История коломны московской области
- Историческая справка
- История города Коломна
- Коломна
- Новое на сайте
- Географическое положение Коломны
- Из истории Коломны
- Коломна сегодня
- 599,История города Коломна: кратко
- Древние времена
- Географическое положение Коломны
- XII век
- Из истории Коломны
- Дата постройки Коломенского кремля 1525-1531 гг
- Коломна: преданья старины глубокой
- Коломна: преданья старины глубокой
- История города
- Что посмотреть
- Как доехать
- Что посмотреть в Коломне за один день
- Что вы увидите
- Как добраться
- Маршрут
- Детали
Историческая справка
Современные исследования относят основание Коломны к 1140–1160 годам, когда на месте запустевшего славянского посёлка у слияния небольшой реки Коломенки с Москвой-рекой первые рязанские князья основали небольшую деревянную пограничную крепость.
На историческую арену Коломна выходит в конце января – начале февраля 1177 года (или 6685 года от сотворения мира). Летописи упоминают город в связи с междоусобной войной владимирского князя Всеволода Большое Гнездо и рязанского князя Глеба Ростиславича. Коломна на несколько веков становится городом, неразрывно связанным с военной историей Руси. Отсюда выступали русские рати на врага, здесь разыгрывались ожесточённые сражения между русскими дружинами и вражескими войсками. Самым памятным из них является одно из центральных сражений трагического 1238 года с монгольскими ордами, ведомыми Батыем.
В начале XIV века город наравне с Можайском привлёк внимание первых московских князей и в 1301–1306 годах стал одним из первых городов Северо-Восточной Руси, с которого началось собирание русских земель вокруг Москвы. Многие десятилетия Коломна являлась форпостом Московского княжества и была любима князьями московского дома. В 1353 году утверждается первая в Московском княжестве Коломенская епархия. Дмитрий Иванович, впоследствии Донской, сыграл здесь свадьбу с Евдокией Суздальской в 1366 году, а в грозный 1380 год собрал на Девичьем поле под свою руку всю русскую землю.
Наравне с Москвой Коломна всегда передавалась по наследству старшему в роду московских князей.
Многие десятилетия Коломна встречала врагов на пути к Москве, давала им достойный отпор. Через сто лет после Куликовской битвы в жизни Руси произошло знаменательное событие: в 1480 году было окончательно сброшено ненавистное ордынское ярмо. Несколько месяцев перед знаменитым стоянием на реке Угре в Коломне находился с войском Иван III, отсюда было положено начало судьбоносному походу. Учитывая стратегическую значимость Коломны, Василий III строит здесь в 1525–1531 годах каменный кремль, почти ни в чём не уступающий Московскому.
По стопам своего предка – Дмитрия Донского – пошёл и Иван Грозный, выступивший в 1552 году из Коломны в победоносный Казанский поход, а затем основавший здесь Брусенский монастырь. В начале XVII века наступило Смутное время.
Отшумели над Россией смутные вихри, схлынули с русской земли жаждущие растерзать её захватчики, и в 1613 году коломенцы отправили своих представителей на выборы нового царя из династии Романовых. Постепенно затягивались раны, границы русского государства стали отодвигаться всё дальше и дальше от Коломны, утратившей своё военное значение.
С середины XVII века Коломна, расположенная на важнейших сухопутных и водных магистралях, прочно удерживает звание «южных ворот» Москвы. В Коломенском уезде, на верфи в Дединове, в 1667–1669 годах строится первый военный русский корабль «Орёл». Город становится важнейшим торговым узлом Московской губернии. Через Коломну непрерывным потоком идут обозы с рыбой, хлебом, солью, бесчисленные гурты скота своим рёвом оглашают округу. Капиталы, полученные от торговли, вкладывались купцами в промышленные предприятия, и с середины XVIII века в Коломенском уезде возникают ткацкие фабрики, многочисленные небольшие заводы. Наступает «золотой век» коломенского купечества. В городе и уезде строятся каменные храмы, купеческие усадьбы.
Расцвет торговли продолжается до начала 1860-х годов. Проложенная через город железная дорога наносит сокрушительный удар по сложившемуся укладу. В то же время это дало толчок развитию промышленности в Коломенском уезде. Именно с железной дорогой связано основание в 1863 году Коломенского машиностроительного завода, ставшего затем градообразующим предприятием. О продукции Коломзавода на протяжении всей его истории говорилось «впервые в России», «впервые в мире».
В 1902 году в городе появился один из первых в губернии водопроводов. Размеренную жизнь провинциального города перевернули события 1917 года. При советской власти Коломна становится крупным индустриальным городом, раздвигает свои границы: в 1930-е годы в неё вошли Боброво, Городищи, Сандыри, Бочманово, Протопопово.
К 1940-м годам Коломна – один из наиболее развивающихся городов Московской области. Великая Отечественная война нарушила мирные планы и жизнь коломенцев. Заводы города перешли на выпуск военной продукции. Дорогой ценой досталась победа, в родные дома на коломенскую землю не вернулось 11 975 человек.
В 1959 году Коломна шагнула за реку Оку, к ней присоединили Щурово. Город постоянно развивался, и в 1970-е годы началось грандиозное строительство нового района – Колычёво. Тысячи жителей получили благоустроенные квартиры. Сегодня на наших глазах происходит рождение современного города, не забывающего своей великой истории. Наряду с возрождёнными храмами и монастырями, памятниками архитектуры, возводятся современные жилые дома, спортивные сооружения, торговые центры. Благодаря усилиям многих поколений сегодня Коломна по праву гордится своими институтами, колледжами, предприятиями, спортивными достижениями, культурным наследием.
В год 840-летия создаётся Коломенский городской округ, призванный объединить широкие просторы района и городские земли.
История города Коломна
Коломна — наиболее крупный и один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древний город Подмосковья — находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.
Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе».
В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».
Основание города восходит к глубокой древности; известно,, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено, земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.
Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья.
В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.
1 января 1238 г. в Коломну вошли отряды татар и разгромили ее. Долгое время здесь никто не селился. Но постепенно Коломна опять застроилась деревянными домам и, и в 1301 г. этот город одним из первых вошел в состав молодого Московского княжества. Через 27 лет он упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты.
В 1359 г. Коломну получает князь Дмитрий Иванович, которого после победы в Куликовской битве стали называть Дмитрий Донской. В 1380 г. в Коломне он производил смотр войскам я отсюда выступал в поход на татар, окончившийся победой русских войск над полчищами Мамая на Куликовом поле. Сохранились сведения о том, что Дмитрий Донской венчался с суздальской княжной Евдокией в Коломне, в Воскресенской церкви.
В середине XIV в. здесь была учреждена Коломенская епархия, а с 1370-х гг. в документах упоминается древнейший на этих землях Спасский монастырь.
После одной из побед над татарским отрядом в городе начинается строительство главного городского собора — Успенского кафедрального. Это было большой смелостью, пока набеги кочевников продолжались. До полного освобождения от татарской зависимости оставалось еще целое столетие.
В 1380 г. в знаменитой битве с татарскими отрядами на Куликовом поле погибли воевода Микула Васильевич Вельяминов и 20 бояр из Коломны.
В XIV—XV вв. Коломна, используя свое выгодное местоположение, быстро превращается в важный торговый и складской пункт. Город в этот период играет крупную роль в торговых связях столицы русского государства Москвы через Москву-реку, Оку, Волгу с Востоком. Коломна становится вторым после Москвы по значению и богатству городом Московского Великого Княжества.
Коломна не сохранила своих древнейших монументальных сооружений, но значение ее как города с ранними постройками весьма велико и поэтому интересно воссоздать примерную картину облика города XIV—XV вв. Деревянные укрепления, выстроенные в XIV в., представляли собой сооружения, характерные для древнерусских городов. По земляным валам были выстроены деревянные стены, рубленные клетями, заполненными землей. Прясла стен перемежались деревянными же башнями, покрытыми шатровыми кровлями. Городские укрепления в то время охватывали меньшую территорию, чем обнесенная позднее каменными стенами площадь коломенского кремля. Из-за деревянных стен и башен виднелись белокаменные монументальные сооружения — Успенский собор (1382 г.) и Воскресенская церковь (вторая половина XIV в.).
Расцвет города начался в составе молодого Московского государства, когда царь Иван III, укрепляя его, переселил сюда знатные и богатые семьи из Великого Новгорода. При Василии III, в 1522 г., город стал царской резиденцией на время продолжавшихся боев с татарскими отрядами. В эти же годы начал строиться каменный кремль.
Коломна. Гравюра XVII века.
Новое сооружение стало одним из лучших укреплений в русских землях начала XVI в. Стена имела 17 разнотипных башен, из которых 6 были проездными.
Одна получила название Маринкина, так как, по преданию, именно в ней была заключена жена Лжедмитрия — Марина Мнишек. Высота башни 31 м, толщина — 4-5 м. Дочь богатого польского воеводы Марина Мнишек была царицей в 1605 г. В 24 года она стала узницей крепости. Ее считали колдуньей, и охране запрещали смотреть ей в лицо.
На востоке кремля сохранилась массивная Пятницкая башня. Сохранился и старый архиерейский дом, построенный на территории кремля. Позднее это здание вошло в новую городскую застройку.
В XVI в. Коломна, как и многие города страны, имевшие в то время важное стратегическое значение, получила взамен деревянных новые каменные городские укрепления — коломенский кремль, один из крупнейших среди таких сооружений древнерусских городов.
В 1543 г. в Коломне Иван Грозный собрал русские войска для похода на татар; здесь же проходил он с войском в 1552 г. походом на юг для борьбы с татарами, продолжавшими враждовать с русским государством.
В 1598 г. Борис Годунов опять же здесь, в Коломне, готовил войско для крымского похода.
Позднее, во второй половине XVII в., город оказался в глубоком тылу страны и утратил свое прежнее оборонное значение пограничного города, но в полной мере сохранил свою роль крупного торгового центра страны. Коломна в это время ведет оживленную торговлю с новыми черноземными областями, Казанью, Астраханью. В Коломне значительное развитие получают многочисленные ремесла.
В 1636 г. немецкий путешественник Адам Олеарий, следовавший через Россию в Персию, сделал рисунок, изобразив панораму города того времени. Он дает представление о древней Коломне.
Во второй половине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, недалеко от города началось строительство русского флота. Торговые отношения с южными странами потребовали более крупных судов, чем те барки, на которых плавали русские купцы, И при Петре I здесь продолжали строить суда для перевозки хлеба.
В 1723г. в Коломне основали духовную семинарию. С 1730-хгг. в городе началось строительство промышленных предприятий.
Одним из первых стал действовать небольшой завод по изготовлению фруктовых сладостей. Его владельцем был купец Шершавин. Через некоторое время в городе появилась полотняная фабрика.
С середины XVIII в. в Коломне начинают строиться мануфактурные предприятия, кожевенные, кирпичные, салотопные, солодовенные заводы, суконные, шелковые и другие фабрики.
К середине XVIII в. в Коломне богатые купцы начали строить жилые каменные дома, подражая состоятельным людям Москвы. Наиболее ярким примером стала построенная в 1760 г. усадьба купца И. Т. Мещанинова, сохранившаяся и до нашего времени.
14 октября 1775 г. Коломну посетила императрица Екатерина II. По ее указанию для города был разработан герб: «На лазоревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды».
В конце XVIII в. число промышленных предприятий в городе значительно увеличилось. Появились кирпичные заводы, фабрика сукна, фабрика шелка и другие.
В 1784 г. Коломна получает новый генеральный регулярный план. Как и планы многих русских городов, утвержденных в то время, он представлял собой геометрически правильную сетку улиц, наложенную на исторически сложившуюся планировку города с его рельефом и древними архитектурными сооружениями.
Новый план в малой степени учитывал расположение этих древних памятников, и даже архитектурная достопримечательность города — кремль — не получила должного учета в замысле нового генерального плана. Расположение улиц города, намеченное в плане 1784 г., сохранилось в старой части города до нашего времени.
В основу новой планировки были заложены направления главных дорог, связывающих Коломну с другими городами. Например, дорога Москва—Рязань стала главной улицей города, и ее направление давало ориентацию основной сети его улиц. Перелом в расположении этой прямоугольной сети кварталов был обусловлен направлением другой важной дороги на Егорьевск—Владимир, проходившей через мост на Москве-реке, существующий возле Пятницкой башни с XVI в.
В новом плане нашло отражение торговое значение Коломны: намечалось создание ряда торговых площадей на главной улице города, проектировалось создание обширных торговых рядов. Как и в других русских городах, генеральный план застройки Коломны предусматривал в центре города строительство жилых домов зажиточной части населения, а городские окраины отводились для расселения бедноты.
Застройку города по новому плану значительно ускорил сильнейший пожар, постигший Коломну в 1799 г. К этому времени в городе по новой планировке стала проводиться интенсивная застройка. Богатый торговый город имел возможности обстраиваться добротными каменными домами.
Коломна конца XVIII — начала XIX в. заметно выделялась среди других подмосковных городов большим числом каменных жилых домов в общей массе городской застройки.
Характер жизни и экономика большого торгового города начали изменяться во второй половине XIX в., когда в Коломне возникают первые крупные промышленные предприятия, налаживается производство товарных вагонов, а затем и паровозов (в 1869 г. в Коломне был выпущен первый отечественный паровоз). Город превращается в крупный промышленный центр с заводами общегосударственного значения.
Известный русский писатель, автор исторических романов И. И. Лажечников родился в Коломне в сентябре 1792 г. в семье богатого купца, славившегося своим уважительным отношением к образованию. Сыну Ивану в учителя был нанят француз Болье, в рекомендации которого указывалось, что он « высоко образован и гуманист».
И. И. Лажечников был участником взятия Парижа в 1814 г., позднее возглавлял училище в Твери. В 1840-е гг. он служил вице-губернатором сначала в Твери, а затем в Витебске. Среди самых известных исторических его романов — «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838).
В 1869 г. Коломна прославилась по всей России, когда на машиностроительном заводе был выпущен первый паровоз, Позднее здесь стали делать трамваи.
В 1902 г. на средства богатых людей города началось строительство водопровода, что для русской провинции было большой редкостью.
После Великой Отечественной войны в Коломне много занимались восстановлением, новым строительством и реставрацией старых зданий. Сейчас в центре Коломенского кремля, на Соборной площади, стоят отреставрированные Тихвинская церковь (построена на деньги купца И. Т. Мещанинова в 1776 г.) и Успенский кафедральный собор, который посещали и Екатерина II, и Александр III.
При соборе было создано православное братство имени князя Дмитрия Донского, работали воскресная школа и благотворительная столовая, выходила газета «Благовестник».
Постройки на Соборной площади стали единым историческим архитектурным ансамблем и духовным центром Коломны. От прошедших веков в городе сохранилось много памятников разных эпох.
Схема расположения архитектурных памятников г. Коломны 1. Кремль. Стены и башни 2. Успенский собор 3. Тихвинская церковь 4. Воздвиженская церковь 5. Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря 6. Успенская церковь Брусенского монастыря 7. Церковь Иоанна Богослова и торговые ряды 8. Церковь Михаила Архангела 9. Церковь Бориса и Глеба 10. Покровская церковь 11. Вознесенская церковь 12. Троицкая церковь 13. Церковь Петра и Павла 14. Богоявленская церковь 15. Церковь Рождества Христова 16. Воскресенская церковь на Посаде 17. Никитская церковь
Силуэты старых построек делают город не похожим на другие городские образования. И с каждым годом все больше древняя Коломна привлекает туристов и художников, школьников и ученых, архитекторов и журналистов.
Коломна
Недалеко от столицы, на слиянии трёх крупных рек, находится замечательный древний город Коломна — уютный уголок Подмосковья. В нём удивительным образом переплетаются современность и патриархальность, здесь острые шпили колоколен располагаются по соседству с заводскими трубами…
Современная Коломна с населением около 150 тыс. человек является динамично развивающимся крупным промышленным, интеллектуальным, культурным и духовным центром Подмосковья.
Новое на сайте
Иконы Коломны в музеях и среди нас
Коломна была одним из крупных центров средневекового искусства, что подтверждается несколькими шедеврами древнерусской живописи родом из этого города, ныне хранящимися в Третьяковской галерее. В храмах и музейном фонде Коломны, конечно же, остались значимые старинные иконы, но весь «цвет» древней живописи этого города отошел столице, что продолжило тенденцию «собирательства» Москвой наиболее значимых региональных святынь. Может показаться, что автохтонная коломенская культура, отраженная в иконописи — давно уже исключительная собственность музеев. Однако Коломна всегда оставалась значимым духовным и художественным центром, о чем свидетельствуют, в частности, некоторые иконы, связанные с сакральной жизнью Коломны в XIX веке и до сих пор находящиеся среди нас.
Марчуги
Помимо типичных сельскохозяйственных работ и дел, обитатели Марчугов и окрестных деревень издревле занимались коневодством и промыслом вытаскивания кораблей вверх по течению Москва-реки от Коломны до столицы. Сочные и обширные пойменные луга давали возможность заготавливать на зиму достаточные запасы сена, чтобы содержать лошадей и заниматься их разведением. Сложная местность и неустойчивое русло реки требовали помощи лоцманов и конной тяги для подъёма кораблей по воде против течения. Артели коневодов и бригады, занимавшиеся перегоном судов по реке, существовали в Марчугах вплоть до начала XX века.
Лопатинский рудник
Недалеко от Воскресенска ещё можно полюбоваться «последними могиканами» советских фосфоритных рудников. И если экспозиция художественного музея в разумном времени вряд ли от вас убежит, ржавеющий шагающий экскаватор и старый абзетцер не удостоятся места в музее техники, а попросту станут металлоломом, как и большинство их собратьев. Монументальные машины — вот, что нужно если не самим посмотреть, то детям показать. А если вас не интересует техника, вам понравится прогулка по «инопланетному» ландшафту.
Крестовоздвиженский собор Успенского Брусненского монастыря
Храм Воздвижения Креста Господня был построен по проекту А.С.Кутепова в 1855 году. С точки зрения архитектуры здание храма построено в сочетании приемов классицизма с псевдо-русским стилем. Он представлял собой пятиглавую шатровую конструкцию, четыре купола в которой были глухими, центральный пятый – световым.
Пятницкие ворота
Пятницкие ворота были парадными воротами Коломенского кремля. Они сохранились и находятся на восточной стороне кремля. Башня Пятницких ворот двухъярусная, её высота достигает 29 м, длина – 23 м, ширина — 13 м. На вершине башни был установлен колокол, который подавал тревожный звон при виде приближающегося врага.
Географическое положение Коломны
Коломна расположена на месте слияния трёх рек: Москва-реки, Оки и Коломенки чуть больше чем в ста километрах к юго-востоку от города Москва. Окско-Московское междуречье характеризуется наличием сложного рельефа, большим количеством замкнутых водоёмов и хвойных широколиственных лесов. Все эти факторы определяют наиболее значимые природно-климатические особенности Коломны и прилегающих к ней территорий.
Климат города умеренно-континентальный. Для него характерны тёплое лето (около +18°С), умеренно-холодная зима (около -10°С) и большая изменчивость погодных условий. Частым явлением в Коломне считаются туманы. Среднегодовое количество осадков колеблется от 480 до 640 мм. Серьёзные колебания и перепады температур наблюдаются довольно редко и существенно не влияют на социальную и экономическую жизнь города.
Коломна — очень живописный и красивый город. Зелень многочисленных лесов дополняется синью водоёмов. Зелёный массив состоит по большей части из сосен, дубов, осин и берёз. Лесопарковые и санитарно-защитные зоны, скверы, парки занимают большие территории и формируют единую зелёную зону, которая активно влияет на влажность и температуру городского воздуха, защищая жителей от пыли и ядовитых газов.
Благодаря своему выгодному географическому положению, город имеет большое значение для экономического развития всего московского региона. Через Коломну проходят крупные водные и сухопутные транспортные пути, например, железная дорога Москва-Рязань и шоссе Москва-Самара.
Из истории Коломны
Возникновение Коломны уходит корнями в глубину веков. Условной датой основания города считается 1177 год. В Лаврентьевской летописи именно в этом году Коломна упоминается как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Название города предположительно связано со славянским корнем «коко» (окружность, круг) или с тюркским словом «колм» (кладбище, могила).
Место основания города с экономической точки зрения было выбрано очень удачно, ведь слияние рек Оки и Москвы было перекрёстком важных водных торговых путей. К тому же расположение Коломны на границе Рязанских и Владимиро-Суздальских земель было стратегически выгодно и позволяло производить контроль над территориями Окско-Московского бассейна.
Особенно возросло значение Коломны во времена борьбы Руси с монголо-татарским игом. Ещё до вторжения хана Батыя город был хорошо укреплённой крепостью, и под её стенами собрались для битвы с врагом объединённые русские дружины. Как отмечается в летописях, в той жестокой битве погибли многие русские воеводы и князья. Татары победили, а город был разрушен. Восстановленную Коломну в 1293 году сжёг дотла хан Дюдень.
По мере роста усиления влияния Москвы всё больше накалялись её отношения с Рязанью. Увеличивающемуся Московскому княжеству для укрепления своих позиций была нужна Коломна, но город располагался на территории рязанских земель. В 1300 году московский князь Даниил двинул войска на Рязань, в результате чего Коломна и прилегающая к ней густонаселённая округа присоединилась к московским владениям.
С тех самых пор город Коломна неразрывно связан с Москвой. Он стал первым городом, с которого и началось объединение русских территорий вокруг Москвы. Новые владельцы, московские князья, перестроили коломенский кремль, укрепив его башни и стены и возведя новый дворец — государев двор. Здесь постоянно проживал княжеский наместник. В Коломне была образована также особая епархия, что свидетельствовало о большом политическом и религиозном значении города.
За эти годы Коломна превратилась в важнейший торговый центр. Сюда из Рязани и Камской Болгарии поставлялся хлеб, мёд, соль, рыба и другие продукты. Из Великого Новгорода привозились западноевропейские товары: сукна, вина, полотно и изделия из металла.
Южная граница Московского княжества требовала постоянного укрепления. В Коломне началось каменное строительство, были созданы сторожевые монастыри. Перед Куликовской битвой Коломна была местом сбора доблестной русской рати. Через два года хан Тохтамыш разгромил Коломну. В 1385 году город был неожиданно захвачен рязанским князем Олегом. Через несколько лет Коломна снова была возвращена Москве с помощью дипломатической миссии Сергия Радонежского.
Долгие годы город являлся важным стратегическим объектом. Коломна всегда надёжно защищала Москву, первые удары принимая на себя. В связи с этим в Коломне с 1525 по 1531 годы по приказу Ивана III был возведён каменный Кремль, укреплённый 17 башнями. Он поражал своей красотой и величественностью, придавал неповторимый облик городу. С тех пор Коломна была неприступна.
Постепенно, в связи с расширением границ государства, к середине 17 века город утратил своё оборонное значение. Его жители занялись торговлей и ремеслом. Через Коломну в Москву иностранные купцы везли шёлк, индиго, материю, сафьян, пряности, хлопок, а взамен приобретали отличное сукно, соболиный мех, клыки моржа и другие товары.
В связи с реформами Петра I в Коломне возникли промышленные предприятия: шёлковые, полотняные и суконные фабрики, кирпичные, солодовенные и кожевенные заводы. Торговля с Западной Европой, которая началась с основанием Петербурга, послужила ещё большим импульсом для развития Коломны. Город являлся главным посредником в торговле юга и Москвы.
Со второй половины 19 века становление Коломны знаменуется началом нового этапа. Открытие железнодорожного сообщения и строительство соответствующих мастерских послужило началу развития машиностроения в регионе. Дальнейший рост промышленных предприятий способствовал в начале 20 века превращению Коломны из торгового в индустриальный город.
Несмотря на ущерб, который нанесла революция и гражданская война, город смог возродиться и увеличиться за счёт присоединения близлежащих земель: Подлипок, Городищ, Сандырей, Протопопова. В суровые годы Великой Отечественной войны Коломна являлась ядром формирования артиллерийских соединений и частей. Построенные на машиностроительном заводе города коломенские бронепоезда регулярно поставлялись на фронт.
В 60-70 годах 20 столетия в городе начало бурно развиваться строительство жилых крупнопанельных многоэтажек, зданий поликлиник, учебных заведений, объектов культуры и искусства. На сегодняшний день Коломна — это современный самостоятельный город, транспортный, культурный и промышленный центр Московской области.
Коломна сегодня
Коломна по праву считается одним из значимых культурных центров Подмосковья. Культурное и историческое наследие города тесно связано со становлением России и освящено именами видных деятелей культуры, искусства и истории: Дмитрия Донского, Александра Алябьева, Анны Ахматовой, Ивана Лажечникова, митрополита Филарета, Бориса Пильняка и многих других.
Коломенский край знаменит многочисленными памятниками архитектуры, храмового зодчества, истории. В Коломне находится 420 памятников государственного и областного значения. На территории города расположены строения нескольких древних церквей: церковь Иоанна Предтечи (начало 16 века), шатровая Успенская (1522год), Богоявленская (1680-е годы), Вознесенская (1799 год, арх. Казаков), Михаила Архангела (1833 год), а также монастырей: Брусненский (конец 17 века) и Спасский (14 век).
Коломенский Кремль — одна из интереснейших достопримечательностей города. От Кремля в сохранности дошли до наших дней кирпичные стены и семь башен. Наиболее известная из них — Пятницкая, с иконой в постройке. На территории Кремля расположено множество примечательных строений: Успенский собор с колокольней (1682), дом архиерея (построен в 18 веке по проекту Казакова), Тихвинская церковь и многие другие.
Все эти памятники привлекают сюда тысячи туристов, которые желают увидеть архитектурные строения древности, замечательно сохранившиеся до современных дней. Исторические достопримечательности вместе с произведениями коломенских литераторов, художников, музыкантов, краеведов составляют культурное наследие Коломны. Духовные ценности, которые формировались на протяжении её восьмивековой истории, с благодарностью и любовью сохраняются горожанами.
599,История города Коломна: кратко
Неподалеку от Москвы, на слиянии рек Москвы, Оки и Коломенки расположен один из старейших городов России – Коломна. Впервые Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи как крепость на границе Рязанского княжества в 1177 г. Но историки утверждают, что еще до строительства крепости находилось поселение славян и датой основания города надо считать 1140-1160 гг. Место основания города выбрано на важных торговых путях, что внесло свою лепту в его развитие.
Город Коломна невелик, его население составляет примерно 144 тысячи человек, город наполнен зеленью. Особое очарование Коломне придает то, здесь по соседству расположены купола старинных церквей и высотные здания торговых центров. История города насчитывает огромное количество интересных фактов.
Древние времена
Как показали археологические раскопки, местность у слияния рек Москвы и Коломенки была обитаема с очень древних времён. Первые находки отсюда датируются 7—6 тысячелетиями до н. э. и относятся к эпохе мезолита. Обнаружены и кремневые отщепы и другие остатки материальной культуры времён палеолита. Первое стабильное поселение, у бывшего села Городище (сейчас территория города), на левом берегу реки Коломенки, по общепринятой на сегодняшний день версии, относится к раннедьяковской культуре финно-угорских племён, возникло в раннем железном веке и датируется V—III веками до н. э.
С I век до н. э. по VII век нашей эры, на территории современного города существовали Запрудское городище (на левом берегу реки Коломенки к северо-востоку от пруда — «Озерка») и Протопоповское городище. Здесь проживали финно-угры. Помимо городищ имелись и неукреплённые поселения — селища: у деревень Большое и Малое Колычево и Запрудское (рядом с улицей Олений Вражек у «Озерка»).
С VII по XII века — местность стала заселяться славянами (вятичами). Одно из поселений найдено при впадении Коломенки в Москву-реку на Косой горе — сейчас сквер «Блюдечко». В это время на территории коломенского кремля возникла деревенька с пашнями окрест, отвоёванными у леса. Посёлок ещё сохранялся и в XI веке, а потом исчез. Известно, что перед закладкой города здесь шумел светлый сосновый бор с травянистой подстилкой, на месте старых заброшенных пашен росли кустарники, а там, где когда-то стоял посёлок, прямо на берегу Москвы-реки, шли лужайки. Речной берег был сильно изрезан оврагами, которые потом горожане завалили. Ближе к современному железнодорожному мосту через Москва-реку местность понижалась, там уже был местами заболоченный широколиственный лес с кустарниковым подлеском. В начале XII века рязанские князья очень заинтересовались этой местностью, прилегающей к устью Москвы-реки, и попытались поставить её под свой контроль. Фактический контроль рязанцам установить не удалось: возникло Коломенское удельное княжество, которое при сохранении династической связи с Рязанью тяготело к Владимирскому двору.
Географическое положение Коломны
Климат города умеренно-континентальный. Для него характерны тёплое лето (около +18°С), умеренно-холодная зима (около -10°С) и большая изменчивость погодных условий. Частым явлением в Коломне считаются туманы. Среднегодовое количество осадков колеблется от 480 до 640 мм. Серьёзные колебания и перепады температур наблюдаются довольно редко и существенно не влияют на социальную и экономическую жизнь города.
Коломна — очень живописный и красивый город. Зелень многочисленных лесов дополняется синью водоёмов. Зелёный массив состоит по большей части из сосен, дубов, осин и берёз. Лесопарковые и санитарно-защитные зоны, скверы, парки занимают большие территории и формируют единую зелёную зону, которая активно влияет на влажность и температуру городского воздуха, защищая жителей от пыли и ядовитых газов.
XII век
- У села Городище в месте, называемом жителями «Таборы», стоял городок-укрепление. Он был огорожен частоколом площадью не менее 0,5 га и окружён рвом и валом. Скорее всего, это был не город, а нечто вроде засады или оборонительного затина (притина). В городе развивалось меднолитейное и гончарное производство.
- Самые древние городские находки датируются серединой XII века, 1140—1160-ми годами.
- 1177 год — первое упоминание города Коломны, которое считается условной датой его основания. Город упоминается в связи с тем, что владимирский князь Всеволод Юрьевич пошёл войной на Рязань, но около Коломны пришла весть, что рязанский князь Глеб Ростиславич с войском, пройдя другой дорогой, находится около Владимира.
- 1180 год, 1186—1187 годы — Коломна связана с междоусобицами рязанских князей, сыновей рязанского князя Глеба Ростиславича.
- 1183 год — из Коломны и других городов по Оке отправляется судовая рать на Волжскую Булгарию.
- 1186 год — сын Рязанского князя Глеба Ростиславича Всеволод Глебович упоминается как коломенский князь, что свидетельствует о существовании Коломенского удела (удельного княжества) в составе Рязанского княжества.
Из истории Коломны
Возникновение Коломны уходит корнями в глубину веков. Условной датой основания города считается 1177 год. В Лаврентьевской летописи именно в этом году Коломна упоминается как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Название города предположительно связано со славянским корнем «коко» (окружность, круг) или с тюркским словом «колм» (кладбище, могила).
Место основания города с экономической точки зрения было выбрано очень удачно, ведь слияние рек Оки и Москвы было перекрёстком важных водных торговых путей. К тому же расположение Коломны на границе Рязанских и Владимиро-Суздальских земель было стратегически выгодно и позволяло производить контроль над территориями Окско-Московского бассейна.
Особенно возросло значение Коломны во времена борьбы Руси с монголо-татарским игом. Ещё до вторжения хана Батыя город был хорошо укреплённой крепостью, и под её стенами собрались для битвы с врагом объединённые русские дружины. Как отмечается в летописях, в той жестокой битве погибли многие русские воеводы и князья. Татары победили, а город был разрушен. Восстановленную Коломну в 1293 году сжёг дотла хан Дюдень.
По мере роста усиления влияния Москвы всё больше накалялись её отношения с Рязанью. Увеличивающемуся Московскому княжеству для укрепления своих позиций была нужна Коломна, но город располагался на территории рязанских земель. В 1300 году московский князь Даниил двинул войска на Рязань, в результате чего Коломна и прилегающая к ней густонаселённая округа присоединилась к московским владениям.
С тех самых пор город Коломна неразрывно связан с Москвой. Он стал первым городом, с которого и началось объединение русских территорий вокруг Москвы. Новые владельцы, московские князья, перестроили коломенский кремль, укрепив его башни и стены и возведя новый дворец — государев двор. Здесь постоянно проживал княжеский наместник. В Коломне была образована также особая епархия, что свидетельствовало о большом политическом и религиозном значении города.
За эти годы Коломна превратилась в важнейший торговый центр. Сюда из Рязани и Камской Болгарии поставлялся хлеб, мёд, соль, рыба и другие продукты. Из Великого Новгорода привозились западноевропейские товары: сукна, вина, полотно и изделия из металла.
Южная граница Московского княжества требовала постоянного укрепления. В Коломне началось каменное строительство, были созданы сторожевые монастыри. Перед Куликовской битвой Коломна была местом сбора доблестной русской рати. Через два года хан Тохтамыш разгромил Коломну. В 1385 году город был неожиданно захвачен рязанским князем Олегом. Через несколько лет Коломна снова была возвращена Москве с помощью дипломатической миссии Сергия Радонежского.
Долгие годы город являлся важным стратегическим объектом. Коломна всегда надёжно защищала Москву, первые удары принимая на себя. В связи с этим в Коломне с 1525 по 1531 годы по приказу Ивана III был возведён каменный Кремль, укреплённый 17 башнями. Он поражал своей красотой и величественностью, придавал неповторимый облик городу. С тех пор Коломна была неприступна.
Постепенно, в связи с расширением границ государства, к середине 17 века город утратил своё оборонное значение. Его жители занялись торговлей и ремеслом. Через Коломну в Москву иностранные купцы везли шёлк, индиго, материю, сафьян, пряности, хлопок, а взамен приобретали отличное сукно, соболиный мех, клыки моржа и другие товары.
В связи с реформами Петра I в Коломне возникли промышленные предприятия: шёлковые, полотняные и суконные фабрики, кирпичные, солодовенные и кожевенные заводы. Торговля с Западной Европой, которая началась с основанием Петербурга, послужила ещё большим импульсом для развития Коломны. Город являлся главным посредником в торговле юга и Москвы.
Со второй половины 19 века становление Коломны знаменуется началом нового этапа. Открытие железнодорожного сообщения и строительство соответствующих мастерских послужило началу развития машиностроения в регионе. Дальнейший рост промышленных предприятий способствовал в начале 20 века превращению Коломны из торгового в индустриальный город.
Несмотря на ущерб, который нанесла революция и гражданская война, город смог возродиться и увеличиться за счёт присоединения близлежащих земель: Подлипок, Городищ, Сандырей, Протопопова. В суровые годы Великой Отечественной войны Коломна являлась ядром формирования артиллерийских соединений и частей. Построенные на машиностроительном заводе города коломенские бронепоезда регулярно поставлялись на фронт.
В 60-70 годах 20 столетия в городе начало бурно развиваться строительство жилых крупнопанельных многоэтажек, зданий поликлиник, учебных заведений, объектов культуры и искусства. На сегодняшний день Коломна — это современный самостоятельный город, транспортный, культурный и промышленный центр Московской области.
Дата постройки Коломенского кремля 1525-1531 гг
Образцом для каменного Коломенского кремля стал столичный. Считается, что местный по боевым качествам и красоте не уступал московскому.
Коломна: преданья старины глубокой
Коломна: преданья старины глубокой
В Московской области немало мест интересных и очень самобытных. Одно из них – город Коломна. Достаточно отдаленный от Москвы уголок, он во многом сохранил очарование и прелесть своей истории. Прежде всего, Коломна интересна тем, кто по-настоящему любит русскую архитектуру. Местные виды успели заворожить уже не одно поколение туристов. Какая при этом погода или время года – не так важно. И летом, и зимой вы сможете увидеть прекрасные образцы русской культуры из самых разных эпох.
Говорят, чтобы увидеть и понять душу этого местечка, надо романтично воспользоваться поездом. Есть в этом что-то особенное, сесть на Казанском вокзале и выйти в Коломне на станции «Голутвин» или «Коломна». Если вы сами не москвич, то сумеете поймать эту неуловимую атмосферу. Здесь рукой подать до Коломенского Кремля, который вы обязательно должны посмотреть в любом случае. Человек же, рискнувший отправиться сюда из Москвы на автомобиле, может попасть в пробки и заторы по трассам между Москвой и Рязанью. Не всегда и не везде, но тем не менее.
До сих пор не утихают споры о том, как именно появилось слово “Коломна”. Некоторые ученые указывают на корень “коло”, что в славянских наречиях обозначает окружность, круглый. Так образовалось например, слово “колобок”(дословный перевод – круглый бок). В свою очередь в тюркских языках встречается слово “колм”. Которое может указывать на близкое захоронение или кладбище.
История города
Небольшой экскурс в историю Коломны. Это очень старое место, как и практически любой город в Подмосковье. Тем не менее, этот город один из наиболее древних. Со своей летописью, исторически интересными событиями и многим другим. Первое упоминание об этой географической точке можно найти в 1177 году в Лаврентьевской летописи. Видимо, основателей привлекло местоположение. Здесь в Москву-реку (впадающую в реку Ока) впадает речка Коломенка. Самое благоприятное для водных торговых путей обстоятельство. Сам же город раскинулся на границе Рязанских и Владимирско-Суздальских владений. Это было удобно и с политической, и с торговой, и с военной точек зрения.
Город несколько раз захватывали и разрушали бесчисленное количество раз. В 1239 году сюда с огнем и мечом пришел Батый. 1385 год ознаменовался чудовищным погромом со стороны рязанского князя Олега на Московское княжество. Иван Болотников со своими солдатами вел здесь бои в 1606 году. Через шесть лет, в 1612, Коломна еще раз была разорена дотла казаками под командованием Ивана Заруцкого. Сколько раз город приходилось отстраивать заново, подумать страшно. Но все эти испытания не помешали Коломне стать промышленным центром, одним из крупнейших на материке во второй половине XIX века.
По некоторым данным, основателем города Коломна стал рязанский князь Глеб. У него были далеко идущие планы, город должен был укрепить его власть на других территориях. Так торговые пути с юга во Владимир проходили в ту пору как раз через Коломну.
Немалое значение для Коломны имеет имя великого Ивана Грозного. В XVI веке он довольно часто наведывался сюда. А в 1547 году тут размещались его войска для перегруппировки перед выходом на Казань. После победоносного похода в Коломне был построен Брусенский монастырь и Успенская церковь. Некоторые ученые полагают, что именно здесь некоторое время тайно хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного. Находятся и такие, кто утверждает, что она до сих пор спрятана именно здесь.
Что посмотреть
Прежде всего, Коломна это архитектурный, духовный и исторический центр. Потому здесь повсюду россыпь золотых куполов, более двух десятков храмов, монастырей и церквей. В центральной части города, где слились Коломенка и Москва-река, вы найдете монастыри. Они до сих пор функционируют. Это Успенский, Брусенский, Бобренев, Свято-Троицкий, Богоявленский монастыри. Разумеется, нельзя побывать в Коломне и не посмотреть на местный Кремль. Как выглядел бы маршрут интересной прогулки по Коломне?
Выбираясь из электрички на станции «Коломна», вы тут же окажетесь перед красивым жилым кварталом. Который состоит весь из достаточно старых деревянных домов. Если пройти сквозь этот квартал, то вы выходите как раз к Коломенскому Кремлю. Данный район так и называется, «Старая Коломна», в него входят Посад, Ямская слобода и Кремль. Пока вы бродите здесь, успеете насмотреться на самые старые улицы и постройки. Очень красивые старые деревянные дома с традиционной резьбой и другими элементами русской культуры.
Тут же на улице Арбатской стоит дом с памятной доской, которая посвящена визиту в город Анны Ахматовой в 1936 году. Причина визиты поэтессы – несостоявшаяся встреча с писателем Борисом Пильняком. На доме которого тоже установлена памятная табличка. Вообще здесь любят и помнят всех известных горожан. Как уроженцев, так и по воле случая остановившихся в Коломне. С улицы Арбатской можно не торопясь перейти на Посадскую, чтобы посмотреть Музей Пастилы. Рукой подать до фабрики, где можно и на процесс производства посмотреть, и прикупить вкусностей. Тут же возле Музея расположился храм Николы на Посаде, самая старая церковь в этих местах. Между прочим, объект культурного наследия государства.
Совсем недалеко вы также сможете увидеть своими глазами одну из примечательных церквей города. Это церковь Богоявления в Гончарах. Интересна она тем, что не закрывалась и не прекращала свою работу никогда. И после революции, и даже во время тоталитарной диктатуры в стране. Такой непрерывный стаж с XVI века сам по себе вызывает огромное уважение. Вокруг взрывали храмы и убивали священников, а церковь продолжала проводить службы и принимала людей.
В Коломне слияние двух рек — Москва-реки и Оки — порождает удивительной красоты пейзажи. Эти виды в сочетании с куполами монастырей производят самое приятное и умиротворяющее впечатление. Со Старой Коломны через реку так можно увидеть Бобренев монастырь. После осмотра бывшего Посада и Ямской слободы можно переходить к главной изюминке города, Кремлю. Он примечателен тем, что практически каждый хан за время своего правления умудрялся хотя бы раз, но сжечь и разграбить Коломенский Кремль. До тех пор, пока дерево не заменили каменными постройками.
По некоторым данным Кремль в Коломне помогали строить специалисты из Италии. Те же самые, что создавали Московский Кремль. В пользу этой версии можно привести имеющие место архитектурные повторы и совпадения. Скорость постройки сооружения также наводит на размышления о том, что у строителей уже был опыт такой работы. В целом у Кремля явные характерные черты оборонительных построек северных областей Италии. Такие же можно повстречать в Милане, Вероне и Турине.
Кремль строился в XVI веке шесть лет, строители возводили каменные постройки взамен деревянным. Сегодня вашему взору представлена лишь часть былого величия. Это части стен и семь башен из когда-то семнадцати. Вообще Коломенский Кремль довольно масштабное сооружение. Он включает в себя множество построек, как культовых, так и гражданских. На стенах можно встретить рисунки по мотивам жизни и деяний Дмитрия Донского. Здесь вы повстречаете храмы, древние постройки и несколько памятников: равноапостольным князьям Кириллу и Мефодию, а также князю Димитрию. Очень интересно выглядят стандартные жилые дома прямо на территории.
На территории Кремля можно увидеть Храм Воскресения Словущего. Очень интересная постройка, очень старая и входит в Успенский собор. С XIV века много раз видоизменялся, но в советское время практически полностью был разрушен. Восстановлено это строение было относительно недавно, начиная с 2000 года. Это кстати, относится к многим историческим памятникам Коломны. Те из них, что не были уничтожены, подвергались разграблению множество раз. В каждой церкви или храме тут можно повстречать призраки прошедших столетий. Это само по себе внушает трепет.
Сам великий Успенский Кафедральный собор заслуженно считается центральным собором Кремля. В свое время он играл огромную роль в православии государства еще со времени своего основания в 1379 году. Известно, что для оформления собора вызывали византийского специалиста Феофана Грека. В своем первоначальном виде строение просуществовало более трехсот лет. Далее же пришлось разобрать обветшалые конструкции и обновлять красоту. Вторая версия собора и по сей день актуальна.
Что еще можно увидеть в Коломенском Кремле? Белую колокольню Успенского собора. Она очень интересна своими необычными архитектурными приемами. Интересен также Храм Иконы Божией Матери Тихвинская, или просто Тихвинская церковь (конец XVII века). Сергиевская церковь Новоголутвинского монастыря. Новоголутвинский, или Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. Лишь только осмотр достопримечательностей Кремля может занять у вас достаточно много времени. Но и за его стенами немало красот.
От Маринкиной башни отправляйтесь по Красногвардейской улице в сторону железнодорожного вокзала. Вы увидите на своем пути немало других достойных достопримечательностей. Оригинальное смешение эпох представит вашему вниманию купеческие дома и древние деревянные постройки. Классицизм здесь смешался практически со всеми существующими стилями. Барокко и псевдоготика, эклектика и модерн, и другие менее известные. Тут есть все, и на это стоит взглянуть. На вашем пути вам попадется Церковь святых апостолов Петра и Павла (известна также как Петропавловский храм), и Мемориальный парк города, где есть военные памятники и Вечный Огонь.
Как доехать
Причины, по которым вы решили посетить Коломну, могут быть самыми разными. Но какой бы ни была причина, вам следует иметь представление о том, как добраться до места назначения. От Москвы тут как ни как, больше ста километров. Как водится, есть разные способы достичь этого места. Рассмотрим некоторые из них.
В Москве следуем на станцию метро «Комсомольская» по Кольцевой, либо по Сокольнической линии. Добравшись, выходим из метро в сторону знаменитого Казанского вокзала. Ждем поезда, который из Москвы идет до станции «Голутвин»(это вокзал города Коломна). Это займет у нас от двух до двух с половиной часов. Помимо электрички вы также можете отправиться в путь на железнодорожном экспрессе. Ключевые точки маршрута у него – Рязань и Москва. Поэтому вы окажетесь в Коломне где-то часа за полтора. Добравшись до пункта назначения, вы можете перемещаться по городу обычным способом. То есть, при помощи трамваев, автобусов или такси.
Вопреки расхожему мнению, дорога на автобусе может занять у вас практически столько же времени, что и по рельсам. Автобусы – это не менее удобно. Доезжаем в Москве до Таганско-Краснопресненской линии метро, а именно – до станции «Выхино». Сразу же рядом расположен автовокзал, куда нам и надо. На автобусе номер 460 вы без особенных проблем (если не будет пробок) доедете до остановки «Голутвин». Точное расписание этого автобуса следует уточнить заранее. На №460 вы в идеале будете ехать тоже где-то два часа.
Способ ничуть не хуже других, если вы сторонник самостоятельности и независимости. Сворачивайте с Волгоградского проспекта в сторону трассы М5, где вам следует вывернуть в направлении Челябинска. Едем вплоть до перекрестка в виде буквы “Т”, где сворачиваем влево. После чего следуем прямо до очередного перекрестка с указателем в сторону Рязани. Проехав село Степанщино, едем через мост и далее выезжаем к Коломне. На своем автомобиле вы также будете ехать около двух часов.
Что еще стоит помнить, посещая Коломну? Наверное, все это время не стоит забывать об огромном значении этого города для всей нашей страны. Как знать, какой была бы сейчас карта границ, если бы в свое время Коломна не встала на защиту своей земли? Сколько испытаний выпало на долю жителей этих мест! И сегодня, глядя на умиротворяющий пейзаж, порой сложно поверить в реальность некоторых ужасных событий прошлого. Не так ли куется истинная духовность? В нелегких испытаниях, войнах и набегах врагов, в смутах и страшном кровопролитии? Даже сегодня на улицах Коломны можно почувствовать силу этого города. Его особенный статус, его невероятную и потрясающую воображение историю.
Что посмотреть в Коломне за один день
Коломна находится в 100 км от Москвы. Я считаю ее удивительно недооцененным городом Подмосковья.
В первую очередь туристов привлекают города Золотого кольца. Но, на мой взгляд, Коломна не менее интересна. Городу больше 800 лет, он всего на 30 лет моложе Москвы. Здесь в 1380 году Дмитрий Донской собирал войско перед Куликовской битвой. В Коломне сохранилось много исторических зданий, она не подверглась большим разрушениям во время Великой Отечественной войны.
У меня дача рядом с Коломной — я часто бываю здесь и вижу, как город становится все комфортнее и интереснее для туристов. За последние годы появилось много музеев, достопримечательностей, памятников, приятных кафе. Расскажу, какие места в городе мне нравятся больше всего.
Мой маршрут по Коломне проходит через Старый город, Коломенский кремль, многочисленные музеи. К финальной точке — Старо-Голутвину монастырю в 6 км от Старого города — лучше доехать на такси.
Что вы увидите
- Фабрика и музей пастилы
- Музей любимой игрушки
- Шкала уровней паводковых вод
- Калачная
- Кремль
- Кузнечная слобода
- Старо-Голутвин монастырь
Как добраться
В Коломну из Москвы можно доехать на электричке от Казанского вокзала за 2—2,5 часа . Билет стоит 288 Р . На эту же электричку можно сесть на платформе Ухтомская рядом со станцией метро «Лермонтовский проспект». Отсюда билет дешевле — 216 Р . Дорога займет меньше 2 часов.
Еще есть экспрессы «РЭКС». Билет на них стоит 350 Р , но идут они на 15—20 минут быстрее. Обычная электричка удобнее, так как прибывает на платформу Коломна рядом со Старым городом. «РЭКС» останавливается на центральном городском вокзале Голутвин. Отсюда до исторического центра нужно ехать 20 минут на трамвае или 10 минут на такси.
Также добраться в Коломну можно на автобусе № 460 от метро «Котельники». Он отправляется из Москвы 16 раз в день. Билет стоит 289 Р . Ехать надо до остановки «Старый город».
Маршрут
Музей «Коломенская пастила» находится недалеко от железнодорожной платформы Коломна. Сначала вам на пути встретится Музейная фабрика пастилы, но мои друзья рекомендовали идти именно в музей — там было интересней.
Пастилу в Коломне производят с 18 века. За 200 лет она стала любимым местным лакомством и одним из символов города. В музее можно узнать историю создания пастилы, попробовать ее, посмотреть театрализованное представление и понаблюдать за процессом приготовления. Здесь ее делают по историческим рецептам из натуральных ингредиентов. Сама пастила вкусная, я часто покупаю ее в Коломне.
Взрослый билет в музей стоит 500 Р в выходные дни и 400 Р в будни, детский — 400 и 300 Р . Обязательно забронируйте посещение заранее по телефонам музея: 8 800 350-79-08 , 8 495 228-11-10 . Я не бронировал и уже дважды не смог попасть в музей — все места были заняты.
стоит билет в музей пастилы
Музей любимой игрушки — прекрасный коломенский музей: здесь можно побывать в прошлом и еще раз пережить детский восторг. Вход стоит 250 Р , а впечатлений можно получить на все 250 советских рублей.
В нескольких залах музея представлены игрушки разных эпох. Есть куклы и солдатики 18—19 веков . Есть те, которыми я играл в детстве: солдатики, ковбои и индейцы, машинки и поезда, мишки и зайцы и многое другое.
Шкала уровней паводковых вод. На берегу Москвы-реки, возле отеля « 40-й меридиан Арбат» находится шкала уровней воды, где отмечают рекорды весенних паводков. Когда я увидел ее в первый раз, в глаза бросились уровни 2010 и 2018 годов выше моей головы. И лишь потом я заметил уровни 1994 и 1970 годов — на два-три метра выше. Тогда, судя по отметкам, вода поднималась на шесть-семь метров выше обычного уровня реки. Когда представляешь это, дух захватывает. Хочется приехать в Коломну весной и увидеть паводок своими глазами.
Рядом со шкалой стоит скульптура водовоза. Воду в Коломне развозили в деревянных бочках до начала 20 века, пока не построили водопровод. Памятник поставили не так давно, но он уже стал популярной достопримечательностью.
В музее «Калачная» можно узнать, как пекут калачи, а заодно перекусить, выпить чаю и передохнуть. Здесь всегда стоят толпы туристов, уминающих выпечку, и разносится аромат пекарни.
На экскурсии показывают процесс приготовления калачей по рецепту 17 века. Я рекомендую попробовать кулебяку с гусем, крендель и мягкий домашний хлеб — папушник.
Коломенский кремль. По площади Коломенский кремль совсем немного уступает Московскому: он занимает 24 гектара, а столичный — 28. Здесь стоят здания 18 века. Еще на территории Кремля расположена Соборная площадь. На ней сразу несколько церквей: Тихвинская, Воскресенская, Успенский собор и другие.
Когда я бывал в Коломне, башни и кремлевская стена были закрыты. Просто так зайти на них было нельзя. На форумах я читал, что туристам проводили экскурсии по башням и стене. Их можно забронировать на сайте кремля.
У кремля есть смотровая площадка «Блюдечко» с видом на слияние рек Москвы и Коломенки. Пройти мимо нее трудно, даже не зная о ее существовании: сюда ведут дорожки от соборов неподалеку. Да и круглая смотровая площадка сама по себе манит зайти на нее, посмотреть вокруг и пофотографироваться.
На территории кремля много разных памятников и музеев: фотографии, трамваев, фарфора. У входа я часто видел очереди — похоже, эти музеи популярны. Мои друзья ходили в Музей трамваев, им понравилось. Билет стоит 250 Р , можно в деталях рассмотреть модели трамваев разных стран и эпох.
Также на территории кремля много скульптур и памятников. Меня позабавил настоящий локомобиль 19 века — старинное транспортное средство, гибрид автомобиля и паровоза. Их выпускали в том числе и в Коломне. Локомобиль легко можно найти по пути от Соборной площади к сохранившемуся фрагменту кремлевской стены с башнями, напротив конькобежного центра.
На западной окраине кремля стоит сохранившийся фрагмент кремлевской стены, построенной в 16 веке. Длина фрагмента — пара сотен метров. К нему примыкают две древние башни: Маринкина и Грановитая. По легенде, Маринкина башня получила такое название в начале 17 века, потому что здесь томилась в заключении Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I, коронованная как русская царица. Второе название башни — Круглая.
Иногда в районе кремлевской стены можно встретить реконструкторов и посмотреть на бои русских ратников. Это не регулярное шоу для всех туристов, их проводят по заказу. Шоу ратоборцев стоит 14 700 Р для группы до 22 человек или 18 000 Р . Есть и более дешевые развлечения. Например, дегустация медовых напитков или коломенских сладостей за 250 Р с человека, экскурсия в школу ремесел за 380 Р .
стоит шоу ратоборцев для группы до 22 человек
Еще в кремле можно арендовать самокат или велосипед за 150 Р в час или 600 Р за день. Там же можно забронировать велоэкскурсию по городу — от 600 Р с человека.
«Кузнечная слобода» — музей кузнечного мастерства и народных ремесел. В нем выставлены предметы из частной коллекции, которые больше 20 лет собирал руководитель местной кузнечной мастерской.
В музее 7000 экспонатов: оружие и доспехи, разные кованые и старинные бытовые предметы, украшения. Можно посмотреть на настоящее рабочее место кузнеца и узнать, как создают из металла разные вещи. Еще туристы заказывают мастер-класс в кузнице и выковывают подкову. Взрослый билет стоит 250 Р , детский — 100 Р . Мастер-класс — 1500 Р .
Старо-Голутвин монастырь. От Кузнечной слободы я рекомендую взять такси и поехать в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанный в 14 веке. Он находится в 6 км от «Кузнечной слободы». Быстрей и удобней всего добираться сюда на такси. Оно довезет за 12—14 минут . Можно доехать на трамвае № 3 до остановки «Политехнический институт», от нее до монастыря можно дойти пешком за 15 минут. На автобусе № 21 или 25 от Старого города можно доехать до остановки «Бочманово» — отсюда до монастыря 700 метров.
Считается, что монастырь основал Сергий Радонежский по велению Дмитрия Донского. В монастыре хранят православные святыни, например часть Тернового венца. Туристы приезжают туда помолиться и сходить в старинные церкви.
Еще одна причина приехать в Старо-Голутвин монастырь — красивый вид на слияние реки Москвы и Оки. Специальной смотровой площадки там нет, но территория монастыря не очень большая — можно обойти ее по кругу и полюбоваться слиянием рек с разных точек.
Вход в монастырь бесплатный. По сравнению со Старым городом людей здесь обычно немного.
Детали
Музеи. В городе их больше двух десятков: Музей органической культуры, «Коломенский патефон», краеведческий музей и музей «Актуальные древности Коломны», усадьба купцов Лажечниковых, «Дом самовара», «Тайны коломенской медовуши», Музей фарфора и керамики, музей мыла «Душистыя радости» и другие. Если посещать все, не хватит и дня.
Билеты стоят от 100 до 500 Р без учета льгот. Государственные музеи дешевле частных.
Что еще посмотреть. Во время прогулки по городу постоянно встречаются интересные статуи, памятные таблички и лавочки, стелы, фрагменты старинной кладки и другие маленькие детали, связанные с историей Коломны. Например, здесь есть 108-летняя водокачка, таблички с адресами домов, оформленные как произведения искусства, таблички с историческими справками, памятные знаки героям Великой Отечественной, стела Ахматовой и многое другое.
Одна из удаленных от центра достопримечательностей Коломны — церковь Троицы Живоначальной в Щурово. Она находится на другом берегу Оки. Удобнее всего добираться сюда на такси за 150—200 Р , но можно и на электричке. Ехать нужно в сторону Рязани до станции Щурово. Это вторая остановка от платформы Коломна и первая — от Голутвина. От станции Щурово до церкви можно дойти пешком за 10—15 минут .
Это место не обязательно для посещения, но мне нравится этот храм конца 19 века своей необычной архитектурой. Я всегда рекомендую друзьям сюда заехать.
Еда. Мне всегда нравились заведения общепита в Коломне по ценам и качеству. В историческом центре их десятки. Я иногда захожу в пивное бистро «Рульки вверх», там неплохо кормят. Горячие блюда стоят от 250 Р . В кафе русской кухни «У Пятницких ворот» можно попробовать котлеты из лосятины за 450 Р , тушеное мясо кабана за 590 Р . Я ел тут борщ и говяжьи щеки, остался доволен, хотя я не слишком прихотлив в еде. Для любителей быстро перекусить есть привычные сети пиццерий и фастфуда.
Сувениры. Кроме банальных магнитиков из Коломны можно привезти сувениры с местным колоритом. Советую брать пастилу, которой славится город, и кованые украшения: кольца и броши. Набор пастилы — от 300 Р , кольцо ручной работы — 400 Р . Сувенирные ларьки стоят рядом со всеми главными достопримечательностями. Особенно много из у Пятницких ворот рядом с «Калачной». Хороший сувенир — кулебяка или калач. Если, конечно, везти недалеко.
Транспорт. Для поездок по городу лучше всего подходит такси. Я пользуюсь привычным приложением «Яндекс-такси». Есть и местные автопарки, где машину надо заказывать по телефону.
По Коломне можно перемещаться на знаменитом коломенском трамвае. Это единственный город Подмосковья, в котором сохранился этот вид транспорта. Местные жители считают город родиной отечественного трамвая, так как именно здесь в 19 веке построили первый российский вагон электрического трамвая. В городе десять разных маршрутов. Через вокзал проходят маршруты № 5, 9, 10.
Проезд на городском транспорте стоит 34 Р по карте «Стрелка» — это аналог московской «Тройки» и питерского «Подорожника». Без карты билет стоит 53 Р . Такси по городу стоит примерно как три билета на троллейбус.
Источник: