Как выглядит большой театр
- Большой театр
- Театр начинается с вешалки.
- От Большого Петровского к Большому Императорскому
- Государственный академический Большой театр СССР
- Реконструкция XXI века
- Шикарные интерьеры Большого театра
- Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади
- Историческая сцена
- Фойе и залы
- Большой театр
- Исторические 100 рублей
- В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве.
- В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».
- После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.
- Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.
- Большой театр
- История Большого театра
- Половые органы Аполлона
- Большой театр
- Большой театр в Москве
- История Большого театра в Москве
- Архитектура
- Реконструкция Большого театра
Большой театр
Большой театр — один из старейших и самых знаменитых театров России. Здание, построенное в классическом стиле, с бронзовой квадригой Аполлона на портике, находится в ряду главных символов Москвы. За время истории своего существования Большой театр не раз горел, но возрождался вновь, чтобы радовать своими спектаклями верных поклонников.
Театр начинается с вешалки.
. А Большой театр начинался со скромных частных подмостков на правом берегу реки Неглинка. Одной из своих сторон здание выходило на улицу Петровка, откуда и пошло его первоначальное название — Петровский.
Исторической датой основания Большого театра Москвы считается весна 1776 года, когда князь Пётр Урусов получил от властвующей в те времена Екатерины II десятилетнюю привилегию на содержание увеселительных мероприятий. В первые годы труппа была единой, а состав — весьма разношёрстным: от крепостных талантов до известных иностранных артистов. В эти времена для проведения спектаклей безвозмездно использовался частный особняк в центральной части Москвы.
Когда компанию Урусову составил англичанин Медокс, хорошо знавший техническую сторону обустройства театральных зданий, было возведено деревянное сооружение на Неглинке. Театр подняли всего за несколько месяцев, и он стал первым в Москве культурным заведением такого масштаба. Открытие состоялось в канун 1781 года балетной постановкой «Волшебная лавка».
В течение пятнадцати лет на сцене нового театра ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В начале XIX века в здании случился пожар, и труппе вновь пришлось скитаться по частным сценам. К этому времени театр уже получил звание Императорского. Через несколько лет на Арбате было построено новое здание, но оно также сгорело, уже во время пожара Отечественной войны 1812 года.
От Большого Петровского к Большому Императорскому
Строительство следующего театрального здания началось в 1820 году. Проект стал одним из самых грандиозных среди столичных архитектурных замыслов XIX века. Очевидцы с упоением рассказывали, насколько красив был новый театр с величественными колоннами, строгим портиком и Аполлоновой колесницей, впоследствии ставшей символом Большого театра.
Площадь перед новым сооружением так и назвали — Театральной. Новый театр стал Большим Петровским, а впоследствии — просто Большим. Пышное открытие состоялось в самом начале 1825 года и сопровождалось оперными и балетными представлениями. Здание отвечало последним технологиям, необходимым современному храму Мельпомены:
- огромный по тем временам зрительный зал мог вместить 2 тысячи человек;
- в театре предусмотрели места для отдыха;
- для удобства зрителей соорудили многочисленные галереи-переходы и лестницы;
- оркестровая яма располагалась ниже сцены;
- пол в зрительном зале имел возможность подниматься до уровня авансцены, образуя с ней единое целое.
К середине века в театре стали отдавать предпочтение не драматическим спектаклям, а оперным и балетным постановкам. Зрители смогли увидеть произведения известных композиторов. На сцене Большого Петровского состоялась столичная премьера «Руслана и Людмилы». Но «сказка» длилась недолго, всего три десятилетия: очередной пожар уничтожил не только реквизит, но и здание. Восстановили его всего за три года, приурочив открытие к коронации царя Александра II.
Новый театр отличался великолепной акустикой, обновлёнными интерьерами и более масштабными площадями. Здесь появились царские ложи, а зрительный зал предстал в роскошном малиново-золотом исполнении. На вертикальном парадном занавесе были изображены сюжеты, связанные с жизнью Москвы. Дополнительно поставили и занавес для антрактов.
Но внутреннее великолепие не заменило самое главное — надёжный фундамент. Как и большинство зданий округи, Большой театр строился на сваях. Они прогнивали и давали усадку. В конце XIX века было проведено несколько ремонтных работ, которые лишь на время остановили процесс разрушения.
Государственный академический Большой театр СССР
После февральской революции 1917 года Большой театр из Императорского стал Государственным, а после Октябрьского восстания его и вовсе хотели снести. В здании проходили революционные съезды и партийные конференции, здесь была принята первая Конституция страны. Благодаря этому, закрытие театра удалось отсрочить на неопределённый срок. Затем советское правительство и вовсе отказалось от этой идеи. Через несколько лет Большой театр получил звание академического, а в начале 20-х гг. началась его противоаварийная реконструкция:
- укреплены основания;
- модернизированы лестничные марши;
- отреставрированы гардеробные ниши;
- реконструирована сцена;
- созданы новые залы для репетиций и гримёрки.
Императорские занавесы были отправлены в расход, а на их место повесили новые, с советской символикой. В первые годы войны, чтобы сохранить здание, его замаскировали под жилое. Большой театр был в строю уже с 1943 года, когда труппа вернулась из эвакуации.
В послевоенные годы Большой театр СССР стал одним из главных культурных символов страны. Здесь работали лучшие танцовщики, оперные певцы, балетмейстеры, композиторы, режиссёры-постановщики. На сцене театра шли самые выдающиеся музыкальные творения, вошедшие в копилку мирового искусства. Репертуар включал несколько десятков опер и балетов русских, советских и зарубежных авторов.
Реконструкция XXI века
В советский период Большой достиг своего наивысшего расцвета, но зданию по-прежнему не хватало репетиционных помещений внутри и устойчивого фундамента — снаружи. В конце 80-х гг. было принято решение о реконструкции и возведении дублирующего здания, в которое должна была переехать труппа на время проведения работ. Прошло долгих 15 лет, пока открылись двери Новой сцены Большого театра, а старое здание наконец-то закрыли для ремонта.
Главной задачей реконструкции было не только укрепление здания, но и восстановление исторических интерьеров. За годы косметических ремонтов, проводимых в советские времена, Большой театр существенно утратил свой первоначальный облик, а реставрационные работы позволили ему обрести свою былую красоту. Внутренние интерьеры вновь заиграли малиновыми драпировками и золотой отделкой, расписной штукатуркой и живописными плафонами.
Во время работ тщательно изучались десятки архивных документов, карт и схем, на которых сохранились старинные параметры здания. К примеру, императорское фойе было полностью восстановлено по чертежам конца XIX века.
Создавая утраченные раритетные интерьеры, строители не забыли и о современной технологичной начинке здания. Новые механизмы сцены позволяют легко менять её положение, форму и глубину. В спектаклях используются инновационные световые и звуковые эффекты. Во время реконструкции:
- площадь здания увеличена вдвое без изменения внешних параметров;
- расширена оркестровая яма;
- восстановлена легендарная акустика;
- построен подземный концертный зал.
- Как попасть в Большой театр
Обновлённый Большой театр РФ приглашает всех желающих на свои спектакли. Здание находится по адресу: Театральная площадь, д. 1.
Добраться до главного театра российской столицы можно на метро, доехав до станции Театральная, расположенной на «зелёной» ветке (выход в сторону Большого театра), или же станции «Охотный ряд» — «красная ветка» (выход к Театральной площади).
Купить билеты на спектакли можно в кассах театра, на сайте или у официальных распространителей. Цена билетов варьируется по стоимости и зависит от вида постановки и расположения места в зрительном зале.
Если вас интересуют и другие достопримечательности столицы России, рекомендуем обратить внимание на наш раздел экскурсий по Москве – тут вы найдете путешествия на любой вкус.
Шикарные интерьеры Большого театра
В 2011 году после шести лет скрупулезной реставрации был вновь открыт для публики Большой театр. Несмотря на годы эксплуатации, многочисленные ремонты и перестройки, Большой театр в целом сумел сохранить свой исторический облик, а здание театра занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Предлагаем отправиться на фотопрогулку по пустому Большому театру.
Краткая история строительства Большого театра, а также самой Театральной площади
Известная всем сегодня Театральная площадь появилась в Москве в 1821-1825 годах. Она была спроектирована Осипом Бове. План площади сохранился до сих пор. В центре стоял Большой театр, а по сторонам от него – четыре здания с симметричными фасадами. Метрополь и бывшая гостиница «Москва» построены на месте двух из четырёх одинаковых зданий. То же касается здания РАМТ (бывшее здание Торговых рядов Полторацкого). Фасад Малого театра, да и само здание сохранилось со времен Бове! Именно так выглядели все четыре здания на площади, а мы, глядя на фасад Малого театра, легко можем представить, какова была Театральная площадь в середине 19 века.
Театральная площадь по проекту О.Бове
Здание Большого театра, спроектированного и построенного Осипом Бове в 1825 году, не сохранилось. В то время театр назывался Петровским, так как самое первое его здание своим фасадом смотрело на улицу Петровка. Здание Малого театра было перестроено из дома купца Варгина в 1824 году, в нем выступала труппа Петровского театра. После завершения строительства центрального и самого большого здания площади стали различать большой Петровский и малый Петровский театры. Труппа была одна, имелся подземный ход между зданиями, даже декорации к представлениям были одни и хранились на общем складе. Эпитеты «большой» и «малый» писали с маленькой буквы.
Так выглядел театр, построенный Осипом Бове, в 1825 году
В 1856 году по проекту Альберта Кавоса взамен сгоревшего тремя годами ранее было выстроено здание Большого театра, дошедшее до наших дней. Кавос даже частично сохранил фасад Бове: зрителей встречает монументальный 8-колонный портик. Кавос считался одним из лучших театральных архитекторов своего времени. Построенные им театры имели самую лучшую акустику. К слову, знаменитый Мариинский театр в Петербурге также был построен Кавосом.
По замыслу архитектора, «зал – это своего рода скрипка, в которой полы, стены, потолок работают как деревянные деки инструмента для проведения звука». Для отделки Большого использовалась только особая резонансная ель, из которой делаются музыкальные инструменты. В советское время пол был залит бетоном, акустика испортилась. Сложно поверить, но даже ткани обивки мебели и стен имели специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала.
К счастью, во время реставрации специалисты смогли восстановить не только исторические интерьеры, но и уникальную акустику Большого театра.
Историческая сцена
Историческая сцена Большого театра, элементы декора зала, а также великолепная люстра и плафон.
Люстра состоит из 24 тыс. хрустальных элементов, около половины из которых подлинные – остались с 1856 года! Изначально люстра была свечной, затем масляной, газовой и в конце 19 века она стала электрической. Люстру моют электрики раз в год, опуская ее вниз. Стоит отметить, что вес изделия – 2 тонны.
Фойе и залы
Главное фойе или «Белое» – самое большое и роскошное фойе театра. До наших дней сохранился подлинный декор 19 века (лиры, растительные орнаменты и узоры). Роспись фойе выполнена в технике гризайль – так, что зрителю узор кажется объемным. Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.
В главное фойе ведет шикарная Парадная лестница, украшенная великолепными алебастровыми вазами. К сожалению, вазы были утрачены, а те, что мы видим сегодня, – копии. Однако сама лестница, ее формы и оформление сохранились со времен Кавоса.
С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще роскошные залы!
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в 19 веке использовался для балов и приемов. Зал имеет форму квадрата, однако его потолок – это ротонда, отсюда и название зала. В круглом зале очень интересная акустика. Если встать в центре, то вы легко услышите шепот находящихся в зале людей.
За Круглым залом идет Большое Императорское фойе. Стены фойе в конце 19 века к коронации Николая II были обтянуты атласной тканью цвета «раскаленного чугуна». До наших дней дошло 60% ткани, остальное было утрачено во время чистки либо в советское время. Во время реставрации был также восстановлен позолоченный лепной декор зала.
Экспозиционный и Хоровой залы находятся с другой стороны Белого фойе. Здесь была восстановлена первоначальная роспись в технике гризайль времен Кавоса, однако сделать это было довольно сложно, так как оригинальная надпись была закрашена в 50-е годы 20 века.
Большой театр
Исторические 100 рублей
Это здание — символ России. Колесница Аполлона с фасада Большого театра присутствует на 100-рублевых купюрах. А сначала вместе с Малым он составлял единую московскую труппу императорских театров.
В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве.
Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.
Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.
Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на Петровке. Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.
В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома Пашкова на Моховой.
В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».
По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.
На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел — государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.
Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось — в здании устраивали также балы и маскарады.
После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.
Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.
Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.
Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.
Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.
Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.
Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.
Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.
А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».
Большой театр
Большой театр — один из крупнейших театров России и самый известный театр Москвы, ставший культурным символом города. Будучи одной из главных достопримечательностей столицы, Большой театр завоевал любовь публики не только за свои достижения в опере и балете, но и как важный архитектурный объект, формирующий облик города.
В действительности, немногие из посещавших город туристов бывали внутри Большого театра, но практически каждый видел его снаружи: вид Театральной площади со зданием театра — один из классических «открыточных» видов Москвы.
Современное здание Большого театра было построено в 1853-1856 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса в стиле классицизма с оглядкой на сгоревшее предыдущее, выполненное по проекту архитекторов Осипа Бове и Андрея Михайлова. В 2005-2011 годах здание реконструировали, сохранив главный и боковые фасады.
Главный фасад здания с двускатной крышей симметричен и отличается лаконичным, но богатым внешним видом: нижний ярус украшен пилястрами и рустовкой, выше слева и справа размещены барельефы с изображением античных актёров и музыкантов (практически одинаковые, но отличающиеся в мелких деталях), фронтон украшен двуглавым орлом в окружении двух грифонов. Спереди выдаётся массивный восьмиколонный портик, фронтон которого украшен барельефными изображениями муз — покровительниц искусства — с лирой. Портик венчает знаменитая бронзовая квадрига Аполлона (покровителя искусств и предводителя муз) работы Петра Клодта, крупно изображённая на 100-рублёвой купюре и ставшая сама по себе одним из символов Москвы. Также барельефные изображения муз с лирой можно обнаружить в орнаменте фриза, а позади колоннады на фасаде размещены 2 скульптуры муз (с лирой и тимпаном) и 7 барельефных масок, изображающих эмоции, в окружении путти. Задний фасад был сильно перестроен и осовременен в 2005-2011 годах и демонстрирует смешение стилей.
По бокам здания проходят изящные чугунные галереи с фонарями.
История Большого театра
История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода представления, концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.
К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.
К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).
В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.
Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.
К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.
После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.
В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.
На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.
Половые органы Аполлона
После реконструкции Большого театра 2005-2011 годов горожан взволновал вопрос наличия мужских половых органов у скульптуры Аполлона в квадриге работы Петра Клодта на вершине портика.
Дело в том, что москвичи привыкли видеть Аполлона обнажённым, и именно таким он изображён на 100-рублёвой купюре, но после реставрации скульптуры промежность мужчины вдруг оказалась закрыта фиговым листком.
По мнению работавших над Аполлоном реставраторов, фиговый листок был там и раньше, но отвалился в советские годы, поэтому Аполлон долгое время стоял без него, и горожане просто привыкли видеть его именно таким — тем более, что помимо листка был утрачен ещё и венок в правой руке покровителя искусств; таким образом, прикрытие полового органа листком было необходимо для восстановления исторического облика скульптуры. Однако, многие горожане убеждены, что такого быть не может, ведь даже если листок и отвалился в советские годы, не вполне понятно, откуда на его месте появился анатомически точный половой член, ведь Клодт едва ли задумывал листок съёмным, и в таком случае он едва ли был бы так аккуратно отлит.
Спустя несколько лет разговоры о члене Аполлона стихли, но в целом горожане по-прежнему не пришли к единому мнению по этому вопросу.
В наши дни, как и планировал Осип Бове, здание Большого театра стало одним из композиционных центров города и даже его символом. Театральная площадь превратилась в точку притяжения для горожан и туристов, и даже если кто-то из гостей столицы совершенно не интересуется театральными представлениями, он всё равно приходит сюда, чтобы своими глазами увидеть архитектурные достоинства Большого театра.
Можно сказать, что здание стало одной из культовых достопримечательностей Москвы на одном уровне с Кремлём, Красной площадью и другими историческими местами и постройками, которые входят в число «обязательных» к посещению туристами.
Большой театр находится по адресу Театральная площадь, 1. Добраться до него можно пешком от станции метро «Театральная» Замоскворецкой линии.
Большой театр
Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».
В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.
Сложная история
У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.
Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.
Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.
В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.
После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.
Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.
Архитектурная ценность и роскошь интерьеров
Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.
Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.
Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.
Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.
Культурно-историческое значение
Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.
С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.
Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.
Большой театр в Москве
Фонтан Большого театра
Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.
История Большого театра в Москве
В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза.
Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.
По проекту А. Михайлова в 1821–1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.
Архитектура
Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими.
Квадрига Аполлона на портике Большого театра
На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб России.
Двуглавый орёл на фронтоне Большого театра
На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.
Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены — 25 метров, ширина — 26,3 метра, высота — 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены — 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.
Реконструкция Большого театра
В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.
Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции — 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы — это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены — И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины — Г. Уланова, М. Плисецкая и М. Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.
Источник: