Августовский канал на карте

Августовский канал на карте

Содержание
  1. Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый: Впечатления от Августовского канала перед началом туристического сезона
  2. Как добраться до Августовского канала
  3. Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый
  4. Трудно с современными видами оплаты
  5. Что по чем?
  6. На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой. А что у нас?
  7. Августовский канал: экскурсии, цены, карта, проживание, беседки, развлечения
  8. Экскурсии по Августовскому каналу
  9. Проживание возле Августовского канала
  10. Беседки на Августовском канале
  11. Развлечения на Августовском канале
  12. Мероприятия на Августовском канале
  13. Другая полезная информация об Августовском канале
  14. Августовский канал в Гродно
  15. История канала
  16. Начало туризма
  17. Обновление канала
  18. Круизы
  19. Экскурсионные программы
  20. Места проживания
  21. Домики и беседки
  22. Развлечения
  23. Мероприятия
  24. Августовский канал — как доехать
  25. Августовский канал в Гродно: виртуальная экскурсия!
  26. Идея и начало строительства Августовского канала
  27. Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси
  28. Августовский канал в Гродно сегодня
  29. Гайд по Августовскому каналу
  30. Как это работает: Августовский канал

Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый: Впечатления от Августовского канала перед началом туристического сезона

Из-за пандемии и наступившей аэроблокады белорусы все чаще стали открывать для себя внутренний туризм. Одним из самых популярных мест для отдыха в Гродненском районе является Августовский канал. Мы приехали на шлюз Домбровка, нашли здесь плюсы и минусы отдыха на канале.

Как добраться до Августовского канала

Один из основных вопросов: как доехать? Рассказываем.

Расстояние от Гродно до канала чуть больше 30 км. Добраться можно несколькими способами: автомобиль, велосипед, автобус. Однако, последний ходит редко, что создает неудобства у желающих отдохнуть на канале.

Гродно – Немново

Среда, суббота, воскресенье – 08:45 ( стоимость – 4 руб.94 коп.);

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10 (стоимость – 5 руб. 23 коп.).

Гродно – Горячки (стоимость до ост. Соничи – 4 руб. 08 коп.)

Ежедневно (кроме воскресенья) – 05:40;

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10.

Гродно – Калеты (стоимость – 4 руб. 34 коп. )

Перекусить негде, в туалет зайдет не каждый

По приезде на Домбровку мы решили проверить, что есть из развлечений. Однако были немного расстроены. Перекусить негде – рабочих точек общепита не оказалось. На территории мы обнаружили 2 туалета. Они представляют собой старые деревянные конструкции, зайти в которые неприятно из-за плохого запаха. Не каждый решится его посетить.

Из развлечений здесь: катание на теплоходе «Неман», прокат катамаранов, лодок и велосипедов.

Есть несколько беседок, которые можно арендовать. Но не все из них в пригодном состоянии.

— Мы приезжаем сюда из Гродно из-за ковида каждые выходные. Зимой реже – опасаемся, что могут быть не расчищены дорожки. Но здесь негде даже воду купить. Стоят эти будки, а зачем? Не помним, чтобы что-то работало. То, что было сделано в предыдущие годы – сейчас практически разрушается. Это обидно. 10 лет назад, когда тут только все оборудовали, мы приезжали с детьми на пикник. Сейчас в эту беседку зайти невозможно – крыша преломилась, пол и скамейки прогнили. Такое запустение, к сожалению. Что-то поддерживается, но далеко не все. Места для отдыха, качели и развлечения для детей – все гниет. Процветает «шашлычно-спиртовой» отдых. Можно поставить какие-то горочки – ведь приезжают сюда и с малышами. Сюда нужно привлекать. Как-то все на «троечку». Но природа на все 20 баллов, – рассказала пара отдыхающих.

Трудно с современными видами оплаты

Основное развлечение на Домбровке – шлюзование. Часть туристов катались на теплоходе «Неман» и прошли шлюз, остальные – смотрели со стороны:

Мы приехали семьей отдохнуть в Гродно. Узнали, что рядышком находится Августовский канал и решили его посетить. Цель была – прокатиться на кораблике, посмотреть весь процесс. Когда открываются шлюзы, заполняются водой или наоборот. Интересно, как такую огромную конструкцию в свое время смогли сделать обычные простые люди. Нам понравилось. Но плохо, что здесь нет места, где можно было бы перекусить. Пришлось решать этот вопрос заранее, чтобы не плыть с ребенком голодными. Трудно с современными видами оплаты – принимают только наличные деньги, – говорит семья, которая приехала сюда отдохнуть из Витебска.

Есть и те люди, которых недостатки в инфраструктуре не смущают:

— Нас поразила природа. Очень хорошо задуманы беседки для отдыха. Захотелось вернуться с мангалом и шашлыками. Катамараны есть – развлечение для ребенка. Хотим посмотреть, как происходит шлюзование, никогда не видели. В целом хочется вернуться сюда. Мы любители поездить, посмотреть новое. У нас всегда есть желание вырваться из города, – поделилась еще одна семья туристов.

Что по чем?

Стоимость аренды на Августовском канале:

  • Велосипед (1 час) – 5 рублей, водный велосипед (1 час) – 10 рублей;
  • Лодка весельная (1 час) – 10 рублей;
  • Билет на теплоход «Неман» – 8 рублей (детям до 5 лет – бесплатно);
  • Катание на моторной лодке «Славутич» (30 мин.) – 15 рублей;
  • Беседка – от 3 рублей за 1 час.

На Польской стороне все «пропитано» инфраструктурой. А что у нас?

Августовский канал облагораживают уже не один десяток лет и потратили несколько миллионов рублей. Но почему до идеала еще далеко?

Мы пообщались со Светланой Екимовой, директором туристического бюро «ДонКихот» и узнали ее мнение, почему не развивается инфраструктура на канале, что необходимо, чтобы привлечь и удержать туристов и какие различия между польской и белорусской сторонами:

— Частная инициатива с удовольствием бы туда пришла, при наличии для этого условий. Есть определенные моменты, связанные с санпинами. И не все верят, что отобьют вложенные инвестиции. Нам не хватает инфраструктуры. Если человек приезжает и ничего не знает – он 15 минут прогуляется и, возможно, пожарит шашлык. Но ему надо его привезти с собой, найти, где заплатить за беседку и его приготовить. Мне нравится, что в Святске собираются открывать пивоварню-ресторан. Вот чего нам не хватает – места, где можно красиво, вкусно, классно поесть, а не в ларьке на пластиковом стуле и за пластиковым столом. Это колоритно, круто. Люди очень такое любят. И они обязательно туда поедут.

На польской стороне все «пропитано» инфраструктурой – почти на каждый километр канала приходится около 5 объектов: от примитивной шаурменной до отелей. Есть конкуренция между компаниями по прокату байдарок и каяков, в то время как у нас этим занимается всего пару фирм.

— Это объясняется тем, что в байдарочном бизнесе достаточно высокий порог входа. Закупка оборудования требует нормальной системы финансирования и кредитования, чтобы люди могли вложить в это деньги. Но у нас с этим сейчас вообще печально, поэтому вкладывать много никто не хочет. Люди пытаются что-то делать, но, как правило, пытаются обойтись «малой кровью». От этого страдает качество, – рассуждает Светлана Екимова.

// Авторы: Диана Абраменко, Виктория Якушева, Лариса Сыроваткина, Людмила Ровдо

Августовский канал: экскурсии, цены, карта, проживание, беседки, развлечения

Августовский канал – один из крупнейших в Европе. Построен в XIX веке для сплава древесины и товаров, соединяет бассейны рек Вислы и Немана. Часть этого гидротехнического сооружения проходит по территории Польши (80 км), часть – по Беларуси (22 км) в Гродненской области. Свои основные функции канал выполнял недолго. Но благодаря красивейшим пейзажам, через которые он проходит, стал популярным туристическим местом.

Войны XX века не пощадили рукотворную водную артерию. Однако в 2004 – 2006 годах ее белорусский участок был отреставрирован. Сегодня Августовский канал снова принимает туристов и является отличным местом для активного, да и для любого другого, отдыха. Для тех, кто решит отправиться сюда за новыми впечатлениями, будет полезна собранная порталом TROFEI.by информация.

Экскурсии по Августовскому каналу

По каналу проводят , записываться на которые следует заранее. Можно также заказать один из тематических туров для самостоятельно организованных групп. Старт такого тура — в Гродно, а экскурсия по Августовскому каналу будет лишь его составной частью. Так, например, культурно-исторические объекты водной артерии можно посетить в рамках тура , а тур включает в себя водную экскурсию.

Стоимость автобусной экскурсии по Августовскому каналу: 80 руб. с группы.
Контакты: +375 (152) 48-35-30.

Проживание возле Августовского канала

Как один из самых близких к каналу вариантов проживания стоит рассматривать местные агроусадьбы. Это «Хата у Стаха», «Тартак», «Аннета», «Августовский закуток», «На Августовском канале». В самом крупном поселке из находящихся рядом расположена . А если вы решили совместить посещение канала с оздоровлением, то можно рассмотреть наиболее близкие санатории Гродненской области: «Здоровье», «Неман» и другие.

В деревне Кадыш сдает в аренду Гродненский лесхоз. Раньше совсем близко к каналу можно было снять бывший домик смотрителя «Куркуль», который располагается при шлюзе и находится на балансе «Гродномелиоводхоза». Но сейчас организация предлагает альтернативу – в Соничах.

Беседки на Августовском канале

Вдоль канала построено более 20 , которые можно взять в аренду. Их вместимость – от 12-15 до 50 человек, возле каждого установлен мангал. Сдаются также – те же навесы, но закрытые стенами с трех сторон. Пункт проката находится на берегу канала возле шлюза «Домбровка».

Стоимость: 8 руб. за 1 час (беседки), 6 руб. в час (садовые домики).
Контакты: +375 (152) 74-38-02, +375 (44) 555-36-40, +375 (33) 370-44-22.

Развлечения на Августовском канале

На Августовском канале вы можете заказать , взять в аренду . Вместимость теплохода – 50 человек, вас могут покатать с услугой шлюзования и без нее.

Отдых в этих местах доставит удовольствие любителям не только красивой природы, но и архитектуры, истории. Чего стоит хотя бы шлюза, не говоря уже о достопримечательностях ближайших населенных пунктов: Сопоцкина с его и , Святска с его , Радзивилок с его , и .

Оставила здесь свои следы – – и Великая отечественная война: вдоль канала проходила «линия Молотова». Сохранились и более ранние оборонительные сооружения – . Советуем посетить также , который расположен в том самом домике смотрителя возле шлюза «Домбровка». Еще один музей, посвященный каналу, находится в частном владении хозяев в деревне Немново.

Вдоль канала разработаны . Байдарки в аренду сдаёт «Немново Тур», велосипеды – отделение «Белпочты». У турагентства «Немново Тур» можно также заказать организацию сплава. На размещенной ниже карте отмечены маршруты:

Читайте также  Сколько населения в набережных челнах

а) велосипедные:
— 401 – «Августовский шлях»;
— 402 – «Лисья гора»;
— 403 – «Путем магната Воловича»;
— 404 – «Линия Молотова»;

б) водные:
— 408 – «Неизвестная Европа» (трансграничный);
— 409 – «Августовское колечко;

в) пешие:
— 405 – «Немновский»;
— 406 – «Здесь началась война».

При желании можно заняться сбором грибов и ягод. А еще рекомендуем присмотреться к развлечениям, которые предлагают близлежащие агроусадьбы (см. раздел «Проживание возле Августовского канала»): места для рыбаков, катание на лошадях, посещение мини-музея и прочее.

По вопросам аренды катамарана, лодки, водного велосипеда, катания на теплоходе: +375 (152) 74-38-02, +375 (44) 555-36-40, +375 (33) 370-44-22.
По вопросам аренды велосипедов: +375 (152) 99-20-53.
По вопросам аренды байдарок: +375 (152) 74-29-43, +375 (29) 780-13-04, +375 (29) 601-16-37.

Мероприятия на Августовском канале

Большинство мероприятий проводятся в районе шлюза «Домбровка». В мае здесь проходит праздник народного творчества с работой белорусских подворий, концертными, анимационными и игровыми программами. В августе организуется фестиваль , где можно познакомиться с культурой не только белорусов, но и поляков и литовцев. В его рамках проходит весьма необычный спортивный праздник .

В сентябре 2016 года интересное мероприятие ждет любителей охоты — . Вдоль канала ежегодно проходит , а также водные марафоны, различные турслеты, чемпионаты. Например, чемпионат по .

Другая полезная информация об Августовском канале

Пожалуй, самым проблемным вопросом для туристов здесь остается питание. Кафе и ресторанов рядом нет. Ближайший крупный магазин в г. Сопоцкин. Единственное «питание» — ларёк с батончиками и газировкой. Как призналась TROFEI.by работница местного отделения «Белпочты», многие отказываются ехать сюда, так как им важно, чтобы все было под рукой, максимально близко к каналу: и жилье, и место, где можно покушать или купить продукты. Частично нехватку мест общепита компенсирует большое количество навесов с мангалами, но учитывайте данный недостаток, планируя отдых на Августовском канале.

Мы о чем-то забыли? Тогда смело звоните в по телефону +375 (152) 99-22-80. Здесь вам предоставят необходимую информацию или подскажут, где ее можно найти самостоятельно.

Августовский канал в Гродно

Построенный в экономических целях, Августовский канал после урегулирования торговых вопросов с Пруссией превратился в туристическую достопримечательность, утратив основное значение. Он соединил выходы к Балтийскому и Черному морю, попутно объединив 7 озер и 11 рек в единую водную сеть. По каналу проложены туристические маршруты, проходящие по заповедным местам Августовской пущи.

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Круизы

Начало водным прогулкам было положено в начале XX века, когда по каналу начали курсировать 2 колесных парохода. Эстафету приняли теплоходы «Ольга Соломонова», берущая на борт до 100 человек и «Неман», грузоподъемность которого вполовину меньше. Прогулка на большом теплоходе рассчитана на 1 день, за это время он проходит около 20 км., путешествие начинается от Гродно. Во время поездки можно в деталях рассмотреть мосты, шлюзы, дома смотрителей, станции обслуживания.

«Неман» арендуется для часовых прогулок, на нем часто проводятся экскурсии по каналу, сопровождаемые яркими и образными рассказами гидов о видах животных и птиц, тонком балансе, на котором держится равновесие экосистемы заказника «Гродненская пуща». Стоимость часовой прогулки около 70-80 руб.

Самым интересным происшествием становится шлюзование. На крупном Немнове оно занимает час, на более мелких узлах Волокушек и Домбровка оно проходит за 15-20 минут.

Также туристы могут арендовать катамаран, водный велосипед, пройти по пешеходным маршрутам и отдохнуть в мини-гостинице. Самыми популярные водными маршрутами для байдарок, яхт и прогулочных катеров считаются:

  • Августовское колечко;
  • Неизвестная Европа;
  • Августовский канал – Беловежская пуща.

Они разные по протяженности, сложности и стоимости, но каждый из них дает уникальную возможность увидеть нетронутую природу, бережно сохраняемую для потомков.

Экскурсионные программы

Часто путешествие по каналу совмещается с посещением гродненских достопримечательностей. Выбор велик, зависит от личных предпочтений и наличия свободного времени. Тем, кто впервые приехал в город, стоит обратить внимание на:

  • соборы, храмы и синагогу, являющиеся архитектурными памятниками;
  • старинный музей-аптеку;
  • дворцово-парковый ансамбль Воловичей;
  • оборонительные сооружения Первой и Второй мировой войны;
  • домик смотрителя XIX века в стиле ампир;
  • музей Августовского канала.

Комплексные экскурсии проводятся в виде автобусных туров вдоль водной артерии. Они включают водную прогулку или последовательное посещение достопримечательностей Гродно, плавно переходящее в поездку по заповеднику, осмотр мостов, шлюзов и обслуживающих станций.

Места проживания

Длительные путешествия требуют комфортного отдыха. Его обеспечат агроусадьбы Аннета, Хата у Стаха, Августовский закуток. Гостиница Сопоцкин предлагает комфортабельные номера с живописными видами и хорошим питанием. Совместить отдых с прохождением оздоровительных процедур можно в санаторных комплексах Неман и Здоровье.

Домики лесхоза и смотрителя, переоборудованная для проживания бывшая школьная столовая с легкостью вмещают всех желающих.

Домики и беседки

Замечательным вариантом для отдыха на природе и наблюдения за птицами этого региона стала аренда навесов, беседок и домиков. Их на протяжении маршрута более 20. Они отличаются только степенью закрытости боковых сторон. Арендовать беседку можно за 8 руб., домик обойдется на 2 руб. дешевле. Рядом работают пункты проката, установлены мангалы.

Развлечения

Богатая природа заповедника открывает массу интересных возможностей для ее изучения. Так, можно прокатиться по 2 водным маршрутам. Велопутешествия посвящены истории, предлагаются тематические поездки Августовский шлях и Путем магната Воловича. О природе и удивительной экосистеме рассказывает маршрут Лисья гора. Военную тематику затрагивает Линия Молотова. Можно заняться рыбалкой, сбором ягод, лекарственных трав, отправиться на конную прогулку или осмотреть экспозицию мини-музея.

Парк Августовского канала стал зоной обитания многих животных и птиц. Некоторые считаются редкими и находятся под охраной. В нем обитают:

  • косули;
  • олени;
  • волки;
  • кабаны;
  • рыси;
  • лоси.

Здесь находится зона гнездования черного аиста. В канале и окрестных реках помимо распространенных видов рыбы водится хариус и форель.

Мероприятия

Многие из них приобрели ежегодный характер, для участия в них собираются спортсмены, болельщики и зрители из Польши, Литвы, Белоруссии.

  1. Фестиваль культуры 3 народов традиционно проводится в августе. На нем представляются творения мастеров в национальном стиле, проводятся мастер-классы и концерты.
  2. Майский праздник народного творчества посвящен поддержке белорусской культуры. Организуются выставки, дегустация народных блюд, тематические занятия по знакомству с народными ремеслами.
  3. Соревнования по водным видам спорта, включая байдарки и катамараны, проводятся в апреле.
  4. Веломарафон собирает своих участников и зрителей в июле.

Августовский канал — как доехать

На туристической карте указано, как добраться до Августовского канала. Проще всего войти в состав экскурсионной группы. Комфортно добираться на арендованном авто или на такси от Гродно.

Карта-схема Августовского канала

Поездку на Августовский канал лучше всего планировать на несколько дней, тогда действительно удастся посмотреть на большинство достопримечательностей, прокатиться на теплоходе по водному пути и спокойно отдохнуть в гостинице или гостевом доме, встречая рассвет в пронзительной тишине Августовской пущи.

Августовский канал в Гродно: виртуальная экскурсия!

Последний денек лета…самое время отправиться на экскурсию! Пусть и виртуальную 🙂 Поедем мы сегодня далеко-далеко (от Бобруйска), посмотрим на Августовский канал! Я выбрала его для своего исследования потому, что толком ничего о нем не знаю — пора восполнять пробелы в знаниях (как в случае с геодезической дугой Струве).

Идея и начало строительства Августовского канала

Августовский канал, известная достопримечательность Беларуси, был сооружен в XIX столетии и продолжает сохранять за собой позиции непревзойденного природного комплекса Европы. Протекает через современные государства Польша и Беларусь. Его гидротехнические конструкции можно сравнить еще с двумя каналами мира: канал Гота (Швеция) и Календонский канал (Великобритания).

Длина составляет 102 км. Начало берет у озера Сервы (в Польше у города Августова) и тянется до города Гродно (Беларусь). Кроме того, в строении предусмотрены рукотворные русла в 45 км. Они соединили между собой 11 рек (35 км) и 7 озер (22 км).

Замысел по конструированию канала в данном месте появился в 1760-70-е годы. В этот момент королем Речи Посполитой был Станислав Август Понятовский. Воплощение задуманного произошло только спустя столетие. Причина – введение непомерных налогов со стороны Пруссии на перевоз грузовых товаров на балтийское побережье. По инициативе министра финансов Франциска-Ксаверия Друцкого-Любецкого инженерные работники под руководством Игнатия Прондзинского приступили к проектным расчетам для строительства.

Читайте также  Новозеландия на карте мира

Александр I отдал разрешение на строительство в 1824 г. Тогда и началось возведение этого огромного сооружения, длившееся на протяжении последующих 15 лет. За это время было построено 29 плотин, 21 камера, 18 шлюзов, 14 мостов, а также 24 станции для ухода за конструкцией.

В 1825 г. было подписано соглашение с Пруссией, по которому таможенные сборы были снижены. Несмотря на это, строительство канала продолжалось, но его значение, как судоходной развязки для импорта различных грузов (в том числе и древесины) было утрачено. Уже после 1860-х гг. активное распространение получило железнодорожное сообщение, после чего канал стал реже применяться для грузоперевозок.

Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси

Августовский канал приобрел новое значение в ХХ веке. Возведение происходило в красивых природных зонах, поэтому он стал одним из самых посещаемых объектов. В 1909 году вдоль русла впервые прошла смотровая поездка. Спустя немного времени, была проложена и конная тропа.

В конце XIX – начале ХХ века канал был дополнительно оборудован военными строениями, которые сыграли роковую роль в сохранности канала. За 1914-1918 гг. русло значительно пострадало.

В межвоенный период (1920-1939 гг.) канал вновь стал активно принимать туристов. Развитие получил туризм на байдарках, начали работу яхт-клубы, по каналу курсировали два колесных парохода. А на территории желоба Домбровка проводились «Праздники моря». Для удобства путешественников был напечатан путеводитель по Августовскому каналу.

Во время Великой Отечественной войны вдоль канала размещались военные доты, так называемая «линия Молотова», поэтому его конструкции подверглись частичным разрушениям, а один из шлюзов (Черток) был уничтожен полностью.

Часть (длина 22 км), протекающая в современной Беларуси, в 2004-2006 гг. была восстановлена. Инженеры смогли реставрировать русло, которым не пользовались с 1950-х гг. Также были восстановлены древние гидротехнические конструкции, подмытые или обрушенные части.

Августовский канал в Гродно сегодня

На сегодняшний день Августовский канал – это отличное место для любителей активного отдыха разного рода. Здесь есть пешеходные, водные и велосипедные трассы.

Экозона Беларуси «Гродненская пуща»

Августовский канал входит в состав ландшафтного заказника «Гродненская пуща», что привлекает тысячи туристов. «Гродненская пуща» – экозона Беларуси и всей Центральной Европы.

В центре заказника находится один из самых огромных европейских лесов – Августовская пуща. Площадь леса простирается через три современные страны: Беларусь, Литву и Польшу. Августовская пуща – претендент на биосферный резерват ЮНЕСКО.

Для путешественников Августовская пуща предлагает:

  • водные прогулки на катере или теплоходе — со шлюзованием и без;
    прокат лодок или катамаранов;
  • байдарочный туризм по каналу (сбор туристов в Гродно);
  • велосипедные трассы (предусмотрена специальная велодорожка), а также прогулки пешком;
  • мини-отель, места для отдыха и домики для смотрителей.

Памятные места и фото Августовского канала

Местность вдоль этого сооружения богата разнообразными историческими и архитектурными памятниками Беларуси.

В деревне Немново можно посетить древний домик, в котором проживал смотритель шлюза (построен в 1830 г.). В здании бывшей корчмы открыт музей, экспозиция которого насыщена старинными картами местности и чертежами по строительству канала. Здесь сохранились рукописные документы и фотографии, а также предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранилось несколько исторических памятников. Среди них часовни, древнее еврейское кладбище (1278 г.), костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича. Также в поселке расположена улица Иоанна Павла II – единственная в Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск

В деревне Святск возвышается дворцово-парковый ансамбль Воловичей, строительство которого проходило по проекту архитектора Джузеппе де Сакко (Италия). Существует легенда, что здесь обитает призрак дочери, которую отец заживо замуровал в дворцовую колонну – о, времена!

Деревня Радзивилки также богата памятниками истории, среди которых усадьба Друцких-Гурских, водная система XIX века и парк с уникальной растительностью.

Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы»

В непосредственной близости от канала расположены комплексы «Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы» и «Партизанский лагерь» – популярный среди туристов край.

Гайд по Августовскому каналу

Составили большой гайд по главному каналу страны. Доходчиво объясняем, почему нужно срываться и мчать в окрестности Гродно, какие сюрпризы ждут тебя на месте, где кинуть рюкзак (и кости) на ночлег. Бонус – захватывающая история про велопокатушку вдоль канала – если захочешь сгонять в Польшу, готовое руководство к твоим услугам.

ПОЧЕМУ КАНАЛ КРУТОЙ?

Представь себе: 1824 год, бум торговли, Пруссия накладывает на всех, кто везет товар через ее территорию, серьезные торговые пошлины. Выход один – соединить Балтийское и Черное моря по бассейнам Вислы и Немана в обход – 101 км! Такому амбициозному проекту нужен серьезный расчет и мощная подготовка – мы ведь все еще в первой половине XIX века. Требуется 15 лет и больше 7 тысяч рабочих, чтобы воплотить в жизнь такой грандиозный план. Строят 18 шлюзов, 14 мостов, плотины, инфраструктуру. 22 км проходит по территории современной Беларуси – и 4 шлюза. Для своего времени – чудо инженерной мысли и большой прорыв.

Но когда объект сдают в эксплуатацию, оказывается, что он уже не нужен: Пруссия снижает пошлины, начинается бум железных дорог и речной транспорт отходит на второй план. До 1860-ых по каналу все еще плавают и сплавляют лес, а потом и вовсе забывают и списывают с баланса – за ненадобностью.

В 2004-2006 беларусская часть канала переживает масштабную реконструкцию и изо всех сил пытается превратиться в туристический объект. Совсем недавно район Августовского канала становится visa free для иностранцев – но туристического бума все еще не наблюдается. Но нам это только на руку – здесь есть, чем заняться, а тишина и спокойствие только добавляют к общему приятному впечатлению от поездки.

Водные маршруты. Взять в аренду байдарку – и вперед, сплавляться по технологическому чуду XIX века. Или вариант попроще – заказать у того же местного туроператора «Немново Тур» байдарочный маршрут. Здесь опции три: «Августовское колечко» – 6-километровый малыш для новичков, «Неизвестная Европа» – на три дня через три страны, «Нямноск рафтынг» – простой шестичасовой маршрут, который идеально подходит для семейных путешественников. Везде в стоимость входит прокат всего нужно оборудования и сопровождение инструктора. Бронировать нужно заранее! Насчет аренды байдарок можешь набрать по этим номерам: .

Если устраивать хардкорный заплыв желания нет, к твоим услугам прокат катамаранов и водных велосипедов (да, это не одно и то же). Информацией делятся по телефону . Стоимость – BYN 6 в час.

Пешеходные маршруты. Конечно, ты можешь бродить по живописным окрестностям без цели, но если тебе хочется успеть максимум, выбирай один из маршрутов – «Немновский» (405) или «Здесь началась война» (406). Маршруты выглядят скорее как лесные тропки, но в этом их прелесть – кроме посещения парочки достопримечательностей ты сможешь прочувствовать полное единение с природой. По дороге смотри под ноги – места очень грибные, да и ягод полно.

Прогулка на теплоходе. Теплоход «Неман» – это практически круиз по-беларусски. Попасть на это чудо техники можно как в составе экскурсии, так и самому. На экскурсии есть опции катания со шлюзованием и без – первый вариант, конечно, круче! Теплоход вмещает 50 человек – общая стоимость BYN 250. Узнать расписание можно по тел. . Билет на человека во время поездки по расписанию – BYN 8.

Массовые мероприятия. В 2017-м году на Августовском канале запланировано 34 мероприятия – есть даже довольно нестыдные. Например, открытый веломарафон «Суседзi» 15 июля, который закончится батлом диджеев из Гродно и Скиделя. 12 августа можно попасть на Праздник моря – реконструкцию феста, который проводился здесь во времена Стефана Батория. В тот же день обещают открытый чемпионат по болотному футболу – словом, будет как минимум необычно. Мы уже не говорим про реконструкции битв Второй мировой, спортивное ориентирование и водные марафоны – вся информация в афише на сайте Управления спорта и туризм Гроденщины. Ребята очень стараются!

Пикники. Вдоль канала очень много беседок, куда легко сядут от 35 до 50 человек. Правда, в них нет электричества – зато и аренда не очень дорогая – BYN 6 в час. Забронировать беседку можно здесь.

Второй вариант – садовые домики. Это те же беседки, только закрытые стенами со всех сторон. Пункт их «проката» находится у шлюза «Домбровка». Больше информации по телефону .

Велосипеды. Если с водой у тебя совместимость так себе, бери напрокат байк. В районе канала есть несколько размеченных указателями маршрутов: «Августовский шлях», «Лисья гора», «Путем магната Воловича» и «Линия Молотова». Тащить с собой велик не обязательно – прокат работает в отделении «Белпочты». Справки о великах дают по номеру . Обрати внимание, обязательно нужно взять с собой паспорт.

НА ВЕЛИКЕ В ПОЛЬШУ

Если у тебя есть шенген, ты легко сможешь совершить вылазку вдоль канала в Польшу. Как сделал, например, наш читатель Вячеслав Kashp. Около 50 км в одну сторону, или 23, если брать велик в аренду в Сопоцкине. Слово Вячеславу.

«Скататься на велике из Гродно в Польшу – это не рождественский сон контрабандиста, а вполне реальный способ провести выходные. Ехать мы решили налегке, с одним рюкзаком на каждого. Из необходимого: пара запасных камер, набор для быстрого их ремонта (клей с латками), насос, ключи для снятия колеса, еда и вода. Для большей безопасности использовали световозвращающие жилетки, обозначили себя включенным фонариком.

Как добраться до Гродно с велосипедами? Мы слукавили и воспользовались автомобилем, который оставили под холодным глазом видеокамер на заправке. Ближайшей целью был Сопоцкин, до которого от заправки было 18 км. «Детское расстояние», – думали мы, рассчитывая попасть туда через минут сорок. Шоссе без бордюров и светофоров манило и убеждало, что именно так все и будет. А потом что-то пошло не так: все 18 км пришлось ехать в горку. Местные жители, проезжавшие мимо нас, лежащих на склоне у дороги, сразу понимали, что даже в красном Пассате 1992 года впятером удобнее, чем одному на велосипеде.

Читайте также  Букинком бронирование отелей

Перед самим Сопоцкином был долгожданный спуск. Еще километр от таблички с названием до т-образного перекрестка, и мы на главной площади. Местные уже говорят друг другу «чэсць!» при встрече, но в магазинах еще согласны принять белорусские рубли.

Спустя пару километров после деревни Новики адепты плоского мира станут уверять тебя, что дальше дороги нет, поэтому автобусная остановка и снабжена разворотным кольцом. Отбросив предрассудки и игнорируя табличку «Пограничная зона», едем вперед. Важный момент: указателей на сам переход никаких нет, и я думал, что нам нужна погранзастава (на самом деле нет!). Однако солдат в камуфляже развернул нас обратно, рассказав, куда нужно было ехать. Сторожевая овчарка показала клыки, а ворота заставы отбросили тень на наши усталые спины.

Правильным будет путь, когда ты свернешь направо в лес, на обычную кривую песчаную дорогу между деревьями. Сделать это надо возле синего указателя «Лясная. Паромны перавоз 1,5 км». Далее через километр будет деревня Усово. Выехав из леса, поворачивай левее и двигай к реке.

Паромная переправа достойна отдельных слов и впечатлений. Через реку натянуты два каната, один пропущен через барабан. Второй не дает парому плыть в сторону. Если есть желание и совесть, можно повращать этот барабан собственными руками, размышляя о преимуществах электричества, конной тяги и двигателей внутреннего сгорания. Рядом есть полустертая табличка с временем работы парома. Погранпереход с нашей стороны работает до 20-00, но прибыть лучше минимум за 15-20 минут. Пешком прибавляй полчаса минимум.

Если паром окажется на том берегу, а паромщика не будет на месте, готовься к крюку в 7 км – либо чтобы перестраховаться выдвигайся из Сопоцкина дорогой Соничи-Рынковцы.

Пристав к другому берегу через минуты три, поезжац по дороге влево, через деревню Лесная. Асфальт упрется в лес, справа останется небоскреб из красного кирпича, слева – доступная возможность получить статус приграничного жителя (деревянный домик с табличкой «Продается»). На столбиках увидишь квадратики с пиктограммой велосипеда, красной полоской на белом фоне и номером маршрута. Главный ориентир! В Польше эти значки прибиты на каждом столбе или дереве.

На опушке дорога песчаная, но плотная, хорошо укатанная, с деревцами по обеим бокам. Этот участок – начало «красного» веломаршрута. Дальше увидишь большие железные ворота – граница на замке. Само место пересечения границ в километре-полутора от ворот. Свернуть не выйдет – территория за стальным забором, в котором присутствуют забавные лючки для лягушек и мелких зверьков. За забором – сосново-березовый лес с вкраплениями вековых дубов-толстунов. Живописно, но устраивать фотосессии на берегу не стоит.

Граница проходит очень быстро, хотя интерес к пункту со стороны туристов пропуска растет. При пересечении польской границы тебе выдают бесплатную карту – бумажную и огромную. На карте отмечены цветные маршруты. Кроме велосипедных есть пешие (для туристов), конные и байдарочные. На границе придется подтвердить, что у тебя есть деньги (от 50 евро на день).

Чтобы добраться в Августов, карта предлагала нам сменить три веломаршрута. Часть «красного» шла по автодороге, которую мы увидели, выехав за пределы деревни Рудавка, а затем маршрут сворачивал в правую сторону. Едем.

Дорога радует асфальтом – его словно уложили вчера. Правда, новый асфальт заканчивается через пару километров от выезда из Рудавки, превращается в обычный, правда, без критичных ям и выбоин. Но так только в начале: лесная грунтовка с цветными отметками на деревьях, невзрачные деревянные указатели на перекрестках – это и есть наша велодоля.

Хоть местное время и отставало от нашего на час, солнце дало понять, что засветло до Августова нам не успеть никак. Мы сделали привал и изучили карту. Оказалось, что почти возле каждого озера оборудованы места под палатки (которые мы решили не брать), либо есть обычное жилье. До большого озера сил уже не оставалось, а ближайшим населенным пунктом была Микашувка. Пиктограмма домика там тоже была, и мы решили ехать на ночевку туда. Поиск места не составляет труда. Смело стучите в любые ворота и улыбайтесь. Ориентируйся на 35 злотых с носа, карточки не берут.

Если палатки у тебя с собой, можешь смело раскинуть их в диком лесу, либо на кемпингах у озер. Польша тебя примет!

Обратный путь мы проделали через лес, уже точно следуя маршруту на карте. Прошли границу и вернулись в Сопоцкин без происшествий. А пока ели на скамейке, увидели автобус до Гродно. Погрузили велосипеды, заплатили за проезд и через 40 минут были на заправке. Резюме: ехать стоит. Весьма бюджетный отдых на природе, масса эмоций, приятные люди».

Трек Гродно – Микашувка

Трек Микашувка – Сопоцкин

Как это работает: Августовский канал

Несмотря на мощную поддержку государства, единственное в своем роде гидротехническое сооружение на территории Беларуси остается, по сути, медвежьим уголком. Экипаж Onliner.by своими глазами увидел, как в XXI веке работают технологии века XIX.

Несколько лет назад об Августовском канале вдруг узнали все. Просуществовав без малого две сотни лет, это уникальное гидротехническое сооружение в наше время оставалось уделом историков и небольшой кучки увлеченных путешественников. Растеряв свои транспортные функции и утратив лоск в годы забвения, канал превратился из важной речной артерии в еще одну точку на карте страны. Лишь благодаря стечению обстоятельств и государственной поддержке сооружение привели в порядок и объявили о создании новой туристической зоны. Если кто помнит, все это происходило в атмосфере «всесоюзных» строек, со множеством речей и большими планами на будущее.

После окончания реконструкции и запуска туристических маршрутов Августовский канал перестал быть «героем» главных репортажей центральных телеканалов и газет, в одночасье перейдя из списка золотого фонда объектов внутреннего и въездного туризма в еще одну строчку еще одного рекламного проспекта очередной фирмы.

В общем, наглядный пример того, что построить мало, надо еще уметь продать.

Тем не менее Августовский канал действительно уникален. Это гордость Беларуси и один из немногих объектов на территории нашей страны, который стоит увидеть своими глазами. Правда, сделать это не так просто. Регулярного движения на нем нет, а аренда теплохода стоит столько, что становится подъемной только в складчину. Причем не группе из 5—7 человек, а желательно под полсотни…

Корабль в Гродно

Дабы не утруждать читателя исторической частью возникновения канала (Google все равно знает больше), стоит упомянуть лишь основные вводные данные, необходимые для дальнейшего повествования.

Канал прорыт в 1830-х годах и соединяет Неман и Вислу. Вопреки расхожему мнению, Августовский является объектом незавершенного строительства. Его возводили для создания водного пути, по которому польские товары могли бы попадать в Вентспилс в обход Пруссии. Основная часть сооружения не была построена из-за восстания в Польше и переориентации экономики на железные дороги. В итоге канал стал водным путем внутреннего значения, служил для переправки древесины из одной реки в другую, а уже после Первой мировой рассматривался как туристический объект.

На территории Беларуси расположено 22 из 101 километра канала. Бóльшая часть Августовского — это естественные реки и озера, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами. Они-то и представляют особый интерес для туристов, прекрасно дополняя красивую лесистую местность винтажным технологическим колоритом.

Существовал проект упрощенного пересечения границ Беларуси и Польши для путешествующих по каналу, для чего даже возвели контрольно-пропускной пункт на одном из шлюзов, однако вопрос находится не только в практической, но и политической плоскости, а потому до сих пор не разрешен. Это, конечно, наложило отпечаток на привлекательность канала и туристический трафик. Впрочем, еще не все потеряно.

Начало путешествия

…Пройти всю белорусскую часть Августовского канала можно только если начать путешествие рано утром. Тихоходные теплоходы «Неман» и «Ольга Соломова» развивают весьма скромную скорость даже по течению. Навигатор, записывавший трек, утверждал, что бóльшую часть пути мы двигались на уровне 15 километров в час. Против течения, разумеется, еще медленнее.

Капитан отказался идти до крайней пограничной деревни Усово, мотивировав поздним возвращением в Гродно. Конечной точкой маршрута назначили шлюз Домбровка, расположенный у одноименной туристической зоны со столетней историей (праздники Августовского канала проходили здесь еще тогда, когда дамы ходили в кринолинах, а кавалеры носили лихо закрученные усы). Это как раз сразу за вторым шлюзом.

Неман

Смена погоды с жары на лето а-ля Беларусь не отменила красоты Немана-батьки. Любоваться его видами до входа в канал можно несколько часов. Река делает красивые повороты, рыбаки и туристы на берегах приветливо машут руками, а на водной поверхности полно пернатых, развлекающих путешественников бегством прочь от теплохода.

Вход в канал вызывает оживление среди путешествующих на корабле. Путь перестает вилять, и крутые склоны сменяются равниной. Берега канала уложены природным камнем, причем не похоже, что это реконструкция. Видимо, настоящее, с тех времен.

Вошли в канал

Как уже говорилось выше, Августовский канал в основном представляет собой соединительные сооружения, построенные для объединения природных водоемов. Несколько небольших озер и заток, старицы и острова — все это лишний повод расчехлить фотоаппарат и забить флешку снимками. Красиво.

У деревень построены пристани, но, судя по всему, они не используются по назначению. В 1830-м поездка по водным маршрутам могла быть актуальной, но сейчас из деревушки на берегу канала значительно быстрее и надежнее добраться автотранспортом. Жителей, впрочем, тоже не видно. Вокруг глухие населенные пункты, которым намечавшийся туристический бум не придал дополнительного импульса к развитию. Все как было, так и осталось.

Последний отрезок перед первым шлюзом проходит по руслу реки Черная Ганьча. Топоним тавтологичен: «ганьча» есть не что иное, как «черный» с литовского. Столь сильный акцент на этом цвете сделан не зря: река действительно на удивление черна, что объясняется составом дна и небольшой глубиной. Говорят, в солнечный день на свету видны косяки рыб, но во время нашего путешествия светило так и не показалось из-за плотных облаков. Вместе с тем рыбаков по сторонам тоже особо не было видно.

Источник: four-rooms.ru

Гаджет битва