Когда открылась третьяковская галерея
- Этот день в истории: 1856 год — создание Третьяковской галереи
- «Когда перестаешь планировать — это конец»
- Директор Третьяковки Зельфира Трегулова о жизни музея на фоне сохраняющихся ограничений
- Третьяковская галерея
- Государственная Третьяковская галерея
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Третьяковская галерея
- Основные моменты
- Кто был основателем Третьяковки?
- История Третьяковской галереи
- Здания Третьяковской галереи
- Что посмотреть в Третьяковской галерее
- Время работы
- Как добраться
- Явление Третьяковки народу
- Больше пяти не собираться
- Диалоги на троих со Шнуром
- Дорога в картину
- Путешествия по городам России и зарубежья
- Пешие экскурсии
- Коротко о Третьяковской галерее
- Коротко об истории создания Третьяковской галереи
- Современная деятельность
- Интересные факты
- Похожие записи:
- Коротко о Третьяковской галерее : 1 комментарий
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Третьяковская галерея
- Сокровища русского искусства
- В 1856 году один из владельцев Новой Костромской Мануфактуры купец Павел Третьяков купил две картины. С них началась будущая галерея.
- Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.
- В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.
- В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.
- Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.
Этот день в истории: 1856 год — создание Третьяковской галереи
Известно, что предприниматель Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи еще в первой половине 1850-х годов. Поначалу у него не было какого-то системного представления о будущем музее, свои первые приобретения меценат делал движимый лишь тягой к искусству. Уже 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров, однако датой создания Третьяковской галереи принято считать 4 июня 1856 года. В этот день Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами». Именно после этого возникла идея создания специального музея.
Уже в 1867 году она была реализована практически — для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москва. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи.
В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь. Содержание галереи осуществлялось на процентный доход от завещанного Третьяковыми капитала в 125 тыс. рублей, да плюс к тому дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. рублей.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея. В этом же году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова).
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание по адресу Крымский Вал, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.
В 2013 году российское архитектурное бюро SPEECH выиграло закрытый конкурс на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасадов нового музейного комплекса. Здание, расположенное на Кадашёвской набережной, должно быть построено в 2018 году.
«Когда перестаешь планировать — это конец»
Директор Третьяковки Зельфира Трегулова о жизни музея на фоне сохраняющихся ограничений
Завершившийся музейно-выставочный сезон, несмотря на сохранение многочисленных противовирусных ограничений, продемонстрировал довольно много ярких проектов, в том числе международных. О том, насколько текущая пандемическая ситуация влияет на посещаемость, планирование и межмузейное сотрудничество, Игорю Гребельникову рассказала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
— Что-то принципиально изменилось в музейном деле на протяжении последнего года?
— Мы стали гораздо чаще встречаться с моими зарубежными коллегами из «группы Бизо»: туда входят 55 директоров крупнейших мировых музеев—активных участников международного выставочного процесса. Каждые два месяца — правда, в Zoom. Это очень важно: одинаковые проблемы и у государственных, и у частных музеев — все нуждаются в поддержке. Оказалось, что в такой сложной ситуации лучше быть государственным музеем: во всем мире правительства оказали музеям серьезную помощь.
Что еще изменилось? Нам стало гораздо сложнее планировать: в начале пандемии с этим особенно трудно было свыкнуться, ведь музеи в последнее время все планировали на три года вперед, а тут приходилось постоянно менять планы, иногда — каждые три недели в зависимости от эпидемиологической ситуации. Тут важно не поддаваться панике: когда перестаешь планировать — это конец, лучше корректировать планы, хоть каждый месяц, что мы и делали. При этом — тут я могу сказать и за своих коллег из Пушкинского музея и Эрмитажа — все большие проекты мы открыли или открываем, они просто сдвигались по времени. Но нужны были и константы: рука просто не поднималась двигать выставку Врубеля — ее мы откроем для публики 3 ноября.
И, конечно, это гораздо более сложное финансовое положение, когда музей закрыт пять месяцев, как в прошлом году, или когда может продавать только 50% билетов, как сейчас. К тому же многие люди опасаются ходить в музеи, театры, концертные залы и мы должны соблюдать огромное количество противоэпидемических мер, а это дополнительные траты. Было очень важно, что, в отличие от ситуации в ряде крупных государств, российские музеи получили 100-процентную помощь, которая компенсировала недостачу внебюджетных доходов, позволила по большому счету сохранить уровень зарплат, не сокращать трудовой коллектив. Но и наши спонсоры старались выполнить свои обещания — это касается проектов прошлого года и нынешнего, и даже будущих.
— Можно ли уже говорить о возвращении к нормальной выставочной деятельности? Нынешний сезон Третьяковская галерея завершила вроде бы на мажорной ноте — грандиозной выставкой «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии».
— Выставка закрылась на феноменальном всплеске интереса публики. Это был совершенно особый опыт и для каждого из нас, ведь проекты такого рода в России не проводились. Совершенно особенная архитектура, придуманная Даниэлем Либескиндом: всякий раз, когда я заходила на выставку, у меня пробегали мурашки по коже, состояние абсолютного восторга. У экспозиции не было выстроенного маршрута, зритель мог перемещаться как угодно, многие приходили по несколько раз, и она открывалась им какой-то новой стороной. Было безумно жалко ее закрывать — я даже не пошла на демонтаж, чтобы не расстраиваться, но у нее будет другая жизнь: 1 октября она откроется в Дрездене.
И что важно: вроде бы мы должны примиряться с существующими обстоятельствами, сдерживать свои желания, фантазии, но такого тесного партнерства, взаимодействия, какое у нас выстроилось с Музеями Дрездена, я не припомню с 1990-х годов. При этом была максимальная поддержка со стороны Министерства иностранных дел Германии, кроме того, выставка стала первым большим выставочным проектом Третьяковской галереи со Сбербанком, который уже более трех лет финансирует реставрацию картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван…», а показ проекта в Дрездене поддерживает фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Не знаю, как относиться к этой цифре — выставку посетили 60 тыс. человек: по нашим меркам это немного, если вспомнить, что до пандемии бывало и по 600 тыс. человек. Последние полтора года мы живем с совсем другими цифрами: на выставке Фалька было 115 тыс. человек, хотя мы принимали по максимуму. К тому же «Мечты о свободе» пришлись на месяц, когда в Москве фиксировалось до 9,5 тыс. заболевших в день, когда ввели QR-коды, и люди автоматом думали, что в музей можно попасть только по QR-коду. Именно на этот месяц пришло резкое падение посещаемости.
— В прошлом году вам пришлось отменить большую выставку современного европейского искусства «Многообразие / единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж». Этим летом она открылась в Берлине. Когда все-таки планируется московский показ?
— Выставка в Берлине открылась очень торжественно: ее открывал президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, бургомистр Берлина, также присутствовал Армин Лашет, который, по всем прогнозам, займет должность канцлера после ухода этой осенью Ангелы Меркель. Да, сначала выставка должна была открыться у нас, 15 ноября прошлого года — ровно в этот день музеи закрыли на карантин, но мы предполагали это еще в сентябре исходя из того, что отменился ряд важных межмузейных мероприятий. Поэтому приняли тяжелое решение начинать с Берлина. Для бывшего аэропорта Темпельхоф это был первый выставочный проект, так что его можно было двигать по времени: там она должна была открыться в феврале, ее перенесли на апрель, потом на май, и в результате она открылась в начале июня. Я не была на открытии, но надеюсь увидеть ее в августе, когда поеду в Германию на открытие нашей выставки «Русский импрессионизм на пути к беспредметности» в Музее Барберини в Потсдаме. «Многообразие / единство…» мы планируем открыть для зрителей в Западном крыле Новой Третьяковки 23 ноября с тем же составом работ, что и в Берлине.
— У Третьяковки появились филиалы в Самаре, Владивостоке и Калининграде. В чем специфика работы в регионах? Чем ваши региональные проекты отличаются от московских?
— Везде разная ситуация. Например, в Самаре есть замечательный фестиваль «ВолгаФест» — настоящая, честная, очень искренняя история, сделанная по очень высокому стандарту. Они знают секрет того, как обратить современную креативность к самой широкой публике. «ВолгаФест» — это некий залог успеха того, что должно происходить и с проектом Третьяковской галереи в Самаре, потому что создатель и руководитель фестиваля Михаил Савченко возглавляет филиал нашего музея. Там у нас полным ходом идет завершающий этап реставрации. 13 сентября мы планируем первое публичное мероприятие в отреставрированном здании Фабрики-кухни: это будет очень интересный перформанс, который создается специально для этого пространства, он напрямую связан с историей этого места, с концепцией семьи, дома, быта в советские годы, с той революционной трансформацией в обществе, которая привела к созданию этого памятника архитектуры. Мы сделали в Самаре ряд выставок, причем в одной из них — «Передовой отряд» — мы участвовали своими работами, но основная задача была показать фантастическую коллекцию русского авангарда, которая хранится в Самарском художественном музее, но при этом создать для нее специальную выставочную архитектуру, что удалось сделать силами самарских архитекторов. Это вообще замечательно, что мы опираемся на возможности, которые там есть: на архитекторов, дизайнеров, команду музея. Мы там очень активно сотрудничаем со всеми институциями и стараемся совмещать свои мероприятия с тем, что происходит в Самаре — так, перформансы на Фабрике-кухне будут идти в течение недели параллельно с Фестивалем Шостаковича, с очень сильной программой, включающей концерт Юрия Башмета, балет Большого театра «Укрощение строптивой», выступление Евгения Миронова.
Во Владивостоке мы выходим на системное сотрудничество с серьезными партнерами, что уже позволило нам в этом году сделать интересные проекты. В рамках экономического форума, который там пройдет в начале сентября, мы откроем выставку «Третьяковка в движении». Там есть площадки наших партнеров: Музея имени Арсеньева, Приморской картинной галереи, но возможности этих пространств не столь велики, и поэтому мы решили построить временный павильон на Спортивной набережной. Это будет своеобразный артефакт: мы хотим, чтобы люди, попадая в это пространство, понимали, что такое Третьяковская галерея сегодня и как можно разговаривать об искусстве, используя самые современные музейные технологии и дизайнерские подходы, но при этом не идти по пути исключительно онлайн-проектов.
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Третьяковская галерея
Основные моменты
Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.
Кто был основателем Третьяковки?
Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.
Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал
История Третьяковской галереи
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. «Мальчик в бане» (1858)
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.
Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год «Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.
Здания Третьяковской галереи
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее
Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.
Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу
Что посмотреть в Третьяковской галерее
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи
Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год «Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
Сокровищница Третьяковской галереи
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).
Время работы
Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Как добраться
Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.
Явление Третьяковки народу
Больше пяти не собираться
Когда Третьяковская галерея откроет двери для посетителей?
Зельфира Трегулова: Не раньше 2-3 июля. Первыми откроются залы основной экспозиции в здании в Лаврушинском переулке и Инженерный корпус. Что касается здания на Крымском Валу, то залы постоянной экспозиции откроются одновременно с премьерой выставки «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985». Мы должны организовать проход зрителей так, чтобы не было сталкивающихся друг с другом потоков. Это возможно, если выставки и основная экспозиция будут объединены общим маршрутом. Нам нужно разделить зоны входа и выхода. Зрители заходят в одной точке, а выходят — в другой.
Вход только в масках и перчатках?
Зельфира Трегулова: Да, посетители должны быть в масках, перчатках. В этом мы не оригинальны — придерживаемся рекомендаций Роскомнадзора. Учитываем опыт западных музеев, уже открывших двери для зрителей.
Мы также переходим преимущественно на продажу билетов онлайн, чтобы избежать скопления людей в очереди. Но для исключительных случаев в каждом здании Третьяковской галереи будет работать дежурная касса. Мы оставляем некоторый резерв билетов для продажи в этих кассах. Поскольку есть люди, которым трудно купить билеты онлайн, но которые очень захотят попасть в Третьяковскую галерею после трех с половиной месяцев жесткого режима самоизоляции.
Кроме того, чтобы выполнить рекомендации Роскомнадзора, которые определяют необходимую для безопасности дистанцию в 1,5-2 метра между людьми, вводим вход по сеансам. Сейчас делаем расчеты, сколько человек может находиться в зале с учетом дистанции. Нам придется ограничивать количество посетителей. Иначе говоря, даже если бы у нас была сегодня выставка Репина или Серова, мы не могли бы принимать такое количество желающих.
Через сколько начинается новый сеанс?
Зельфира Трегулова: Люди смогут заходить по купленным билетам каждые 30 минут.
После этого можно оставаться сколь угодно долго?
Зельфира Трегулова: Да. Время сеанса не ограничивается, в отличие от количества посетителей. Будем мониторить поток зрителей в залах. Если люди будут сильно задерживаться, придется подождать тем, кто хочет войти в зал. С другой стороны, создавать очередь — еще опаснее.
У нас узкое место — «бутылочное горлышко» — входная зона. Когда люди оказываются в залах, массового скопления зрителей уже нет. Наша задача — выстроить логистику. В главном здании в Лаврушинском переулке мы намечаем маршрут, закрыв переходы между какими-то залами. Попасть в них можно будет, двигаясь в одном направлении. В здании на Крымском Валу еще проще — там легче идти вперед, чем возвращаться.
Но некоторые все же любят побродить по выставке, желая сравнить авторов, произведения…
Зельфира Трегулова: Что ж, расходятся же люди на тротуарах.
Разметка на полу не будет?
Зельфира Трегулова: В залах — нет. Разметка — только там, где может быть большое скопление людей. Это кассы, системы хранения для зонтов и сумок, стойка администратора, туалеты.
Очень важно найти «антиковидные» решения для привычных вещей. Например, для банкеток в залах. Они нужны — люди устают, должны иметь возможность присесть. Но нужно как-то придумать, чтобы они не садились близко друг от друга. Вроде мелочи. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.
Экскурсии будут?
Зельфира Трегулова: Нам разрешили небольшие экскурсии — до пяти человек. Мы будем пользоваться необходимым оборудованием, включая одноразовые наушники. Понятно, что не будем требовать от членов семейств, чтобы родители и дети держались на расстоянии двух метров друг от друга.
Эти все правила особенно важны для залов основной экспозиции в Лаврушинском переулке, где летом традиционно много народу. В этом году мы не ждем иностранных туристов, но они обычно составляют лишь 12 процентов наших посетителей. Российские туристы начнут, вероятно, приезжать не раньше конца июля — начала августа. В любом случае больших групп не будет.
Цены на билеты не будут вырастать?
Зельфира Трегулова: Конечно, нет. Цены на билеты повышать не будем. Ситуация сложная сейчас.
Сотрудники тоже будут работать в масках и перчатках?
Зельфира Трегулова: Да. Особенно, если речь об администраторах, контролерах билетов, сотрудниках службы безопасности, музейных смотрителях. Плюс специальные пластиковые перегородки. Обеспечить безопасность сотрудников — одна из приоритетных задач. Хотя, наверное, требование носить перчатки, достаточно сложно выполнить летом.
Диалоги на троих со Шнуром
Что из жизни онлайн музей собирается с собой взять при выходе из локдауна?
Зельфира Трегулова: Музей был готов к тому, чтобы сделать рывок в развитии цифрового формата. Но совершить его вынудила пандемия. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Стало очевидно, что людей, запертых в стенах квартиры, не привлечь монотонным рассказом экскурсовода. Пришлось «включать креативность». Наши сотрудники создали и квесты, и экскурсии, и лекции.
А некоторые даже снялись в фильме вместе с Сергеем Шнуровым.
Зельфира Трегулова: Мне кажется, мы нашли новый формат или, если угодно, новый способ разговора со зрителями. Диалог двух зрителей перед произведением искусства превращается в «разговор на троих». Картины, как в фильме «Третьяковка со Шнуром», становятся равноправными собеседниками. Не поводом для светской беседы, а его ключевыми участниками разговора. При этом спор, обмен мнениями может неожиданно помочь увидеть новые черты в давно известном.
Разговор на троих — новый жанр?
Зельфира Трегулова: Не жанр. Назовите это непосредственным процессом восприятия произведения, осмысления и интерпретацией его на глазах у публики в прямом эфире. В любом случае я рада, что нам удалось увлечь зрителей. Этот формат оказался невероятно востребованным. Неделю назад было 900 000 просмотров. Сейчас уже, наверное, под миллион.
В целом, посещаемость всех онлайн-ресурсов Третьяковской галереи выросла в разы за эти три месяца. Где-то в три, в пять, где-то в семь раз. Речь о просмотрах, а не о заходах на сайт.
О продолжении фильма со Сергеем Шнуровым думаете?
Зельфира Трегулова: Да, но уже в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. Мы ведем переговоры с потенциальными партнерами и спонсорами.
Это главный итог музейной самоизоляции?
Зельфира Трегулова: Не только. Остальные касаются электронного документооборота, удаленного доступа, пользы zoom-конференций… Тут я должна воспеть наш IT-отдел, который все это вынес на своих плечах.
Дорога в картину
15 июня открывается — еще онлайн — общий проект трех музеев «Точка перемещения». В нем участвуют музей «Гараж», Третьяковская галерея и Музей Москвы. Почему для вас важно участие в этом проекте?
Зельфира Трегулова: Потому что искусство для ребенка — любого — невероятно важно. Это эмоции, встреча с новым миром, шанс пообщаться, что-то узнать, открыть что-то новое и неизвестное для себя.
Дети рабочих-мигрантов, которые живут с родителями в Москве, тут не исключение. Разница лишь в том, что им во много раз сложнее. Когда мы начали говорить с представителями фондов, которые занимаются проблемами миграции и вынужденной миграции, то выяснилось, что эти дети часто не ходят в школу. Русского языка они иногда просто не знают. Они сидят дома с мамами, пока папы работают. Дом при этом очень условный. Это может быть общежитие или съемная квартира, где живут несколько семей. В сущности, дети оказываются в той самой самоизоляции, которую мы все пережили, но в режиме не временном, а постоянном. Надо ли нам, только что вырвавшимся из локдауна объяснять, каково это?
Что Третьяковская галерея может предложить для детей мигрантов?
Зельфира Трегулова: В нашей коллекции хранится богатое собрание произведений художников из бывших советских республик, а ныне — независимых государств. В том числе и тех, чьи граждане приезжают на заработки в Москву с семьями. Мы подумали, что искусство может поддержать в ребенке память о доме, о большой семье с бабушками, дедушками, которая осталась где-то далеко. Дать чувство психологического комфорта. Для фестиваля прошлого года мы в десяти залах на Крымском Валу добавили картины известных советских художников из республик. В том числе Мартироса Сарьяна, Мир Надира Зейналова, Камиля Муллашева, Алексея Исупова, Джавлона Умарбекова, Тогрула Нариманбекова. Выбирали работы, в центре которых была тема очага, родного дома, семьи, близкого круга. Это стало основой первого фестиваля «Точка перемещения», который прошел в прошлом году. Спасибо Тимербулату Каримову, который помог нам тогда.
Так что в этом году фестиваль будет уже второй раз. Но в этом году он пройдет онлайн.
Для работы в онлайн нужны смартфоны, планшеты…
Зельфира Трегулова: Телефоны сейчас у этих семей есть. Это базовое средство связи с домом.
Если дети не знают языка, как работать с ними?
Зельфира Трегулова: У нас прекрасные педагоги, которые умеют работать с разной аудиторией. Кроме того, мы же в Третьяковке, значит дети могут рисовать, рассказывать истории в рисунках, обмениваться ими. Дети схватывают все на лету, если им интересно.
Уверяю Вас, плохое знание языка не самая большая проблема. Не так просто даже собрать этих детей, привезти их в музей. Ребенок приходит с мамой. Мама для этого должна выйти из дома. Это может быть проблематично. Словом, это совсем непростая история.
На самом деле вопросы работы с детьми вынужденных мигрантов (или иммигрантов) сегодня актуальны для музеев всего мира. Любой уважающий себя музей имеет образовательные программы, мастер-классы, экскурсии для детей, которые оказались в незнакомой среде, отнюдь не всегда комфортной и приветливой. У нас таких программ долгое время не было, поэтому я очень обрадовалась, когда Дарья Пыркина, став во главе образовательного отдела, предложила в числе других и этот проект. Я очень надеюсь, что нам удастся его развивать в будущем.
Путешествия по городам России и зарубежья
Пешие экскурсии
Коротко о Третьяковской галерее
Третьяковская галерея является крупнейшим художественно – историческим музеем, посвященным изобразительному искусству в России. Он расположен в Москве в Лаврушинском переулке. Галерея поражает своим размером – в ней насчитывается более 100 000 различных экспонатов.
Коротко об истории создания Третьяковской галереи
Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.
Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.
В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.
На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год
Современная деятельность
Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:
- Искусство Древней Руси 12-17 веков;
- Искусство 18 века;
- Искусство 19 века;
- Искусство начала 20 века;
- Искусство СССР и сокровищница.
Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.
Интересные факты
1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.
Похожие записи:
- Коротко об Эрмитаже
- Коротко о Париже
- Коротко о Берлине
- Коротко о Внуково
Коротко о Третьяковской галерее : 1 комментарий
Будто затейливые терема из русской сказки стоят в Замоскворечье здания Третьяковской галереи, главный фасад которой оформлен в 1901-1902 годах по проекту художника В. Васнецова. Надпись у входа, выполненная старинной вязью, гласит: «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар г. Москве совместно с завешанным городу собранием С. М. Третьякова».
Очень трудно поверить в то, что такой огромный музей мирового значения начал существовать благодаря усилиям всего лишь одного человека – П.М. Третьякова.
Русская жанровая живопись началась с работ художника П. Федотова, которые и подтолкнули Третьякова к мысли о создании музея. Картины просто поразили его, своей многогранностью, и, в тоже время, простотой. И вот в 1856 году был сделан первый шаг — Павел Михайлович Третьяков купил у известного в ту пору академика живописи Н. Шильдера картину «Искушение». Через некоторое время в коллекцию добавилась еще одна необычайная картина «Стычка с финляндскими контрабандистами», которую написал В. Худяков. Именно с этих двух картин можно считать, что началось собирательство Третьякова. В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда и пополнялась постепенно коллекция.
Третьяков начал заводить знакомства с художниками, и мог уже купить картину, которая еще даже не была готова, которая только зачиналась в мастерской художника. Судьба была благосклонна к Третьякову. Он женился на племяннице С. Мамонтова, который был меценатом искусств. Третьяков часто бывал у него в гостях в Абрамцеве. Именно здесь, в то время, жили и работали многие выдающиеся русские живописцы — члены знаменитого Абрамцевского художественного кружка.
В 1871 году Третьяков познакомился с Репиным. Способствовала этому первая в мире передвижная выставка. Третьяков хотел донести всю безграничную красоту картин в массы, и был очень увлечен этой идеей. Третьяковская галерея — крупнейший музей национального изобразительного искусства.
Москвичи по праву гордятся своим знаменитым музеем. М. Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве».
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Третьяковская галерея
Сокровища русского искусства
В экспозиции Третьяковской галереи более 180 000 картин, икон и скульптур. А началась она с коллекции Павла Третьякова, которая после его смерти выросла в 100 раз!
В 1856 году один из владельцев Новой Костромской Мануфактуры купец Павел Третьяков купил две картины. С них началась будущая галерея.
В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.
Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов — только реализм и живые сюжеты.
Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.
Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.
Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.
Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.
Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой — сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.
Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.
Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.
В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.
На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.
После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого Георгия Победоносца и название, написанное древнерусской вязью.
В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.
Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.
А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.
Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века — равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.
Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.
Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.
На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.
А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.
25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.
Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю — П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.
Источник: