Для всех индивидуальных посетителей в этот день вход свободный.
Модель монгольской юрты Экспозиции музея
История Кунсткамеры
Датой основания Кунсткамеры принято считать 1714 год. В XVI—XVII веках так называемые «кабинеты редкостей» располагались при многих королевских дворах. Пётр I видел такие собрания в Англии и Голландии, и в 1715–1717 годах российский царь купил собрание редкостей у нидерландского аптекаря Альберта Себы. В наше время фонды музея насчитывают более 1,2 миллионов единиц хранения.
Изначально коллекция экспонатов располагалась в не сохранившихся до нашего времени Людских палатах. Они находились на территории Летнего сада вдоль реки Фонтанки. Это здание также известно тем, что именно в нём была установлена Янтарная комната.
Макет бенгальской деревни Индия. Свадебные обычаи Зал «Индия. Индонезия»
С увеличением коллекции назрел вопрос о переезде экспозиции в более просторное помещение. Специально для этого на берегу Невы в 1718 году начали строить знакомое нам здание. Кстати, во время постройки Кунсткамера располагалась в доме боярина Кикина (Кикины палаты), о котором мы упоминали в статье про Смольный собор.
В новом здании расположились все существующие на тот момент экспонаты. В центральной части находился анатомический театр, обсерватория и Готторпский глобус. Некоторые помещения занимала Академия наук, в которой трудился М. В. Ломоносов. В XIX веке Кунсткамера была разделена на несколько музеев: Этнографический, Зоологический, Ботанический и Минералогический.
«Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»
На крыше здания Кунсткамеры установлена армиллярная сфера, символизирующая модель солнечной системы. Этот символ науки постепенно стал и неофициальным символом Санкт-Петербурга. Кстати, оригинальная конструкция пострадала при пожаре 1747 года. Только через 200 лет, в 1948–1949 годах на башне была установлена новая сфера. Но и она, в свою очередь, была заменена в 1993 году.
Что посмотреть
Музей обладает обширной коллекцией экспонатов из самых разных уголков мира. Здесь представлены следующие экспозиции:
- «Северная Америка»; «Латинская Америка»; «Китай. Монголия. Корея»; «Индия. Индонезия»; «Африка южнее Сахары»; «Ближний и Средний Восток»; «Индокитай»; «Япония»; «История здания Кунсткамеры»; «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»; «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века»; «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»; «Готторпский (Большой Академический) глобус».
Последние два зала возможно посетить только по предварительной записи, вместе с экскурсоводом.
Особняком здесь стоит, конечно же, собрание редкостей — зародышей с различными отклонениями и чучел диковинных животных. Именно благодаря этой необычной коллекции Кунсткамера так известна в нашей стране.
Каждый тематический зал музея рассказывает о жизни отдельно взятой страны или континента. Во время экскурсии мы можем увидеть традиционную монгольскую юрту, макет бенгальской деревни или, к примеру, атрибут Дня Всех Святых в Мексике — череп, выкрашенный в розовый цвет.
Африка. Колдовство, магия и медицина Япония. Традиционные игрушки Праздника девочек
Если вы располагаете достаточным количеством времени, можно совместить посещение Кунсткамеры с походом в Зоологический музей. Если времени не так много, просто прогуляйтесь по Стрелке Васильевского острова или загляните в Петропавловскую крепость, там на выходе с Невских ворот открывается прекрасный вид на Дворцовую набережную. А благодаря удачной конструкции, несмотря на близость к реке, на южном берегу крепости почти всегда безветренно.
Если кратко, в целом:
- отличный музей с огромной коллекцией; удобное расположение в центре города, вблизи основных достопримечательностей; музей имеет собственный мобильный гид — приложение с картой здания и описанием экспонатов, которое можно установить на телефон.
Источник: