Царь колокол история кратко для детей
- Краткая история царь-пушки и царь-колокола для детей
- Что общего у царь-колокола и царь-пушки?
- Царь-пушка как символ военной мощи
- История
- Громогласный царь-колокол
- История
- Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
- История создания Царь-колокола
- Кто отлил памятник
- Легенда о Царь-колоколе
- Подготовительный этап
- Интересные факты о Царь-колоколе:
- Рейтинг достопримечательности
- Особенности посещения и стоимость
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
- На своём месте
- История царь колокола (кратко)
- Как отливали Царь-колокол
- Поднятие Царь-колокола и его реставрация
- Другие большие колокола
- Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Царь-колокол и Царь-пушка»
- Царь- колокол.
- Царь-пушка
- Прикреплённые файлы:
- Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
- Где находится памятник, кем создан
- Сколько весит Царь-колокол
- Идея сооружения памятника
- Кто отлил памятник
- Подготовительный этап
- Процесс создания
- Отколовшийся кусок
- Легенда о Царь-колоколе
- Интересное видео об удивительном Царь Колоколе
- Царь-колокол
- Царь-колокол
- Сэкономь на путешествии!
- Общая информация
- История создания
- Особенности внешнего убранства
- Легенда о Царь-колоколе
- Интересные факты
- Посещение Царь-колокола
- Как добраться
Краткая история царь-пушки и царь-колокола для детей
Царь-пушка и Царь-колокол для детей – гигантские объекты. Сухие исторические данные могут помешать проникнуться всей мощью и величием памятников. Предлагаем рассказать о них кратко, но интересно.
Что общего у царь-колокола и царь-пушки?
Царь-колокол и царь-пушка – памятники русского литейного искусства XVIII века. Своим видом они напоминают о времени, когда на Руси жили умельцы с золотыми руками и большим талантом.
- Оба памятника впечатляют своими размерами и красивыми рельефными украшениями на поверхности.
- Они стоят рядом – возле храма-колокольни Ивана Великого на Соборной площади Кремля. Пушка приставлена к звоннице с севера. Колокол стоит на каменном постаменте напротив.
- Считается, что царь-колокол никогда не звонил, а царь-пушка никогда не стреляла. Но это правда лишь отчасти.
- Создание шедевров инициировал один человек – Борис Годунов, шурин царя Федора Ивановича и первый русский царь из династии Годуновых. Что правда, первый царь-колокол раскололся при пожаре. Его отливали заново не один раз, используя металл от предыдущих колоколов.
Царь-колокол и царь-пушка – самые впечатляющие достопримечательности Кремлевского дворца. Многие приезжают в Москву только затем, чтобы на них полюбоваться.
Царь-пушка как символ военной мощи
Интересный факт. Царь-пушку занесли в книгу рекордов Гиннесса как пушку наибольшего калибра. Специалисты рассчитали, что она могла бы стрелять ядрами из камня весом до 1 тонны!
Кстати, ядра, расположенные рядом с ней, декоративные. У царь-пушки уникальные габариты:
- диаметр ствола снаружи – 120 см;
- узорный пояс около дула – 134 см;
- калибр – 890 мм.
По это причине ее нельзя отнести к определенному классу орудий. Сегодня пушка считалась бы мортирой. Но по классификациям того времени конструктивно это дробовик.
Как и царь-колокол, царь-пушку украшают узоры и изображения. Спереди на стволе можно рассмотреть фигуру царя Федора Ивановича на коне. На ней имеются надписи – послания для русского народа. В том числе написано имя умельца, сделавшего царь-пушку. Это Андрей Чохов.
История
Саму царь-пушку сделали больше 400 лет назад – в 1586 году, а опору для нее и ядра намного позже (только в 1859 году). История царь-пушки кратко:
- Борис Годунов подсказал царю Федору Ивановичу отлить орудие из бронзы «царского» размера. Пушка должна была символизировать мощь России и добавлять трибуне для царских указов величие.
- Андрей Чохов отлил пушку по указу царя. Ее поставили на Красной площади рядом с Лобным местом. Со стороны виделось, будто бы она защищает Покровский собор и Спасские ворота.
- Царь-пушку много раз перемещали: то во двор Арсенала, то к воротам, затем к старому зданию Оружейной палаты. Наконец, в 1960 году ее перевезли туда, где она стоит сегодня – к храму-колокольне Ивана Великого. Для того чтобы сдвинуть пушку с места, понадобилось 200 лошадей.
- Во время оккупации Москвы французской армией в 1812 году был взорван двор, где стояла пушка. К счастью, она не пострадала. Сгорела только деревянная опора – лафет.
- В 1835 году для пушки выковали новый, замысловатый чугунный лафет с орнаментом, который можно увидеть сегодня. Его покрыли бронзовой краской.
Ученые по сей день спорят, стреляла ли царь-пушка хотя бы раз? Одни специалисты уверяют, что один выстрел пушка все же произвела. Другие настаивают, что это невозможно, так как орудие не закончено (затравочное отверстие не просверлено). Точно известно только одно. По крайней мере, однажды царь-пушку готовили к бою. В 1591 году вместе с другой артиллерией ее устанавливали в Китай-городе для защиты от войск Казы-Гирея.
У царь-пушки есть три копии. Первые две очень похожи на оригинал. Они были сделаны из чугуна в 2001 году в Ижевске. Один экземпляр был установлен у входа в завод «Ижсталь», второй подарили Донецку. Третья копия стоит на площади в Йошкар-Оле. Она меньше кремлевской пушки в два раза, сделана из стали, а узор на ней простой.
Громогласный царь-колокол
Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит! Его высота составляет 6,2 м, а диаметр – 6,6 м. Весит он почти 202 тонны. Можно только представить себе, как он мог звучать.
Интересно, что несколько десятков лет назад через отверстие можно было проникнуть внутрь. В наши дни проем закрыт сеткой. На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю. На нем присутствуют изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей.
Интересный факт. Царь-колокол провел в земле около 100 лет. После пожара в 1737 году его долгое время не могли поднять.
Его достали из ямы, в которой он отливался, только в 1836 году, да так и не починили. Звон царь-колокола был бы настолько громким, что вызвал бы панику у людей и животных. С момента подъема колокол стоит на постаменте и является одной из главных достопримечательностей России.
История
Первый царь-колокол весил 33 тонны. Он был отлит в 1599 году и звонил на площади Кремля целых 50 лет, удивляя местных жителей своей красотой и мощным звуком. Дальше случился пожар, и колокол раскололся. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил сделать из старого новый царь-колокол, больше от предыдущего в 4 раза!
На поиски мастеров и работу ушло немало лет. Второй колокол отлили в 1654 году, но он быстро раскололся при ударе языком. Через год его перезалили. Колокольный звон распространялся на 7,5 км! И снова народ радовался недолго. Колокол упал и только чудом остался целым. Спустя 13 лет его повесили, а еще через 25 лет он разбился при пожаре.
Интересный факт. Предшественники царь-колокола звонили по 50 лет, а затем раскалывались в пожарах.
С 1701 по 1730 год о восстановлении колокола молчали. Наконец, в 1730 году Анна Иоанновна поручила отлить его снова «с пополнением…чтобы в отделке было 10 000 пуд» – значилось в указе. Искать мастеров пытались за границей. Императрица обещала щедрое вознаграждение. Но мастера думали, что с ними шутят. Уж слишком большой был вес и размер сооружения!
Нашли умельцев на Руси. Работу вызвались выполнить Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работы велись целых два года. Для создания колокола вырыли огромную яму и поставили кругом 4 литейных печи. В общей сложности над проектом работали 200, а затем 400 человек. В процессе печи ломались. Возникали пожары и трудности. Отливку царь-колокола Михаил закончил один. Отец его скончался.
Интересный факт. В царь-колоколе 72 кг золота и 525 кг серебра.
Неизвестно, как они туда попали. Колокол планировали отливать из старого царь-колокола с добавлением меди и олова. Но когда печь сломалась и медь ушла, пришлось собрать с пушечного двора и расплавить 600 других колоколов. Возможно, отсюда в составе появились золото и серебро.
В 1735 году работы были закончены и колокол, который можно увидеть сейчас, был отлит. На него начали наносить красивые узоры и надписи. Но в 1737 опять случился сильнейший пожар, во время которого от колокола откололся кусок весом в 11 тонн. То ли он упал с мостков, то ли раскол произошел от тушения холодной водой. Или технология изготовления была неправильной. Ученые до сих пор спорят о причинах появления осколка.
История появления царь-колокола и царь-пушки окутана множеством легенд, домыслов и споров, интересных для детей. Рассказывать о достопримечательностях углубленно можно, начиная со 2 класса школы. Детям важно не только послушать, но и посмотреть на сооружения хотя бы на фото. Интересный рассказ поможет ученикам лучше запомнить материал и проникнуться любовью к Родине.
Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
Царь-колокол в Москве — одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными — Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.
История создания Царь-колокола
Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения — это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше — весом уже 160 тонн.
Однако и ему не суждено было долго звонить — григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.
Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.
И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…
Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут — это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания — 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало — почти 100 лет.
И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время
. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.
С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек — Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.
Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.
Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола — отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых — на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя — Фёдор Медведев.
Кто отлил памятник
Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.
Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.
Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.
Легенда о Царь-колоколе
Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.
В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.
Подготовительный этап
Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.
Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.
Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.
В состав изделия входят следующие металлы:
Металл | Процент содержания |
Медь | 84,51% |
Олово | 13,21% |
Сера | 1,25% |
Золото | 0,036% |
Серебро | 0,25% |
Интересные факты о Царь-колоколе:
- В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
- Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
- В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
- У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.35 [95 Голоса (ов)]
← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
- полный — 700 руб.
- льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 350 руб.
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
- в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
- в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.
Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: Москва Кремль
Царь-колокол в Кремле – лучший образец русского литейного искусства 18 века. Его размеры поражают: высота – более 6 метров, диаметр у основания – почти 7 метров, вес – 202 тонны. Этот могущественный исполин символизирует мощь и силу российского государства. Среди достопримечательностей Москвы царь-колокол занимает ведущее место: ни один из туристов не пройдет мимо и не устоит перед желанием сделать памятное фото на его фоне.
Нынешний Царь-колокол в Москве имеет много предшественников. Начиная со времен царя Ивана III Васильевича, каждый правитель считал своим долгом отдать приказ о создании гигантского колокола. Самый первый, отлитый в 1462 году, теперь кажется очень скромным по размеру и весу – всего лишь 8 тонн.
На своём месте
Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.
17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.
С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.
История царь колокола (кратко)
Царь-колокол — известный всему миру исторический памятник. Гигантский монумент занимает почетное место в Кремле. В 2020 году исполнится 285 лет колоколу, который за все время существования не издал ни одного звука.
Как отливали Царь-колокол
Государыня Анна Иоанновна хотела, чтобы в честь ее царствования был отлит колокол-исполин. Ответственное дело возглавил литейщик Моторин Иван вместе со своим сыном Михаилом. В 1730 г. вышел указ императрицы и стартовали подготовительные работы. В 1734-м торжественно начали плавить металл. В работе было задействовано более двухсот человек.
Во время плавления меди вышла из строя одна плавильная печь, из-за чего разлилось много раскаленной меди. Случился большой пожар, последствия которого пришлось устранять в течение года. Вскоре Иван Моторин скончался, так и не успев закончить начатое дело. Его сын Михаил возглавил литейные работы.
Было запущено 4 печи, в которых полтора суток плавилась медь. На отливание ушло более часа. 25 ноября 1735 г. стал днем окончания отлива самого большого в мире колокола. Масса царь-колокола составила 200 тонн, длина 6,24 м. и 6,6 м. диаметр. Предстояло еще выполнить работы по чеканке для нанесения рисунков. На это ушло еще полтора года, но в мае 1737 года произошло возгорание, в результате которого было обнаружено, что от колокола откололся большой обломок. Его вес составил 11 тонн.
- Царь-колокол – безмолвный гигант, который не смог издать ни одного звука за более чем три века. Для него даже не отливали язык. А если бы начал звенеть, то издаваемые звуки могли вызвать страх и панику у людей и животных.
- По мнению современных специалистов литейного дела, скол произошел из-за несоблюдения технологий при отливе. Случилось это перед пожаром, когда колокол находился в яме. Предполагается, что мастер Моторин знал, что колокол треснул еще до пожара.
- До 1608 года самым большим был Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн. Возможно, он так бы и остался лидером по размеру, если бы в 1608 г. не был похищен португальцем Феллипе Де Брито, который ненароком утопил колокол в реке.
Поднятие Царь-колокола и его реставрация
Царь-колокол оставался в яме для отлива в течение века. В 1836 г. великана подняли из ямы и установили рядом с памятником Ивану Великому. Только в 1979 году начались реставрационные работы. В результате химического анализа было установлено, что в колоколе содержится не только мель и олово, но золото (примерно 72 кг) и серебро (полтонны).
На колоколе изображена Анна Иоанновна в платье для коронации. Также запечатлен царь Алексей Михайлович во весь рост. В руке у него скипетр и держава. Это напоминание о том, что был предшественник колокола, вылитый при царе в 1652 году. Весил гигант 130 тонн и был самым большим, пока толпа не разбила его на Рождество 1654 года.
Другие большие колокола
До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.
- Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
- В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
- В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.
Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Царь-колокол и Царь-пушка»
Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Царь-колокол и Царь-пушка»
[i(Фотография из моего личного архива)][/i]
Вступление:Сегодня я расскажу о хорошо всем знакомым памятниках литейному искусству- Царь-пушке и Царь-колоколе.
Просили нас о них рассказать наши друзья из Бурятии- группа «Сказка» и замечательный воспитатель Ланна Васильевна Черкашина. Друзьям мы письмо уже отправили и кратко в письме обо всем рассказали)
А я сегодня расскажу о этих знаменитых экспонатах Московского кремля немножко подробнее, а уж что и как рассказать детям каждый решит сам.
Царь- колокол.
Ты символ православия России,
По мощи, равных нет колоколов!
И голос твой, он не молчит,
Царь-колокол, как сотни лет назад,
Он с каждой церковной колокольни,
В колоколах больших и малых перезвоне,
Звучит, и бережёт великую Россию!
Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался.
У известного в наше время «Царь-колокола» было несколько предшественников. Первый, Годуновский колокол, отлили в 1599 году. Он находился на Ивановской площади Кремля. Колокол удивлял размерами и красотой как местных жителей, так и путешественников из других стран — он весил 33,6 тонны. Колокол прослужил почти 50 лет, но раскололся из-за сильного пожара в Москве.
В 1651-м заговорили об отливке колокола весом в 130 тонн. Царь Алексей Михайлович хотел поручить работу Гансу Фальку, но Фальк запросил для выполнения пять лет и не захотел использовать медь из разбившегося колокола. Московские мастера — Данила Матвеев, его сын Емельян Матвеев, помощники Кирилл Самойлов, Василий Борисов и Семён Симонов — были готовы выполнить аналогичную работу за год и с использованием старой меди
Колокол отлили в 1654 году, использовав в том числе металл предыдущего, и в декабре того же года он уже звонил с колокольни, его звук распространялся до 7,5 километров. Этот колокол вскоре раскололся от сильного удара языком, и в 1655-м его перезаливкой занялся Александр Григорьев. Мастер работал над колоколом десять месяцев, с февраля по декабрь. В 1661 году колокол упал на землю, но остался целым, и в 1674-м его снова повесили. Второй колокол практически повторил судьбу первого — разбился в 1701-м из-за пожара, прослужив почти 50 лет.
В 1730-м императрица Анна Иоанновна пожелала оставить память о царствовании и приказала заново отлить разбитый колокол Григорьева.
На этот раз вес нового колокола должен был составить 200 тонн. Поначалу специалистов для выполнения задачи искали за границей. Француз Жермен, королевский механик, «королевский золотых дел мастер и член Академии Наук», получил щедрое предложение, но решил, что это шутка и от выполнения задачи отказался. За дело взялись Моторины Иван Фёдорович и его сын Михаил Иванович.
Иван Моторин умер менее чем через год со старта работ — 19 августа 1735 года, и работа полностью перешла к его сыну Михаилу. При Михаиле остались литейщики — крепостной его отца Гаврила Лукьянов «сын Смирной» и посадский Огородной слободы Андрей Фёдоров «сын Моляров».
9 июня (по новому стилю) 1737 года в Москве произошёл Троицкий пожар, считавшийся великим до пожара 1812-го. По общепринятой версии, во время этого пожара загорелась деревянная постройка над ямой с колоколом, в неё начали падать горящие бревна. Во время спасения колокол упал с особых мостков, стоивших тогда 62 тысячи рублей, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны.
Примечание:Современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол из пластичной колокольной бронзы раскололся во время пожара, и предполагают появление трещин из-за нарушений в технологии. В пользу версии говорит также тот факт, что колокол после пожара стоял на решётке — он не смог бы упасть так точно в то же место, которое занял после отлива. Поэтому же большинство исследователей считают, что колокол не вынимали из ямы — его неоднократно и безуспешно пытались поднять после пожара.
Расколовшийся колокол оставался в земле почти сто лет, так как считался неподъёмным. В 1792 и 1819 годах предпринимались неудачные попытки поднять колокол, а в 1821 году яму расчистили и обнесли лестницами и перилами. Для желающих посмотреть организовали экскурсии.
Проект подъёма и установки колокола на постаменте разработал архитектор Иван Мироновский в 1827—1831 годах. Осуществить проект поручили французскому инженеру Огюсту Монферрану. На подготовительные работы ушло полгода.
Колокол установили на постамент рядом с колокольней Ивана Великого, где он и находится в настоящее время. С этого времени колокол вошёл в число главных русских достопримечательностей.
Царь-пушка
. С виду вовсе не игрушка –
как везли, тряслась земля –
не стрелявшая Царь-Пушка –
символ крепости Кремля.
Стопудовой ядра пробы.
Басурманы ли, орда:
зарядить, да жахнуть, чтобы
разбежались кто куда!
Но не жахнули! Царь-Пушку
отливали, видно, зря:
заряжать и целить в мушку –
не нашлось богатыря?.
Царь-пушка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего времени, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире.
Пушка отлита в 1586 году, а лафет и декоративные ядра — в 1859-м. Первоначально установлена у Лобного места, в начале XVIII века перенесена во двор Арсенала. В 30-х годах XIX века вместе с другими пушками выставлена у фасада Оружейной платы в качестве музейного экспоната.
По приказу царя Фёдора Ивановича в 1586 году мастер Андрей Чохов отлил из бронзы Царь-пушку. Автором идеи являлся шурин царя Борис Годунов, в то время фактически управлявший государством. По одной из версий, своё название Царь-пушка получила в честь Фёдора Ивановича, но большинство исследователей считают, что название связано именно с размерами орудия.
По приказу царя, пушку установили рядом с Лобным местом на Красной площади, чтобы сделать его более впечатляющей трибуной для выступлений государя и чтения его указов. Пушка символизировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота, а также способствовала популярности самого Бориса Годунова.
Хотя пушка была отлита как полноценное боевое орудие, фактически она ни разу не стреляла. Единственный раз её привели в боевую готовность в 1591 году вместе с остальной столичной артиллерией, когда к Москве приблизились войска Казы-Гирея. Её установили в Китай-городе для защиты главных кремлёвских ворот и переправы через Москву-реку.
В 1843 году Царь-пушку и несколько других орудий перенесли к старому зданию Оружейной палаты, позже переоборудованному под казармы. На этом месте она простояла более ста лет, пока в 1960-м казармы не снесли, и на их месте начали строительство Кремлёвского дворца съездов. В это время Царь-пушка была переставлена к северному фасаду звоницы колокольни Ивана Великого, где находится до сих пор, а с противоположной стороны от неё стороны стоит Царь-колокол.
Прикреплённые файлы:
car-kolokol_3cevc.pptx | 10301,94 Кб |
Сценарий праздника «Царь горох и волшебная горошина» Дети входят в зал под музыку Ведущий. Как звонко музыка звучала! Нас чудный праздник нынче ждёт, И по секрету я узнала, Что осень в гости.
Аппликация из природного материала «Царь зверей и ежата!» Тема: «Царь зверей и ежата!» Здравствуйте коллеги! Вашему вниманию сегодня хочу предложить аппликацию из природного материала (листьев).
Фотоотчет о весеннем празднике 8 марта «Как царь Горох жениться хотел» в подготовительной группе Мама! Это самое дорогое, что есть у нас в жизни. Самый близкий и родной человек. Мама подарила нам жизнь и любит нас не за какие-то заслуги,.
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Храм Христа Спасителя» Вступление: Сегодня я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, рассказ- презентацию о Храме Христа Спасителя. Материал рассчитан.
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Собор Василия Блаженного» Знакомство детей с Москвой обычно начинается с ее сердца, с самого центра,- Красной площади и Московского кремля. Рассказывая детям о Красной.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Царь и сапожник. Звуки [С], [Ц]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы. Тема: «Царь и сапожник». Звуки [с-ц]. Буквы С,Ц. Цели: •.
Презентация занятия в старшей группе на тему «Царь Петр Великий» Родная страна. Родной город. Люди, вершившие судьбы и меняющие ход истории. Каждому необходимо знать историю родного края. Санкт — Петербург.
Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Царь Горох и новогодний переполох» Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Царь Горох и новогодний переполох» Под музыку в зал входит ведущий Вед: (разворачивает.
Сценарий развлечения «Царь горох» в рамках проекта «Ох, ох, ох, посадили мы горох» «Царь горох» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное.
Сказка для инсценировки «Задумал царь жениться» Сказительница: Сказка о Василисе Прекрасной» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. И вот приспичило ему на старость.
Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
Прошло много времени с момента установки архитектурного памятника на территории Кремля, но его всегда будут считать историческим достоянием в литьевом творчестве. В статье собрана краткая история возникновения Царь-колокола, задумка разработки данного изделия и его месторасположение.
Где находится памятник, кем создан
Царь-колокол находится на оборудованном возвышении внутри Московского Кремля, на Ивановской площади. Это одно из исторических достояний, известное на весь мир. Колокол был создан в XIIX веке семьей литейщиков: Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Экспонат является важным памятником в истории государства.
Сколько весит Царь-колокол
Царь-колокол считается одним из самых крупных экземпляров из колоколов в мире.
Царь-колокол — превосходное произведение колокольного творчества, не имеющее аналогов в мире.
Размеры колокола:
- высота — 6,24 метра;
- диаметр — 6,6 метра;
- вес — 202 тонны.
Идея сооружения памятника
История создания монумента неоднозначна, как может показаться:
- Экземпляр, который находится сейчас в Москве, не первый и не единственный в своем роде. Был еще его предшественник, сделанный в 1600 г. Вес изделия доходил до 40 т. Так началась история возникновения архитектурного памятника.
- В середине XVII века данный экземпляр разбился, и сразу было принято решение выплавить новую модель, которая отличалась большими размерами. Вес данной модели составлял 130 тонн, но и она продержалась недолго (до Рождества 1654 г.).
- На этом решили не останавливаться, а создать экземпляр еще мощнее на 30 т. Заказ был выполнен профессионалом А. Григорьевым, но в 1701 г. этот колокол был разрушен при сильном пожаре.
- На очередное выполнение проекта осмелились через 30 лет. На работу ушло около 4-х лет, но по назначению его никогда не использовали.
- Царь-колокол (история кратко описывает о том, что колокол был создан по приказу российской императрицы в память о её царствовании) решила возродить Анна Иоанновна. Указ был подписан в 1730 г.
Кто отлил памятник
Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.
Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.
Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.
Подготовительный этап
Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.
Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.
Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.
В состав изделия входят следующие металлы:
Металл | Процент содержания |
Медь | 84,51% |
Олово | 13,21% |
Сера | 1,25% |
Золото | 0,036% |
Серебро | 0,25% |
Процесс создания
Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.
Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.
Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.
Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.
Установка Царь Колокола
Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.
Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.
Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.
Отколовшийся кусок
В истории колокола случался не один пожар. Весной 1737 г. на конечном этапе чеканных работ, а именно создания декоративных украшений и надписей, начался пожар, известный всем как Троицкий. Отлитый колокол находился в яме, в которой выполнялись все технические работы, а яма сверху была перекрыта дубовыми брусьями.
Во время этого пожара были уничтожены деревянные установки с шатром, установленным над литейной ямой. Загоревшиеся брусья начали падать вниз на памятник. Люди в панике не знали, как правильно потушить огонь и решили, что вода лучший вариант.
В процессе тушения пожара на раскаленный колокол попала холодная вода, и нагретый металл не выдержал теплоперепада. По нему образовались расколы и рубцы. Колокол с треском потерял отделившуюся часть весом в 11,5 т. Сломанным и вышедшим из строя он был никому не нужен и его оставили на том же месте.
История кратко рассказывается, что Царь-колокол находился в яме почти 100 лет. Яму решили почистить, оборудовать досками и соорудить к нему лестницу с перилами. Желающие могли спуститься по ней и полюбоваться величием шедевра.
Особенным этапом с момента создания памятника считается его поднятие со дна углубления. Длительный промежуток времени предполагали, что поднять его не получится.
Подготовительные работы по поднятию колокола проходили скрупулезно и детально. Важна была каждая мелочь. Для начала убрали всю землю из углубления вокруг колокола и установили сруб, чтобы предотвратить обрушение. Затем извлекли воду. Подготовка велась около 2-х месяцев.
В день поднятия монумента собралось огромное количество людей. Вес был настолько велик, что 2 каната не выдержали напряжения и треснули. Колокол замер в неправильном положении. Один рабочий опустился вниз под колокол и соорудил под него подставку с помощью бревен. После этого колокол был установлен на бревна.
Инженер объяснил неудачную попытку поднятия литейного изделия из-за непрочных канатов, которые пришли в негодность спустя полгода после их приобретения. Были заказаны новые канаты в большем количестве. Теперь их было не 4, а 20. На этот раз подъем удалось выполнить в течение часа.
Была проведена реконструкция установки, а также извлечен отломившийся когда-то осколок, который находился под землей. Колокол поместили на восьмигранную установку вблизи с колокольней Ивана Великого, где он и находится с лета 1836 г.
Легенда о Царь-колоколе
Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.
После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.
Памятник литейного творчества Царь-колокол является великим достоянием родного государства для детей и для взрослого поколения.
История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.
Автор статьи: Alliya
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Интересное видео об удивительном Царь Колоколе
Царь-колокол
Царь-колокол
Царь-колокол, который находится в Московском Кремле, а именно на Ивановской площади, у подножья колокольни «Иван Великий», является уникальным памятником русского художественного литья XVIII века. Будучи без преувеличения настоящим произведением искусства, Царь-колокол поражает воображение каждого, кто оказывается рядом с ним. Размеры этой достопримечательности поистине грандиозны: высота – 6,6 м, а диаметр самой широкой, то есть нижней части колокола (так называемой «юбки») – 6,14 м.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…
Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле
История создания
Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.
Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.
Царь-колокол или великий колокол, 1890 год
Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.
Царь-колокол в XIX веке. Фото Шерер, Рабгольц & Ко. Между 1901 и 1917 годами
А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали — он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.
Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.
К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.
Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.
Царь-колокол в начале XX века, ранее 1917 года
Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.
Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.
Особенности внешнего убранства
Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.
Изображение царя Алексея Михайловича Романова на Царь-колоколе
Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.
Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».
Надпись на Царь-колоколе
Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.
А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.
Легенда о Царь-колоколе
Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII — начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.
Отломившийся кусок от Царь-колокола стоит рядом с ним
Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.
Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.
Интересные факты
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.
В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.
Кстати, собственного языка у Царь-колокола никогда и не было. Язык, который можно видеть рядом с ним, взяли от другого колокола.
Царь-колокол внутри Царь-колокол в Московском Кремле
Посещение Царь-колокола
Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок
Как добраться
Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.
Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья — Царь-колокол.
Источник: