История нижнего тагила

История нижнего тагила

История Нижнего Тагила

Нижний Тагил – один из крупнейших и старейших горнозаводских цен­тров России. Производственная значимость Нижнетагильских заводов опреде­лялась прочным положением на европейском рынке его металла с маркой «Ста­рый соболь». В Нижнем Тагиле процветали и кустарные про­мыслы, связанные с обработкой металла. Особой известностью пользовались производства сундуков и расписных подносов.

Город Нижний Тагил возник в 1721 г. в связи с началом разработки месторождения магнитного железняка на горе Высокая (ранее назвалась Магнитная) и строительством Никитой и Акинфием Демидовыми чугуноплавильного и железоделательного завода (пущен в 1725 г.).

Датой основания считается 1722 г., когда начал работать Выйский медеплавильный завод (впоследствии слился с Нижнетагильским). Название городу дано по расположению на реке Тагил (правый приток Туры); определение «нижний» указывает на наличие выше по течению реки Тагил другого завода. Происхождение гидронима Тагил окончательно не установлено, но из ряда возможных наиболее предпочтительным считают из древнетюрскской «тагылы» (горная местность). В 1814 г. близ Нижнего Тагила было открыто месторождение медной руды (Медноруднянское, в то время — богатейшее в России), на котором с 1835 г. обнаружены залежи малахита, что дало начало развитию промышленности по обработке камня. С середины 18 века существует промысел по изготовлению металлических подносов с цветной лаковой росписью, изображающей букеты и узоры, деревья, животных.

В начале 19 века поселок Нижнетагильский Завод стал центром Нижнетагильского горнозаводского округа, принадлежавшего Демидовым. На его территории позднее были обнаружены также месторождения золота, платины, драгоценных и поделочных камней. В 1894 г. в шахтах Нижнего Тагила работало более 1300 рабочих, на заводе около 3500. Статус города поселок получил 20 августа 1919 года.

XX век, дав Нижнему Тагилу официальный титул города, окончательно утвердил его в звании классического индустриального центра. Интенсивное промышленное развитие города в 30-е гг. было предопределено задачами строительства на востоке страны новой угольно-металлургической базы. Вся местность к востоку от старого города превратилась в одну огромную строительную площадку. В январе 1930 г. у Федориной горы, на берегу речки Вязовки, началось строительство Новотагильского металлургического завода. Рядом со старым Салдинским трактом вырастал другой промышленный великан — Уральский вагоностроительный завод. К 1941 г. наряду с традиционными горнорудными, золотоплатиновыми и металлургическими производствами в городе появились крупное машиностроение и химическая промышленность.

История города в ХХ веке была не менее насыщенной, ее можно назвать воплощением советской индустриальной политики. Каждая эпоха, множество событий неизменно отражались на облике города, на судьбах его жителей. Черты времени видны, когда явно, а когда едва уловимо, в улицах, проспектах, зданиях, памятниках. Известный российский журналист Максим Кваша, посетив наш город, очень точно подметил: «Тагил, как выясняется, чуть ли не лучшее место на Урале, чтобы почувствовать, что представляет собой регион. Фактически – символ области, действующая модель в миниатюре. Здесь, как на археологическом раскопе, можно увидеть все главные слои экономической истории». И это действительно так.

В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил внес свой весомый вклад в дело Победы. Горожане самоотверженно работали, производя тысячи тонн металла и знаменитые танки Т-34, снова и снова подтверждая, что «Урал – опорный край державы». Население Нижнего Тагила в 1940–1960-е годы резко возросло: в годы войны – за счет эвакуированных, многие из которых обрели здесь вторую родину, в послевоенное время – за счет большого притока молодых специалистов и рабочих, которые ехали на предприятия и стройки Тагила со всех концов СССР.

Из свидетельства современников-очевидцев, в книге «Нижний Тагил» 1964 года нарисована такая картина: «Когда подъезжаешь к этому огромному индустриальному городу, то масштабы его чувствуются сразу. Вас первыми встречают огромные заводские трубы, шахтные копры, башенные краны. Едва различая заводские корпуса и кварталы многоэтажных жилых домов, вы уже ощущаете огненное дыхание могучей силы домен, мартенов, коксовых батарей. И днем, и ночью, и в зной, и в стужу неутомимо трудится город заводов».

Нижний Тагил – город-орденоносец. 1 февраля 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Трудового Красного Знамени «за успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения».

Город Нижний Тагил является известным промышленным центром Урала, в котором работают крупнейшие предприятия металлургии, машиностроения, химической отрасли Российской Федерации (ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Уралхимпласт», ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», ОАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод», ООО «Нижнетагильский завод металлических конструкций»).

Особенность Нижнего Тагила в том, что это мегаполис не только с устоявшейся промышленностью, но и крупнейший торговый, спортивный, культурный центр. В окрестностях города Нижний Тагил расположены горнолыжные комплексы и лыжные трассы, а также комплекс трамплинов, на котором проводятся соревнования международного уровня. Богата и насыщенна духовная жизнь тагильчан; город всегда был инициатором многих важных и интересных дел. Уже не одно десятилетие насчитывает традиция проведения Дня города. Именно в Нижнем Тагиле появился первый в России музей-завод – уникальный памятник индустриальной культуры общемирового значения.

Город бережно хранит свою богатую, многогранную историю и уверенно смотрит в будущее, по-прежнему оставаясь славой и гордостью Урала и всей России.

История нижнего тагила

История в сети

Поиск по сайту

Наша кнопка

В этот день.

11 сентября 2020 года в читальном зале Нижнетагильского городского исторического архива состоялась презентация книги «Нижний Тагил на открытках начала XX века»

Подробнее о прошедшем событии и фоторепортаж можно посмотреть на сайте архива: https://ntgia.ru/post/775/.

Сюжет о презентации книги программе «Время новостей» (телерадиокомпания «Телекон», 11.09.2020) смотрите по ссылке: https://youtu.be/s44Q8iYZqaY

Приобрести книгу можно в антикварном магазине «Гавань веков» (пр. Ленина, 63), книжном магазине «Территория» (пр. Ленина, 48), магазине «Тагилка» (ул. Первомайская, 58), а также на интернет-площадках для коллекционеров starina.ru, meshok.net и auction.ru


Нижнему Тагилу 295 лет. Ролик Евгения Нетунаева. 2017 год

8(19) октября 1722 года считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун.

Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20-25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Географические координаты 60° в.д., 58° с.ш.

По природным условиям район можно разделить на две зоны: западную — горно-лесную и лесо-луговую — восточную. На западе от города проходит главный водораздельный Уральский хребет с отдельными возвышенностями и горными кряжами, протянувшимися с севера на юг. Средняя высота гор 400-500 метров, и лишь некоторые вершины поднимаются выше 700 м — гора Белая (711 м), Старик-Камень (753 м), Широкая (761 м). Крутые, обрывистые каменные вершины — «шиханы», увенчанные скалами — «останцами», создают неповторимый пейзаж Среднего Урала. К востоку от города рельеф постепенно выравнивается и переходит в Западно-Сибирскую низменность.

В районе нет мощных водных артерий. Главная река — Тагил с многочисленными притоками впадает в реку Туру Обь-Иртышского бассейна. Тагильский пруд протянулся на 16 км, наибольшая ширина 1,5 км, глубина до 12 метров.

Читайте также  Строительство берлинской стены дата

Права города Нижний Тагил получил 20 августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета. «Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил, безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства, — говорилось в этом документе. — Город Нижний Тагил сливается в одно целое из Тагильской, Выйско-Никольской, Троицко-Александровкой волостей».

Ниже указанные занимаются плагиатом.
А ВЫ?

В 1926 году в городе работали пять клубов и восемь библиотек, появился первый радиоузел.

В 1930 году в городе проживало 42 тысячи человек, его жилой фонд едва превышал 220 тысяч кв. метров, 94 процента домов были деревянными, 85 процентов — одноэтажными. В городе насчитывалось 19 начальных школ, два техникума, рабфак, два кинотеатра, две больницы с общим числом коек 126. Водопровод и канализация отсутствовали.

В 1932 году начато строительство первых цехов Уральского вагоностроительного завода. Через четыре года, в октябре 1936-го, с его конвейера сошел первый грузовой вагон.

В 1937 году в Нижнем Тагиле пущен первый трамвай.

В 1939 году открыт учительский институт — первое высшее учебное заведение города.

По численности населения и экономическому потенциалу Нижний Тагил входит в число первых 30 городов России.

Нижний Тагил — занимает 2-е место по численности населения в Свердловской области и 7е-8е на Урале.

Площадь города 298 кв. км. (до 1 апреля 2008 года), что составляло 0,65 % от территории Свердловской области.

С 1 апреля 2008 года площадь Нижнего Тагила увеличилась до 4106 квадратных километров в результате присоединения 22 поселков и деревень.

Нижний Тагил простирается на 28,9 км с севера на юг.

Климат территории Нижнего Тагила — резко континентальный с суровой зимой и коротким летом.

Среднегодовая температура воздуха в Нижнем Тагиле — 0,3 0 С, абсолютный максимум + 37 0 С, абсолютный минимум — 49 0 С.

По состоянию на 01.01.2019 численность постоянного населения Нижнего Тагила составила 354,7 тысяч человек. Из них 351,8 тыс. чел. — городское и 2,9 тыс. чел. — сельское население. На 01.01.18 Дзержинский район — 118,7 тыс. чел.; Тагилстроевский район — 121,4 тыс. чел.; Ленинский район — 113,8 тыс. чел.

На 01.01.2015 в городе зарегистрировано около 40 предприятий, относящихся к разряду крупных и средних промышленных предприятий, более 4 тысяч предприятий, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, 8,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет более 46 тыс. человек

Перевозка пассажиров трамваями осуществляется по 11 маршрутам. Их общая протяженность 284,7 км., а протяжение развернутых трамвайных путей в однопутном исчислении 109 км.

Сегодня в Нижнем Тагиле — 9 ВУЗов и филиалов, 12 средних профессионально-технических учебных заведений, 7 средних специальных учебных заведений, 64 общеобразовательных школы, 139 детских дошкольных учреждений, 24 библиотеки, 17 детских спортивных школ, 43 бассейна, 5 стадионов, три театра, два музея, цирк.

Город дает 10 процентов выплавляемого в стране чугуна и 8 процентов стали и проката.

При любом воспроизведении информации ссылка на сайт обязательна

История города

Нижний Тагил – второй по величине город Свердловской области, крупнейший промышленный центр Урала. Основанный тульскими промышленниками Никитой и Акинфием Демидовыми в 1722 году, Нижний Тагил стал столицей их «железного царства», крупнейшим центром горнозаводского дела.

8 октября 1722 года – день пуска в строй Выйского медеплавильного завода — стал и днем рождения Нижнетагильского горнозаводского поселка. А через три года на «порозжих» землях вблизи «вновь приисканных» месторождений «пришлыми людьми» был построен чугунолитейный и железоделательный завод, определивший основной производственный профиль будущего города.

Гора Высокая, «родившая и вскормившая» Нижний Тагил, стала символом богатства тагильских недр – железом и медью, золотом и платиной, малахитом. О природных богатствах окрестностей города Д.Н. Мамин-Сибиряк писал с нескрываемой гордостью: «…едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточила свои дары».

Заводчики Демидовы поставили на промышленную основу горное и металлургическое дело, что стало толчком к созданию и развитию других отраслей. Именно в Нижнем Тагиле были созданы машины и оборудование для горного и железоделательного производств. Железо Нижнетагильских заводов с клеймом «Старый соболь» охотно покупали в Англии, Франции и других западноевропейских странах, ибо было оно лучше известного тогда «свейского» (шведского), а в XIX столетии постоянно получало награды на международных выставках.

Промышленная направленность города определила не только его индустриальный облик, жизненный уклад, но и культуру, развитие кустарного производства, связанного с обработкой металла и дерева. Изготовленные из тонкого «мягкого» железа, ярко расписанные особо прочным «хрустальным» лаком, тагильские подносы шли нарасхват. Этот уникальный промысел возник на сто лет раньше известного жостовского.

Тагил стал средоточием народной творческой мысли и технического прогресса. Отсюда вышла целая плеяда изобретателей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю отечественной техники. В Нижнем Тагиле впервые в России встал на рельсы паровоз, изобретенный отцом и сыном Черепановыми. Навсегда вписали свои имена в историю отечественной техники инженеры-металлурги Поленов, Грум-Гржимайло и др. Как символ мастерства тагильских изобретателей экспонируются в Эрмитаже музыкальные дрожки механика Егора Кузнецова, и сегодня вызывающие восхищение своей оригинальностью.

В 1807 году был образован Нижнетагильский горнозаводской округ, в который вошли заводы и рудники Демидовых. Именно к середине XIX века в городе появляются многие здания, впоследствии ставшие памятниками архитектуры, в их числе комплекс Управления заводами Нижнетагильского округа, в котором сейчас размещается Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Кадры для демидовских предприятий готовило горнозаводское училище, в конце 1840-х годов в поселке открывается четыре приходские школы, а чуть позже создается заводская библиотека.

Побывавший здесь в 1846 году профессор Казанского университета И.Я. Горлов писал: «Нижний Тагил есть настоящий город, заключающий обширную городскую промышленность». Перед реформой 1861 года в нем проживало свыше 31 тысячи человек.

И хотя Тагил тогда не имел официального статуса города, он фактически являлся таковым, на его территории были заводы, больницы, школы и училища, в городе имелся свой музей и заводской театр. Но эпоха «горного гнезда» окончилась в начале XX века, революционный вихрь смел его, как многие и многие другие…

XX век, дав Нижнему Тагилу официальный титул города, окончательно утвердил его в звании классического индустриального центра. Интенсивное промышленное развитие города в 30-е гг. было предопределено задачами строительства на востоке страны новой угольно-металлургической базы. Вся местность к востоку от старого города превратилась в одну огромную строительную площадку. В январе 1930 г. у Федориной горы, на берегу речки Вязовки, началось строительство Новотагильского металлургического завода. Рядом со старым Салдинским трактом вырастал другой промышленный великан — Уральский вагоностроительный завод. К 1941 г. наряду с традиционными горнорудными, золотоплатиновыми и металлургическими производствами в городе появились крупное машиностроение и химическая промышленность.

История города в ХХ веке была не менее насыщенной, ее можно назвать воплощением советской индустриальной политики. Каждая эпоха, множество событий неизменно отражались на облике города, на судьбах его жителей. Черты времени видны, когда явно, а когда едва уловимо, в улицах, проспектах, зданиях, памятниках. Известный российский журналист Максим Кваша, посетив наш город, очень точно подметил: «Тагил, как выясняется, чуть ли не лучшее место на Урале, чтобы почувствовать, что представляет собой регион. Фактически – символ области, действующая модель в миниатюре. Здесь, как на археологическом раскопе, можно увидеть все главные слои экономической истории». И это действительно так.

Читайте также  Карта лазаревское сочи

В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил внес свой весомый вклад в дело Победы. Горожане самоотверженно работали, производя тысячи тонн металла и знаменитые танки Т-34, снова и снова подтверждая, что «Урал – опорный край державы». Население Нижнего Тагила в 1940–1960-е годы резко возросло: в годы войны – за счет эвакуированных, многие из которых обрели здесь вторую родину, в послевоенное время – за счет большого притока молодых специалистов и рабочих, которые ехали на предприятия и стройки Тагила со всех концов СССР.

И вновь мы обратимся к свидетельствам современников-очевидцев, в книге «Нижний Тагил» 1964 года нарисована такая картина: «Когда подъезжаешь к этому огромному индустриальному городу, то масштабы его чувствуются сразу. Вас первыми встречают огромные заводские трубы, шахтные копры, башенные краны. Едва различая заводские корпуса и кварталы многоэтажных жилых домов, вы уже ощущаете огненное дыхание могучей силы домен, мартенов, коксовых батарей. И днем, и ночью, и в зной, и в стужу неутомимо трудится город заводов».

Нижний Тагил – город-орденоносец. 1 февраля 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Трудового Красного Знамени «за успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения».

Нижний Тагил и сегодня растет и развивается, укрепляет оборонную и промышленную мощь России. На весь мир известна продукция Уралвагонзавода, НТМК, Уралхимпласта, других тагильских предприятий.

Особенность Нижнего Тагила в том, что это мегаполис не только с устоявшейся промышленностью, но и крупнейший торговый, спортивный, культурный центр. Богата и насыщенна духовная жизнь тагильчан; город всегда был инициатором многих важных и интересных дел. Уже не одно десятилетие насчитывает традиция проведения Дня города, в ходе подготовки к которому всем миром решаются многие социальные проблемы и вопросы благоустройства. Именно в Нижнем Тагиле появился первый в России музей-завод — уникальный памятник индустриальной культуры общемирового значения.

Город бережно хранит свою богатую, многогранную историю и уверенно смотрит в будущее, по-прежнему оставаясь славой и гордостью Урала и всей России.

История Нижнего Тагила

В 1721 году была начата разработка магнитного железняка на горе Высокая. Также в этом году началось строительство чугуноплавильного и железоделательного завода, которые принадлежали семье Демидовых. 8 октября ( 19 по другому календарю) 1722 года Выйский медеплавильный завод, также принадлежащий Демидовым, выпустил свою первую продукцию. Именно этот день считается официальной датой основания Нижнего Тагила.

В XIX веке неподалеку от заводского поселка было открыто меднорудное месторождение, оно было самым крупным по тем временам на территории России. Также в середине столетия был найден малахит, были открыты предприятия по обработке камня и производству лакированных подносов. Существует легенда, что при возведении статуи свободы в Гудзонском заливе использовалась тагильская медь.

В 1834 году механики отец и сын Черепановы построили первые российские паровозы. В середине XIX века Нежнетагильский заводской поселок стал центром Нижнетагильского горнозаводского округа. Здесь были обнаружены месторождения золота, платины, драгоценных и поделочных камней. В 70-х годах девятнадцатого века была проложена железная дорога.

Для развития культуры будущего города Демидовы заложили хорошую основу. В конце XIX века в поселке появился музей естественной истории и древностей, в котором находились уникальные экспонаты. Также открылась первая библиотека. Выплавка металла с маркой «Старый соболь» привнесла новые культурные традиции, такие как лаковая роспись по металлу и тагильские подносы.

В 1894 году в шахтах Нижнего Тагила работало более 1300 жителей, а на заводах трудились около 3500 рабочих. К началу XX века в Нижнем Тагиле уже было два театра, купеческий клуб, обсерватория, позже открылись два кинотеатра.

В 1919 году Нижний Тагил получил статус города, в следующем году — административный центр уезда, а в 1923 году был назван административным центром Нижнетагильского округа, который существовал до 1930 года. В 20-30 годы открывались библиотеки, клубы, кинотеатры. Также проводилась реконструкция объектов промышленности, которые были разрушены во время Гражданской войны. К концу 1930 годов в городе находились 19 школ, два техникума и две больницы, открылся учительский институт. Также были запущены трамвайные маршруты, а Нижнетагильский металлургический завод выпустил первую продукцию.

Во времена Великой Отечественной войны промышленность был основной деятельностью в городе. 11 производств, которые были эвакуированы с западных областей СССР, было развернуто в Нижнем Тагиле. Предприятия города приступили к производству ферромарганца, феррохрома, применяемых при изготовлении специальных сталей. За время войны было выпущено 35 000 танков Т-34.

Также во времена Великой Отечественной войны сделан большой шаг в развитие культуры. Вклад внесли эвакуированные из блокадного Ленинграда представители технической и творческой интеллигенции. Благодаря их усилиям открылась своя художественная школа живописи, театр кукол и музей изобразительного искусства.

В послевоенные годы промышленность продолжала развиваться. Построились много крупных промышленных объектов — предприятия химической, металлургической, горнодобывающей и пищевой промышленности. Также развивалась городская инфраструктура — были открыты дворец культуры металлургов, драматический театр. Начали свою работу два техникума, десятки детских садов, более тридцати школ. Промышленный рост способствовал быстрому увеличению численности населения.

В 1977 году объем городского производства увеличился в 315 раз по сравнению с показателем 1913 года. В конце 70-х годов XX века предприятиями Нижнего Тагила было произведено половина рельсов СССР, четверть железнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес подвижного состава. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод считался одним из крупнейших промышленных предприятий мира.

Знаменитые танки Т-72 были построены здесь. Предприятия Нижнего Тагила производили сталь, чугун, металлопрокат, химические продукты, отопительные радиаторы, магистральные грузовые вагоны и танки, стиральные машины, медицинские инструменты и другое.

Но в 1990-х годах начался спад промышленного производства, что повлекло за собой снижение уровня жизни жителей города.

История Нижнего Тагила

История города

Нижний Тагил основан 8 (или 19 по старому стилю) октября 1722 года династией Демидовых. В этот день Выйский завод, принадлежащий до революции основателям города, выпустил свою первую партию чугуна. Выпускаемая под маркой «Старый соболь» продукция медеплавильных и железоделательных заводов Нижнего Тагила приобретает в этот период мировую известность. Нью-йоркская Статуя Свободы возведена с использованием тагильского металла. Скульптур Ф. Бартольди, который создал всемирно известную статую, приобрёл для её внешней оболочки листовую медь, изготовленную Верхне-Выйским заводом. К тому времени эта продукция уже имела награды Всемирных технических выставок, которые проходили в Париже и Бирмингеме. В дореволюционном Нижнем Тагиле широкое распространение получила художественная роспись подносов. Кроме того, первые российские паровозы были построены жителями города — отцом и сыном Черепановыми, память о которых увековечена в скульптуре, установленной на Театральной площади. Свой вклад в мировую историю изобретений внёс также другой тагильчанин, слесарь Ефим Артамонов, гению которого принадлежит первый в мире самокат, оборудованный рулевым управлением и педалями (т.е, велосипед).

Во времена Гражданской войны в Нижнем Тагиле происходили ожесточенные сражения, участие в которых принимали более 10 тысяч красноармейцев и около 6 тысяч защитников Российской империи. Белогвардейцев поддерживали чехословаки. Историки установили, что бои под Нижним Тагилом унесли жизни 400 чехословацких воинов. В их память в 2009 году в городе открылся памятник, на котором высечено 67 достоверно установленных имён павших легионеров из Чехословакии.

Важную роль сыграл город и в период другой войны, которую довелось пережить нашей стране. Подавляющее число танков T-34, принимавших участие в Великой Отечественной войне, было выпущено на Уралвагонзаводе, на котором разместились 11 эвакуированных предприятий из западной части Советского Союза.

Читайте также  Витебск на карте мира

Статус города был присвоен Нижнему Тагилу в августе 1919 года, кода Екатеринбургский военно-революционный комитет издал постановление, согласно которому Нижнетагильский завод был преобразован в город. На 1926 год в Нижнем Тагиле функционировало 5 клубов, 8 библиотек, свой радиоузел. В этот период население города насчитывало 42 тыс. человек, проживающих, в основном, в одноэтажных деревянных домах. Канализации и водопровода в городе на то время не было.

В 1932 году в Нижнем Тагиле началось строительство Уральского вагоностроительного завода, который в 1936 году выпустил свой первый грузовой вагон, а в 1937 году — первый трамвай. Первым городским ВУЗом стал учительский институт, основанный в 1939 году. До этого в городе в сфере образования функционировало 19 школ и 2 техникума. Также существовал рабфак, который занимался подготовкой квалифицированных кадров для тагильских предприятий.

Достопримечательности Нижнего Тагила

Музей-завод им. Куйбышева

Основанный в 1989 году, музей-завод можно считать сердцем Нижнего Тагила. Экспонатами здесь служат корпуса функционирующих в прошлом заводских цехов, а также огромные заводские трубы, домны, водонапорная башня, и старый паровоз, который в годы расцвета завода служил для перевозки руды. Музей интересен еще и тем, что именно со строительства завода в 1725 году началась история города. Кроме того, это единственный в мире музей индустриальной культуры такого уровня.

Музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

«Горнозаводской Урал» — это крупный культурно-исторический центр, в состав которого входят 10 музеев. Комплекс имеет большое значение для научно-исследовательской жизни всего Уральского региона. Среди прочих, к музею-заповеднику относится историко-краеведческий нижнетагильский музей, первые экспонаты которого встречают посетителей еще на улице. Прямо под открытым небом расположена повторяющая очертания «паровоза Черепановых» глыба железной руды и танк Т-34, произведенный на нижнетагильском заводе. Не менее интересные музейные экспонаты ожидают во дворе учреждения.

Памятник Черепановым

Отец и сын Черепановы увековечили своё имя изобретением первого в России паровоза. Безусловно, современные тагильчане гордятся своими земляками, которым в 1956 году (в ноябре месяце) на Театральной площади Нижнего Тагила установлен памятник. Над бронзовой скульптурой, идея которой принадлежит скульптору А. С. Кондратьеву, работал архитектор А. В. Сотников. Монумент символизирует силу русской старины, уверенности и инженерного таланта.

Сторожевая башня

Лисью гору, самую высокую точку города, венчает одно из самых знаменитых строений Нижнего Тагила. Сторожевой башне, которая сегодня является исторической и архитектурной достопримечательностью, уже почти 200 лет. Точная цель постройки этого сооружения не установлена. По одной версии она использовалась для наблюдения за городом, по другой — служила обсерваторией.

Александро-Невская церковь

Александро-Невская церковь, расположенная на Гальянке, была заложена в 1862 году в память об отказе от крепостного права. Освящена она была в год окончания строительства, в 1877. Образа в шестиярусный иконостас, который изготовлен специально для этого храма, вписал местный иконописец В. П. Худояров. В смутные времена Гражданской войны церковь была повреждена, а после победы Красной Армии долгие годы находилась под замком и только в 1989 году, после реставрации, храм снова открыт для православных христиан.

Музей истории подносного промысла

Тагильские подносы известны во всё мире. Их производство началось еще в 18 веке, когда мастера использовали простейшие инструменты: зубило, паяльник, ножницы для резки по металлу и циркуль. Сегодня сложно сказать, кто первым начал расписывать подносы, но удивительные пейзажи, необычные орнаменты и пышные букеты стали визитной карточкой ремесленников из Нижнего Тагила. К середине 19 века на смену ручному труду пришли машины, а в начале 20 столетия в городе уже работали более 20 предприятий по изготовлению подносов.

Нижний Тагил

Население 361 329 чел. (2011), город занимает второе место по численности населения в Свердловской области.
Объём отгруженных товаров собственного производства, в обрабатывающих производствах за 2007 год составил 131,8 млрд руб. По этому показателю Нижний Тагил занимает первое место в Свердловской области, опережая даже Екатеринбург [4] .

Особенности города В силу того, что город преимущественно индустриальный, большая часть населения трудоустроена на городских заводах. Два флагмана в данном направлении — УВЗ и НТМК — являются градообразующими предприятиями. Зарплата среднестатистического работника около 20 тысяч рублей в месяц на 2012 год. НТМК — акционерное общество, в то время как УВЗ — государственный производственный комплекс, здание заводоуправления которого является одним из самых больших и красивых зданий в городе наряду со зданием налоговой инспекции.

В часы пересменок на заводах (16:30-17:00, 19:30-20:00, 07:30-8:00) на улицах Тагила наблюдается большие скопления людей на остановках возле проходных заводов. Эти же часы — наиболее прибыльные для пивных ларьков, пельменных и прочих пунктов общественного употребления алкоголя.

В силу того, что УВЗ управляется квалифицированными директорами из Москвы, оборудование в большинстве цехов на заводе не заменялось с момента его основания, а капитальные и косметические ремонты производятся только перед приездом высшего начальства. Внутрь завода можно пройти, только предьявив специальный пропуск, телефон и электронные устройства с собой вносить нельзя(в целях предотвращения утечки информации). Однако, если купить специальный пропуск, это ограничение отменятся.

Так же, по какой-то неведомой причине, дороги в Тагиле если и ремонтируют, то в холодное время года или в дождь, то же касается и ремонта теплотрасс.

Содержание

География

Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Площадь города Нижний Тагил 298,47 км² [1] [2] , а площадь городского округа (с 1 апреля 2008 года, после присоединения к Нижнетагильскому городскому округу 22 посёлков и деревень, проголосовавших на референдуме за присоединение) составляет 4108 км² [5] .

История города

В конце XVI века Ермак Тимофеевич устроил стоянку для своих войск в окрестностях города, преодолев тем самым Европейско-Азиатский водораздел.

8 (19) октября 1722 года считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Основан династией Демидовых, которым до революции и принадлежали Тагильские заводы. В это время мировую известность получает тагильский металл, отмеченный штемпелем «Старый соболь». Тагильский металл использовался при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке [6] (изначально тагильская медь была продана французскому покупателю, который, в свою очередь, купленный металл отправил на выплавку статуи). Также известен росписью подносов. В Нижнем Тагиле отцом и сыном Черепановыми были построены первые в России паровозы. Также в 1800 г. слесарь Ефим Артамонов сделал первый в мире самокат (велосипед) с педалями и рулевым управлением.

В 1918 году в Нижнем Тагиле прошли крупные бои. Они были очень ожесточенными и продолжались с 9 сентября по 22 октября 1918 года. Участвовали 10 тысяч солдат Красной Армии и шесть тысяч Белогвардейцев, на стороне которых выступали также и чехословаки. Установлено, что всего в сражениях за Нижний Тагил погибло около 400 чехословацких легионеров.

В ноябре 2009 года, в Нижнем Тагиле открылся памятник павшим там чехословацким легионерам. На памятнике 67 имен воинов, которые удалось установить. [7]

В годы Великой Отечественной войны на Уралвагонзаводе, куда было эвакуировано одиннадцать предприятий западной части СССР, была произведена бо́льшая часть всех выпущенных танков Т-34.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва