Большой театр оперы и балета в минске

Большой театр оперы и балета в минске

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

История театра

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 году как Государственный театр оперы и балета Беларуси на базе Белорусской студии оперы и балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический.

История театра начинается в 20-х годах ХХ века на сцене первого Государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Там ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка. В этот период будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства получали образование в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля. А также в созданной в 1930 году Государственной студии оперы и балета, возглавляемой выдающимся русским певцом Антоном Боначичем — в прошлом коллегой великого Федора Шаляпина на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1931) и «Кармен» Ж.Бизе (1932).
25 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой «Кармен» с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии. Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс.
Первые спектакли 1933 года, помимо «Кармен» — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра — «Красный мак» Р.Глиэра. Первое поколение художественно-творческого состава театра – И.А. Гитгарц (художественный руководитель), Г.Н. Петров (дирижер), О.М. Борисевич (режиссер), Л.В. Крамаревский и К.Н. Муллер (балетмейстеры); оперные исполнители – Л.П. Александровская, Р.В. Млодек, С.Ю. Друкер, И.М. Болотин, М.И. Денисов; солисты балета – А.В. Николаева, Т.С. Узунова, Ю.В. Хираско, С.В. Дречин. Кроме того, своим стремительным творческим становлением молодой коллектив был во многом обязан крупным мастерам русской театральной сцены – дирижерам Н.Б. Грубину и В.И. Пирадову, режиссерам И.Ю. Шлепянову и Б.А. Покровскому, балетмейстерам Ф.В. Лопухову и А.Н. Ермолаеву, художнику С.Ф. Николаеву.
В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические оперные шедевры западноевропейского и русского репертуара, среди которых – «Князь Игорь» А.Бородина, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Риголетто» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Русалка» А.Даргомыжского. При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты «Коппелия» Л.Делиба, «Конек-горбунок» Ц.Пуни, «Тщетная предосторожность» П.Гертеля, «Лебединое озеро» П.Чайковского.

Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси считал создание национального репертуара. 10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов.
В целом, этот период стал очень плодотворным для театра – были поставлены три национальные оперы – «У пушчах Палесся» А.Богатырева, «Міхась Падгорны» (2-я редакция) Е.Тикоцкого и «Кветка шчасця» А.Туренкова. Кроме того, важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета «Салавей» М.Крошнера. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.
До войны заметными спектаклями белорусского театра, во многом определившими его будущий творческий облик, стали: «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан») Дж.Пуччини, «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха, балет «Дон Кихот» Л.Минкуса. Последняя предвоенная премьера театра – «Травиата» Дж.Верди, которая прошла 22 марта 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками, Столица подверглась жесточайшим бомбардировкам и была превращена в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению, многие создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность.

Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы «Алеся» Е.Тикоцкого (дирижер-постановщик – М.Э.Шнейдерман, режиссер-постановщик – Б.А.Покровский, художник-постановщик – С.Ф.Николаев). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра, его работа возобновилась, и очень скоро театр вошел в число признанных лидеров в культурном пространстве бывшего Советского Союза.
Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета «Князь-возера» В.Золотарева и оперы «Кастусь Каліноўскі» Дм.Лукаса (1949 год). Кроме того, в 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями русской и зарубежной оперной классики — опер «Иван Сусанин» М.Глинки, «Фауст» Ш.Гуно, «Демон» А.Рубинштейна, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Страшный двор» С.Монюшко, «Мазепа» и «Иоланта» П.Чайковского, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Садко» Н.Римского-Корсакова и др. В 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера Дж.Верди «Аида» (дирижер-постановщик – Л.Любимов, режиссер-постановщик – Л.Александровская). Вместе с тем, важную часть творческого процесса составили постановки произведений советских и национальных композиторов – опер «Тихий Дон» И.Дзержинского, «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса, «Марынка» Г.Пукста, «Купальская ноч» и «Ясны світанак» А.Туренкова, «Надзея Дурава» А.Богатырева; балетов «Аповесць пра каханне» и «Паламяныя сэрцы» В.Золотарева, «Падстаўная нявеста» Г.Вагнера, а также классических балетов – «Эсмеральда» Ц.Пуни, «Жизель» и «Корсар» А.Адана, «Баядерка» Л.Минкуса, все балеты П.Чайковского.

В последующие годы, вплоть до распада СССР, белорусский театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов. Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие известные дирижеры, как: Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Новый этап развития национальных традиций в балете связан с творчеством композитора Евгения Глебова – на сцене театра были поставлены три его балета – «Мечта», «Альпийская баллада» и «Избранница». Белорусские оперы посвящены разным этапам истории нашей страны – «Зорка Венера» (1970) и «Новая зямля» (1982) Ю.Семеняко, «Сівая легенда» (1978) Дм.Смольского, «Сцежкаю жыцця»(1980) Г.Вагнера, «Дзікае паляванне караля Стаха» (1989) В.Солтана, «Князь Наваградскі» А.Бондаренко (1992), «Джордано Бруно» (1977), «Визит дамы» (1995) и «Юбилей» (2002) С.Кортеса, «Мастер и Маргарита» (1992) Е.Глебова, «Записки сумасшедшего» (2005) В.Кузнецова, «Синяя Борода и его жены» (2006) В.Копытько и ряд других. Вместе с тем, основу оперного репертуара театра составили шедевры итальянского bel сanto – «Набукко», «Бал-маскарад», «Аида», «Отелло» Дж.Верди, «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Богема» и «Турандот» Дж.Пуччини, классические оперы русских композиторов. Важнейшими событиями в истории белорусского театра стали грандиозные постановки опер «Орестея» С.Танеева, «Война и мир» С.Прокофьева, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д.Шостаковича.
Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева — «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Ромео и Джульетта», «Страсти», «Жар-птица», «Весна священная» — стали визитной карточкой коллектива, как на Родине, так и за рубежом.

Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета «Тиль Уленшпигель» (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К.Орфа «Carmina Burana». Культурным событием, получившим широкий общественный резонанс, стала постановка балета «Страсти (Рогнеда)» А.Мдивани, посвященного одной из самых трагических страниц славянской истории начала Х века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры – театр оперы и театр балета.

В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

В настоящее время в обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки.

В июне 2009 года прошла премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда «Чужое багацце нікому не служыць», реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора. Также немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом восстановлен балет «Тщетная предосторожность» на музыку Л.Герольда.

Заметными театральными премьерами 2010 — 2011 годов стали оперы «Набукко» Дж.Верди (дирижер-постановщик В.Волич, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), «Тоска» Дж.Пуччини (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик М.Панджавидзе), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (дирижер-постановщик В.Плоскина, режиссер-постановщик С.Цирюк); «Шопениана» на музыку Ф.Шопена (балетмейстер-постановщик Т.Ершова, дирижер-постановщик О.Лесун), «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера (хореограф-постановщик Ю.Троян, дирижер-постановщик Н.Колядко), «Сильфида» Х.Левенсхольда (балетмейстер-постановщик Н.Долгушин, дирижер-постановщик В.Плоскина).

В декабре 2010 года в рамках масштабного культурного проекта –Минского международного Рождественского оперного форума театр принял более 150 гостей из России, Литвы, Латвии, Азербайджана, Сербии, Испании, Узбекистана, Украины. На сцене были представлены спектакли Большого театра Республики Беларусь — «Набукко», «Тоска», «Кармен»; «Травиата» и «Севильский цирюльник» Латвийской Национальной Оперы и Московского театра Новая Опера им. Е.В.Колобова, а также Гала–концерт с участием ведущих солистов театра и приглашенных звезд мировой оперной сцены.

В составе театра также работает творческий коллектив «Белорусская капелла», который занимается научной, издательской и концертной деятельностью, направленной на возрождение старинной белорусской музыки (в частности, по инициативе и при участии коллектива были осуществлены записи старинных белорусских опер «Агатка» и «Аполлон-законодатель», постановка оперы «Фауст»). С 1990 года при театре работает Детский музыкальный театр-студия. В его афише — 2 спектакля для детей.

За последние годы коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал театр оперы и балета Республики Беларусь: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде коллектив нашел своих горячих поклонников.

Большой театр оперы и балета в Минске

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь – самый большой театр в Беларуси. Он же является единственным оперным театром в этой республике.

История Большого театра оперы и балета восходит к тридцатым годам двадцатого века. Тогда в Минске не было ни единого оперного театра, и только к 1938 году был окончательно достроен этот центр оперной и балетной культуры в тогдашней Белорусской ССР . Здание строилось по проекту известного архитектора И. Лангбарда, который придерживался знаменитого стиля “советского конструктивизма” – этот стиль сохранен в Большом театре оперы и балета поныне, но, конечно же, интерьеры и убранство помещения выполнены в современном европейском стиле. Вокруг театра располагается парк, который был достроен уже после Великой Отечественной войны.

Читайте также  Филиппины: карта островов

Еще во времена Советского союза театр пользовался заслуженной славой одного из лучших в СССР, за что был удостоен Ордена Ленина. Славная традиция сохраняется поныне. В театре идут постановки на русском и белорусском языках, а так же на языках оригинала с субтитрами – если речь идет об операх.

В настоящее время театр может похвастаться самым современным оснащением: полностью подвижная сцена и занавес, которые позволяют создавать сложные и эффектные декорации к спектаклям, первоклассное световое и компьютерное оборудование. Сценическая площадка по праву считается одной из лучших в Европе. При этом во время всех реконструкций бережно сохранялась изначальная идея И. Лангбарда, таким образом, Большой театр оперы и балета остается в хорошем смысле консервативен – и в то же время открыт всем новинкам. Отдельно стоит отметить богатую мощную акустику зала и удобное расположение сцены. Неважно, сидите ли вы в партере, ложе или амфитеатре – вы все увидите и услышите наилучшим образом.

Репертуар

Репертуар театра представлен самыми разнообразными постановками. Это и классические произведения, такие как прославленные оперы и оперетты “Аида” , “Кармен”, “Мадам Баттерфляй”, “Паяцы”, “Моцарт и Сальери”, “Севильский цирюльник”, балеты “Бахчисарайский фонтан”, “Баядерка”, “Дон Кихот”, “Кармина Бурана” и многие другие.

Если вы хотите не только посетить театр сами, но приобщить к высокому искусству оперы и балета ваших детей, то Большой театр оперы и балета Республики Беларусь – это ваш выбор, потому что здесь представлен замечательный детский репертуар. На ваш выбор такие спектакли, как “Щелкунчик”, “Маленький принц”, “Три поросенка” и “Чипполино” – для самых маленьких. Есть при театре и детская студия, если вы хотите, чтобы ребенок не только слушал и смотрел спектакли, но сам попробовал себя в искусстве музыки и балета.

Режиссерами в театре выступают известные деятели искусства – Михаил Панджавидзе, награжденный медалью Франциска Скорины, лауреат Государственной премии России Георгий Исаакян, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев.

Труппа артистов Большого театра оперы и балета – это замечательные и талантливые люди, настоящие профессионалы своего дела. Практически вся труппа – заслуженные деятели искуссива Республики Беларусь, почти все так же являются обладателями зарубежных наград и неоднократно побеждали в международных конкурсах. Артисты театра не просто профессионалы, но еще и энтузиасты, свои роли они исполняют ярко и так, что игра, танец и пение завораживают и навсегда остаются в душе зрителя. При театре есть камерный зал, где проводятся симфонические концерты.

Купить билеты

Купить билеты онлайн можно на сайте Kvitki.by.

Адрес театра на карте

Адрес театра: пл. Парижской Коммуны, 1. Доехать можно на автобусе №№ 24, 38, 57, 91 либо троллейбусе №№ 12, 29, 37, 40, 46, 53 до остановки «Оперный театр».

Большой театр оперы и балета в Минске

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь находится в городе Минске. В качестве самостоятельного культурного объединения он существует с 1930-х годов, хотя история его формирования гораздо глубже. Постановки театра пользуются большой популярностью среди жителей и гостей города, многие из них удостаивались высоких наград. После проведенной в 2006–2009 годах реконструкции удалось оснастить театральную площадку всем необходимым современным оборудованием для воплощения на сцене самым смелых задумок.

Восстановлен и исторический интерьер здания, который интересует многих не менее постановок, сотрудники учреждения организуют экскурсии по театру и фотосессии в интерьерах, также можно посетить творческие встречи. Репертуар театра в наши дни отличается широтой, здесь можно увидеть оперные и балетные постановки, есть спектакли, рассчитанные на детей, также проводятся музыкальные концерты. Театр имеет несколько филиалов в других городах республики — Могилеве, Новополоцке, Гомеле.

Афиша Большого театра оперы и балета

Репертуар театра многообразен — на сцене можно увидеть спектакли по произведениям, признанным шедеврами мировой классики, национальные и современные постановки. Коллектив Большого регулярно радует публику премьерами, восстанавливая прежнее и демонстрируя новое авторское прочтение классических постановок, зрителям также открывают новые имена, которые знакомят с интересными современными культурными веяниями. В афише театра представлены такие оперы, как «Травиата», «Турандот», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Царская Невеста», «Свадьба Фигаро», оперетта «Летучая мышь» и многие другие.

Среди балетных постановок — «Лауренсия», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Спартак». Есть спектакли, рассчитанные и на самых юных зрителей — к примеру, оперы «Доктор Айболит», «Терем-теремок», балетные постановки «Маленький принц», «Щелкунчик», «Три поросенка». Проводятся музыкальные вечера — концерты, приуроченные к определенным событиям и темам, вечера романсов. На сцене театра выступают и гастролирующие коллективы, известные по всему миру. Театр реализует несколько масштабных проектов, среди них — международный фестиваль «Балетное лето», фестиваль классической музыки «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», «Большой новогодний Бал».

Залы Большого театра оперы и балета

В распоряжении театра 3 зала — основная сцена, малая сцена, камерный зал имени Л. П. Александровской (для проведения музыкальных концертов). Площадь основной сцены составляет 698 м², она оборудована подъемно-опускными площадками. Благодаря специальным люкам-провалам на площадках артисты могут неожиданно появляться на сцене или исчезать с нее. Оснащена механизмами и оркестровая яма, вследствие чего музыканты могут играть на разных уровнях. При необходимости ее можно убрать в карман, находящийся под сценой. Наклон сцены по отношению к зрителям составляет 4 градуса, что позволяет добиться хорошего обзора из любой точки.

Билеты

Стоимость билетов зависит от конкретной постановки, как правило, самые бюджетные места в зале можно приобрести за 5 белорусских рублей. Стоимость билетов на балет «Спящая красавица», к примеру, варьируется от 5 до 120 белорусских рублей, на оперу «Свадьба Фигаро» — от 6 до 90 белорусских рублей.

С актуальной стоимостью билетов можно ознакомиться на официальном сайте Большого театра оперы и балета в Минске.

История

До образования театра в стране существовало несколько профессиональных крепостных театров, основу репертуара, как правило, составляли итальянские и французские оперы, а также балет. Позднее стали появляться белорусские оперы, к примеру, «Чужое багацце нікому не служыць», созданная Яном Голандом. Знаковым событием в истории национальной оперы стала в 1850-х годах постановка «Селянки» («Идиллии»), представленная на сцене Минского городского театра. В начале ХХ века оперное и балетное искусство объединили с драматическим направлением, все труппы работали в первом белорусском государственном театре.

Позднее стало очевидно, что оперное и балетное направления должны развиваться самостоятельно, так появилась Белорусская государственная студия оперы и балета, занимавшаяся подготовкой артистов и постановкой спектаклей. Государственный театр оперы и балета был открыт в 1933 году в Минске постановкой оперы «Кармен». В 1939 году по проекту архитектора Иосифа Лангбарда для театра было возведено здание в стиле конструктивизма. По задумке архитектора он должен был походить на грандиозный римский амфитеатр, однако расходы на строительство сократили, и пришлось отказаться от некоторых элементов, также уменьшились итоговые размеры здания.

В репертуаре театра были классические спектакли, активно развивалось самобытное направление — национальные оперные и балетные постановки. Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен ущерб, а его имущество было разграблено. После освобождения Минска от оккупации труппа театра вернулась в город, продолжая работать над постановками. В здании проводилась реконструкция, в это время появилась ярусная планировка зала, лепная отделка. Возле сооружения был создан уютный парк. В последующие годы серьезно расширялся репертуар, в нем сочетался успешный опыт предшественников и новые культурные веяния. В структуре учреждения появились Детский музыкальный театр-студия и «Белорусская капелла».

В 2006 году начались работы по реконструкции и реставрации здания театра, в своей работе специалисты опирались на сохранившиеся исторические фотографии сооружения и эскизы архитектора. Важно было сохранить исторические интерьеры и оснастить залы современным оборудованием. Торжественное открытие обновленного здания состоялось в 2009 году.

Как добраться

Театра находится на площади Парижской Коммуны, сюда можно легко добраться на общественном транспорте. Рядом находится остановка «Оперный театр».

Если вы добираетесь на метро, то выходить следует на станции «Немига».

Также можно воспользоваться приложениями: Яндекс.Такси, «Сервис 7220», «Такси Город» и другими.

Большой театр оперы и балета в Минске, видео:

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь в Минске

Описание

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь (белор. Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр оперы і балета Рэспублікі Беларусь) — единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь, расположенный в Минске (Троицкое предместье), главная музыкальная и театральная сцена страны.

Здание театра является образцом советского довоенного конструктивизма (авторы — И. Г. Лангбард и Г. Лавров), имеет статус памятника архитектуры национального значения.

В театре существуют оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, хор, Детский музыкальный театр-студия, творческий коллектив «Белорусская Капелла».

Представления в театре идут в большинстве спектаклей на языке оригинала, а также на обоих государственных языках страны — на белорусском и русском.

История

Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР был создан на базе Государственной студии оперы и балета, существовавшей в Минске в 1930—1933 годах, и открылся 25 мая 1933 года постановкой оперы «Кармен». Собственного помещения у театра в то время не было, и вплоть до 1938 года все его спектакли проходили на сцене Белорусского драматического театра.

В 1934 году началось масштабное строительство здания Минского оперного театра по проекту известного советского архитектора И. Г. Лангбарда (в стиле советского конструктивизма). Строительство велось на месте снесённого старейшего в городе Троицкого базара и продолжалось довольно долго — 5 лет, причём в 1937 году первоначальный план был переработан в сторону уменьшения расходов и, соответственно, размеров здания. Наконец, 10 марта 1938 состоялось открытие нового оперного театра в Минске.

В первые годы работы театра на сцене были поставлены оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро» и др.

В 1939—1940 годы на сцене театра были осуществлены постановки первых белорусских национальных опер — «Міхась Падгорны» Е. К. Тикоцкого, «У пушчах Палесся» А. В. Богатырёва, «Кветка шчасця» А. Е. Туренкова и первый национальный балет «Салавей» М. Е. Крошнера.

Первые деятели театра — Илья Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров (дирижёр), О. М. Борисович (режиссёр), Л. В. Крамаревский (балетмейстер); солисты пения — Л. П. Александровская, Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер, И. М. Болотин, М. И. Денисов; солисты балета — А. В. Николаева, Т. С. Узунова, Ю. В. Хераско, С. В. Дречин и др..

Во время немецкой оккупации 1941—1944 годов здание театра получило повреждения — в первые же дни Великой Отечественной на него попала авиабомба, разрушив зрительный зал, представители оккупационной власти устроили в полуразрушенном здании конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию. Коллектив заведения в это время находился в эвакуации в Горьком, где в местном оперном театре даже работала довольно значительная (50 человек) группа минских солистов; потом в Коврове.

После освобождения города советскими войсками (1944) театр был тщательно реконструирован и достроен, в частности, появились ярусные балконы в зрительном зале. Во время восстановительных работ внутри здания использовались зарисовки А. О. Бембеля. Реконструкция помещения минской оперы длилась три года и завершилась в 1948 году. Вокруг театра был организован парк, также спроектированный Лангбардом. Коллектив же театра, вернувшийся сразу по освобождении Минска, возобновив деятельность, некоторое время давал представления в Окружном Доме офицеров.

Читайте также  Патагония на карте южной америки

В 1947 году реконструированное здание театра было открыто премьерной постановкой одной из лучших национальных опер «Кастусь Каліноўскі» Д. А. Лукаса, режиссер Б. А. Мордвинов, он же поставил там оперы: «Алеся» Тикоцкого (тоже в 1947), «Пиковая дама», «Риголетто» (обе в 1948), «Князь Игорь», «Проданная невеста» (обе в 1949), «Иван Сусанин» (1950), «Тихий Дон» (1951), балеты «Князь-озеро» В. А. Золотарёва, «Красный цветок» Глиэр. Довоенный репертуар удалось полностью восстановить лишь 1949 году. В конце 1940-х — в 1950-х годов были осуществлены постановки, вошедшие в золотой фонд белорусского оперного театра — балет «Князь-озеро» В. А. Золотарёва (1949), «Дзяўчына з Палесся» Е. К. Тикоцкого (1953) и др., а также опер классического репертуара — «Борис Годунов», «Садко», «Иван Сусанин» (1950), «Мазепа» и т. д. В 1955 году появился первый детский оперный спектакль «Марынка».

В течение 1967 года произошли новые реставрационные и строительные работы — в результате здание получило низкую шлемоподобную крышу. В 1978 году проводилась новая реконструкция здания.

В Советском Союзе театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и открытых к творческим поискам оперных коллективов, за что в 1940 году получил звание «Большой» и был награждён орденом Ленина, а в 1964 — «академический» [4].

В советское время в Минском оперном театре работали такие известные театральные деятели как дирижёры Онисим Брон, Владимир Пирадов, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссёры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семён Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Евгений Лысик, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Театр много гастролировал по городам СССР, в частности не раз выступал на самой престижной в Союзе сцене — в Большом театре в Москве.

В 1989 году на сцене Оперного театра БССР была поставлена ставшая шедевром национальная опера «Дикая охота короля Стаха» (по произведению В. С. Короткевича), получившая Государственную премию Белоруссии.

Деятельность театра в 1990-е годы обозначена непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, последующим обращением к национальному материалу, продолжением творческих поисков.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета.

В 1996 году балет «Страсці» («Рагнеда») Мдивани-Елизарьева, посвящённый непростой судьбе полоцкой княгини Рогнеды был удостоен Государственной премии Республики Беларусь, премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».

Последние крупные (сроком на 2 года) восстановительные работы в помещении минского оперного театра осуществлялись с 2006 года. В 2009 году после капитальной реконструкции помещения было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

За последние 15 лет (данные в начале 2010 года) коллектив театра побывал с гастролями в более чем 30 странах мира, причём в некоторых из них неоднократно.

Руководство

Директора

  • Сергей Кортес (1996—2002) — директор-художественный руководитель Театра оперы
  • Андрей Лаптёнок (2002—?) — директор Театра оперы
  • Валерий Гедройц (?—2009) — директор Театра оперы
  • Валентин Елизарьев (1996—2009) — директор-художественный руководитель Театра балета
  • Владимир Гридюшко (с 2009) — директор объединённого Театра оперы и балета

Художественные руководители, главные режиссёры

  • Вячеслав Цюпа (1987—1992) — главный режиссёр театра оперы и балета
  • Сергей Кортес (1991—2002) — сначала художественный руководитель оперной труппы, с 1996 года — художественный руководитель-директор Театра оперы
  • Маргарита Изворска-Елизарьева (2002—2009) — художественный руководитель Театра оперы
  • Валентин Елизарьев (1996—2009) — художественный руководитель-директор Театра балета
  • Михаил Панджавидзе (с 2010) — главный режиссёр объединённого Театра оперы и балета
  • Юрий Троян (с 2009) — художественный руководитель балета объединённого Театра оперы и балета

Главные дирижёры

  • 1933—1936 — Илья Гитгарц
  • 1937—1938 — Евгений Акулов
  • 1938—1941 — Натан Грубин
  • 1944—1948 — Онисим Брон
  • 1948—1950 — Владимир Пирадов
  • 1951—1964 — Лев Любимов
  • 1966—1968 — Газис Дугашев
  • 1969—1972 — Кирилл Тихонов
  • 1972—1980 — Ярослав Вощак
  • 1980—1984 — Александр Анисимов
  • 1984—1989 — Геннадий Проваторов
  • 1989—2007 — Александр Анисимов
  • 2007—2014 — Виктор Плоскина

Труппа

На январь 2014 года в состав труппы помимо прочих входят:

  • Виктор Плоскина — заслуженный артист Украины
  • Николай Колядко — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
  • Андрей Галанов
  • Вячеслав Волич
  • Андрей Иванов
  • Иван Костяхин
  • Олег Лесун
  • Галина Галковская
  • Виктор Скоробогатов — заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь
  • Олег Мельников — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Наталья Акинина, меццо-сопрано — лауреат международного конкурса
  • Елена Бунделева, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Андрей Валентий, бас — лауреат международного конкурса
  • Оксана Волкова, меццо-сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Татьяна Гаврилова, сопрано — лауреат международных конкурсов
  • Тамара Глаголева, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Екатерина Головлева, сопрано — лауреат международного конкурса
  • Юрий Городецкий, тенор — лауреат международных конкурсов
  • Владимир Громов, баритон — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Александр Кеда, бас — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Василий Ковальчук, бас — народный артист Беларуси
  • Эдуард Мартынюк, тенор — лауреат международного конкурса
  • Олег Мельников — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Анастасия Москвина, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Владимир Петров, баритон — народный артист Беларуси
  • Ярослав Петров, бас — народный артист Беларуси
  • Илья Сильчуков, баритон — лауреат международных конкурсов
  • Елена Сало, меццо-сопрано — лауреат международного конкурса
  • Татьяна Третьяк, сопрано — дипломант международных конкурсов
  • Станислав Трифонов, баритон — лауреат международных конкурсов
  • Сергей Франковский, тенор — народный артист Беларуси
  • Нина Шарубина, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Елена Шведова, сопрано — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Андрей Морозов, баритон — лауреат международных конкурсов

Заведующая труппой оперы — Нина Козлова, заслуженная артистка Республики Беларусь

  • Лариса Толкачева — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Георгий Карант — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Ольга Костель — лауреат международных конкурсов
  • Александра Тихомирова
  • Юрий Троян — народный артист Беларуси, художественный руководитель балета театра
  • Егор Азаркевич — ведущий мастер сцены
  • Игорь Артамонов — народный артист Беларуси
  • Марина Вежновец — ведущий мастер сцены, заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Ольга Гайко — народная артистка Беларуси
  • Константин Героник — лауреат международных конкурсов
  • Юлия Дятко — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Олег Еромкин — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Ирина Еромкина — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Денис Климук — ведущий мастер сцены
  • Юрий Ковалев — ведущий мастер сцены
  • Антон Кравченко — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Людмила Кудрявцева — народная артистка Беларуси
  • Константин Кузнецов — заслуженный артист Республики Беларусь
  • Екатерина Олейник — лауреат международных конкурсов
  • Игорь Оношко — лауреат международного конкурса
  • Анна Фокина — ведущий мастер сцены
  • Людмила Хитрова — ведущий мастер сцены

Заведующая труппой балета — Татьяна Шеметовец, заслуженная артистка Республики Беларусь

  • Людмила Бржозовская — народная артистка Беларуси
  • Татьяна Ершова — народная артистка Беларуси
  • Александр Мартынов — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
  • Людмила Семёнова — заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Ольга Селочник
  • Екатерина Слободницкая
  • Андрей Раранский
  • Нина Ломанович — народная артистка Беларуси, главный хормейстер
  • Сергей Агранович
  • Александр Костюченко — главный художник
  • Екатерина Булгакова — художник по костюмам

Большой театр Беларуси

Большой театр Беларуси (Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР, Государственный Академический Большой театр оперы и балета Белорусской ССР, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь).

Снято в 1964 году с набережной р. Свислочи со стороны, где потом был построен ресторан «Журавинка».
Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание театра (автор проекта Георгий Лавров) было заложено 11 июля 1933 г. в день празднования годовщины освобождения Минска от белополяков. Однако, от первоначального проекта отказались ввиду несоответствия грандиозности замыслов (планировалось, что театр одновременно смогут посетить 3000 зрителей). Поэтому здание театра было построено по проекту другого известного архитектора — И. Лангбарда в 1934-1938 гг.

Со строительством здания была связана крупная афера, которая благодаря действиям сотрудников милиции, была раскрыта.

Фото из фондов Центрального музея МВД.

Во время войны театр пострадал незначительно. Во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, разрушившая зрительный зал. Оккупанты вывезли из театра музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб на 23 оперных и балетных спектакля, электроаппаратуру, нотную библиотеку. В уцелевших помещениях была устроена конюшня.

Восстанавливался театр в 1948 г. под руководством автора.Количество зрительных мест — 1200.

Оперный театр, строительство набережной Свислочи, фото 1952 г. Начало 1950-х годов. Из архива Воложинского В.Г. Снято в 1965 г. со стороны ул. Я. Купалы. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Здание Театра оперы и балета (ул. Пашкевич, 23) находится в парке, на возвышенности. Парк ограничен улицами: М.Богдановича, А.Пашкевич, Куйбышева, Я.Купалы. Площадь вокруг театра названа именем Парижской коммуны 1871 г. Это название она получила в 1919 г., до этого называлась Троицкой горой, Троицким рынком, Троицким предместьем. До реконструкции 1935 г. здесь был рынок, постройки. В 1949 г. вокруг Оперного театра, на месте разрушенных в годы войны жилых построек, был заложен парк.

1968-69 г. Фото Иванова Н.А. Из архива Воложинского В.Г.

Государственный театр оперы и балета БССР открылся 25 мая 1933 года оперой «Кармен» с Ларисой Александровской в заглавной роли.

Новый театр был создан на базе студии оперы и балета, а его спектаклем вплоть до 1938 г. шли на сцене БДТ-1 (Белорусского драматического театра).

В 1940 году в Москве прошли Дни белорусского искусства. На сцене Большого театра были показаны национальные спектакли, высоко оцененные музыкальной общественностью столицы. Восхищение москвичей вызвал первый белорусский балет «Соловей». Театр наградили орденом Ленина, и он получил право называться Государственным Большим театром оперы и балета. Опера Богатырева «В пущах Полесья» была удостоена Государственной премии.

Во время войны коллектив театра. состоящий из 50 человек, работал в Горьком, а затем в Коврове. После освобождения Минска коллектив сразу же вернулся в родной город. Здание театра было повреждено, поэтому первое время спектакли шли в Окружном Доме офицеров. Первые постановки минчане увидели уже осенью 1944 года.

В 1947 году в реконструированном здании театра была поставлена опера Лукаса «Кастусь Калиновский». Довоенный репертуар полностью удалось восстановить к 1949 году. Затем появились классические спектакли — «Мазепа», «Иван Сусанин» и другие.

Для маленьких минчан в 1955 году был создан первый детский оперный спектакль «Маринка».

В 1989 году была поставлена одна из лучших отечественных опер — «Дикая охота короля Стаха» Солтана, получившая Государственную премию Беларуси. В 1996 году балет «Страсти» («Рогнеда») Мдивани-Елизарьева, посвященный судьбе полоцкой княгини, был удостоен Государственной премии Беларуси, премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».

Вид на театр до начала реконструкции. 2006 г. Фото Дмитрия Киркорова.

Скоро Национальному академическому Большому театру оперы и балета Республики Беларусь — одному из архитектурных символов столицы — вернут черты, изначально заложенные его автором — зодчим Иосифом Лангбардом. Жителям столицы хорошо знакомы и другие его работы: Дом офицеров, Дом правительства, главный корпус академии наук. Эти постройки во многом формируют узнаваемый архитектурный облик города.

Читайте также  Театр студия петра фоменко

Реконструкция здания началась в первом квартале 2006 года.

2006 г. Фото Александра Мелеховца.

Работу над таким объектом разделили на два этапа. Первый — максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов, одним словом внутреннего убранства театра. Второй компонент — полная замена сценического оборудования.

2007 г. Фото Александра Мелеховца.

На фасаде театра устанавливают скульптуры.

2007 г. Фото Александра Мелеховца.

За счет рационального проектирования уже удалось в промежуточном ярусе заложить три этажа, где разместятся костюмерные, живописный цех. Увеличится уклон партера, что улучшит видимость происходящего на сцене. Не исключено, что появится репетиционный зал такого же размера, что и игровая площадка. Кроме того, на одном из эскизов Лангбарда искусствоведами УП «Белреставрация» были обнаружены в нишах второго яруса фасада скульптуры. Многие ведущие мировые театры украшены скульптурами, и это придает им особую торжественность и театральность. Возможно и у нас они будут установлены.

Установка скульптур и макетов скульптур (по центру).

Осень 2008 г. Фото Воложинского В.Г.

По центру — макет будущей скульптурной композиции. Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними будет «развиваться» бронзовая лента с нотным станом, на одной ее части вытеснят фрагмент из первых постановок балета и оперы. Вес будущей скульптуры 7 тонн.

Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.

Две музы Г. Буралкина уже украшают здание театра. Это Мельпомена — покровительница театрального искусства — держит маски, и Полигимния — покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским. Это — Каллиопа — покровительница эпической поэзии и Терпсихора — покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Все статуи тонируют по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.

05.08.2009 г. Фото Воложинского В.Г. 25.10.2013 г. Фото Воложинского В.Г.

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

Флаг Республики Беларусь Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь , шифр 1а1Е400421

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь ( белор. Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр опэры і балету Рэспублікі Беларусь ) — единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь , расположенный в столице государства городе Минске, главная музыкальная и театральная сцена страны.

Расположен в историческом районе Минска — Троицком предместье в величественном здании, окружённом живописным парком, по адресу пл. Парижской Коммуны, дом 1. Дом минской оперы является образцом советского довоенного конструктивизма (авторы — И. Г. Лангбард и Г. Лавров), имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Помимо оперной и балетной трупп в театре имеется симфонический оркестр (старейший творческий коллектив республики), хор, детский музыкальный театр-студия, творческий коллектив «Белорусская капелла».

Представления в театре идут в большинстве спектаклей на языке оригинала, а также на обоих государственных языках страны — на белорусском и русском .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Главные дирижёры
  • 3 Труппа
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

История [ ]

Государственный театр оперы и балета БССР был создан на базе Государственной студии оперы и балета, существовавшей в Минске в 1930 — 1933 годах, и открылся 25 мая 1933 года постановкой оперы « Кармен ». Собственного помещения у театра в то время не было, и вплоть до 1938 года все его спектакли проходили на сцене Белорусского драматического театра .

В 1934 году началось масштабное строительство здания Минского оперного театра по проекту известного советского архитектора И. Г. Лангбарда (в стиле советского конструктивизма ). Строительство велось на месте снесённого старейшего в городе Троицкого базара ( кирмаш ), и продолжалось довольно долго — 5 лет, причём в 1937 году первоначальный план был переработан в сторону уменьшения расходов и, соответственно, размеров здания [1] . Наконец, 10 марта 1938 состоялось открытие нового оперного театра в Минске.

В первые годы работы театра на сцене были поставлены оперы « Князь Игорь », « Евгений Онегин », « Пиковая дама », балет « Лебединое озеро » и др.

В 1939 — 1940 годы на сцене театра были осуществлены постановки первых белорусских национальных опер — «Міхась Падгорны» Е. К. Тикоцкого , «У пушчах Палесся» А. В. Богатырёва , «Кветка шчасця» А. Е. Туренкова и первый национальный балет «Салавей» М. Е. Крошнера .

Первые деятели театра — Илья Гитгарц (художественный руководитель), Г. Н. Петров (дирижёр), О. М. Борисович (режиссёр), Л. В. Крамаревский (балетмейстер); солисты пения — Л. П. Александровская , Р. В. Млодек , С. Ю. Друкер , И. М. Болотин , М. И. Денисов ; солисты балета — А. В. Николаева, Т. С. Узунова, Ю. В. Хераско, С. В. Дречин и др..

Театр во время войны

Во время немецкой оккупации 1941 — 1944 годов здание театра получило повреждения — в первые же дни Великой Отечественной на него попала авиабомба, разрушив зрительный зал, представители оккупационной власти устроили в полуразрушенном здании конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию. Коллектив заведения в это время находился в эвакуации в Горьком , где в местном оперном театре даже работала довольно значительная (50 человек) группа минских солистов; потом в Коврове .

После занятия города советскими войсками ( 1944 ) театр был тщательно реконструирован и достроен, в частности, появились ярусные балконы в зрительном зале. Во время восстановительных работ внутри здания использовались зарисовки А. О. Бембеля . Реконструкция помещения минской оперы длилась три года и завершилась в 1948 году . Вокруг театра был организован парк, также спроектированный Лангбардом. Коллектив же театра, вернувшийся сразу по освобождении Минска, возобновив деятельность, некоторое время давал представления в Окружном Доме офицеров .

В 1947 году реконструированное здание театра было открыто премьерной постановкой одной из лучших национальных опер «Кастусь Каліноўскі» Д. А. Лукаса, режиссер Б. А. Мордвинов , он же поставил там оперы: «Алеся» Тикоцкого (тоже в 1947), « Пиковая дама », « Риголетто » (обе в 1948), « Князь Игорь », « Проданная невеста » (обе в 1949), « Иван Сусанин » (1950), « Тихий Дон » (1951), балеты «Князь-озеро» В. А. Золотарёва , « Красный цветок » Глиэр [2] . Довоенный репертуар удалось полностью восстановить лишь 1949 году . В конце 1940-х — в 1950-х годов были осуществлены постановки, вошедшие в золотой фонд белорусского оперного театра — балет «Князь-озеро» В. А. Золотарёва ( 1949 ), «Дзяўчына з Палесся» Е. К. Тикоцкого ( 1953 ) и др., а также опер классического репертуара — « Борис Годунов », « Садко », « Иван Сусанин » (1950), « Мазепа » и т. д. В 1955 году появился первый детский оперный спектакль «Марынка».

В течение 1967 года произошли новые реставрационные и строительные работы — в результате здание получило низкую шлемоподобную крышу. В 1978 году проводилась новая реконструкция здания.

В Советском Союзе театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и открытых к творческим поискам оперных коллективов, за что в 1940 году получил звание « Большой » и был награждён орденом Ленина , а в 1964 — « академический » [4].

В советское время в Государственный Академическом Большом театре оперы и балета Белорусской ССР работали выдающиеся театральные деятели. Дирижёры: Онисим Брон, Владимир Пирадов, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; Режиссёры: Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семён Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; Художники: Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Евгений Лысик, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев; Солисты оперы: Николай Ворвулев, Зиновий Бабий, Нинель Ткаченко, Александр Дедик, Людмила Шемчук, Игорь Сорокин, Мария Гулегина, Вячеслав Полозов.

Театр много гастролировал по городам СССР , в частности не раз выступал на самой престижной в Союзе сцене — в Большом театре в Москве.

В 1989 году на сцене Оперного театра БССР была поставлена ставшая шедевром национальная опера « Дикая охота короля Стаха » (по произведению В. С. Короткевича ), получившая Государственную премию Белоруссии.

Деятельность театра в 1990-е годы обозначена непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, последующим обращением к национальному материалу, продолжением творческих поисков.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета.

Реконструкция театра осенью 2006 года

В 1996 году балет «Страсцi» («Рагнеда») Мдивани-Елизарьева, посвящённый непростой судьбе полоцкой княгини Рогнеды был удостоен Государственной премии Республики Беларусь , премии Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКО «Бенуа де ля данс».

Последние крупные (сроком на 2 года) восстановительные работы в помещении минского оперного театра осуществлялись с 2006 года . В 2009 году после капитальной реконструкции помещения было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

За последние 15 лет (данные в начале 2010 года ) коллектив театра побывал с гастролями в более чем 30 странах мира, причём в некоторых из них неоднократно.

Главные дирижёры [ ]

  • 1933 − 1936 — Илья Гитгарц ,
  • 1938 − 1941 — Натан Грубин ,
  • 1944 − 1948 — Онисим Брон ,
  • 1948 − 1950 — Владимир Пирадов ,
  • 1951 − 1964 — Лев Любимов ,
  • 1966 − 1968 — Газис Дугашев ,
  • 1969 − 1972 — Кирилл Тихонов ,
  • 1972 − 1980 — Ярослав Вощак ,
  • 1980 − 1984 — Александр Анисимов ,
  • 1984 − 1989 — Геннадий Проваторов ,
  • 1989 − 2007 — Александр Анисимов ,
  • 2007 −наст. время — Виктор Плоскина .

Труппа [ ]

На февраль 2011 года в состав труппы помимо прочих входят:

  • Виктор Скоробогатов — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Олег Мельников — Заслуженный артист Республики Беларусь

Концертмейстеры:

  • Лариса Толкачева — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Георгий Карант — Заслуженный артист Республики Беларусь

Артисты балета

  • Игорь Артамонов — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Ольга Гайко — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Юлия Дятко — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Людмила Кудрявцева — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Константин Кузнецов —Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Марина Вежновец — ведущий мастер сцены

Артисты оперы

  • Нагима Галеева, меццо-сопрано — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Тамара Глаголева, сопрано — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Нина Шарубина , сопрано — Заслуженная артистка Республики Беларусь
  • Михаил Дружина, бас — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Михаил Жилюк , баритон — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Александр Кеда, бас — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Василий Ковальчук, бас — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Николай Моисеенко, баритон — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Владимир Петров, баритон — Народный артист Беларуси
  • Ярослав Петров , бас — Народный артист Беларуси
  • Наталья Руднева , меццо-сопрано — Народная артистка Беларуси
  • Виктор Стрельченя, тенор — Заслуженный артист Республики Беларусь
  • Виктор Чернобаев , бас — Народный артист Беларуси
  • Сергей Франковский , тенор — Народный артист Беларуси
  • Виктор Плоскина — Заслуженный артист Украины
  • Николай Колядко — Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
  • Лев Лях — Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь

Хормейстеры

  • Нина Ломанович — Народный артист Беларуси
  • Галина Луцевич

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва