Форты кронштадта на карте

Форты кронштадта на карте

Содержание
  1. Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта
  2. Форт Константин — единственный официально открытый и убранный
  3. Александр I Чумной (можно зимой по льду)
  4. Форты, куда приятно съездить на пикник
  5. Форт Шанец — можно на машине
  6. Форт Риф — закрыт на реставрацию
  7. Батарея «Демидов» — можно на машине
  8. Северный форты
  9. Северный форт № 1 — можно на машине
  10. Северный форт № 2
  11. Северный форт № 4 “Зверев”
  12. Южные форты
  13. Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)
  14. Южный форт 2 “Дзичканец”
  15. Южный форт 1
  16. Самые современные форты Кронштадта
  17. Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)
  18. Форт Обручев (быв. Красноармейский)
  19. Форты главного залива
  20. Форт Рисбанк
  21. Кроншлодт
  22. Форт Петр I (под охраной)
  23. Форты Кронштадта.
  24. Форты Кронштадта: три с лишним сотни лет на страже Родины
  25. Форты Кронштадта на карте
  26. Северные укрепления
  27. Оборона острова Кронштадт
  28. Южные батареи
  29. Экскурсии в Кронштадт с посещением фортов от «Одигитрия»
  30. Форум Винского
  31. Поиск дешевых авиабилетов
  32. Бронирование отелей, вилл, апартаментов
  33. Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
  34. Аренда автомобиля за границей и в России
  35. Страхование для туристов
  36. Сайт Винского
  37. Реклама на форуме Винского
  38. Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. — Обновляется.
  39. Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. — Обновляется.
  40. Культура Петербурга
  41. null 19 фортов Кронштадта
  42. Как попасть на форты Кронштадта
  43. Форт «Кроншлот»
  44. Форт «Пётр I»
  45. Форт «Павел I»
  46. Форт «Александр I»
  47. Форт «Константин»
  48. Форт «Тотлебен»
  49. Форт «Обручев»
  50. Форт «Шанц» («Шанец»)
  51. Форт «Риф»
  52. Северные номерные форты
  53. Северный форт № 1
  54. Северный форт № 2
  55. Северный форт № 3
  56. Северный форт № 4 «Зверев»
  57. Северный форт № 5
  58. Северный форт № 6
  59. Северный форт № 7
  60. Южные номерные форты
  61. Южный форт № 1
  62. Южный форт № 2 «Дзичканец»
  63. Южный форт № 3 «Граф Милютин»
  64. Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте
  65. Открытие парка «Остров фортов» в Кронштадте
  66. Время работы и цены
  67. Проект нового парка ВМФ в Кронштадте, что посмотреть
  68. Как добраться

Как добраться до самых интересных Фортов Кронштадта

Несколько лет назад правительство Санкт-Петербурга сказало, что на реставрацию фортов нет денег, и любой желающий может взять форт в аренду за 1 рубль, отреставрировать его и использовать как хочет. Форт Константин — это первая такая попытка и самый знаменитый сегодня форт Кронштадта, самый знаменитый только потому, что находится на КАД и к нему проще всего добраться.

Я сделал жене и ребенку сюрприз и мы летали над фортами на самолете, вы Прочитать мой отзыв о полете над фортами Кронштадта , там я описал сколько это стоит и как организовать самостоятельно.

Форт Константин — единственный официально открытый и убранный

Самый популярный форт, потому что в свое время его в аренду взяла частная фирма и превратила в музей. Точнее как превратила — заколотила все опасные входы, убрала колючую проволоку и начала брать плату за вход.

Я там откровенно скучал, хотя с экскурсоводом возможно будет интересно.

Александр I Чумной (можно зимой по льду)

Самый впечатляющий форт в бухте. Во время его строительства было применено несколько интересных технических решений, а также с ним связано большое количество легенд.

Фото Андрея Василискова

Форты, куда приятно съездить на пикник

Это то, о чем даже мало местных знает, потому что все сворачивают с кольцевой в сторону Кронштадта, и никто не знает — что же за небольшой поворот в другую сторону.

На самом деле там расположены одни из лучших пляжей в округе с оборудованными площадками для пикников, а также проложенными по лесу деревянными дорожками.

Также там расположены 3 форта с оборудованной парковкой и поддерживаемые в хорошем состоянии.

Форт Шанец — можно на машине

До форта Шанец легко можно доехать и на машине и на автобусе, потому что это последняя остановка перед заказником “Западный Котлин” и началом пляжей. Фактически парковка сделана во внутреннем дворе форта.

Насколько знаю, Шанец служил испытательным фортом. Нужно было выяснить — какие укрепления самые прочные.

Инженеры строили их сначала из камней, выводили эскадру в море и расстреливали то, что построили. Оказалось, что большие камни обстрелом вырывает целиком, а самые прочные — это смесь бетона и мелких камешков. На форте вы сможете увидеть, что он очень многослойный и сделан из разных комбинаций бетона и камня.

Права видно парковку у форта Много поясняющих надписей, про виды бастионов.

Форт Риф — закрыт на реставрацию

В 2019 году закрыт на реконструкцию, вся территория обнесена забором и стоят собачьи будки, поэтому мы идти не рискнули.

До недавнего времени он являлся закрытым военным объектом, что позволило ему хорошо сохраниться. Это один из фортов, который реально участвовал в боевых действиях. Ведь некоторые из фортов так и стояли, не сделав ни одного выстрела.

Какое-то время спустя форт служил как склад для военного хлама. Но уже к нашим временам там ничего не осталось – весь металл растаскан, военных нет. Всё, что там есть сейчас – традиционный для таких мест беспорядок.

Пройти можно, но везде много плакатов, поэтому мы не рискнули

Батарея «Демидов» — можно на машине

Можно добраться на машине. Скажу честно — я о ней узнал, только готовя эту статью, потому что это совершенно неприметный поворот куда-то в грязь. Но, если верить местным экскурсионным сайтам — ее отреставрировали в 2017, поставили пушки, зенитные установки и вообще сделали много всего интересного.

Повторюсь — я сам там не был, поэтому все фото из интернета.

Фото Олега Зырянова

Северный форты

С севера находится 7 фортов, до двух из них можно доехать на машине, поэтому на них остановлюсь чуть подробнее, еще на некоторые летом возят индивидуальные экскурсии, а зимой можно дойти пешком.

Северный форт № 1 — можно на машине

После того как военные ушли, форт стал туристической помойкой, коей сейчас и остается. Выломаны двери, вывезен металл, на стенках ужасные граффити и везде мусор. Кажется, изменений не ожидается. Можно добраться на машине, но лучше выбирайте другие форты. Главное – соблюдать все меры безопасности, решив посетить это старинное место.

Северный форт № 2

Достаточно хорошо сохранился до наших времен. По краям острова располагались пулеметы, а сверху артиллерийская батарея. Оттуда было отлично видно весь Кронштадт! Сейчас же всё там находится в запустении. Можно доехать на машине, но советую остановить свой выбор на другом форте.

Северный форт № 4 “Зверев”

Тут есть ощущение, что столкнулись сразу несколько эпох. Летом форт очень зарастает, из-за чего напоминает какой-то необитаемый остров. При заходе на катере, здесь сразу видно перекошенный пулеметный дот. Пристани у форта нет, а рядом затоплено несколько кораблей.

Сюда можно поехать на индивидуальную экскурсию. Летом это позволит увидеть не только этот форт, но и многие другие морские достопримечательности.

Каземат с расплавленными кирпичными стенами. Здесь сжигали ГСМ Фото Олега Зырянова

Южные форты

Проезжая по Дамбе со стороны Петергофа можно видеть Южные форты. Добраться до них самостоятельно не получится, да и смотреть там нечего — скорей это только для любителей сталкера.

Южный форт №3 («Граф Милютин», «Башенная»)

Сюда возят экскурсии. Главным достоинством форта считались бронированные башни, рассчитанные на прямое попадание главного калибра английского броненосца, в то время они считались самыми мощными в мире.

Второй гордостью форта был поворотный механизм башен — они вращалась с помощью паровых машин. Всего машин было 6 и они располагались в казематах под батареей, а пар подавался из двух котельных по краям. Такая система поворачивала башню на 360 градусов всего за 1 минуту, в то время обычные пушки поворачивались за 3.

Южный форт 2 “Дзичканец”

Форт защищается каменными молами, а на берегу, почти утонувшая в песке, виднеется старая пушка с разорванным стволом. Во времена Великой Отечественной тут проводилась противовоздушная оборона.

Южный форт 1

Как и предыдущий форт, был построен с целью обезопасить территорию от наступления англо-французских судов. Вплоть до Великой Отечественной солдаты несли тут службу.

Форт защищал Малую дорогу жизни – ту самую единственную ниточку, которая соединяла Ленинград и Большую землю. Сейчас он закрыт для посещения.

Самые современные форты Кронштадта

Это форты “последней волны”, когда уже появились нарезные стволы, что сильно увеличило дальность стрельбы.

Так все северные форты находятся на расстоянии примерно километра от берега, а орудия с нарезными стволами могли стрелять на 15-20 км. Поэтому в начале XX построили 2 форта, которые бы держали противника на расстоянии с севера.

Сегодня на каждый из них возят индивидуальные экскурсии.

Форт Граф Тотлебен (быв. Первомайский)

Этот форт был одним из самых больших и служил обороной во время англо-французского наступления. Во время Великой Отечественной на серых бетонных стенах бойцы рисовали звезды, соответствующие количеству сбитых самолетов. До настоящего времени эти рисунки не дожили.

Когда-то здесь был и музей, и летний лагерь. А сейчас царит запустение. Рушится бетон, стираются все материальные подвиги нашей страны.

Подплыть к нему самостоятельно вряд ли получится – вокруг большое количество острых камней и металлолома. Посетить Тотлебен без предупреждения МЧС нельзя, это опасно для жизни.

Форт Обручев (быв. Красноармейский)

Территория этого форта использовалась для обстрела участников мятежа. В годы войны он принимал активное участие против немцев и финнов. После этого был брошен военными на произвол судьбы. Сейчас он активно приходит в негодность из-за туристов, которые явно не стремятся уберечь память о прошлом.

Обручев и Тотлебен – так называемые «близнецы». Наиболее поздние оборонительные постройки. Дальность стрельбы с Обручева с помощью десятидюймовых орудий составляла 18 км! Это особенно было важно во времена Великой Отечественной. Очень жаль, что сейчас этот форт представляет собой одну большую помойку… Все металлические конструкции были разобраны любителями легкой наживы.

Читайте также  Несвижский замок история и легенды

Экскурсии сюда не проводятся, т.к. остров густо зарос травой и мхом, а его месторасположение опасно и слишком удалено от цивилизационных мест.

17 фортов располагалось на островах, созданных руками человека, а 3 – на берегу Финского залива. Все эти творения появились благодаря Петру I, который мечтал превратить Россию в крупную морскую державу. Как жаль, что сейчас все эти старания разрушены вандалами и прежней величественности уже не увидеть. Теперь можно только увидеть старинные фото, где мощные постройки защищают нашу землю от наступления врагов…

Форты главного залива

Помимо описанных выше фортов Александр I и Константин в главном заливе можно увидеть 3 форта. Они все сейчас в полуразрушенном состоянии, да и фото их у меня только из интернета, поэтому отнес в самый конец статьи, чтобы вы знали что это

Форт Рисбанк

Это один из самых больших фортов. После того, как там случилось наводнение, остался один бастион. Потом его решили перестроить, но размеры уже стали другими. На месте одного Рисбанка могло поместиться два таких форта как Александр I.

Во дворе форта чего только не было – и колодец с артезианской водой, и печи, и жилые дома. Была даже баня, пекарня и прачечная. А затем форт стали использовать в учебных целях и в итоге, сейчас там почти ничего не осталось.

Кроншлодт

Самый первый форт, с которым связана интересная история: Петр I уже собирался строить Петербург, но на острове Колин (нынешний Кронштадт) еще оставался Шведский гарнизон. Петр собрал войска и неожиданно высадился на остров.

Форт Петр I (под охраной)

Немного таких фортов, к которым не подобраться. Этот – именно такой. Его территория отгорожена от посторонних колючей проволокой, а также на объекте несет службу часовой.

Еще недавно казематы форта были складом для минно-трального снаряжения. Даже сейчас можно увидеть электромагнитные тралы, похожие на небольшие подводные лодки.

К форту Пётр I от острова Котлин идет дамба. Это единственное место в Кронштадте, где еще имеется железнодорожное полотно.

Форты Кронштадта.

Посещение фортов Кронштадта нами планировалось в конце лета, но обстоятельства перенесли поездку на середину сентября. Это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы ездили всей семьёй, а плохо то что не повезло с погодой.

Утром приехали к форту «Константин» (точка 59.996003, 29.702398) на встречу с нашим гидом. По дороге тихо матерился — «Питер уже не тот. Такое чувство, что я приехал в Москву лет 15 назад. Гостям ездить очень не комфортно. Подрезают, хамят, много негатива…»
Форты возможно рассмотреть с дамбы, но это не позволит почувствовать вживую всю мощь и энергетику этих строений. Форт «Константин» — единственный форт Кронштадта к которому возможно подъехать на автомобиле.
Закинули вещи в катер и вышли в море =)

Форты Кронштадта это цепочка оборонительных сооружений целю которых была защита Санкт-Петербурга от нападений со стороны соседей. Царская Россия на тот момент постройки (1704 год) фортов находилась в перманентном состоянии войны с большинством соседей. Для того, чтобы перекрыть подходы к столице Российской Империи слева и справа от острова Котлин были сооружены эти укрепления.

Первая точка — форт «Александр Первый», или «Чумной». Год постройки 1838-1845.
Вблизи с лодки форт производит сильное угнетающее впечатление. Угрюмый безлюдный с чёрными стенами бастион. Высаживаемся на пристань идём заходим внутрь. Больше всего поразило как строили такие крепости.

Все форты возведены в море на искусственных фундаментах. Зимой прорубали полынью и в грунт забивали деревянные сваи. На фундамент форта «Александр Первый» ушло 5000 свай, а на подготовку строительства 4 года. Жуть. Затем высаживали строителей и те возводили стены. А когда привозили камень для укрепления, лёд выгибался как линза. Представьте, 1838 год, всё делается вручную, по пояс в ледяной воде.
Говорите работа у вас тяжёлая? Ну-ну…

Внутри форта, толстенные стены и амбразуры.

Выглядело это примерно так.
Плывёт корапь неприятеля, а ты такой из пушки БАБАХ! БАБАХ! Бдыщ! Попали! Гори вражина проклятущая!

Ключевая достопримечательность по моему мнению — историческая маршевая чугунная лестница.

Подниматься по ней легко, высота ступеней рассчитана для быстрого подъема бегом (маршем). Изящна и красива.

С 1891 года в форте «Александр Первый» располагалась первая в России чумная лаборатория.
Здесь изучали чуму, сибирскую язву и другие опасные инфекционные болезни.

Удалённость форта от береговой линии была только в плюс. Без специальной обработки и контроля, никто не мог выехать и приехать в эту лабораторию. И что очень важно, крысы не могли перебраться из форта на берег.

Форт много раз перестраивался, сменялись эпохи и владельцы, но мощь этой крепости осталась неизменной.

Плывём далее.
Форт «Пётр I».
Доступен только с воды.
Изначально был деревянным. К 1833 году форт полностью перестроили из камня.
В казематах форта размещалось 34 орудия, на полубашнях — по 24, а на оборонительных стенках было по 20 орудий. На данный момент — это военный режимный объект.

Форт «Кроншлот». Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.

Пока мы плыли к фортам, мимо нас проходили огромные корабли.
Точно говорю «бабочки в животе» порхают, когда ты на маленькой лодке с мотором проплываешь мимо этих исполинов. Ощущения аховые =)

Остатки батареи «Князь Меншиков». Изначально батарея была четырехъярусной.
В XIX веке тут располагалась 44 пушки.

Когда пушки списывали, из зарывали казённой частью в землю и использовали под хозяйственные нужды.
На фото настоящая пушка. Стволом вверх.

Ветер усилился, погода стремительно начала портиться, поэтому к маякам мы подходили быстро — посмотрели и пошли далее.
На фото — Передний или Нижний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга После возведения из-за особенностей грунта, дал крен в сторону. За это кронштадтские рыбаки зовут его «Пьяным».

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»).
Полностью разрушен после взрыва 19 июля 1923 года. Тут рвануло 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадта и Ораниенбаума.
Длительное время остатки форта использовали как мишень во время учений.

Форт 3 «Граф Милютин».
«В 1869 г. полностью забили 6653 сваи в основание казематированной каменной постройки под башнями. Между сваями на 195 см ниже ординара засыпали песок, сами сваи срезали на 105 см выше отсыпки, а пространство до их верха заполнили булыжным камнем на цементном растворе. По сваям уложили бетонный ростверк на портландском цементе толщиной от 90 до 135 см. На этом основании возвели фундамент высотой 210 см. Промежуток между каменной кладкой и перемычкой заполнили глиной на 90 см выше ординара. Воду при производстве работ постоянно откачивали металлической помпой, работавшей от локомобиля. »

Резюме.
Подробный рассказ про эти крепости займёт очень много времени. Тем кто интересуется историй Русского оружия без труда найдут описание этих сооружений в сети.
Например тут.
Или тут.

Мы получили огромное удовольствие от интересного живого рассказа гида и прекрасной морской прогулки.
Если представится возможность — непременно посетите эти живые памятники нашей истории.
Рекомендую. 5 из 5 баллов!

PS. Помните про погоду, она может подпортить впечатление =(

Спасибо Концерну FCA RUS за предоставленный автомобиль.

Форты Кронштадта: три с лишним сотни лет на страже Родины

Главная страница > Статьи > Форты Кронштадта: три с лишним сотни лет на страже Родины

  • Искать по цене 64
  • Детские экскурсии 17
  • Круизы из Санкт-Петербурга 319
  • По Санкт-Петербургу 31
  • По Ленинградской области 34
  • По Северо-Западу 7
  • На Северный Полюс 2
  • Туры в Антарктиду 10
  • Экскурсии для школьников 4
  • Утренние экскурсии 5
  • Тематические экскурсии 29
  • Обзорные экскурсии 8
  • Туры в Санкт-Петербург 8
  • Туры в Арктику 4
  • Пригороды Санкт-Петербурга 6
  • Экскурсии с биологами
  • Корпоративные программы 5
  • Туры по «Золотому кольцу» 1

Кронштадт представляет собой целый оборонительный комплекс, расположенный на острове Котлин. За все время своего существования защитные сооружения надежно оберегали Северную столицу от вторжений. Теперь богатая история этого места привлекает сюда множество туристов.

Форты Кронштадта на карте

Строительство фортификационных сооружений вблизи Кронштадта велось на протяжении 18–20 веков, отчего их внешний вид несколько отличается. На туристических сайтах можно найти фото укреплений. Географически они разделены три группы:

  • северные: нумерованные 1–7 сооружения, а также Тотлебен, Обручев и Пороховой форт;
  • островные: Шанц, Константин и Риф;
  • южные: 1–3 форты, Кроншлот, Цитадель, Чумный (а правильнее форт Александр I), Павел I и батарея Князь Меньшиков.

Северные укрепления

Когда говорят Северный форт в Кронштадте, то имеют в виду группу укреплений, некогда защищавших Петербург с северной стороны Финского залива. Во времена первоначального их строительства этот участок был мелководен, а потому наиболее безопасен с точки зрения обороны. Из-за увеличения глубины и технического устаревания старых сооружений новые форты северного направления были выстроены на более значительном отдалении от острова (4–10 км). Так появился форт Тотлебен в Кронштадте, ныне в официальных документах он фигурирует под названием «Первомайский». Коммунистическое название свойственно и второму из новых фортов: укрепление имени Обручева называется форт «Красноармейский».

Экскурсии не проводятся ни в один из северных фортов, отчасти по причине значительности разрушений, отчасти в силу захламленности. Зато на вопрос: как попасть сюда? — ответить достаточно просто: нужно сесть на любой автобус, идущий по КАД и пройти от остановки ближе к спуску на воду.

Читайте также  Азовское море на карте мира

Оборона острова Кронштадт

Расположенные на берегу крупные форты Кронштадта представляли собой мощные сооружения, способные выдержать попадание тяжеловесных артиллерийских снарядов. Сейчас они уже не производят такого впечатления, например, самый западный форт Риф в Кронштадте визуально обладает атмосферой пост-апокалипсиса. Здесь ржавые металлоконструкции соседствуют с проросшей сквозь бетон растительностью, а куски отвалившейся штукатурки на фоне буйствующей зелени смотрятся как торжество природы над человеком.

Чуть менее гнетущее впечатление производит крупная орудийная батарея – форт Шанц в Кронштадте, хотя и ее состояние оценивается как неудовлетворительное, несмотря на статус охраняемого государством объекта. Также этот комплекс известен под именем форт Шанец, что связано с наличием здесь грунтового редута Александр-шанец, устроенного здесь еще в 1706 году.

Третий береговой форт Константин в Кронштадте известен тем, что был назван в честь одного из самых юных генерал-майоров в России – семилетнего князя Константина, сына Николая I. Строился он преимущественно для защиты фарватера от англичан.

Южные батареи

Фортификационные укрепления южной части острова были основательными, ведь именно эта часть залива наиболее опасна с точки зрения обороны ввиду своей глубоководности. Старейший Петровский форт в Кронштадте называется Кроншлот, фактически история города-крепости начинается с его постройки в 1704 году.

Большой интерес вызывает Чумной форт в Кронштадте. Визуально сооружение напоминает известный французский форт Бойярд, однако знаменит он стал благодаря расположению здесь микробиологической лаборатории по разработке средств против чумы, тифа и холеры.

Также в южной части острова заслуживают внимания туриста сооружения южных батарей, экскурсия в форт Милютин и лишь частично сохранившийся форт «Павел I».

Экскурсии в Кронштадт с посещением фортов от «Одигитрия»

Среди достопримечательностей Петербурга Кронштадтские форты стали лишь относительно недавно доступны горожанам и гостям Северной Столицы. С одной стороны многие из фортов были военными объектами высокой секретности, а с другой стороны – добраться до города можно было лишь по воде.

Ввиду не очень хорошего состояния укреплений самостоятельное ознакомление с ними фактически ничего не даст, а порой бывает просто опасным делом. Зато если отправиться на экскурсии по фортам Кронштадта с опытным гидом, то поездка может превратиться в захватывающее приключение. Специалист поведает о происхождении названия каждого форта, расскажет ключевые вехи его жизни, опишет военные заслуги. Словом, заскучать не удастся даже при самом большом желании.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска — сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях — для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро — для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Страхование для туристов

Сайт Винского

Реклама на форуме Винского

  • Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтдых в выходные. Короткие путешествия по России отзывы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. — Обновляется.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Форты Кронштадта. Описание. Краткий путеводитель. — Обновляется.

ishanin » 25 авг 2014, 11:31

Всем привет!
Моя работа тесно связана с Кронштадтом, Финским Заливом и окружающими его фортами. Знаю что это тема интересует многих, а толковых описаний мало. Внесу свою лепту и поделюсь чем могу.
Итак — здесь будет собирательный образ Фортификационных сооружений окружающих город Кронштадт. Все почёрпано из личного опыта, увиденного своими глазами. Плюс для интересности будут вставки из исторических справочников и книг.

Убедительная просьба если соберетесь воспользоваться данным путеводителем, относитесь бережно к этим уникальным памятник истории!

Еще одно предупреждение: Посещение данного района, данных мест связано с большой потенциальной опасностью. Чуть позже я перечислю отдельно все что вас там может поджидать. Будьте бдительны!

Краткий экскурс — Фо́рты Санкт-Петербу́рга — комплекс долговременных оборонительных сооружений, в разное время возведённых с целью защиты столицы государства от нападения со стороны моря. В годы своего существования они представляли собой памятник фортификационного искусства мирового значения. С точки зрения истории военного искусства и мировой истории в целом комплекс рассматриваемых оборонительных сооружений уникален тем, что здесь на всё ещё сохраняющихся объектах можно проследить ход всё ускоряющегося соревнования между средствами нападения с моря и защиты от него, между совершенствованием фортификации и прогрессом в создании артиллерийских систем как с целью обороны, так и её преодоления. Это соревнование длилось более двухсот лет, в течение которых оборона Петербурга ни разу не была прорвана. (честно скопировано с википедии).

Помимо уже упомянутых мною фортов Кронштадта существуют еще и форты с двух сторон Финского залива, но к ним мы вернемся отдельно.

Своим появление укреп.район обязан в первую очередь географическому положению. Остров Котлин (где располагается Кронштадт) находится в самом узком месте Финского Залива, в непосредственной близости от Санкт-Петербурга (около

20км), остров расположен практически посередине залива. Также в этом месте чрезвычайно малые глубины, и всего два фарватера. На следующий же год после основания Петербурга (в 1704 г.) Петр Первый основывает первый форт Кроншлот. Так начинается долгая и увлекательная история этих удивительных мест.

Перечислим все форты Кронштадтского района:
С Южной стороны:
— Форт 1(Южная Батарея 1)
— Форт 2 (Южная Батарея 2 — «Дзичканец»)
— Форт 3 («Граф Милютин», «Башенная»)

С Северной стороны:
— Форт 1 (Северная батарея 1)
— Форт 2 (Северная батарея 2)
— Форт 3 (Северная батарея 3)
— Форт 4 — «Зверев» (Северная батарея 4)
— Форт 5 (Северная батарея 5)
— Форт 6 (Северная батарея 6)
— Форт 7 (Северная батарея 7)
— Форт «Обручев» (Форт Красноармейский
— Форт «Тотлебен2 (Форт Первомайский)

Форты Острова Котлин:
— Форт «Шанец»
— Форт «Риф»
— Форт «Константин»
— Батараея «Князь Меньшиков»

Форты близ острова Котлин:
— Форт «Император Александр 1» (Чумной)
— Форт «Кроншлот»
— Форт «Император Петр 1″ (Цитадель»)
— Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)
— Форт «Пороховой» (вспомогательное сооружение)
==========

    Начнем с самого первого.

Форт «Кроншлот» ( 59.979455, 29.747477 ) — Первый форт Кронштадта (основан 7 мая 1704). Построен по собственноручному макету Петра Первого. Многократно перестраивался, естественно что от первого сооружения уже не осталось и следа. Участвовал в сражениях, как и с о шведскими, так и с английскими эскадрами. Также на нем была построена первая в России морская астрономическая обсерватория. В во второй половине дватцатого века здесь разместили станцию по размагничиванию кораблей.

К проекту форта, также, приложил руку знаменитый архитектор Доменико Трезини. Во время катастрофичного наводнения 1824 года, форт сильно пострадал, был практически полностью разрушен, а в 1896 был выведен из состава оборонительных сооружений. Нынешний вид форт приобрел уже в 20 столетии, во время Первой Мировой Войны ему сделали кирпичную надстройку, которая и сохранилась до наших времен.

Вид с «Кроншлота» на Главный Южный фарватер и Купеческую гавань.

С форта открывается красивый вид на фарватер и проходящие мимо корабли. Также форт имеет хорошо защищеную бухту и относительно хорошо сохранился.
В данный момент форт охраняем сторожевыми собаками и людьми. Доступа на форт для экскурсий нету. Но в то же время часто используется, как место для корпоративных пьянок, разного уровня чиновников.
Также к «Кроншлоту» примыкают два маяка — Нижний и Верхний Николаевский.

Вид на форт «Кроншлот» с форта «Александр Первый», внизу проходит фарватер.

Культура Петербурга

null 19 фортов Кронштадта

Форты и батареи, словно ожерелье, раскинулись вокруг Кронштадта. В 1703 году, когда Пётр I только задумал основать город-крепость на острове Котлин, форты были призваны служить защитой Санкт-Петербурга от внешних врагов. Это уникальное фортификационное сооружение разрабатывали лучшие военные инженеры и строители.

Сегодня форты Кронштадта – в списке самых желанных объектов для посещения среди достопримечательностей Петербурга.

Как попасть на форты Кронштадта

В летний сезон регулярно организуются морские прогулки на катерах и теплоходах. Они ждут туристов на Зимней пристани. В частности, организованные экскурсии предлагает Музей истории Кронштадта: http://visitkronshtadt.ru/ot-sredney-gavani

На некоторые форты возможна высадка.

Форт «Кроншлот»

Первый форт Петербурга, построен в 1703-1704 гг. Именно с Кроншлота началось строительство оборонительных сооружений вблизи острова Котлин. Первыми авторами проекта были Пётр I и Доменико Трезини. Позже, в 1715-1724 гг., форт был перестроен – стал больше, появилась внутренняя гавань и три бастиона. В 1850-1860 гг. два бастиона было решено заменить – вместо них построена каменная многоярусная Николаевская батарея.

В годы ленинградской блокады Кроншлот регулярно подвергался обстрелам. На территории форта базировались войска Красной армии, почти полностью оторванные от внешнего мира. За это Кроншлот получил неофициальное прозвище «Остров погибших женихов».

Форт «Пётр I»

Построен в 1721—1724 гг., модернизирован в 1827-1834 гг. Во время реконструкции ряжевое основание не менялось, а сам форт превратился из деревянного в каменный.

Главная цель создания форта – защита Купеческой гавани. Император Пётр I повелел построить новый (второй после Кроншлота) форт, назвав его «Цитаделью». Руководство строительством было отдано англичанину Эдварду Лейну, показавшему себя талантливым гидротехником, строителем гаваней и каналов. Спустя столетие, ответственным за перестройку форта был назначен первый директор Строительного департамента Морского министерства генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер. 7 сентября 1834 г. форту было присвоено имя «Император Пётр I».

Форт «Павел I»

Каменный многоярусный форт. Построен в 1807-1812 гг., перестроен в 1845-1859 гг., в настоящее время разрушен, сохранилось только основание. Долгое время был самым крупным и внушительным морским фортом, ключевым на Большом Кронштадтском рейде.

Читайте также  Подробная карта глубин Черного моря

Форт возник в период континентальной блокады Англии. Чтобы отразить потенциальное нападение английской эскадры, император Николай I постановил соорудить деревянные укрепления в юго-западном направлении от Кроншлота. Форт получил название «Рисбанк». Позже сам же Николай активно участвовал в переустройстве форта. Именно он предложил удачное решение нового строительства внутри ряжевой преграды, которая осталась после разборки существовавшего ранее сооружения. Во время реконструкции форт облицевали гранитом. К началу Крымской войны указом Николая I форту присвоено имя «Павел I».

Форт «Александр I»

Каменный многоярусный форт с внутренним двором. Построен в 1836-1845 гг.

У него богатая история: форт служил настоящей морской крепостью, здесь размещались минные склады и даже противочумная лаборатория. В конце XIX века, во время Третьей пандемии чумы, на уединённом форте разместилась «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае ея появления в России», созданная на базе Императорского института экспериментальной медицины. В лаборатории разрабатывали вакцины и иммунные сыворотки. До сих пор форт носит неофициальное название «Чумный» или «Чумной».

Внешний вид могучего форта «Александр I» манит гостей Кронштадта – он загадочен и очень похож на знаменитый форт Боярд у побережья Франции. Однако «Император Александр I» построен раньше своего французского «коллеги»: кронштадтский форт торжественно открыли в 1845 году, а форт Боярд окончательно построили только к 1857 году.

Форт «Константин»

Экспериментальный форт с разными батареями. Построен в 1868-1879 гг., перестроен в 1897-1901 гг. Форт возвели на месте двухъярусной деревянной батареи, строительство которой началось ещё в 1800-х годах. Там же в 1858-1864 гг. построили дерево-земляную батарею, которую позже расширили и возвели каменные и стальные с земляной защитой батареи. Неофициальное название форта – Двойная южная батарея.

Форт «Константин» долгое время был испытательным полигоном. Здесь проходили апробацию артиллерийская техника и новые приёмы фортификации.

Форт «Тотлебен»

Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны. Построен в 1896-1913 гг. Автор проекта и руководитель строительства – инженер-капитан А. А. Шишкин.

Форт «Обручев»

Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны. Построен в 1896-1913 гг. Автор проекта и руководитель строительства – инженер-капитан А. А. Шишкин.

Форт «Шанц» («Шанец»)

Форт второй оборонительной линии морской крепости. Изначально земляной в 1700-х годах, спустя полтора века перестроен в бетонно-земляные укрепления. В 1863 году возведён второй шанец южнее первого: форт также известен как Александровская батарея, а две его части – как Александр и Николай Шанцы.

Форт «Риф»

Построен в 1898-1912 гг. Бетонно-земляное укрепление с пушечными и мортирными батареями.

Бывшая Александровская батарея с богатой историей. На территории форта проводились испытания стойкости фортификационных сооружений на основе портландцемента, строились экспериментальные башнеобразные казематы. В годы революции гарнизон «Рифа» принимал активное участие в революционной смуте, в 1919 году форт подвергался обстрелу с «Красной Горки», а при подавлении Кронштадтского восстания в ночь на 18 марта 1921 года отсюда по льду в Финляндию уходили от расправы оставшиеся защитники крепости.

Северные номерные форты

Северный форт № 1

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1861-1869 гг. Сегодня связан с берегом дамбой.
Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 2

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1862-1867 гг. Хорошо сохранился внешний вид и внутренние укрепления форта.
Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 3

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1862-1867 гг. При возведении комплекса защитных сооружений стал частью дамбы, а сооружения форта пострадали от строительной техники.
Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 4 «Зверев»

Построен в 1864-1869 гг. по образцу Северной батареи № 6. Инженер – генерал-майор Зверев, в честь которого форт впоследствии был назван.

Пол форта был покрыт природным асфальтом – это стало первым успешным применением асфальта в России. Перед Первой мировой войной на форте были установлены орудия Виккерса калибра 4120 мм.

Северный форт № 5

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1864-1869 гг. Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 6

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1864-1869 гг. Каменно-земляная батарея.

Перед Первой мировой войной на форте были устроены бетонные дворики для четырёх 6-дюймовых скорострельных пушек Кане.

С 1962 года здесь находились службы военного ведомства, которые без учёта исторической ценности застроили его зданиями из силикатного кирпича и полностью исказили архитектурный облик сооружений середины XIX века.

Северный форт № 7

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1857-1866 гг. Каменно-земляная батарея, ближайшая к Сестрорецку.

Южные номерные форты

Южный форт № 1

Форт построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1865-1868 гг. Каменно-земляная морская батарея.

Южный форт № 2 «Дзичканец»

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1869-1873 гг. Каменно-земляная морская батарея. Название «Дзичканец» было присвоено форту в апреле 1856 года. Иосиф Гедеонович Дзичканец был генерал-лейтенантом, в 1855-1859 гг. руководил строительством укреплений вокруг Кронштадта.

Южный форт № 3 «Граф Милютин»

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1869-1879 гг. Редкий для середины XIX века образец батареи: впервые в русской фортификации орудия были установлены в скрывающихся башнях. Из-за этого батарею так и называли – «Башенная».
Официально форт назван в честь графа Дмитрия Милютина – генерал-адъютанта, почётного члена Михайловской военной академии, военного министра, под началом которого велись преобразования военного ведомства и модернизация фортов Кронштадта в 1861-1881 годах.

Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте

Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте — это реализованная часть глобального проекта по превращению города в крупнейший в мире остров-музей, посвященный Военно-морскому флоту. В рамках проекта также предусмотрены создание набережной, яхтенного порта, океанариума и музея военно-морской славы, реконструкция фортов «Император Александр I», «Кроншлот», «Пётр I», строительство канатной дороги и другой инфраструктуры.

Музейно-исторический парк «Остров фортов»: видео проекта

Открытие парка «Остров фортов» в Кронштадте

Строительство первой очереди кластера завершилось в 2020 году. 8 августа для горожан и гостей Кронштадта открыли музейно-исторический парк «Остров фортов». На территории в 9 га разместились интересные и познавательные объекты, места отдыха для взрослых и детей, спортивные площадки, фудкорты, прогулочные зоны.

Время работы и цены

Исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте работает ежедневно с 08:00 до 22:00. Вход в парк и на все площадки бесплатный, за исключением Веревочного парка.

Проект нового парка ВМФ в Кронштадте, что посмотреть

В центре нового парка Кронштадта — 150-метровая Аллея героев российского флота. Вдоль нее в хронологическом порядке выстроены альковы со сведениями о выдающихся военно-морских деятелях и информацией о важнейших событиях в истории российского флота. Владельцы смартфонов смогут получить дополнительную справку с помощью QR-кодов, прикрепленных к каждому алькову.

Продолжением Аллеи героев российского флота является Сад памяти с маяком. На Маяке памяти в Кронштадте упомянуты имена и звания 200 героев флота. Среди них адмиралы, офицеры, матросы, служившие в разные годы. Сад памяти представляет собой зеленую зону возле маяка. Для ее создания волонтеры высадили десятки деревьев — яблони, сосны, ивы.

Посетителей с детьми сразу привлекают Панорамные качели с отличным видом на парк и воду. Одновременно на них могут качаться 24 человека. Сооружение представляет собой круг, внутри которого оборудована площадка для мероприятий.

Для активных ребят архитекторы предусмотрели огромную Игровую площадку. На площади в 1000 кв. метров разместились качели, горки, сетки для лазания, игровые элементы, стилизованные под капитанский мостик и многое другое. Для самых юных гостей музейно-исторического парка «Остров фортов» (до 3-х лет) предусмотрена отдельная зона. И еще две площадки выделены для ребят с 3-х до 12 лет.

Из всех объектов парка ВМФ в Кронштадте первым открылся Всесезонный учебно-спортивный палаточный комплекс «Лагерь настоящих героев». Комплекс в 4,3 га состоит из куполов Фуллера, в которых живут воспитанники, спортивных и игровых площадок. В каждом куполе помещается 10 ребят. Необычные палатки оборудованы мебелью, кондиционерами и системами отопления. Для туалетов и душевых отведено отдельное помещение. Вся территория находится под видеонаблюдением, присутствует охрана, следящая за безопасностью детей. Лагерь настоящих героев открылся 11 июля 2020 года.

Еще одна активная зона расположена по соседству с Детской площадкой. Это двухъярусный Веревочный парк с трассами для детей и взрослых. Первое время после открытия аттракцион работает в тестовом режиме и бесплатно. В дальнейшем организаторы будут продавать билеты.

Создатели парка «Остров фортов» в Кронштадте позаботились и о тех, кто предпочитает тихий отдых с прогулками по тенистым аллеям. Для них в Саду Памяти создана Зона тихого отдыха с деревянными мостками. С другой стороны от Центральной аллеи разбит Яблоневый сад с прудом.

Посмотреть расположение всех объектов и узнать больше информации о новом парке ВМФ можно на официальном сайте проекта «Кронштадт. Остров фортов».

Как добраться

Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте находится по адресу: Цитадельское шоссе, 14. Добраться сюда можно на общественном транспорте, на машине или пешком. У входа организованы парковки для автомобилей и велосипедов.

Из Санкт-Петербурга до Кронштадта ходят следующие рейсы:

  • Маршрутка К-407 от станции метро «Проспект Просвещения»;
  • Маршрутка № 405 от станции метро «Черная речка»;
  • Автобус № 101 от станции метро «Старая Деревня».

Выйти лучше всего на остановке «Владимирская улица», а затем по улице Зосимова пройти к Цитадельскому шоссе.

Еще один способ попасть в Кронштадт подробно описан в нашей статье:

На машине из центра Северной столицы получится доехать примерно за час. Кратчайший путь лежит через Приморский район.

Автомобильный маршрут из Санкт-Петербурга на Яндекс. Картах:

Услуги такси предоставляют десятки компаний. Из наиболее популярных Яндекс. Такси, Uber, Gett, Везет, Maxim.

Видео с открытия парка «Остров фортов» в Кронштадте:

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва