Устройство трансмиссии вездехода шерп

Устройство трансмиссии вездехода шерп

Содержание
  1. Доработки вездехода Шерп — «Трансмиссия» — Часть 9
  2. Шерп. Мечты сбываются
  3. Как сделать вездеход Шерп своими руками: технические характеристики, чертежи и размеры, схема конструкции, аналоги
  4. Кто создал вездеход Шерп
  5. Устройство и конструкция
  6. Технические характеристики Шерпа
  7. Двигатель и подвеска
  8. Особенности трансмиссии
  9. На что способен вездеход
  10. Модификации Шерпа
  11. Стандартная сборка
  12. Как сделать своими руками
  13. Расходники и инструменты
  14. Чертежи и схемы
  15. Подробная инструкция
  16. Правила эксплуатации
  17. Использование в воде
  18. Плюсы и минусы
  19. Аналогичные вездеходы
  20. Трэкол 39041
  21. Викинг 29031
  22. Литвина 3903
  23. Шатун Нео
  24. Хунта
  25. Аркос 800
  26. Вездеход «Шерп»
  27. Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки
  28. История создания
  29. Инструкция по эксплуатации
  30. Конструкция техники повышенной проходимости
  31. Технические характеристики
  32. Двигатель и трансмиссия
  33. Габариты и вес
  34. Расход топлива
  35. Органы управления
  36. Модификации
  37. «Стандарт»
  38. Достоинства и недостатки
  39. Где купить и сколько стоит
  40. masterok
  41. Мастерок.жж.рф
  42. Хочу все знать
  43. Несмотря на то, что этот вездеход снаружи не кажется слишком большим, места у него внутри достаточно. Причём не только для поездки, но и для вполне комфортного проживания в течение нескольких дней.
  44. О рычагах

Доработки вездехода Шерп — «Трансмиссия» — Часть 9

Доработки вездехода Шерп — «Трансмиссия» Часть 9

В предыдущем описании (Часть было уделено внимание доработке электрооборудования и установке более мощной лебедки. Следующей проблемой эксплуатации вездехода явились цепи, при смазывании которых, часть масла попадает на тормозые диски и тем самым значительно усложняет управление Шерпом. После смазывания цепей для поворота вездехода приходится прилагать ну очень большое усилие к рычагам управления, видимо часть масла поступающее на центральную цепь попадает и на тормозные диски и сильно ухудщает управление. Вывод такой, необходимо сконструировать защитные щитки. Причем, не только на цепь главной передачи, но и на цепи привода колес, поскольку с них тоже летит масло и своим разбрызгиванием смазывает, то, что не требуется смазывать!

Начнем с цепи главной передачи, она у нас самая нагруженная и ее чаще всего приходится смазывать, по инструкции каждые 5 моточасов.

Из тонкого алюминиевого листа изготовлен защитный кожух цепи. Смонтирован с помощью одного резьбового соединения и кабельных стяжек.

Контролировать натяжку цепей и сам процесс натягивания цепи осуществляется без снятия защитного экрана.

Для справки на момент написания этой статьи наработка вездехода составляет порядка 420 моточасов, регулировка натяжки цепи полностью выработана, как итог цепь необходимо в ближайшее время заменить. Штатная цепь производства SKF, думаю что не самая надежная и прочная, но оптимальная по соотношению цена/качество. Цепь главной передачи буду менять на TSUBAKI Titan. По информации, полученной от Алексея Гарагашьяна обычные цепи TSUBAKI, не Titan, значительно превосходят по ресурсу штатные цепи SKF. Честно говоря, последнее время довольно часто приходится их подтягивать, хотя смазку они получают регулярно и в нужном количестве. Наработка цепей TSUBAKI со слов Алексея Гарагашьяна составила 520 моточасов с пробегом порядка 6000 км и запас ресурса цепей еще был значительный.

Обозначение цепей Тсубаки для замены вместо штатных:

  • RS16B-1Titan — усиленная цепь со специальными канавками в которых удерживается смазка;
  • RS16B-1 — стандартная цепь, которую испытывал Алексей Гарагашьян.

Поскольку замена цепей занятие весьма трудоемкое и не очень чистое, то цепь с большим ресурсом имеет преимущество. Из всех цепей вездехода уже пришлось заменить цепь привода левого переднего колеса при наработке 360 моточасов. Поставил китайскую DONGHUA CHAIN, по предварительным наблюдениям она не намного хуже SKF. Возможно замененная цепь еще бы поработала, ее вытягивание не критичное и зубья она не съедала, но натяжитель цепи уже не позволял произвести ее натяжку. Для справки конструкция передних натяжителей левого и правого борта имеют отличия. Натяжитель левого борта имеет меньший ход и цепь приходится менять чаще. Думаю, что все штатные цепи SKF со временем поменяю на TSUBAKI. На замену одной цепи ушло достаточно много времени и требуется вывесить все колеса. Самое трудоемкое, это то, что сначала необходимо снять штатную цепь, по ее размеру отрезать новую и только потом поставить. Конечно, зная точное количество звеньев проще производить замену цепи соединив штатную с новой цепью, это значительно быстрее и проще сделать, чем поставить цепь на голые звездочки. Главное не ошибиться с количеством звеньев.

Так выглядят моторный и трансмиссионные отсеки вездехода:

Масло от смазки цепей на стенках кожуха радиатора

Масло с цепей смазывает то, что не надо

Масло на стенках кузова вездехода Шерп

Смазанный маслом воздушный фен Webasto

Воздуховод отопителя Webasto весь в масле

Там, где есть необходимость в отсечке масла летящего с приводных цепей установил защитные алюминиевые экраны

Для повышения шансов безпроблемной эксплуатации вездехода в труднодоступных местах были куплены: запасной карданный вал в сборе и ступица колеса.

Поломка ступицы конечно маловероятна, но на первых экземплярах вездехода Шерп такие случаи были, причем на нескольких вездеходах. Летом еще можно как-то передвигаться на трех колесах подвязав к раме вездехода бревно, а вот зимой при большом снежном покрове — это невозможно, причем проверено на практике. А если на пути водные преграды — то передвижение невозможно, да и не безопасно. Кстати рекомендую всем периодически осматривать диск колеса вездехода на предмет наличия трещин. Колесо не отваливается сразу, оно в начале начинает катиться с сильным дизбалансом.

Запасная ступица кованная, со слов представителя завода-изготовителя вездехода. Первые ступицы Шерпа были сварные.

У карданного вала слабое место — крестовина, очень большой крутящий момент способен ее сломать. На Шерпе используется крестовина от Газели, самой прочной считается производства FENOX.

Запасной кардан Шерпа

Еще теоретически можно сломать шлицевой вал коробки передач, ну это если совсем выключить голову. Такой случай был в моей практике в одном из походов на вездеходе друзей, поэтому в дальних походах эту запчасть лучше возить с собой.

При ревизии приводных цепей (наработка 360 моточасов) обнаружил растегнутый замок цепи, после этого с собой стал возить новую цепь (5 метров). По какой причине растегнулся замок цепи пока непонятно, возможно цепь ослабла больше чем нужно и получив определенную степень свободы замок цепи растегнулся зацепившись за что-то. Растегнутая цепь может наделать много бед, в том числе погнуть саму себя и размолотить трансмиссию, такой случай был на ДИФе, когда соскочившая цепь погнула мощную усиленную ось вездехода после чего вездеход получил колесную формулу 4х3 (четыре колеса при трех ведущих). Все это произошло зимой при движении по не полностью замершему руслу реки.

Диф на реке с погнутой осью:

Эвакуация была непростая, но удалось выехать из столь сложного места своим ходом, на берег реки вездеход затаскивали ручной лебедкой.

Так что, итог такой — на цепях не экономим и покупаем самые качественные, надежные и с большим ресурсом. В части 10 описан процесс замены цепи главной передачи и плановая замена масла в гидравлической системе управления механизмом поворота.

Шерп. Мечты сбываются

Отвлекусь от гражданских авто и напишу вам про технику, которая запала мне в душу. Поделюсь своими мыслями насчет нее.
Привет. Сегодня в блоге будет ОН:

Знаете, последние лет 30 принято поносить российскую технику во всем. Часто производители сами дают повод для этого. Я тоже многим недоволен и считаю что в России действительно хорошо получается делать танки, самолеты и другую военную технику. Но это другое. Над их изобретением и производством корпит чуть ли не полстраны, чтобы мы могли чувствовать себя защищенными от внешних неприятелей.

А тут вполне себе гражданский вездеход и MADE IN RUSSIA. Первое впечатление, когда его видишь — это детский восторг, как будто увеличили игрушку! Колеса почти с меня ростом! При том, что машина не такая уж высокая, всего 2300 мм. А колеса 1600 мм — две трети его роста.

Когда я его осматривал, меня охватывала реально какая-то детская гордость. Мысль была такая
» еще не все потеряно» Ведь заказчиком разработки этого чуда выступало не армия и не органы. Придумал ее всего лишь один человек, как ты, как я или любой другой, с кем пересекаешься на улицах наших городов. Человек, который очень любит свое дело.

Посмотрите на него. Он совсем не похож на Тони Старка и прочих кино героев уродов, которыми нас пачками ежегодно кормят. Не миллиардер, но определенно Гений.

Почему «не все потеряно» и вызывает гордость?
Для меня он воспринимается современным «левшой». Изобрел и воплотил. Я не знаю как это было наверняка, но факт есть факт. Без всякого пафоса, как у Прохорова и без гос. поддержки как у «Автоваза», Гарагашьян и сотоварищи нашли способы реализовать свои мечты. У них это получилось. Нашлись инвесторы, которые поверили в него и вложились в идеи деньгами. В итоге у них получилось. И мы можем видеть его:

И это реально бизнес и производство. А не современное купи-продай-наварись 300%, которое уже всех поголовно достало. Есть небольшой завод и производство. Говорят, что продали их уже 500 штук. Объем маленький, но это и не удивительно. Когда я услышал цену, я думал что ослышался и переспросил. Оказалось, что не показалось. 6 200 000 рублей. Не смотря на цену, что-то мне подсказывает, что все у них будет дальше только по нарастающей.

Идеи русские да не все российское. Увы.

Двигатель японский Кубота дизельный и всего на 44 лошади. Удивительно, но этого вполне достаточно. Зато расход смешной 3 литра в час при общем максимальном объеме баков 232 литра. Простая арифметика и получается что шерп может двигаться трое суток без остановок вообще со скоростью до 45 км в час. Теоретический запас хода без дозаправки около 3000 км.

Колеса именные и запатентованные

Делают их тоже не у нас.

Так они выглядят в спущенном состоянии

Подкачиваются они очень быстро выхлопными газами двигателя. Выглядит это так: водитель переводит тумблер, двигатель начинает натужно реветь на повышенных оборотах, Шерп у тебя на глазах встает с колен буквально за минуту.

Кузов делают так же за границей. Говорят, не смогли найти надежных исполнителей и отдали в заграничное производство.

А что же наше тогда?

Наверное все остальное.

Например суппорта от восмерки:

Но где же они стоят, если у него нет тормозных дисков?

По бокам цепная передача на переднее и заднее колесо. С другой стороны выглядит зеркально.

Все что увидите ниже, тоже российское.

Руля у него нет и все управление как на тракторе.

Зато можно зайти и спереди:

Я думаю, многие уже забыли как выглядит рычажок подсоса

Качество отделки и подгонка материалов салона — это не про него. Все железно и твердо

«Волосатость» техники зашкаливает. Все в нем заточено на выживаемость и на минимальные поломки. За «рулем» Шерпа чувствуешь себя первооткрывателем.

На презентации любители внедорожников пытались повторить его нехитрый маршрут. Но в первой же ямке патриоту понадобилась помощь.

И да. Он реально плавает!

Его технические характеристики:
Привод: Постоянный полный на 4 колеса
Управление: осуществляется рычагами, вездеход поворачивает за счет фрикционов
Двигатель Шерп: Кубота V1505-t 44 л.с.
Расход топлива вездехода Шерп: 2-3 литра в час
Коробка передач: механика 5- ступенчатая
Шины: специально сконструированные бескамерные шины, сверхнизкого давления
Размеры шин: 1600 Х 600 Х 25
Передвижение по воде: Да, скорость: 6 км/ч
Скорость передвижения по земле: 45 км/ч
Вес: 1400 кг
Подвеска: Пневмоциркулируемая подвеска, которая при наезде на препятствие, перераспределяет давление через специально сконструированную 50 мм раму, на другие колеса, что позволяет преодолевать препятствия не замечая их.
Подкачка колес выхлопными газами, занимает 28 секунд на все 4 колеса
8 посадочных мест или 2 спальных места

Ниже по тексту ролик-интервью на полчаса с самим создателем этой техники. В нем он рассказывает и про технику и про рекордное путешествие через всю Россию на шерпах длинною в 10 000 км по бездорожью. Интересный рассказ и красивые виды нашей необъятной родины обеспечены.

К чему я все это рассказываю?

Презентация в Пензе прошла тихо и незаметно. Ни прессы ни телевидения не было. Технику показывали на отшибе в карьере. Но те, кто потенциально могли бы ее у нас приобрести, были в курсе. А это, в моем понимании, важнее дешевого пиара в центре города «смотрите что к вам приехало». Поэтому мало вообще кто был в курсе. И мне захотелось вам рассказать про него.

Когда я смотрю на Шерпа и на его изобретателя, на Шерпа и снова на изобретателя, у меня в голове проносится одна простая мысль «а мы ведь можем». Возможно мой сосед, приятель, знакомый или может быть я, тоже смогу добиться в своей жизни желаемого и дотянуться до своей мечты. Ведь он смог! И он не супергерой из фильмов и не приближенный к кормушке. Обычный как ты и я.

Читайте также  Устранить течь в трансмиссии

Такая простая вещь «дотянуться до звезды», но такая чертовски сложная. Этот Шерп, как и сам изобретатель меня вдохновляет. Быть может, он вдохновит и вас к реализации вашей мечты.

Как сделать вездеход Шерп своими руками: технические характеристики, чертежи и размеры, схема конструкции, аналоги

Вездеход Шерп был выпущен в 2015 г. Он предназначался для путешествий по малопроходимым отдаленным местам, отдыха в горах и лесах. Техника имеет достаточно простую конструкцию, что дает возможность сделать вездеход Шерп своими руками, имея небольшие навыки и простой набор инструментов.

Кто создал вездеход Шерп

В 2012 г. инженер из города Санкт-Петербурга Алексей Гарагашьян начал проектировать новый вездеход Шерп. Молодой конструктор много лет увлекался экстремальным мототуризмом и изобретением техники высокой проходимости.

При создании снегоболотохода инженер сотрудничал с владельцем Киевской компании «Квадро Интернешнл» Владимиром Школьником, который финансировал проект.

Чертежи Гарагашьяна были реализованы с сохранением авторских прав и в 2015 г. Шерп был показан в Москве на выставке внедорожников. После этого началось производство техники на «Обуховском заводе» в Санкт-Петербурге, а украинская компания «Квадро Интернешнл» занималась продвижением Шерпа на мировом рынке.

Устройство и конструкция

Полноприводный снегоболотоход имеет большие пневматические колеса с особенным протектором шин, который помогает машине плыть по воде за счет вращения колес. Кузов техники водонепроницаемый, днище как у лодки. Благодаря этому вездеход способен держаться на воде даже со спущенными колесами.

Передняя и задняя часть Шерпа оснащена дверьми с герметическим уплотнением. Внизу расположен ящик для инструментов и других нужных вещей. Днище изготовлено из шведской бронированной стали. Конструкция имеет ровную плоскость, позволяющую вездеходу ползать на пузе по бревнам, камням и другим выступающим элементам.

Все кузовные детали имеют гальваническое цинковое покрытие, что увеличивает срок эксплуатации.

На новых моделях верхняя часть кузова изготовлена из алюминиевой стали. Сзади и спереди установлены прочные бамперы с кронштейнами, за которые можно зацепить лебедку в случае необходимости.

Кабина сконструирована без капота, что улучшает обзор. В комплектацию салона входят 2 раскладываемых кресла и 2 комфортных спальных места. Переднее и заднее окна оборудованы дворниками, при необходимости стекла можно поднять и выйти из кабины. Спереди и сзади находятся аварийные люки.

Технические характеристики Шерпа

Вездеход имеет такие параметры:

  • длину — 340 см;
  • ширину — 252 см;
  • высоту — 252 см;
  • грузоподъемность — 1 т;
  • объем основного топливного бака — 58 л;
  • дополнительные баки — 4 шт. по 50 л;
  • клиренс — 60 см;
  • скорость перемещения по суше — 45 км/ч;
  • по воде — 6 км/ч;
  • расход топлива — 3 л/ч.

Вездеход способен буксировать прицеп грузоподъемностью 2,4 т со скоростью не более 30 км/ч, но при этом снизятся ТТХ машины.

Двигатель и подвеска

Шерп оснащен 4-цилиндровым японским дизельным силовым агрегатом Kubota V1505-T с турбонаддувом, объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с. Мотор работает с 5-ступенчатой МКПП. Такой небольшой мощности достаточно для преодоления преград.

Спецтехника имеет пневмоциркуляционную подвеску. Колеса соединены между собой регулируемыми воздушными каналами. При наезде на камень или бревно воздух из этой шины по каналам перемещается в другие колеса, в результате чего машина может преодолевать преграды до 1 м в высоту и передвигаться под уклоном 35°. Благодаря такой конструкции подвеска не нуждается в рессорах.

Особенности трансмиссии

Трансмиссия машины состоит из нескольких цепных передач. Крутящий момент от двигателя передается на главный вал, затем распределяется на правую и левую сторону колес. Рычаги управления находятся в салоне, слева от водителя.

На что способен вездеход

Вездеход Шерп может преодолеть любые преграды и труднопроходимые места:

  • тонкий лед;
  • болотистую местность;
  • большие сугробы.

Благодаря регулировке давления в шинах и особенностям протектора машина способна без труда преодолевать метровые преграды.

Шерп — незаменимая техника для рыбаков и охотников: несмотря на свой вес, он может выезжать на тонкий лед и преодолевать преграды, недоступные для других вездеходов.

Машина способна разворачиваться на месте, что улучшает маневренность при движении по лесам или между деревьями.

Модификации Шерпа

Самоходная машина выпускается в нескольких модификациях:

  1. Sherp Pro — имеет легкий алюминиевый кузов, окрашенный в цвет хаки или черно-оранжевый, с люком на крыше. Модель имеет улучшенную вентиляцию двигателя и оцинкованную раму.
  2. Sherp Pickup — эта версия имеет конструкцию кузова типа «Пикап».
  3. Sherp Max — версия выпускается только по спецзаказу. Имеет увеличенный на 20 см кузов и 6-ступенчатую механическую коробку передач.

Производитель рекомендует покупать 2 распространенные версии машины.

Стандартная сборка

В стандартную версию модели входят:

  • тканевый тент;
  • 3 аккумуляторные батареи;
  • галогенная оптика;
  • ящики-рундуки;
  • утепленный и изолированный от шума моторный отсек.

В стандартной комплектации кузов имеет качественное полимерное покрытие.

За доплату комплектация может быть дополнена жестким кунгом, который защищает мягкий салон и обеспечивает хорошую теплоизоляцию.

Как сделать своими руками

Подобие вездехода Шерп можно собрать в домашних условиях своими руками. Для этого понадобится немного опыта и средств.

Расходники и инструменты

Для изготовления самодельного снегоболотохода нужно приготовить такие инструменты и расходные материалы:

  • сварочный аппарат;
  • набор гаечных ключей и отверток;
  • молоток;
  • болгарку;
  • дрель;
  • профтрубу прямоугольного сечения;
  • болты, гайки, заклепки;
  • металлические и алюминиевые листы.

При сборке могут понадобиться мелкие дополнительные материалы.

Чертежи и схемы

В первую очередь нужно составить чертеж, по которому будет собираться машина. На схеме необходимо подробно указать размеры, а также точное расположение всех узлов и агрегатов.

Подробная инструкция

Для начала необходимо подготовить рабочее место. Желательно организовать его в теплом гараже или под навесом, т.к. сборка может длиться не один месяц.

После подготовки инструментов и места можно приступать к работе:

  1. Из профильной трубы согласно чертежам сваривается стальная рама.
  2. Посредине рамы устанавливается силовой агрегат. Двигатель оригинального Шерпа дорогой, поэтому можно поставить мотор из автомобиля Матиз или ВАЗ.
  3. Колеса можно установить с грузового автомобиля Краз-255 Б, но придется немного изменить протектор.

Такой видоизмененный Шерп хорошо плавает и преодолевает бездорожье. На материалы уйдет около 250 000 руб.

Правила эксплуатации

Управление машиной осуществляется с помощью педалей газа и сцепления, рычага КПП и 2 рычагов с гидроприводами тормозов. Разворот техники производится на месте, как на гусеничном ходу. Управлять снегоболотоходом просто, но есть небольшие нюансы, например при движении по бездорожью нужно регулировать давление в шинах с помощью выхлопных газов.

Использование в воде

Для преодоления водных препятствий колеса техники оснащены широкими лопастями и работают в качестве пароходных колес. Благодаря этому машина может переплывать реки, озера и болота со скоростью 6 км/ч.

Плюсы и минусы

По мнению владельцев, внедорожник имеет такие преимущества:

  • качество и надежность конструкции;
  • высокую проходимость;
  • отличную маневренность;
  • высокую скорость передвижения (по сравнению с другими вездеходами);
  • плавный ход;
  • хороший климат-контроль;
  • большой салон, вместимостью до 6 человек;
  • удобное расположение узлов и агрегатов.

Самоходная машина способна легко выбираться на берег и тонкий лед. Она оснащена шинами, на которые не налипают грязь, лед и снег.

Недостатками можно назвать небольшой ресурс двигателя и цепей трансмиссии, которые требуют внимания каждые 50 моточасов, и отсутствие дверей в передней части кузова.

Аналогичные вездеходы

Вездеход Шерп не является единственным отечественным внедорожником. Среди его конкурентов самоходные машины Трэкол, Викинг, Литвина, Шатун, Хунта и Аркос.

Трэкол 39041

Эта модель выполнена в цельнометаллическом кузове, с широкими крыльями и удобными подножками. Плавает со скоростью 3 км/ч. При установке подвесного лодочного мотора скорость может увеличиться до 10 км/ч. Трэкол имеет такие ТТХ:

  • длину — 439 см;
  • ширину — 255 см;
  • высоту — 251 см;
  • дорожный просвет — 49 см.

Оснащается двумя силовыми агрегатами: ЗМЗ — 40905.10 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. или дизельным мотором с турбонаддувом объемом 2,5 л и мощностью 83 л.с. ДВС работают с 4- и 5-ступенчатыми МКПП.

Викинг 29031

Этот 7-местный снегоболотоход может развивать скорость до 80 км/ч, вплавь — до 12 км/ч. Имеет небольшой расход топлива — около 13 л/100 км. Отличается высокой проходимостью, способен преодолевать уклоны под углом 35°.

Оснащается 2 вариантами дизельных силовых агрегатов — 2,5 и 2 л, мощностью 110 и 140 л.с., которые работают с механической или автоматической коробками.

Литвина 3903

Снегоход предназначен для перевозки людей и грузов в любых климатических условиях: от +45 до -45°С. Имеет двойной пластиковый утепленный кузов, защищающий пассажиров от холода. Скорость передвижения на суше составляет 50 км/ч, на воде — 3 км/ч.

На вездеход устанавливаются 2 вида дизельных двигателей — объемом 2 и 2,2 л, мощностью 83 и 48 л.с., работающих с 4-ступенчатой МКПП.

Шатун Нео

Это один из лучших снегоболотоходов, преодолевающий любые водные препятствия и барьеры высотой до 1 м. Такой 7-местный вездеход развивает скорость до 40 км на суше и до 6 км в воде. Масса составляет около 1800 кг, грузоподъемность — 1000 кг.

На вездеход устанавливается дизельный двигатель объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., работающий с 5-ступенчатой МКПП.

Хунта

Снегоход может преодолевать снежные заносы, пески, болота и водные преграды. Плавает он за счет движения колес и дополнительного винта, вращающегося с помощью двигателя. Скорость вплавь — до 8 км/ч, по суше — до 70 км/ч. Кузов изготовлен из стеклопластика.

На машину устанавливаются бензиновый двигатель объемом 1,7 л, мощностью 95 л.с. или дизельный мотор объемом 1,9 л, мощностью 120 л.с. Агрегирует с 5-ступенчатой МКПП.

Аркос 800

Этот вездеход улучшенной проходимости на шинах низкого давления хорошо плавает и может перевозить по воде грузы до 350 кг. Машина имеет стеклотканевый алюминиевый кузов и установленные с автомобиля Волга мосты.

Двигатель объемом 1,5 л и мощностью 103 л.с. работает с автоматической коробкой. Отличается простотой в ремонте и обслуживании машины.

Вездеход «Шерп»

Специальная техника с высокими характеристиками проходимости представляет большой интерес не только для военных и силовиков, но и для гражданских структур, туристов и т.д. Подобные машины позволяют попадать в отдаленные уголки, недоступные для прочей техники. Производители специальной техники стараются реагировать на подобные пожелания потенциальных заказчиков и время от времени представляют новые разработки в этой области. Примечательно, что помимо признанных лидеров с новыми разработками на рынок выходят новые компании, основанные энтузиастами. Прекрасным примером этого является вездеход «Шерп», разработанный инженером Алексеем Гарагашьяном.

А. Гарагашьян широко известен среди любителей снегоболотоходной техники. В течение нескольких последних лет этот специалист предложил несколько проектов машин с высокими показателями проходимости. Кроме того, одна из этих разработок – вездеход «Шерп» – даже дошла до полноценного серийного производства и выпускается по заказу различных клиентов. Благодаря характерному внешнему виду и высоким характеристикам эта машина привлекает внимание специалистов и любителей специальной техники, а также время от времени становится темой публикаций в прессе. Так, в начале февраля высокие характеристики машины «Шерп» были отмечены авторским коллективом проекта Top Gear.

В основе проекта «Шерп» лежит опыт эксплуатации различных вездеходов и несколько оригинальных идей. Автор проекта применил уже отработанные в этой сфере решения, а также заимствовал некоторые идеи у техники прочих классов. Наконец, были использованы и оригинальные предложения. Подобная комбинация существующих и новых идей, как показывают демонстрационные материалы, позволила обеспечить машине уникально высокие характеристики подвижности на пересеченной местности и воде. По проходимости «Шерп» может сравниться с гусеничными машинами, а в некоторых случаях даже превосходит их.

Главным средством достижения высоких характеристик является оригинальное колесное шасси. В одном из интервью А. Гарагашьян отмечал, что вездеход, прежде всего, состоит из колес, а двигатель, трансмиссия и т.д. – всего лишь второстепенные элементы. Исходя из этой логики, автор проекта «Шерп» использовал колеса с шинами крупного размера сверхнизкого давлением. Крупные колеса придают вездеходу «Шерп» характерный внешний вид, а также сказываются на компоновке остальных агрегатов. Еще одной любопытной особенностью ходовой части является отсутствие подвески в привычном виде.

Основной элемент ходовой части вездехода – четыре колеса с бескамерными шинами сверхнизкого давления. Для обеспечения требуемых характеристик шины имеют размер 1600х200-25. При создании требуемых колес понадобилось решить несколько важнейших вопросов, связанных с взаимодействием колесного диска и шины. Шины сверхнизкого давления имеют характерный недостаток: при деформации они могут разбортироваться, для чего следует применять дополнительные средства крепления. Для использования на вездеходе «Шерп» были разработаны новые диски, обеспечивающие правильное удержание шины. Кроме того, их конструкция позволяет исключить налипание грязи или намерзание льда.

По имеющимся данным, на ранних этапах проекта строителям вездехода пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, касавшимися конструкции доступных шин. Для применения на «Шерпе» приходилось самостоятельно дорабатывать протектор имеющихся шин, срезая лишние элементы и проделывая новые углубления. Доработанные шины жестко устанавливались на дисках, без возможности быстрого демонтажа.

Читайте также  Шрус это подвеска или трансмиссия

Для обеспечения требуемых характеристик колеса применяется система подкачки шин. Поддержание нужного давления осуществляется за счет подачи выхлопных газов и осуществляется централизованно. При запуске двигателя на начальную накачку колес до рабочего давления требуется около 15 с. За счет изменения давления в колесах можно изменять их характеристики и соответствующим образом менять проходимость машины.

В отличие от множества других вездеходов, «Шерп» не имеет подвески в общепринятом смысле. Оси всех четырех колес крепятся к корпусу жестко и не имеют возможности перемещаться в вертикальной плоскости. Вместо механической подвески была использована оригинальная система, названная А. Гарагашьяном пневмоциркуляционной. Все четыре колеса соединены общей пневматической системой, отвечающей за подкачку. Подобные магистрали выполнены из труб сравнительно крупного диаметра, что обеспечивает свободное перемещение газов из одних шин в другие. При наезде колесом на препятствие шина деформируется, давление в ней возрастает, однако газы перераспределяются по остальным колесам.

Главным плюсом т.н. пневмоциркуляционной подвески является сохранение контакта с поверхностью при движении на разных трассах. Так, при наезде на препятствие колесо буквально охватывает его и сохраняет нормальный контакт, а не вывешивает машину. Тем не менее, такая система не лишена недостатков. Мягкий ход обеспечивается только на малых и средних скоростях. При разгоне до большой скорости пневмоциркуляционная система не может гасить всю вибрацию, вызываемую неровной поверхностью.

Применение крупных колес, а также их роль основного элемента машины сказались на конструкции прочих агрегатов. Вездеход «Шерп» получил коробчатый корпус, состоящий из прямых поверхностей и вписанный в пространство между колесами. Передняя часть корпуса, вмещающая кабину водителя, образована наклонной лобовой деталью, состоящей из нескольких элементов, а также расходящимися бортами. Позади кабины предусматривается грузовая платформа для размещения пассажиров или иной полезной нагрузки. Над колесами на бортах предусматриваются крылья изогнутой формы, соединенные между собой перемычками. Все основные агрегаты корпуса изготавливаются из стали.

В центральной части корпуса располагаются двигатель и основные элементы трансмиссии. Основой силовой установки является дизельный двигатель Kubota V1505-t мощностью 44,3 л.с. Двигатель соединяется с механической пятиступенчатой коробкой передач. По задумке автора проекта, трансмиссия «Шерпа» отвечает не только за передачу крутящего момента на колеса, но и за управление машиной. Для этого в ранних версиях проекта с коробкой передач соединялся дифференциал от грузовика марки «КамАЗ», от которого отходили два бортовых вала. На последних устанавливались вентилируемые тормозные диски, а также зубчатые колеса цепной передачи. Валы дифференциала и оси колес соединялись при помощи цепей. Также рассматривалась возможность использования иных систем. На серийных вездеходах устанавливаются механизмы поворота собственной разработки, основанные на фрикционах.

Для управления машиной предлагается применять педали газа и сцепления, рычаг коробки передач, а также два рычага, соединенные с гидравлическими приводами бортовых тормозов. Таким образом, разворот машины осуществляется «по-танковому» – путем затормаживания колес одного борта. Это позволяет вездеходу разворачиваться почти на месте, однако связано с некоторыми потерями мощности на нагрев отдельных элементов, а также накладывает определенные ограничения на вождение машины.

Корпус вездехода «Шерп» разделяется на две основные части. В переднем отсеке предусматриваются два места для водителя и пассажира. Серийные вездеходы оснащаются креслами автомобильного типа с ремнями безопасности. При этом кресла монтируются на передней части кожуха двигателя. Между сиденьями располагаются рычаги ручного тормоза и управления коробкой передач. На рабочем месте водителя имеются две педали и два рычага, а также набор приборов контроля и других органов управления.

Из-за невозможности применения бортовых дверей «Шерп» получил иные средства для посадки в кабину. Лобовое стекло машины устанавливается в шарнирно закрепленной раме. Для посадки в машину стекло следует поднимать. Кроме того, его можно держать в таком положении и во время движения. Напротив пассажирского сиденья в лобовом листе корпуса предусматривается откидная дверка-аппарель. Для дополнительного удобства внизу лобовой части корпуса имеется трубчатая подножка. Бортовые окна кабины так же выполнены в виде подъемных блоков и могут фиксироваться в любом нужном положении.

Задняя грузовая площадка выполнена в виде отсека с возможность установки сидений или другого оборудования, предназначенного для перевозки полезной нагрузки. Доступ в грузовой отсек осуществляется через откидную дверь. Следует отметить, нижняя часть грузового отсека, относящаяся к корпусу, является унифицированной и применяется в обеих модификациях вездехода. Верхнее оснащение, в свою очередь, отличается.

В комплектации «Стандарт» вездеход «Шерп» получает несколько дуг и текстильный тент. Для комфортного пребывания в кабине машина также получает жидкостный отопитель. Также имеется модификация «КУНГ», отличающаяся применением жесткого металлического утепленного фургона. Внутри такого кузова располагается мягкий салон с возможностью изменения конфигурации. В частности, туристы получают возможность заночевать в нужном месте, используя кровать размерами около 2100х1100 мм. Общий объем пассажирского отсека – 3 куб.м.

Сухая масса вездехода «Шерп» составляет всего 1300 кг. Длина машины равняется 3,4 м, ширина – 2,5 м, высота – 2,3 м. Клиренс зависит от давления в шинах и может достигать 600 мм. Нормальная грузоподъемность машины определена на уровне 500 кг. При такой нагрузке вездеход может передвигаться по различным поверхностям без существенного снижения проходимости. За счет некоторого снижения подобных характеристик масса груза может быть доведена до 1000 кг. Имеется возможность буксировки прицепа массой до 2,4 т.

Использованный двигатель позволяет машине разгоняться на хорошей дороге до 45 км/ч. При буксировке прицепа максимальная скорость падает до 30-33 км/ч, однако в таком случае значительно сокращается проходимость. Герметичный корпус позволяет машине преодолевать водные преграды вплавь. За счет проворачивания колес скорость на воде достигает 6 км/ч. В базовой конфигурации «Шерп» оснащается топливным баком на 58 л. По желанию заказчика в дисках колес могут монтироваться четыре дополнительных бака емкостью по 50 л.

Вездеход может двигаться по различным поверхностям, в том числе с низкой несущей способностью, плавать и преодолевать различные препятствия. Так, заявлена возможность подъема на стенку высотой до 1 м и преодоления 35-градусного склона. Особой гордостью разработчиков является «умение» машины подниматься с воды на лед. За счет особой конфигурации ходовой части вездеход способен выходить из воды не только по склонам берега, но и в других сложных условиях.

Малая масса машины в сочетании с шинами сверхнизкого давления и низкой удельной нагрузкой также обеспечивают вездеходу достаточно высокую маневренность. Под управлением опытного водителя машина способна разворачиваться почти на месте, выполнять крутые развороты или входить в управляемый занос. Маневренность, проходимость и возможность плавания дает «Шерпу» весьма высокую подвижность на различных ландшафтах.

К настоящему времени вездеход «Шерп» прошел весь комплекс испытаний и дошел до серийного производства. Машины строятся по заказу тех или иных покупателей. Потенциальным заказчикам предлагаются две основные конфигурации машины, отличающиеся типом грузового отсека. Кроме того, предлагаются некоторые дополнительные опции. За дополнительную плату вездеход могут оснастить воздушным автономным отопителем, генератором на 60А, 90-ваттными диодными фарами, дополнительными топливными баками и т.д. Также предлагается специальный автоприцеп для перевозки вездехода, представляющий собой одноосную тележку с буксирным устройством.

В комплектации «Стандарт» вездеход обойдется заказчику в 3,85 млн рублей. За счет иного кузова версия «КУНГ» стоит на 250 тысяч больше. Дополнительные системы, устанавливаемые по желанию заказчика, так же сказываются на стоимости готовой машины. К примеру, дополнительный бак для колеса обойдется в 13 тыс. рублей, а за прицеп придется доплатить 268,8 тысяч.

К настоящему времени построено достаточно большое количество вездеходов «Шерп», которые активно используются различными заказчиками. Помимо покупателей такую технику применяет и команда разработчиков. Время от времени А. Гарагашьян и его коллеги устраивают походы в разных регионах страны, во время которых преодолевают сложные маршруты на технике собственной постройки. В подтверждение высоких характеристик «Шерпов» регулярно публикуются видеозаписи, сделанные во время походов.

Не так давно вездеход «Шерп» заинтересовал зарубежных специалистов, что привело к появлению настоящего вала публикаций в заграничной и отечественной прессе. Буквально за пару дней интересный проект получил известность не только среди узкого круга любителей снегоболотоходной техники, но и среди широкой общественности. Вполне возможно, что эти публикации в СМИ станут своеобразной рекламой и скажутся на количестве новых заказов, а также в той или иной мере помогут дальнейшему развитию проекта.

По материалам сайтов:
http://garagashyan.ru/
http://sherp.ru/
http://popmech.ru/
http://uazbuka.ru/
http://topgear.com/
http://ria.ru/
http://lunohodov.net/




Колёсный вездеход «Шерп»: история разработки, характеристики, достоинства и недостатки

Способность «Шерпа» успешно преодолевать крутые подъёмы стала одним из его главных конкурентных преимуществ

В ряду транспортных средств повышенной проходимости особое место занимает колёсный вездеход-амфибия «Шерп». Эту российскую разработку по ряду параметров можно отнести к уникальным, поскольку машина обеспечивает по-настоящему максимальную проходимость любой поверхности, включая полное бездорожье, болота, водные преграды и лёд.

Шерп (шэрп), давший название вездеходу, — это носильщик и проводник на высокогорных участках Гималаев, ставший широко известным символом для туристов-экстремалов. В России же авто под таким названием стало популярным среди охотников и рыболовов, которые с его помощью получили возможность попасть в ранее недоступные любому другому транспорту места.

История создания

Инженер из Санкт-Петербурга Алексей Гарагашьян много лет увлекался экстремальным мототуризмом, совмещая это с созданием собственных образцов техники повышенной проходимости. Накопленный опыт послужил хорошей базой для новой разработки вездехода, способного передвигаться по снегу, болотистой местности и воде. Проектирование такой машины началось в 2012 году, и в её создание было вложено немало проверенных ранее Гарагашьяном оригинальных технических решений.

Главным из них специалисты считают узел дифференциального поворота, постепенно всё более усовершенствуемый изобретателем в моделях вездехода ДИФ (также часто называемого «Чебуратор»). В процессе создания ДИФ Алексей Гарагашьян наладил успешные контакты с киевским предпринимателем Владимиром Школьником, чья компания «Квадро Интернешнл» фактически финансировала разработку будущего «идеального вездехода», чертёж которого был реализован с сохранением права авторства за россиянином.

Такой вездеход, получивший название «Шерп», впервые был представлен общественности в 2015 году. Это произошло в Москве на выставке внедорожной техники Moscow Off-Road Show, и вскоре после успешной презентации вездехода началось его серийное производство на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге , рассчитанное на российский рынок. Украинская «Квадро Интернешнл» взяла на себя производство продвижение русской новинки на мировом рынке.

Российско-украинский вездеход успешно прошёл серьёзные испытания в условиях реального бездорожья, а видеосюжеты с его участием собрали миллионы зрителей по всему миру. На вездеход-амфибию Sherp обратили внимание как технические, так и популярные СМИ с мировым именем, в числе которых Topgear, The Verge, BBC и Daily Mail.

«Шерп» уверенно преодолевает водные преграды

Инструкция по эксплуатации

Документ под таким названием от производителя существует, но в нём сделан упор на перечисление преимуществ и технических характеристик вездехода. В целом «Шерп» достаточно прост в эксплуатации, но в силу необычности своей конструкции управлять им по аналогии с обычным автомобилем всё же нельзя.

Причина в том, что колёса этого транспортного средства не способны поворачиваться либо смещаться по вертикали относительно рамы. Принцип передвижения основан на фрикционах, которые обычно свойственны гусеничной вездеходной технике. Кроме того, проходимость машины изменяется регулированием давления в шинах, при этом для накачки применяются выхлопные газы. При этом уровень рабочего давления достаточно низкий, для его накачки своим выхлопом двигателю требуется в пределах 15-28 секунд работы.

Ещё одной важной деталью для потенциального водителя «Шарпа» является специфическая схема посадки в кабину. При отсутствии в конструкции привычных боковых дверей здесь предусмотрена опускаемая передняя аппарель. Кроме того, для входа непосредственно на передние сиденья также следует поднять лобовое стекло.

Задняя часть корпуса вездехода служит для перевозки грузов или пассажиров. Вход в неё производится через кормовую откидную дверь.

Конструкция техники повышенной проходимости

Огромные колёса «Шерпа» высотой 1,6 метра не только являются зримой основой его конструкции, но и исполняют важнейшие функции вездехода. По своему типу они бескамерные, что в сочетании с низким давлением способно привести к сильным деформациям и самопроизвольному разбортированию. Не допустить такое явление призваны особые диски и механизмы крепления шин.

Одновременно колёса фактически исполняют всю функцию подвески машины. При наезде на выступающее препятствие лишённая жёсткости шина способна охватить его, сохраняя таким образом максимальное сцепление с поверхностью. Избыточное давление газа внутри шины при этом быстро распределяется на другие колёса благодаря наличию единой пневматической системы.

За счёт централизованной системы контроля давления в шинах колёса выбирают вариант наилучшего приспособления к условиям конкретного преодолеваемого типа бездорожья. В частности, вездеход «Шерп» имеет уникальную способность перебираться с воды прямо на лёд, применяя вариант соответствующей заполненности шин.

Читайте также  Форд фокус 3 пишет горячая трансмиссия причины

Ещё одним важным элементом техники повышенной проходимости стал особый рельеф протектора шин. Он также позволяет улучшать сцепление с поверхностью при движении под достаточно высокими углами наклона и преодолении препятствий. Кроме того, такой протектор даёт способность вездеходу продвигаться в воде исключительно за счёт вращения колёс. Высокую положительную плавучесть при этом обеспечивается герметичностью корпуса и 3400-литровым общим водоизмещением колёс.

Многофункциональные рундуки размещаются в заднем салоне и легко доступны

При желании в «Шерпе» можно оборудовать от двух и более спальных мест, сохраняя относительный комфорт

Технические характеристики

Максимальная скорость передвижения для болотохода «Шерп» установлена в 45 километров в час по суше и 6 километров в час по водной поверхности. В технических характеристиках машины указана её способность преодолевать подъёмы крутизной до 35 градусов и взбираться на отвесные стенки высотой до 1 метра.

Максимальная грузоподъёмность этого транспорта составляет 1 тонну. В то же время для гарантированного преодоления всех возможных препятствий на маршруте следования массу перевозимого груза рекомендуется не превышать выше отметки в 500 килограммов.

Колёсный вездеход способен транспортировать прицеп весом до 2,4 тонны. Но в таком режиме его скорость не может превышать 30-33 км/ч, а общие характеристики проходимости также снижаются.

Двигатель и трансмиссия

Силовой агрегат расположен в центральной части машины. Он представляет собой 4-цилиндровый дизель японского бренда Kubota V1505-t мощностью 44,3 л. с. при 3000 оборотах в минуту. Его рабочий объём составляет 1498 куб. см. Дизель выбранной для Sherpa линейки турбированный, при этом его выхлоп соответствует требованием экологического стандарта 2012 года Tier 4.

В сочетании с мотором вездеход оснащён 5-ступенчатой механической коробкой передач. Кроме того, в его конструкции применяется сцепление ведущей немецкой компании SACHS, что также служит дополнительным усилением надёжности и проходимости конструкции.

Габариты и вес

Параметры Значения
Длина 3400 мм
Ширина 2520 мм
Высота 2300 мм
Клиренс 600 мм
Сухая масса 1300 кг
Предельно допустимая масса 2500 кг

Расход топлива

В зависимости от сложности трассы «Шерп» расходует от 2 до 3 литров топлива в час. Максимально затратным для этого транспортного средства является режим плавания по воде.

Стандартный топливный бак вездехода вмещает 58 литров топлива. В полостях колёсных дисков по желанию заказчика могут быть размещены дополнительные топливные баки общим объёмом до 200 литров. Это позволяет увеличить дальность поездки до 900 километров.

Органы управления

На первых образцах вездеходов функцию трансмиссии принимала на себя КПП, соединённая с помощью дифференциала от грузовика КАМАЗ с вентилируемыми тормозными дисками. Серийные «Шерпы» сменили это устройство на механизм поворота, основанный на фрикционах, что делает управление вездеходом-амфибией сравнимым с «танковым».

Водитель управляет вездеходом из кабины при помощи педалей газа и сцепления, а также рычагов. Помимо рычага коробки передач, имеются два рычага, приводящих в действие гидроприводы бортовых тормозов. Поворот производится путём блокировки колёс одного из бортов и обеспечивает машине максимальную манёвренность, позволяя развернуться практически на месте.

Приборная доска на водительском месте укомплектована современной аппаратурой, применяемой на катерах и глиссерах. Кроме того, хорошему обзору при вождении способствуют широкие окна со всех сторон корпуса и крупное зеркало заднего вида.

Вездеход с открытой для доступа передней аппарелью

Модификации

В дополнение к первоначальной версии Sherp со стальным кузовом с 2017 года производителем представлена версия Sherp PRO с кузовом из алюминия, напрямую соединившим пассажирский и водительский отсеки, с люком в крыше и дополнительной шумо- и теплоизоляцией. Кроме того, модифицированная машина оснащается оцинкованной силовой рамой и улучшенной системой вентиляции двигателя. Основные ТТХ при этом не изменились.

С 2019 года добавилась модификация Sherp MAX, в рамках которой корпус увеличился на 20 мм, а КПП стала 6-ступенчатой. На данный момент эта версия доступна по предзаказу.

Независимо от модификации, производителем рекомендованы две версии комплектации вездехода: «Стандарт» и «Кунг».

«Стандарт»

Вариант считается базовым и включает в себя тканевой тент, многофункциональные ящики-рундуки, три аккумулятора, жидкостный обогреватель салона и галогенные фары. Высокопрочная покраска кузова также входит в стандартную комплектацию.

Такая комплектация подразумевает салон в виде жёсткого кунга. Общая стоимость вездехода при этом возрастает не столь значительно: для России это составляет сумму в 250 тысяч рублей.

Достоинства и недостатки

Внедорожник «Шерп» в силу оригинальности своей конструкции и уникальности характеристик до сих пор не имеет полностью сопоставимых аналогов в мире. К числу его достоинств специалисты и владельцы единодушно относят:

  1. Максимальную степень проходимости;
  2. Высочайшую манёвренность;
  3. Достаточно высокую скорость передвижения;
  4. Плавность хода;
  5. Возможность свободного выхода из воды на берег или ледовую поверхность;
  6. Колёса, предотвращающие налипание грязи, снега и льда;
  7. Высокую надёжность конструкции;
  8. Удобный доступ к основным техническим узлам;
  9. Объёмное внутренне пространство, позволяющее свободно разместить до 4-6 человек;
  10. Удачная климатическая система, обеспечивающая эффективные обогрев и вентиляцию.

В числе недостатков конструкции отмечают:

  1. Невысокий моторесурс (требуется ТО через 50 моточасов);
  2. Отсутствие боковых дверей в переднем отсеке;
  3. Слабую надёжность цепей.

Вопрос стоимости вездехода и комплектующих зачастую относится россиянами к главным «минусам» модели. Хотя причина этого кроется, скорее, в низком общем уровне жизни в стране. Ведь издания развитых стран Запада, напротив, подчёркивают цену вездехода «Шерп» при его характеристиках как весьма доступную и считают одним из важнейших преимуществ.

Где купить и сколько стоит

Сделать предварительный заказ на покупку «Шерпа» можно напрямую у производителя через его официальный сайт с доменом Ru. Для покупателей-юридических лиц предусмотрена система лизинга.

По России развёрнута дилерская сеть, охватывающая пока что лишь отдельные регионы: Иркутскую , Мурманскую , Тверскую , Тюменскую области , ХМАО и Якутию . Кроме того, имеются представители и авторизованные дилеры в Украине , Казахстане , США и Канаде .

Стоимость снегоболотохода «Шерп» за последние годы заметно подросла. Если первоначальные модели предлагались по цене 3,85-4,1 миллиона рублей, то к настоящему моменту предложения новых машин начинаются с модификации Sherp PRO по цене от 5,5 миллиона рублей. Базовая версия Sherp MAX стартует от суммы 6,5 миллиона рублей, без учёта платных опций.

Прицеп для транспортировки «Шерпа» — одна из дополнительных опций

В качестве опций за отдельную плату предлагается установить на вездеход LED-фары, дополнительный генератор, светодиодные фары на 90 ватт и смонтировать топливные баки в колёсных дисках. Кроме того, определённые выгоды предлагаются покупателям прицепа, предназначенного для транспортировки «Шерпа».

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Шерп на первый взгляд кажется несуразным и квадратным уродцем, отторжения не вызывающим, но порождающим неподдельный интерес к причудам его конфигурации. Что-то типа собаки с двумя хвостами: бог, конечно, изуродовал, но смотреть смешно. Шерп сразу обращает на себя внимание пропорциями, далёкими от идеала в мире автомобилестроения, даже вездеходного. Действительно, его ширина – два с половиной метра, высота – 2,3 метра, а длина – всего 3,4 метра. При этом он имеет клиренс в 600 миллиметров, а внешний вид колёс способен вызвать инфаркт у слабо подготовленного работника шиномонтажной мастерской. Но если включить в подсознании режим Шерлока Холмса, то некоторые выводы об особенностях конструкции можно сделать только по необычному экстерьеру вездехода.

И это действительно элементарно, Ватсон.

Сразу становится очевидно, что рулить Шерпом как обычной машиной не получится: и передние, и задние колёса поворачивать не способны. Значит, тут есть фрикционы, как на танке. Действительно, есть. Скажу больше: они от ГАЗ-71, только вместо ленточного здесь стоит дисковый тормоз. Продолжаем осмотр.

Слева между колёс виднеется труба выхлопной системы. Никакого клапана на неё нет, хотя такие устройства частенько ставят на машины, которые вынуждены соваться в воду. Вывод? Скорее всего, вода до неё просто не должна доходить. Так оно и есть – она чуть выше уровня осей, а Шерп так глубоко не погружается. Давайте прикинем, почему так получается.

Водоизмещение каждого колеса – 850 литров. Их четыре, значит – уже 3 400. Водоизмещение корпуса не так значительно: он глубоко в воду не заходит, но всё равно не менее тонны. Всего получается четыре с половиной (и даже, возможно, чуть больше) тонны. Сухой вес вездехода – 1 300 килограммов, максимальная нагрузка – тонна. То есть даже с полной нагрузкой запас плавучести получается очень значительным. Поэтому в воде вездеход сидит достаточно высоко, а утопить его почти что невозможно. На всякий случай говорю «почти что», потому что живём мы в России. Тут возможно всякое.

Так как Шерп – «птица» водоплавающая, то снаружи рассматривать практически нечего, деталей минимум. Но прежде чем лезть в кабину, мы посмотрим содержимое пассажирского (или грузового) отсека и заглянем под крышку мотора.

Несмотря на то, что этот вездеход снаружи не кажется слишком большим, места у него внутри достаточно. Причём не только для поездки, но и для вполне комфортного проживания в течение нескольких дней.

Начнём с того, что Шерп для полёта фантазии и технической мысли предоставляет гораздо большее пространство, чем ГАЗ-69, «уазик» и Нива вместе взятые. Кое-что можно заказать на заводе, но, чует моё сердце, доводить внутреннее убранство вездехода до совершенства (по понятиям каждого человека) придётся в частном порядке. Уж очень тут много для этого места и возможностей.

С комфортом в заднем отсеке могут передвигаться шесть человек (а ещё двое сядут на передних местах). Количество спальных мест указано четыре, но с максимальным удобством разместятся только двое. Зато удобства будет навалом, особенно для длительной стоянки. Спать можно во весь рост, а запас провианта и всякого шмурдяка можно спрятать под пол: грузовые отсеки позволяют. Дополнительный уют зимой создает отдельная «печка».

Силовой агрегат – японский четырёхцилиндровый турбодизель Kubota V1505-t объёмом полтора литра, выдающий весьма скромные 44 л.с. и 120 Нм. И никакой ошибки тут нет: имеется наддув, хотя мощность при таком объеме больше похожа на «атмосферную». Но характеристики именно таковы: 44 л.с. при 3 000 об/мин, и это максимальная частота вращения коленвала. Звучит не слишком впечатляющее, но чуть позже мы убедимся, что этого более чем достаточно.

Коробка передач – механическая «пятиступка», безо всяких сюрпризов. А вот что будет разрывом шаблона для среднестатистического автолюбителя, так это полное отсутствие подвески. Но как? Все просто: с учётом колёс размерностью 1 600 х 600 х 25 и сверхнизкого давления в них Шерпу подвеска не нужна вообще.

Ну а внутри кузова спрятаны цепи приводов колёс. Может показаться, что конструкция очень простая и ничего тут сложного нет, но сделать что-то хорошее просто – это талант. А конструктор Шерпа Алексей Гарагашьян –личность в узких кругах легендарная и, безусловно, талантливая. Он знал, что делал, для чего и как. Впрочем, о нём можно рассказывать долго, но сегодня речь пойдёт только о Шерпе. Давайте же переберёмся на передние места, где сидят водитель и пассажир. Тут гораздо интереснее, чем сзади.

О рычагах

У Шерпа нет дверей. Во всяким случае таких, как на обычном автомобиле. Зато в передней части есть откидной элемент, который дверью назвать сложно, но на него можно наступить, чтобы забраться в кабину. Первые два-три раза неудобно, потом привыкаешь. Сначала посидим на пассажирском месте и свыкнемся с мыслью о том, что ездить можно и там, где проехать, казалось бы, невозможно.

Ремнями безопасности оборудованы только передние места, что, если честно, настораживает. Но они тут нужны, скорее, только для удержания на месте. На пассажирском сидении самая удобная вещь для того, чтобы держаться рукой – боковая стойка, особенно если откинуть окна – и переднее, и боковое. При крутом спуске невольно вспоминаешь вид вездехода сбоку и думаешь: а не покатится ли он вниз? Но нет, центр тяжести действительно очень низкий, поэтому перевернуть Шерп очень трудно – только если сильно постараться, да и то не каждый сможет. Убедив себя в этом, чуть отпускаю руку и слушаю хруст суставов. С перепугу я, оказывается, очень сильный.

По кочкам болота, через канавы и просто по ямкам Шерп катится как луноход по спутнику Земли в фантастическом кино: мягко, уверенно и целеустремлённо. И признаюсь, что для красного словца преувеличил, что у Шерпа нет подвески. Она есть! Просто не привычная для автомобиля, а пневмоциркуляционная. То есть любая кочка или пенёк выдавливает воздух из колеса, встретившего препятствие, в остальные колёса (все они соединены в одну пневматическую систему). Таким образом, колесо «обтекает» препятствие, отчего ход и получается таким плавным. По меркам вездехода – это вообще балерина на цыпочках, а не машина: на неровностях и головой в крышу не подбрасывает, и позвоночник не трещит от старания не дать голове провалиться в штаны.

Источник: nevinka-info.ru

Гаджет битва