История северной кореи

История северной кореи

Содержание
  1. История Северной Кореи
  2. Содержание
  3. Образование КНДР
  4. Первые годы
  5. Корейская война
  6. Послевоенные годы
  7. Надвигающийся экономический кризис
  8. Правление Ким Чен Ира
  9. Вынужденная либерализация в экономике и политике
  10. «Все началось с великого голода». Современная история КНДР в очерках Андрея Ланькова, часть I
  11. О советской помощи упоминать не полагалось — часто предприятия, построенные советскими специалистами, объявлялись воплощением «политики опоры на собственные силы»
  12. Северная Корея — краткая история
  13. Первые люди на Корейском полуострове
  14. Древнее время
  15. Новое время и новейшая история
  16. Разделение Корейского полуострова
  17. Корейская война
  18. Правители Северной Кореи
  19. Современная Северная Корея
  20. История создания КНДР и Южной Кореи
  21. История северной кореи
  22. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КНДР) (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ)
  23. Раздел Кореи
  24. Война в Корее
  25. КНДР после 1953
  26. КНДР в конце 20 в. – начале 21 в.
  27. Ядерная программа КНДР

История Северной Кореи

Эта статья описывает историю Северной Кореи с конца Второй мировой войны до сегодняшних дней.

Содержание

Образование КНДР

  • В 1945 освобождённый от японского господства Корейский полуостров был разделен на зоны влияния США и СССР. Северная часть полуострова находилась под советским контролем.

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) была образована 9 сентября 1948 года. Несмотря на то, что в стране были сильны позиции местных коммунистов, Советский Союз решил поставить на пост главы государства человека, проведшего годы войны в СССР (той же тактики СССР придерживался и в Восточной Европе). В феврале 1946 года корейский коммунист Ким Ир Сен стал главой Северокорейского Временного Народного Комитета, который в 1948 году сменила КНДР. Затем Ким Ир Сен стал премьер-министром нового государства, а в 1972 — президентом. Реальная власть была сосредоточена в руках Трудовой партии Кореи (ТПК), во главе с генеральным секретарём Ким Ир Сеном.

Первые годы

Политическая власть была монополизирована ТПК начиная с самых первых лет существования нового государства. В хозяйстве была установлена плановая экономика и в 1946 году объявлена национализация, в результате которой 70 % производства попало под контроль государства. К 1949 году этот процент вырос до 90 %. С тех пор практически вся промышленность, внутренняя и внешняя торговля находится под контролем государства.

На сельское хозяйство правительство в первые годы вело наступление более осторожно. В 1946 году земля была перераспределена в пользу мелких и бедных крестьянских хозяйств, а в 1954 году началась коллективизация, которая завершилась в 1958. После этого все крестьяне страны стали работать в сельскохозяйственных кооперативах.

Как и во всех послевоенных коммунистических государствах, в КНДР правительство начало активно вкладывать средства в тяжёлую промышленность, государственную инфраструктуру и ВПК в ущерб производству товаров народного потребления и сельскому хозяйству. В период с 1946 по 1959 год доля промышленности в экономике страны выросла с 47 % до 70 % несмотря на разрушительные последствия войны с Южной Кореей. Значительно выросла выработка электричества, производство стали и машиностроение. Были введены трёхлетние планы, наподобие советских пятилеток.

В результате индустриализации население страны достаточно быстро оправилось от последствий войны. Уровень жизни в КНДР в послевоенные годы рос быстрее, чем в Южной Корее, невзирая на отставание в производстве товаров народного потребления.

Корейская война

Ким Ир Сен не мог смириться с разделением Кореи на два государства. Консолидация вокруг правительства Ли Сын Мана на юге и подавление там восстания в октябре 1948 положили конец ожиданиям северокорейских лидеров объединения страны через революцию в Южной Корее, и с 1949 года Ким Ир Сен начал искать помощи со стороны СССР и Китая в организации военной кампании против Южной Кореи. К тому времени с территории южного соседа ушли почти все американские войска, оставив его практически незащищённым.

Изначально Сталин игнорировал просьбы Ким Ир Сена, но победа коммунистов в Китае и успешные испытания советского ядерного оружия заставили его пересмотреть своё решение. В мае 1950 года Кремлём был дан зелёный свет операции против Южной Кореи. Советские военные советники участвовали в разработке плана нападения, а бывшие советские офицеры обучали военному искусству армию КНДР. Однако с самого начала Сталин ясно дал понять, что прямого вмешательства в конфликт со стороны СССР не будет ни в коем случае.

КНДР атаковала Южную Корею 25 июня 1950 года. Пользуясь эффектом внезапности, войска Северной Кореи довольно быстро захватили Сеул и продвинулись далеко вглубь полуострова. Вскоре им пришлось отступить под напором сил ООН, ведомых американцами. К октябрю был отвоёван Сеул и захвачен Пхеньян. Ким Ир Сен и правительство страны были эвакуированы в Китай. Казалось, что разгром северокорейской армии был близок, однако в дело вмешалась армия Китая, которая отбросила войска союзников на юг, отвоевав Пхеньян и снова захватив Сеул в январе 1951 года. В марте того же года силы ООН отбили Сеул и отодвинули северокорейские войска на север в район современной Демилитаризованной зоны. После этого линия фронта стабилизировалась на долгое время и в 1953 году стала границей раздела двух государств.

После войны Ким Ир Сен установил в КНДР абсолютную власть, основанную на укреплении военной мощи и собственном авторитете. Лидер южнокорейских коммунистов Пак Хон Йон был обвинён в том, что южнокорейский народ не поддержал северян, и казнён публично в 1955 году [1] . Многие из южнокорейских левых, сочувствовавших КНДР в 1945-53 годах, также были арестованы, казнены, попали в тюрьмы или ссылки.

Послевоенные годы

Трёхлетний план 1954-56 годов вернул промышленность КНДР на довоенный уровень. За ним последовали пятилетний план 1957-61 и семилетний план 1961-67 годов. В эти годы КНДР продолжала наращивать промышленную мощь, хотя сельское хозяйство находилось в стагнации, всё больше становился разрыв между городом и деревней.

В политическом смысле положение КНДР ухудшилось из-за разрыва между Китаем и СССР, который начался в 1960 году. Отношения между Северной Кореей и СССР ухудшились, а Ким Ир Сен был обвинён в поддержке Китая. Результатом стало резкое сокращение военной и финансовой поддержки со стороны Советского Союза. Однако на деле Ким Ир Сен поддерживал далеко не все инициативы Мао Цзедуна, в частности Культурная революция была объявлена им опасной и дестабилизирующей обстановку в регионе.

В качестве альтернативы Ким Ир Сен разработал идею чучхе («опора на собственные силы»). Лозунг, который применялся с конца 50-х годов, стал государственной идеологией, заменив марксизм-ленинизм. Чучхе — политика, предполагающая решение всех внутренних проблем исключительно собственными силами.

На послевоенные годы приходится расцвет культа личности Ким Ир Сена.

Надвигающийся экономический кризис

В 70-х годах рост экономики государства приостановился, и даже наметился регресс. Этому было несколько причин: во-первых высокие цены на нефть после нефтяного кризиса 1974 года. КНДР не имела своих запасов нефти, а политика чучхе не давала вести активную внешнюю торговлю, во-вторых, перекос экономики в сторону тяжёлой промышленности и финансирования армии также давал свои плоды. Уменьшить военные расходы КНДР не могла, кроме того, после слов Ким Ир Сена о том, что обе Кореи воссоединятся ещё при его жизни, расходы на армию только увеличились.

Стареющий Ким Ир Сен продолжал гнуть свою линию в экономике, что привело к дефолту КНДР в 1980 году, и до конца 80-х годов объём промышленного производства снижался.

Правление Ким Чен Ира

Ким Ир Сен умер в 1994 году, и его преемником стал сын, Ким Чен Ир. Его назначение было предопределено еще в начале 80-х годов при активном содействии министра обороны О Чин Ву. Ким Чен Ир занял пост генерального секретаря ТПК и председателя национального оборонного комитета. Пост президента страны остался вакантным.

Во время правления Ким Чен Ира экономика страны продолжала стагнировать. В период с 1996 по 1999 год в КНДР был сильный голод, от которого по разным оценкам погибло 1.5-3 миллиона человек. Экономика страны продолжает оставаться изолированной, а на военные нужды тратятся суммы, равные четверти ВВП. Практически всё трудоспособное мужское население в возрасте 18-30 лет служит в армии, тогда как промышленность находится в упадке.

В результате, согласно отчёту Международной Амнистии, в КНДР в 2003 году около 13 миллионов человек (60 % населения страны) страдало от недоедания. В 2001 КНДР от США, Южной Кореи, Японии и ЕС получила продовольствия на сумму более 300 миллионов долларов. Кроме того, поставки идут со стороны ООН и неправительственных организаций.

В июле 2002 года было объявлено о начале реформ. Валюта страны была девальвирована, а цены на сельскохозяйственную продукцию отпущены в надежде простимулировать аграрный рынок страны. Коллективное хозяйство в деревне было решено заменить на хозяйства, построенные по семейному принципу. Правительство также превратило город Синыйджу в «специальную административную зону». Местным властям была дана относительная свобода, в том числе в экономике. Эти меры являются попыткой перенести положительный опыт зон свободной торговли в Китае на северокорейскую почву.

Вынужденная либерализация в экономике и политике

В годы правления Ким Ир Сена, а также в первые годы правления Ким Чен Ира Северная Корея представляла собой тоталитарное государство с практически полным отсутствием каких-либо гражданских свобод, с жёсткой цензурой и разорванными международными связями. При этом, в связи с конфуцианскими ценностями, царившими в корейском обществе, тоталитарный контроль над общественной жизнью был намного более жёстким, чем в бывшем СССР.

В настоящее время, по крайней мере формально, основные принципы режима остаются прежними. Однако в последние годы в КНДР, по мнению известного корееведа А. Ланькова, произошла «тихая смерть северокорейского сталинизма» (см., напр., [1], [2] и др.). Прекращение помощи со стороны СССР привело к крупномасштабному экономическому кризису, прежде всего к постоянной нехватке питания (в середине 1990-х массовый голод унёс жизни миллионов жителей КНДР), в связи с чем произошла вынужденная легализация мелкого частного предпринимательства и челночной торговли с Китаем, фактически отменены и многие другие ограничения. Смертная казнь применяется лишь за особо тяжкие преступления, включая «политические»; хотя сохраняется атмосфера массовой слежки и доносительства, однако от большинства ограничений можно откупиться взяткой (в 1990-е гг. и ранее это было практически невозможно).

Следует учитывать, что экономическая и политическая либерализация происходят вопреки воле руководства КНДР. Однако несмотря на то, что государство периодически пытается свернуть частную экономическую активность, такие попытки раз за разом оборачиваются неудачей.

В 2007 г., после визита президента Южной Кореи в КНДР, Северная и Южная Корея совместно обратились в ООН с просьбой содействовать объединению Кореи. Однако официальное отношение к Южной Корее стало меняться ещё раньше. Последнее десятилетие в КНДР полулегально проникают южнокорейская музыка и фильмы (ранее их прослушивание и просмотр карались смертной казнью, как «государственная измена»). В связи с этим серьёзные изменения произошли в общественных настроениях северных корейцев — экономическое превосходство Южной Кореи уже мало кем оспаривается (ещё в середине 1990-х полагалось верить во всеобщую и беспросветную нищету Юга), однако всё ещё распространено убеждение о безусловном «духовном» и военном превосходстве Севера.

В экономической сфере в начале XXI века наблюдаются попытки перейти к рыночной экономике, что привело к увеличению зарубежных инвестиций. В частности, только Китай инвестировал 200 миллионов долларов в экономику страны в 2004 году. Интересно отметить, что северные районы КНДР, наиболее близкие к Китаю, в настоящее время являются экономически наиболее обеспеченными (если не считать нескольких крупных городов на юге КНДР, включая Пхеньян) — исторически же север Кореи всегда был самым бедным по сравнению с другими регионами страны.

10 февраля 2005 года КНДР заявила об обладании ядерным оружием собственной разработки. [3]

«Все началось с великого голода». Современная история КНДР в очерках Андрея Ланькова, часть I

Андрей Ланьков

The Insider открывает серию исторических очерков о Северной Корее. Профессор Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков рассказывает об экономической модели, по которой жила КНДР в XX веке, и о причинах голода, который привел к огромным человеческим жертвам.

История современной Северной Кореи началась с катастрофы — с великого голода, или, если пользоваться официальными северокорейскими выражениями, с «Трудного похода» 1996–1999 гг. Голод до неузнаваемости изменил страну, которая до этого являлась по-своему замечательным образцом национального сталинизма, своего рода «дальневосточной Албанией» (впрочем, Албанию времен Энвера Ходжи тоже можно назвать европейской Северной Кореей — обе страны были на удивление похожи друг на друга).

Хотя северокорейское сельское хозяйство в свое время было построено по советским образцам, даже былые архитекторы сталинской коллективизации — Каганович, Молотов и Хрущев — в свое время весьма неодобрительно отзывались о северокорейском варианте колхозов (они официально именовались в КНДР «сельскохозяйственными кооперативами»). Проводимая Ким Ир Сеном сельскохозяйственная практика казалась в середине 1950-х годов излишне радикальной даже этим людям, которые, как хорошо известно, не отличались мягкостью в вопросах отношения к крестьянству — и они тогда в недвусмысленных выражениях советовали Ким Ир Сену пересмотреть эту политику.

Читайте также  История абхазии кратко

Уровень государственного контроля в КНДР был выше, чем в сталинском СССР

Главное отличие северокорейской сельскохозяйственной политики от советского прототипа заключалось в том, что уровень государственного контроля в КНДР был выше, чем в сталинском СССР, и приближался к тому уровню, который наблюдался в Китае во времена «большого скачка» и «народных коммун». Например, максимальный размер приусадебного участка в КНДР был ограничен 100 кв. м. При этом даже такой участок местная администрации могла и не выдать, ведь 100 кв. м — это максимальный, а не обязательный его размер.

С другой стороны, руководство КНДР довольно активно занималось переводом сельского хозяйства на индустриальную основу. Так, например, к 1980-м годам северокорейское сельское хозяйство потребляло рекордное количество минеральных удобрений. Ставка на химические удобрения была сделана для того, чтобы обеспечить максимальный урожай на не слишком обширных северокорейских полях.

По инициативе Ким Ир Сена были построены многочисленные ирригационные системы. Для понимания дальнейших событий важно, что эти системы приводились в действие электрическими насосными станциями. В те времена Северная Корея не испытывала никаких проблем с электроэнергией: гидроэлектростанции, построенные еще в колониальный период японскими компаниями, продолжали исправно функционировать — правда, во многом благодаря бесплатным поставкам запчастей и комплектующих из Советского Союза.

Кроме этого, Ким Ир Сен активно претворял в жизнь планы по созданию террасных полей на склонах безлесных северокорейских гор. Подобные поля действительно очень распространены в южном Китае, и, на первый взгляд, в горных регионах позволяют существенно увеличить площадь обрабатываемых земель. В Северной Корее, однако, эти поля никогда раньше не пользовались популярностью — и, как показали дальнейшие события, не в силу крестьянского консерватизма, а по вполне серьезным экологическим и географическим причинам.

В целом северокорейская экономика при Ким Ир Сене чрезвычайно зависела от внешней — в первую очередь, советской — помощи. Однако официальная пропаганда никогда не признавала этого факта. В отличие от большинства других социалистических стран, в Северной Корее официально не полагалось считать Москву «старшим братом»: скорее, наоборот — ее считали заблудшей овцой, рассадником ревизионизма и великодержавного шовинизма, от которого было лучше держаться на некотором удалении. Поэтому в печати о советской помощи упоминать просто не полагалось — более того, часто предприятия, построенные советскими специалистами и по советским проектам, объявлялись воплощением «политики опоры на собственные силы». Тем не менее, идеологические споры с Москвой и систематическое замалчивание советской помощи вполне сочеталось с тем, что именно эта помощь держала северокорейскую экономику на плаву.

О советской помощи упоминать не полагалось — часто предприятия, построенные советскими специалистами, объявлялись воплощением «политики опоры на собственные силы»

С распадом Советского Союза Россия и иные постсоветские страны перестали оказывать Северной Корее экономическую помощь, и, главное, полностью потеряли интерес к тем товарам, которые могла производить северокорейская промышленность. Быстро обнаружилось, что эти товары — в силу их низкого качества — не хотят покупать не только в странах СНГ и Восточной Европы, но и вообще где бы то ни было в мире. С другой стороны, былые партнеры в странах социалистического лагеря не собирались больше продавать Северной Корее комплектующие, сырье и иные товары за былые символические цены. Бывшие партнеры по соцлагерю после 1990 года стали требовать оплату по мировым ценам в полновесной твердой валюте, которой у КНДР просто не было.

Результатом стал экономический кризис. Поскольку вся экономическая статистика в КНДР засекречена еще с начала 1960-х годов, масштабы этого кризиса достоверно оценить невозможно. По существующим оценкам, уровень промышленного производства за период с 1990 по 2000 годы упал примерно в два раза. На практике это означало, что производство химических удобрений, от которых в то время очень сильно зависело сельское хозяйство, практически прекратилось. Резко снизилось и производство электроэнергии, так как электростанции потеряли доступ к комплектующим. В результате стали останавливаться ирригационные системы. Наконец, ливневые дожди 1995–1996 гг. привели к тому, что террасные поля, на строительстве которых так настаивал и которыми так гордился скончавшийся к тому времени Великий Вождь Ким Ир Сен, были просто смыты ливневыми потоками.

В результате к 1996 году производство зерновых в Северной Корее упало до уровня 2,5–3 млн тонн в год. Это было существенно ниже того уровня в 5 млн тонн, который был необходим, чтобы отоварить карточки.

С 1957 года все зерновые — главный источник калорий в питании жителей КНДР — распределялись в Северной Корее исключительно по карточкам, а свободная торговля зерном считалась преступлением. Все население было разделено на девять категорий, но для большинства работающих стандартная норма составляла 700 граммов зерновых в день. После 1994–96 гг. карточки на зерновые продолжали формально выдаваться, но для подавляющего большинства населения отоваривать их было невозможно.

Голод начался зимой 1996 года и продолжался до 1999 года. Он привел к огромным человеческим жертвам.

Данные переписей населения позволяют примерно оценить число погибших в 500–600 тыс. человек

Часто встречающаяся в печати цифра «2–3 млн погибших» практически наверняка является преувеличением. С другой стороны, преуменьшением является и цифра «250 тыс. погибших», несколько раз озвученная (в неофициальном порядке) северокорейской стороной во время переговоров с зарубежными гуманитарными организациями. Оценки, произведенные на основании данных переписи (данные переписей населения в КНДР почему-то не считались секретными и всегда публиковались там в достаточно полном объеме) позволяют примерно оценить число погибших в 500–600 тыс. человек.

Иначе говоря, в годы голода погибло около 2% населения страны. Оставшиеся 98% выжили, но удалось им это только благодаря тотальной перестройке экономики. Эта перестройка напоминала то, что произошло после падения социализма в СССР, равно как и то, что в плановом порядке случилось в Китае. Однако в Северной Корее радикальные перемены и фактический переход к рыночной экономике не сопровождались политическими изменениями и в целом происходили стихийно, а не по инициативе властей.

Северная Корея — краткая история

Корейская Народно-Демократическая Республика – государство, расположенное на севере Корейского полуострова, и граничащее с Республикой Кореей, Россией и Китаем. В прессе, а также просторечии часто используется название Северная Корея. В настоящее время является одним из самых закрытых и недоступных для туристов государством.

Первые люди на Корейском полуострове

Первые поселения на территории современной КНДР появились еще 5000 лет до н. э., а в 1300 году до н. э. сформировалось первое государственное образование – Древний Чосон. Спустя почти тысячу лет, в 108 году до н. э. Древний Чосон был завоеван китайцами.

Древнее время

В 935 году на территории Корейского полуострова зародилось новое государство – Корё, которое существовало вплоть до его завоевания Монгольской империей в 1259 году.

Новое время и новейшая история

В XVII веке Корея перешла под контроль Китая, а в 1910 году оказалась завоевана Японией. Под японским управлением страна прожила до окончания Второй Мировой войны.

Разделение Корейского полуострова

В конце Второй Мировой войны США и СССР воевали с Японией, из-за чего контроль над полуостровом перешел к этим странам. Северную часть полуострова контролировал СССР, а область южнее 38 параллели – армия США. Спустя несколько лет после победы над Японией две крупные державы так и не смогли договориться о дальнейшей судьбе Корейского полуострова. На севере и юге начали формироваться собственные государственные образования, каждое из которых хотело получить контроль над всей территорией полуострова.

Первым о независимости объявил юг. В 1948 году было провозглашено создание Республики Корея, лидером которой стал Ли Сын Ман. Его кандидатура была поддержана американцами. Спустя три всего три недели о независимости объявил и север. Государство получило название КНДР, и было поддержано Советским Союзом. Главой новообразованного государства стал капитан красной армии – Ким Сон Чжу, более известный как Ким Ир Сен. Он стал первым руководителем Северной Кореи. Даже сейчас, спустя множество лет личность первого руководителя очень важна для северокорейцев. Еще при жизни он получил множество званий, среди которых, например Солнце Нации, Великий вождь, Маршал Могучей Республики и другие.

Новые государства не признавали независимости друг друга, Северная Корея считала оккупантами Южную и наоборот. Это сохраняется и по сей день.

Корейская война

Напряженные отношения между соседскими государствами в итоге привели к войне в 1950 году. Боевые действия продолжались три года и унесли жизни более миллиона жителей обеих стран. Каждое из государств активно пользовалось помощью влиятельных союзников: КНДР имела большую военную поддержку со стороны СССР, а Республика Корея – со стороны США.

Поворотным моментом в Корейской войне стала смерть Иосифа Сталина в 1953 году. После смерти генерального секретаря, СССР не захотел продолжать оказывать военную помощь Северной Корее и проголосовал за окончание войны. Так как полуостров не представлял особой ценности и для США, активная фаза боевых действий была прекращена и началась подготовка к подписанию мирного соглашения. По линии все той же 38 параллели была создана демилитаризованная зона, что окончательно разделило Корейский полуостров на два независимых государства. Несмотря на фактическое перемирие, мирный договор между странами так и не был подписан. И по сей день отношения между странами напряженные.

Правители Северной Кореи

Основателем КНДР является Ким Ир Сен. Он правил страной до 1994 года и считается культовой личностью в своей стране. Он считается освободителем корейского народа и имеет множество военных и государственных титулов. День рождения вождя – государственный праздник в КНДР.

Несмотря на то, что Северная Корея называет себя республикой, власть в стране передается по наследству, как при монархии. В 1994 году после кончины Ким Ир Сена, высший пост – председатель Трудовой партии Кореи получил его сын – Ким Чен Ир. Он возглавлял страну до своей кончины в 2011 году.

В 2011 году руководителем государства стал сын Ким Чен Ира – Ким Чен Ын. Он является руководителем страны и по сей день. Ким Чен Ын стал одним из самых молодых правителей своего времени, так как принял руководство страной в 27 лет.

Современная Северная Корея

КНДР – одно из самых закрытых государств мира. В стране продолжает действовать официальная идеология – чучхе. Так как все лидеры Северной Кореи жили идеей объединить две Кореи в одну, значительная часть бюджета страны приходилась на военных расходы, из-за чего страдают другие отрасли экономики и население в целом. Северная Корея – одно из самых бедных государств в мире, которому постоянно оказывают гуманитарную помощь ООН и другие международных организации.

Многие государства вообще не имеют ни дипломатических ни экономических связей с КНДР. Основная причина – развитие Северной Кореей ядерного оружия. Несмотря на запрет любых ядерных испытаний, страна постоянно испытывает новые ракеты, что и вызывает возмущение других стран.

Жизнь людей в Северной Корее тоже оставляет желать лучшего. Государство полностью контролирует все сферы общественной жизни. Средства массовой информации подвержены жесткой цензуре, а простому человеку нельзя иметь даже радиоприемник без разрешения властей. Любое инакомыслие пресекается.

Различные правозащитные организации сообщают, что в КНДР и по сей день присутствует большое количество политических заключенных, сохраняются концентрационные лагеря, пытки, и другие формы наказаний, которые в развитых странах уже давно искоренены.

История создания КНДР и Южной Кореи

До середины VII века на территории Корейского полуострова находилось три крупных государства — Силла, Пэкче, Когурё, а также небольшие государственные общности на юго-востоке Корейского полуострова (так называемая конфедерация каяских политий). К VII веку Корея сложилась как единое государство. Период корейской государственности с VII по XX век делят на три эпохи: эпоха Объединенного Силла (VII–X вв.), эпоха Корё (X–XIV вв.), эпоха Чосон (XIV — начало XX в.).

До конца XIX века Корея формально находилась в вассальной зависимости от Китая. Всякий новый корейский король (ван) получал одобрение от китайского императора. На определенном историческом этапе Корея выплачивала Китаю дань, происходил постоянный обмен посольствами. Ситуация изменилась после японо-китайской войны (1894–1895), когда Китай и Япония вступили в открытый военный конфликт на территории Кореи. По итогам войны в 1895 году страны подписали Симоносекский договор, согласно которому расторгались вассальные отношения между Кореей и Китаем. Таким образом, Китай формально утратил влияние на Корею. В конце XIX века Корея была абсолютной монархией феодального типа с высокой долей крупных собственников и слаборазвитыми элементами капиталистической экономики. Корея на протяжении длительного времени вела жесткую изоляционистскую политику — это было закрытое государство, мало интересующееся внешним миром.

Географическое положение Кореи было привлекательным для Японии, которая стремилась продвинуться на континент. К 1910 году, когда был подписан так называемый договор о слиянии, точнее аннексии Кореи, Япония успешно интегрировалась в корейскую экономику и стала оказывать не только экономическое, но и культурное влияние. За Кореей закрепился статус японской колонии. Для многих представителей корейской интеллектуальной элиты конца XIX — начала XX века Япония представляла прогрессивную цивилизацию, у которой необходимо было перенять опыт развития. Несмотря на набирающее обороты антияпонское национально-освободительное движение, в его среде в 1920-е годы возникло специфическое направление, именуемое национал-реформизмом. Представители корейской интеллигенции, получившие образование в Японии, разработали концепцию национал-реформизма, или теорию реформирования нации («минчжок кэчжорон»). Согласно этой теории корейцы — слабая нация, которой нужно многому еще научиться у японцев до того, как они смогут самостоятельно управлять своим государством. Фактически они поощряли японский колониализм.

Читайте также  Юкатан полуостров на карте мира

Параллельно с этим развивалось левое крыло национально-освободительного движения. В России в 1917 году произошла Октябрьская революция. Новое социалистическое государство было заинтересовано в продвижении своих идей в Азию. Довольно быстро социалистические идеи охватили прогрессивные умы в Китае и Корее. На Корейском полуострове появилось левое крыло национально-освободительного движения.

Правые (националисты) и левые (коммунисты) развернули действия по национально-освободительному движению. У них была одна общая цель в условиях колониального режима — достижение национальной независимости и воссоздание государственности. Но теперь борцы за независимость стремились не к восстановлению монархии, а к созданию демократической республики. В конце 1920-х годов был создан единый фронт — националисты объединились с социалистами в рамках организации «Синганхве» (1927–1931). Но этот союз продлился 4 года, а потом организация самораспустилась. При этом корейские левые группы были сильно привязаны к политике Коминтерна, который в конце 1920-х годов отошел от сотрудничества с националистическими партиями (VI Конгресс Коминтерна в 1928 году). Этот курс Коминтерна отразился и на союзе левых и правых в Корее.

Культурных предпосылок к разделению этноса не было. На протяжении своей истории с VII по XX век Корея была государством с едиными культурными ценностями. Никакого разобщения между севером и югом не было. Но с точки зрения формирования политической элиты аристократы из северных провинций были более дискредитируемыми, чем из центральных и южных. Как правило, политическая элита формировалась из представителей аристократического сословия янбан столичной и южных провинций Кореи.

В годы колонии в экономическом развитии Кореи сформировалось очень четкое разделение по географическому признаку: северные провинции были промышленными регионами, а южные — землевладельческими. Эта неравномерность развития в годы японского колониализма очень негативно отразилась после разделения. Корея как колония была очень тесно связана с метрополией. В одном месте производили комплектующие станков, в другом их собирали, а в третьем реализовывали. Поэтому южные и северные провинции Кореи экономически были сильно связаны как друг с другом, так и с метрополией. После разделения страны и до создания РК и КНДР торговые связи между югом и севером были не очень интенсивными. В разделении Кореи огромную роль сыграл внешнеполитический фактор, но не культурный.

В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой войне, корейцы ожидали, что будет провозглашена национальная независимость. Но проблема была в том, что корейцы не участвовали в освобождении своей страны. Все сухопутные операции на территории Кореи осуществляла советская армия (25-я армия 1-го Дальневосточного фронта), в то время как американские войска вели операции на море. Корейцы освободились от колониальной зависимости, но реальной власти у них не было. Будучи бывшей колонией проигравшей в войне Японской империи, Корея не могла сама определить свою судьбу. СССР и США совместно с корейскими политическими партиями должны были определить политическое будущее страны. США предложили ввести в Корее режим опеки по аналогии с режимом опеки над Филиппинами. По решению Московского совещания 1945 года предполагалось, что Корея в течение 5 лет будет находиться под патронажем государств, входящих в международный совет по опеке, и только потом получит полную независимость.

В августе 1945 года было принято решение разграничить сферы военной ответственности на Корейском полуострове по 38-й параллели. Эта линия была выбрана неслучайно. Тридцать восьмая параллель была разделительной линией между частями японской армии: войска, находящиеся к северу от 38-й параллели, подчинялись командованию Квантунской армии, а к югу — 17-й армии. Американцы были заинтересованы в том, чтобы столица Кореи Сеул вошла в зону их ответственности. Поэтому Госдепартамент США настоял на том, чтобы вся территория к югу от 38-й параллели, включая столицу, вошла в состав американской зоны военной ответственности. Сталин не внес никаких поправок к предложению американской стороны по разграничению по 38-й параллели, и никаких дискуссий на эту тему не было.

Еще до освобождения Кореи в Шанхае обосновалось эмигрантское правительство, а 4 сентября 1945 года была провозглашена Корейская Народная Республика. Но ни одно из этих «правительств» не было признано ни Советским Союзом, ни Соединенными Штатами. СССР и США не были настроены на то, чтобы реально дать корейцам независимость. На Московском совещании министров иностранных дел США, СССР и Великобритании в декабре 1945 года было принято решение о применении режима опеки по отношению к Корее. С постепенным усилением напряженности в отношениях между Советским Союзом и США ситуация становилась более ясной.

В 1946 году СССР взял курс на создание дружественного социалистического государства на севере Корейского полуострова. Корейские националисты, находящиеся на севере Кореи, были против режима опеки и выступали за предоставление немедленной независимости Кореи (впрочем, как и на юге). Но СССР быстро подавил все правое движение на севере. На юге Кореи правые националисты оказались политически более успешными — многие из них были интегрированы в систему управления Американской военной администрации (1945–1948) и с культурно-политической точки зрения ориентировались на Соединенные Штаты.

В августе 1946 года в результате слияния нескольких партий была создана Трудовая партия Северной Кореи. Она стала главной политической силой на севере Кореи еще на этапе формирования северокорейской государственности. Правое движение оказалось очень быстро нейтрализовано на севере, тогда как на юге Кореи серьезная политическая борьба между правыми и левыми продолжалась вплоть до выборов в Национальное собрание. В ноябре 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о проведении выборов в Национальное собрание Кореи. Предполагалось, что это будут единые выборы, но Советский Союз бойкотировал это решение. ООН создала комиссию по Корее, которая должна была помочь корейцам организовать выборы. Советский Союз не допустил эту комиссию на север. В итоге в феврале 1948 года на Малой Ассамблее ООН было решено, что выборы пройдут в доступных для их проведения районах. Как следствие, выборы в Национальное собрание прошли только на юге Кореи.

Левые и центристские партии на юге Кореи бойкотировали выборы в парламент. Они считали выборы сепаратными, и это было правдой в условиях той политической ситуации. Фактически участие в выборах приняли только правые и радикально-правые группы. Президентом Республики Кореи был избран Ли Сын Ман, убежденный антикоммунист.

Изначально разделение Кореи проводилось в военных целях на период разоружения японской армии. Но с самого начала военной оккупации правые корейские националисты были ориентированы на Соединенные Штаты. Для центристов и левых было очевидно, что проведение сепаратных выборов — это окончательное разделение страны. Объединение становилось призрачной перспективой. После выборов в Верховное народное собрание Кореи в сентябре 1948 года было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики. На территории некогда единой Кореи возникло два государства. В Конституциях РК и КНДР 1948 года к государственной территории относилась вся территория Корейского полуострова. Но в современной Конституции КНДР уже нет этого пункта, тогда как в Конституции РК он до сих пор остался, и, соответственно, существующий на севере режим формально считается незаконным.

К началу 1950-х годов северокорейский лидер Ким Ир Сен активно продвигал идею военного захвата юга Кореи. Для этого, по его мнению, были определенные основания — разрастание революционной ситуации на юге Корейского полуострова. Выборы в Национальное собрание в мае 1948 года прошли фактически в условиях гражданской войны на юге. Многотысячные демонстрации, террористические акты с подрывом рельс, телеграфных линий, полицейских участков — все это проходило в условиях ужасного социального конфликта, неприятия сепаратных выборов. За организацией всех этих действий стояли левые группы, то есть корейские коммунисты. Друг за другом происходили инциденты, свидетельствующие о неприятии существующего политического режима в Южной Корее: восстание на Чечжудо в апреле 1948 года, восстание солдат в Йосу в октябре 1948 года и другие. Все эти события вызвали антикоммунистическую истерию со стороны центрального правительства в лице президента Республики Кореи Ли Сын Мана: был принят закон «О национальной безопасности», запрещающий любые формы коммунистической и северокорейской пропаганды. В стране началась массовая зачистка коммунистов. Режим Ли Сын Мана превзошел меры Американской военной администрации по жестокости — американцы не боролись с левыми так жестко, как это делали сами корейцы.

В конфликт за объединение Кореи на стороне КНДР вмешался Советский Союз, хотя и не поддерживал ее открыто. Зато китайская армия (китайские народные добровольцы) была задействована непосредственно. Юг воспользовался военной помощью США, которые фактически пролоббировали отправку миротворческих сил ООН в Южную Корею. Если бы южанам вовремя не помогли американцы и войска ООН, Южной Кореи сегодня бы не существовало. Северокорейские войска в течение нескольких недель продвинулись вглубь Южной Кореи, оттеснив правительство Ли Сын Мана в южный портовый город Пусан. И только американцы спасли режим от краха и удержали юг Корейского полуострова под своим контролем.

Попытка Ким Ир Сена объединить Корею военным путем оказалась неудачной. Война 1950–1953 годов полностью закрепила разделение Корейского полуострова на два государства — КНДР и Республику Корею. Более того, война усилила зависимость Республики Кореи от Соединенных Штатов. Правая политическая элита Южной Кореи стала ощущать себя должной американцам, потому что они спасли ее от краха. Южнокорейская армия до сих пор частично контролируется американским Генштабом: в военное время американцы контролируют перемещения войск южнокорейской армии на территории Республики Кореи.

История северной кореи

Северная Корея: вчера и сегодня

2. СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ 1945–1948 ГГ.: РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

3. КИМ ИР СЕН: ПОПЫТКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ОЧЕРКА

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОВЕТСКОЙ ГРУППИРОВКИ» В КНДР (1945–1960)

5. РАЗГРОМ НЕКОММУНИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КНДР (1945–1959) (Глава отсутствовала в книжной версии)

6. БОРЬБА ФРАКЦИЙ В СЕВЕРОКОРЕЙСКОМ РУКОВОДСТВЕ В 1950-Х ГОДАХ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА ЕДИНОЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КИМ ИР СЕНА

7. ХО ГА И: ОЧЕРК ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8. РЕПРЕССИВНЫЙ АППАРАТ И КОНТРОЛЬ НАД НАСЕЛЕНИЕМ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

9. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА В КНДР: ИДЕИ И МЕТОДЫ

10. ПХЕНЬЯН И ПХЕНЬЯНЦЫ: 1984 (Заметки советского стажера)

КРАТКОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга вышла в 1995 году в издательстве «Восточная литература» (бывш. Главная Редакция Восточной литературы издательства «Наука»). Тираж у нее был обычный для наших бурных дней — 700 экземпляров, поэтому для большинства интересующихся Северной Кореей читателей она к сожалению осталась недоступной.

После выхода книги в свет я продолжал заниматься историей Северной Кореи и, разумеется, накопил немало нового материала, а также обнаружил ряд неточностей в издании 1995 года. В 1997–1999 годах, во время работы над новой книгой по истории Северной Кореи (уже на английском языке), я время от времени возвращался к старой рукописи и в результате сделал в ней довольно много изменений, с которыми хотелось бы ознакомить читателей. Поскольку по финансовым соображениям о переиздании книги речи идти не может, то лучшим выходом из положения стал Интернет. Сеть сделала возможным и использование иллюстраций.

1. ОТ АВТОРА

Что мы знаем о Северной Корее? Что знает подавляющее большинство российских граждан об этой стране, которая расположена совсем по соседству и даже имеет с нами небольшую (всего 14 км) общую сухопутную границу? Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что почти ничего. До середины 80-х гг. советские газеты и журналы писали о КНДР мало и почти исключительно в комплиментарном стиле, лишь иногда позволяя себе намеки на реальное положение дел. Нельзя сказать, чтобы читатели так уж верили этим хвалебным сообщениям. Само низкое качество северокорейской пропаганды приводило к тому, что любой советский человек, в руки которого попадал вышедший в КНДР журнал или книга, начинал относиться к этой стране с немалой иронией. Трудно ведь было воспринять всерьез те написанные на ломанном русском языке панегирики в честь Ким Ир Сена и его сына-наследника Ким Чжон Ира, коими заполнялись страницы подобных изданий. Тем не менее, никакой серьезной информации о том, что же в действительности происходит в Северной Корее, советский читатель не получал. После 1991 года ситуация изменилась, но не так сильно, как может показаться на первый взгляд. На смену былому комплиментарному стилю пришло огульное высмеивание Северной Кореи. Нельзя не признать, что оснований для всяческих шпилек и подколов северокорейская действительность дает немало. Однако журналистское зубоскальство — не лучший способ понять, что происходит в этой стране.

Читайте также  Сколько жителей в смоленске

Конечно, изучать Северную Корею довольно сложно. Причина этого ясна — сам характер северокорейского общества, политика информационной самоизоляции, проводимая северокорейскими властями. Северная Корея до сих пор в очень большой степени остается замкнутой страной, страной-отшельником. Иностранцев в Корее очень мало, а положение их — весьма своеобразное, ибо они изолированы от местного населения, наверное, много больше, чем в любой другой стране. Корейские газеты и журналы заполнены патетическими речами, славящими сверхчеловеческую мудрость Вождя-отца и Руководителя-сына, но практически не отражают реальную жизнь страны. Корейские публикации на исторические темы также посвящены исключительно прославлению Вождя и, вдобавок, полностью фальсифицированы, так что описание одних и тех же событий может кардинально меняться каждые несколько лет. Даже самая безобидная статистика строго засекречена, а умышленное искажение того немного, что-таки публикуется, очевидно даже неспециалисту.

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КНДР) (СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ)

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (КНДР или Северная Корея), страна в Восточной Азии. Была провозглашена 9 сентября 1948.

Раздел Кореи

В Каирской декларации 1943 США, Великобритания и Китай заявили, что в будущем «Корея станет свободной и независимой». США и СССР согласились, что Корея будет разделена по 38-й параллели на северную и южную зоны с целью более эффективной капитуляции японской армии. В августе 1945 советские войска вошли в Корею. Американские вооруженные силы высадились на юге Кореи в сентябре 1945.

Совместная советско-американская комиссия, собравшаяся в Сеуле в марте 1946 для обсуждения деталей образования временного правительства для всей Кореи, не смогла достигнуть соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Второй раунд заседаний этой комиссии в 1947 тоже не принес результатов. В сентябре 1947 США поставили вопрос о независимости Кореи перед Генеральной ассамблеей ООН, которая приняла резолюцию о проведении в стране выборов под наблюдением ООН. Однако советская сторона отказалась допустить на территорию Северной Кореи представителей ООН, так что выборы 10 мая 1948 состоялись только на Юге. Американская военная администрация прекратила выполнять свои функции 15 августа 1948, когда была провозглашена Республика Корея (РК), первым президентом которой стал Ли Сынман.

Управление Северной Кореей было передано корейским коммунистам, и в начале 1946 было образовано Временное правительство. После выборов в высший законодательный орган 9 сентября 1948 было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) во главе с премьер-министром Ким Ир Сеном. Установление нового режима и вывод советских войск привели к быстрому формированию северокорейских военных подразделений. На Юге становление вооруженных сил протекало медленнее. Трудности были вызваны военным мятежом в октябре 1948, поднятым на волне народного недовольства и поддержанным прокоммунистической оппозицией. Эвакуация американской армии завершилась в июне 1949. В следующем году Север и Юг Кореи занялись укреплением своего военного потенциала.

В мае 1950 прошли выборы в южнокорейский парламент. Хотя ультралевые партии были поставлены вне закона, многие радикалы выступили самостоятельно в качестве независимых кандидатов и завоевали 60% депутатских мест. Правительство Ли Сынмана ответило репрессиями, вынудив многих новоизбранных членов парламента бежать в Северную Корею.

Война в Корее

25 июня 1950 вдоль всей демаркационной линии начались ожесточенные бои. Вскоре стало очевидно, что северокорейская армия превосходит своего противника. Полномасштабное наступление северных корейцев привело к падению Сеула уже на пятый день войны. Тем временем на экстренном заседании Совета безопасности ООН Северная Корея была осуждена как агрессор и ей было предписано отвести войска. Когда этот призыв был проигнорирован, президент США Гарри Трумэн приказал американским воинским частям включиться в боевые операции; аналогичным образом поступило и правительство Великобритании.
Войска ООН (состоявшие из подразделений Южной Кореи, США, государств Британского Содружества и других стран) предприняли контрнаступление, и уже в ноябре им удалось выйти на рубеж р.Амноккан. На помощь северокорейцам выдвинулась китайская армия, и вооруженные силы, действовавшие от лица ООН, были оттеснены на юг. В конечном итоге, после тяжелых боев, линия огня вновь стала проходить вдоль 38-й параллели и оставалась стабильной в течение двух лет, пока велись переговоры о мире. Соглашение о перемирии было формально заключено 27 июля 1953.

Война принесла корейскому народу неисчислимые бедствия. Кроме огромных потерь среди гражданского населения, численность убитых и раненых в войсках ООН, по данным командования, составила почти 350 тыс., а в северокорейской армии превысила 1,5 млн. человек.

КНДР после 1953

Трехлетний план развития (1954–1956) привел к восстановлению довоенного уровня производства. Пятилетним планом (1957–1961) была заложена основа для «скачка», предусмотренного семилетним планом (1961–1967), который фактически завершился в 1970. Серьезный дефицит рабочей силы был частично преодолен репатриацией из Японии более 80 тыс. корейцев. За первую семилетку заметно увеличился выпуск промышленной продукции, но задания плана выполнялись с запаздыванием. В 1971 началась реализация шестилетнего плана, в котором упор делался на технический прогресс и подъем сельского хозяйства. Уже в начале 1960-х годов Северная Корея стала направлять свои доходы на военные нужды, что привело к замедлению темпов экономического роста. Второй семилетний план (1978–1984) был выполнен с опозданием. К реализации третьего семилетнего плана в Северной Корее приступили лишь в 1987.
Хотя в начале 1970-х годов КНДР быстро расширяла торговые и дипломатические контакты с некоммунистическим миром, эти связи угасли после того, как в середине десятилетия она не выполнила свои внешние обязательства по нескольким займам. Отношения с СССР и Китаем тоже не отличались стабильностью. В 1961 Северная Корея заключила договоры о дружбе с обоими государствами, но после советско-китайского конфликта поддержала Китай. Ориентация на Китай отчетливо просматривалась в конце 1970-х годов, но в следующем десятилетии был взят курс на сближение с СССР.

Северная Корея рассматривала американское военное присутствие в южной половине Корейского п-ова как главное препятствие на пути объединения корейского народа. Отношения с США ухудшились в январе 1968, когда Северная Корея захватила разведывательный корабль военно-морских сил США «Пуэбло». Напряженность несколько ослабла в начале 1970-х годов, после вывода американской дивизии и начала предварительных переговоров (1971).

В 1972 Ким Ир Сен был избран президентом КНДР. В 1980 полуофициальным наследником был признан его сын Ким Чен Ир, которому пришлось выдержать в начале 1980-х годов столкновение за будущую власть со своим единокровным братом Ким Пен Иром. Это привело к нескольким кампаниям чисток в партии и военном руководстве. С 1984 Ким Чен Ир формально числился преемником своего отца.

В октябре 1983 агенты северокорейских спецслужб убили в бирманской столице Рангун четырех членов кабинета министров РК, и все же в 1985 делегации двух корейских государств сели за стол переговоров, которые в итоге привели к тому, что обе страны были приняты в ООН. В соответствии с соглашением, ратифицированным в 1992, Северная Корея и Южная Корея договорились воздерживаться от взаимных выпадов, развивать экономическое и другие виды сотрудничества и способствовать объединению семей.

КНДР в конце 20 в. – начале 21 в.

После распада СССР в 1991 Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Попытки улучшить отношения с США и Японией не имели успеха, так как правительством КНДР не был разрешен допуск международных инспекторов на северокорейские ядерные объекты. В марте 1993 КНДР объявила о своем намерении отказаться от Договора о нераспространении атомного оружия, который ратифицировала в 1985. В июне 1993 КНДР согласилась не выходить из Договора, но заявила, что введение санкций со стороны Японии и США будет рассматриваться как объявление войны. Переговоры с США в октябре 1994 завершились договоренностью об инспекциях и модернизации атомных электростанций.

Ким Ир Сен скончался в июле 1994, а в октябре 1994 президентом страны и главой Трудовой партии Кореи стал его сын Ким Чен Ир.

В 1995 и 1996 были сильные наводнения, а в 1997 последовал год сильной засухи, что привело к серьезным проблемам в сельском хозяйстве. Приоритет по распределению национальных ресурсов отдавался армии. Страна до сих пор находится в зависимости от иностранных государств в поставках продукции сельского хозяйства.

В марте 2009 Ким Чен Ир принял участие в национальных выборах. Он был единогласно избран в парламент КНДР, Верховное Народное Собрание. В апреле 2009 он был утвержден на посту председателя Национального комитета обороны страны.

В сентябре 2010 была проведена партконференция Трудовой партии Кореи, на которой Ким Чен Ир был вновь избран генеральным секретарем Трудовой партии Кореи.

Умер Ким Чен Ир 17 декабря 2011 от сердечного приступа во время путешествия на поезде. Преемником стал его младший сын Ким Чен Ын 31 декабря 2011.

Ядерная программа КНДР

Уже с 1950-х КНДР с помощью СССР начал подготовку к созданию ядерного потенциала страны в связи с реально существующей американской угрозой ядерной атаки. Был учрежден научно-исследовательский институт атомной энергии, началась подготовка научных кадров. В 1970-е стартовали практические работы по созданию ядерной программы.

Тем не менее, в 1974 КНДР вступила в МАГАТЭ и выступила с предложением отказаться oт испытания ядерного оружия, его производства, хранения и ввоза. В страну были допущены инспекторы МАГАТЭ. В 1985 КНДР вступила и в ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия).

Под давлением США, МАГАТЭ приняла «резолюцию о специальной инспекции», которая должна была проводить проверки, в том числе на военных объектах КНДР, которые не имели отношения к ядерной программе. В 1993 страна начала процедуру выхода из ДНЯО, а в 1994 – из МАГАТЭ. Позже было принято решение приостановить процедуру выхода. КНДР должна была возобновить выполнение своих обязательств по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.

В 1994 КНДР и администрация Б.Клинтона договорились о создании механизма для замораживания и последующего демонтажа ядерной программы Северной Кореи. В обмен США обещали оказывать содействие в производстве двух энергетических ядерных реакторов и поставки мазута, а также другую экономическую помощь. 21 октября 1994 было подписано Рамочное соглашение между КНДР и США по урегулированию северокорейской ядерной проблемы. Оно предусматривало замораживание ядерной программы Северной Кореи.

С приходом президента Дж. Буша-младшего, отношения между США и КНДР резко ухудшились.
США обвиняли Пхеньян в том, что КНДР занимается обогащением урана и ведет строительство объектов, необходимых для изготовления ядерного оружия. Дж. Буш назвал Северную Корею одной из стран «оси зла» (наряду с Ираком и Ираном). США приостановили поставки топлива для электростанций КНДР. Пхеньян обвинял США в недобросовестном выполнении обязательств по Рамочному соглашению.

В связи с этим в конце 2002 правительство Ким Чен Ира заявило о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994, и выдворила инспекторов МАГАТЭ.

В начале января 2003 КНДР принимает решение выйти из ДНЯО (резолюция о выходе была принята еще в 1993), объяснив это решение необходимостью защитить национальные интересы страны. Россия выразила озабоченность по поводу принятия КНДР данного решения. Северная Корея отметила готовность к конструктивному диалогу, в случае, если бы был подписан договор с США о предоставлении гарантий безопасности КНДР.

В 2003 стартовала серия шестисторонних переговоров, в которых участвовали США, Китай, Россия, Южная Корея и Япония, т.к. Дж. Буш отказался встречаться с Ким Чен Иром и настаивал на формате многосторонней встречи. В течение 2003 и 2004 было проведено несколько раундов переговоров, но практически безрезультатно.

В 2006 КНДР объявила об успешном подземном испытании ядерной бомбы. В том же году были запущены несколько ракет, но все они упали в международных водах. В 2009 также были проведены ядерные испытания. Соединенные Штаты ввели санкции против Северной Кореи.

В начале февраля 2013 США совместно с Южной Кореей провели военные учения на территории Южной Кореи. КНДР обвинили США, что таким образом осуществляется подготовка к ядерной войне, что нарушает соглашение о перемирии между КНДР и Южной Кореей. 7 марта КНДР сделала заявление о «превентивном ядерном ударе».

Вслед за учениями в феврале КНДР провела ядерные испытания. 7 2013 марта собрался Совет Безопасности ООН, на котором было единогласно принято решение о введении санкций против Северной Кореи. В ответ Северная Корея сделал заявление об односторонней отмене соглашений с Южной Кореей о ненападении.

Мартынов В.В. Экономико-географическая характеристика КНДР и Южной Кореи. М., 1970
Современная Корея. Справочное издание. М., 1971
История Кореи, тт. 1–2. М., 1974
Большов И.Г., Толорая Г.Д. Корейская Народно-Демократическая Республика. М., 1987
Корея. Справочник. Сеул, 1993
Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня. М., 1995
Горелый И.О. Корея: концепция объединения. М., 1997
Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. М., 2000

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва