Трансмиссия это в культуре

Трансмиссия это в культуре

КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ

Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преем­ственность культуры, ее непрерывность во времени. Она исследуется в на­уке в синхронном (происходящем в одно и то же время) и диахронном (ис­торическом, происходящем в разное время) аспектах. Вторая получила также название вертикальной трансмиссии, например, протекающей между дву­мя поколениями (межпоколенная, межпоколенческая). О синхронной трансмиссии говорят в тех случаях, когда двое или более лиц обмениваются (передают) культурной информацией в процессе беседы, лекции, танцев, визуального или мимического контакта и др. Она имеет и другое наимено­вание — горизонтальная трансмиссия, например, происходящая как обмен знаниями в группе ровесников.

Основные методы, каналы, средства, механизмы культурной трансмис­сии между поколениями в диахроническом срезе классифицируют так: 1) импритинг; 2) имитация и исследование (игра); 3) образование и обуче­ние; 4) инициация (посвящение во что-то, приобщение к знаниям или де­ятельности). Импритинг объясняет трансмиссию знаний и навыков между младенцем и его матерью (рис. 12), имитация и исследование (игра) харак­теризуют особенности социализации человека в подростковом возрасте (на-

47 Шубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864. 4 S БерхгольцФ.В. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721-1725. М, 1902-1903. Ч. 1-4. Ч. 1.С. ПО.

пример, игры мальчиков с элементами риска), образование и обучение включает школьное и университетское приобщение к культурным нормам и знаниям, а инициация касается скорее племенного и традиционного об­ществ.

Рис 12. Импритинг — форма культурной трансмиссии знаний и навыков между матерью и младенцем

Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного на­рода или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второ­степенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, кон­фликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с пробле­мой геноцида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи.

Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняет­ся на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность, или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 г. в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в те­чение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям про­шлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники матери­альной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и эмигранты из русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

В зарубежной науке разрабатываются экономические, социологические, антропологические и биолого-эволюционистские модели культурной транс­миссии. Особенно популярны ныне такие темы, как культурная трансмис­сия и Интернет, культурная трансмиссия и искусственный разум, роль био­логического наследования и генов в культурной трансмиссии, роль семьи и семейного воспитания в культурной трансмиссии, культурная трансмиссия и преступность. Первыми внимание к преступности проявили сторонники знаменитой Чикагской школы Клиффорд Шау 49 (Clifford Shaw) и Генри Маккей 50 (Henry McKay), изучавшие в 1930—1940-х гг. юношескую делинк-

49 Shaw С. Brothers In Crime. Chicago, 1938; Idem. Delinquency Areas. Chicago, 1929; Idem. The Jack Roller.
Chicago, 1930.

50 Shaw С, McKay H. Social Factors In Juvenille Deliquency. Washington, 1931; Idem. Juvenile Delinquency
and Urban Areas. Chicago, 1942.

вентность в городских районах. Как однажды заметил К. Шау, «я никогдаце встречал, чтобы преступники действовали в одиночку». Проведя ряд эмпи­рических исследований 51 , он и Г. Маккей обнаружили, что одни и те же рай­оны Чикаго, независимо оттого, какие этнические группы их заселяют или выселяются из них, служат очагом делинквентности. Действительно, дан­ные о приводах в полицию Чикаго, собранные социологами в периоды 1900-1906, 1917—1923, и 1927—1933 гг., показали: пик миграции, выпадающийна указанные периоды, свидетельствует, что группы эмигрантов, достигнув определенного уровня благополучия, вскоре переселяются из внутренних районов города в пригород, а их место занимают такие же как они бедные и отверженные, которые проходят тот же жизненный путь. Старожилы пре­ступного мира не увозили с собой существовавший в местах их прежнего обитания высокий уровень делинквентности. Он как бы доставался по на­следству новым мигрантам. Доставались им привычки, традиции и ценно­сти преступной среды, прочно обосновавшейся в центре Чикаго.

Свои теоретические находки они вскоре сформулировали в виде теории культурной трансмиссии (Cultural Transmission Theory). Она утверждает, что преступные традиции передаются последующим поколениям, проживающим в данном районе, благодаря языку, социальным ролям и ценностным ориен-тациям, переходящим от одних лиц к другим. Как правило, районы культур­ной трансмиссии являются в городе самыми бедными и неблагополучными.

Ныне американские социологи, преданные идеалам Чикагской школы, изучают современную коррупцию, применяя к ней теорию культурной трансмиссии, которая утверждает, что преступные ценности передаются по тем или иным каналам (каким именно, предстоит изучить) от одного поко­ления к другому (intergenerationat transmission of values).

Видами или формами культурной трансмиссии выступают: а) социали­зация и инкультурация, если речь идет о процессах происходящих внутри одной культуры; б) аккультурация и ассимиляция, если речь идет о переда­че культурных норм и ценностей между двумя культурами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психология взаимоотношений

ТРАНСМИССИЯ

Понятие Культурной Трансмиссии

Использовали Кавалли-Сфорца и Фелд-ман1 по аналогии с понятием БиологичеСкой Или Генетической Трансмиссии,

Согласно которой определенные черты популяции фиксируются во времени в различных поколениях с помощью генетических механизмов (см. рис. 1.1.). Биологическую трансмиссию в контексте теорий о влиянии биологических факторов на кросс-культурную психологию2 мы обсудим в гл. 10. Пока же обратим ваше внимание на основную биологическую черту трансмиссии, а именно на передачу специфически видового генетического материала человеку от двух родителей в момент зачатия. Аналогично, культурная группа, используя разнообразные формы культурной трансмиссии, может

1 См. Cavalli-Sforza & Feldman, 1981.

2 См. также другие источники, например, Keller, 1997.

Фиксировать свои поведенческие черты в последующих поколениях, применяя механизмы познания и обучения. Кавалли-Сфорца и Фелдман определяют культурную трансмиссию от родителей к их потомству как вертикальную, поскольку она включает передачу культурных характеристик от одного поколения следующему по наследству. Тем не менее, хотя вертикальная передача по наследству является единственно возможной формой биологической трансмиссии, существуют две другие формы культурной трансмиссии — горизонтальная и непрямая (см. рис. 2.1.).

Описанные три формы культурной трансмиссии включают два процесса: ИнкульТу Рацию И Социализацию (см. раздел ниже). Инкультурация происходит в результате «погружения» индивидов в их культуру, что приводит к включению приемлемого типа поведения в их репер-туары. Социализация осуществляется в результате более специализированного обучения и воспитания, которые, в свою очередь, приводят к овладению культурно-приемлемым типом поведения.

Читайте также  Что делать когда порвался тросик сцепления

При вертикальной трансмиссии родители передают культурные ценности, умения, убеждения и мотивации своим детям. В этом случае трудно разделить культурную и биологическук* трансмиссии, поскольку мы, как правило, учимся у тех же самых людей, кто нас зачал; очень часто биологические и культурные родители — это одни и те же люди. При горизонтальной трансмиссии мы учимся у наших сверстников в повседневном общении с ними, развиваясь от рождения до совершеннолетия; в этом случае биологическая и культурная трансмиссия не смешиваются. При непрямой культурной трансмиссии нас обучают другие взрослые и общественные институты

2.1. Вертикальная, Горизонтальная И Непрямая Формы Культурной ТрансмисСии И Аккультурации (По Берри И Кавалли-Сфорца, 1986, С Изменениями)

(например, школа), либо же наша собственная культура или же другие культуры. Если обучение проходит полностью внутри нашей собственной или первичной культуры, тогда применим термин «культурная трансмиссия» (см. левую часть рис. 2.1.). Однако, если это происходит в результате контакта с другой (вторичной) культурой, употребляют термин Аккультурация (см. правую сторону рис. 2.1.). Последний термин относится к той форме трансмиссии, которая осуществляется в результате контакта индивида с людьми (институтами), которые принадлежат к другим культурам, отличающимся от его собственной культуры, и находятся под их влиянием (подробнее см. гл. 13).

Хотя на рис. 2.1. эти формы трансмиссии представлены стрелками, которые направлены только на развивающегося индивида, было признано важным взаимное влияние субъектов культурной трансмиссии и аккультурации, особенно в отношениях между ровесниками, а также между родителями и детьми3. Таким образом, возможно, двусторонние стрелки, показывающие взаимодействие и взаимное влияние, были бы более уместны, чтобы точно представить, что происходит во время культурной трансмиссии и аккультурации.

Культурная социализация

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие культурной социализации

Культурная социализация является процессом, при котором происходят постоянная передача обществом и освоение индивидом на протяжении всей его жизни культурных норм, ценностей, регуляторов, правил, традиций; вырабатываются культурные интересы и потребности, установки, жизненные ориентации, этнокультурная самоидентификация, художественные предпочтения и, в конечном итоге, формирование культурной картины мира. Это позволяет индивиду жить в пространстве культуры определенного общества.

Культурная социализация и инкультурация: соотношение понятий

Близким понятием к культурной социализации является инкультурация, однако, их все же необходимо разделять, поскольку социализация является более широким понятием.

Социализацией охватываются все процессы обучения и воспитания, приобщения к культуре, при помощи которых индивидом приобретается социальная природа и способность к участию в социальной жизни.

Инкультурация, в отличие от социализации, связана с обучением индивида нормам поведения и традициям в условиях конкретной культуры в процессе взаимообмена человека и его культуры.

Данный процесс также как и социализация является двусторонним: с одной стороны, культурой определяются главные черты личности человека, а с другой, — человек сам оказывает влияние на культуру.

К инкультурации относится:

  • процесс формирования ключевых человеческих навыков, таких, к примеру, как тип общения с остальными людьми,
  • контроль над своим поведением и эмоциями,
  • приемы удовлетворения главных потребностей,
  • оценочное отношение к разнообразным явлениям окружающего мира и т. д.

Считается что явление инкультурации более сложно, нежели процесс социализации, поскольку процесс усвоения социальных законов жизни проходит намного легче и быстрее, чем процесс усвоения культурных ценностей, норм, обычаев и традиций.

Готовые работы на аналогичную тему

Отделяя понятие инкультурации от понятия социализации, важно учитывать, что социализация является процессом интеграции индивида в социум, приобретение им опыта, требуемого для выполнения социальных ролей.

В процессе же инкультурации происходит освоение индивидом присущих культуре миропонимания и поведения, итогом становится формирование его когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства с представителями его культуры и отличия от представителей иных культур.

Процесс инкультурации начинается с рождения – когда ребенок приобретает первые навыки и осваивает речь, продолжается на протяжении всей жизни, заканчиваясь, можно сказать, со смертью.

Он совершается в основном не в специализированных институтах социализации, а под влиянием старших и на собственном опыте, т.е. представляет собой процесс научения, но без специального обучения.

Конечным результатом процесса инкультурации выступает человек, который компетентен в культуре – в языке, традициях, ценностях и т.п. Однако необходимо особенно подчеркнуть, что социализация и инкультурация являются одновременными процессами, так как без вхождения в культуру индивид не может существовать в качестве члена общества.

Культурная трансмиссия

Для характеристики процесса культурной социализации существует также понятие культурной трансмиссии.

Культурная трансмиссия включает в себя процессы социализации и инкультурации, являясь механизмом, посредством которого происходит передача «по наследству» этнической группы и ее культуры.

Принято выделять три вида культурной трансмиссии:

  • вертикальную трансмиссию, в процессе которой происходит передача культурных ценностей, умений, верований и т.п. от родителей к детям;
  • горизонтальную трансмиссию, при которой освоение социального опыта и традиций культуры происходит в общении со сверстниками;
  • «непрямую» трансмиссию, при которой усвоение культурных норм и ценностей происходит через институты социализации (школы, вузы) и также на практике – от взрослых, которые окружают его помимо родителей (родственники, старшие члены общины, соседи и т.п.).

Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

• зависимость типа культуры от социально-экономических политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

• преемственность в культурном развитии, которая может быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

• неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

• особую роль личности в развитии культурного процесса.

Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения. Открытие — это получение новых знаний о мир (например, великие географические открытия). Изобретение — новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями новации, под которой понимается создание или признание новь элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия— это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контактможет не ос­тавить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в совре­менном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распростране­ние культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой ин­формации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предло­жений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обре­тает черты устойчивого культурного образца, который трансли­руется через механизмы социализации личности.

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

• изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения культурной продукции;

• новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью,т.е. избиратель­ным подходом к переносу ценностей из другой культуры. Соци­ологи выделяют четыре основные причины этого явления:

• культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

• нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

• идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

• члены общества не принимают эти культурные инновации.

Читайте также  Шевроле ланос сцепление коробка передач

Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Американс­кий исследователь У. Огборн ввел понятие культурного лага (опаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется быстрее, чем духовная (адаптивная), таким образом порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, за­грязнение окружающей среды, появление компьютерных тех­нологий и т.д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись коло­низации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Центральной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объеди­нение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная акку­муляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия— это процесс, благодаря которо­му культура передается от одного поколения к другому через на­учение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если переда­ются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второ­степенные. В противном случае может произойти разрыв куль­турной цепи.

Культурная аккумуляцияпредставляет собой процесс накоп­ления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблю­дается явление культурного истощения.

Под культурной интеграциейпонимается взаимосвязь раз­личных элементов культуры, придающая ей определенную цело­стность. Интеграция, или единство культуры формируется бла­годаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установлен­ных социальных норм. Такое явление Э. Дюркгейм назвал социальной аномией.

Социокультурные суперсистемы

В современном мире четко просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запади Восток. Их различия:

1. В отношении личности западный человек основывает видение мира на самом себе, а Восток культивирует идею отказа от личного Я в пользу безличного абсолюта.

2. В отношении к миру, к реальности Запад склонен подчеркивать активную позицию человека по отношению к внешнему миру. Восток предпочитает уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека.

3. В отношении возможностей разума для Запада характерны рациональность, прагматизм. Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем и обусловлено внимание к медитации и самовнушению.

П.Сорокин, и в этом его большая заслуга перед социологической мыслью, принципиально изменил подход к анализу великих культурных традиций. В основу своего исследования он положил не анализ локальных культур, а сделал акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. Он выделил 3 типа социокультурных суперсистем:

1.Умозрительная (идеациональная)культура характеризуется следующими признаками:

а) реальность по своей природе духовна, нематериальна; она вечна и неизменна;

б) потребности и цели людей в основном духовны;

в) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

2.Признаки чувственной культуры прямо противоположны:

а) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется;

б) потребности и цели людей чисто плотские или чувственные (голод, жажда, секс, убежище, комфорт);

в) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

3.Промежуточная идеалистическаякультура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшение самого себя, так и трансформации окружения.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Теория культуры

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 169

За последние десятилетия издано множество книг, в которых так или иначе излагается теория культуры (иначе называется «культурология»). Тем не менее потребность в освещении теоретических проблем культурологии по–прежнему остается актуальной.

Авторы этой книги старались избежать двух крайностей. С одной стороны, абсолютизации какого–либо подхода к культуре, ракурса ее рассмотрения, который подавался бы как самый научный, единственно верный. С другой стороны – «всеядности» и сочетания несоединимых взглядов на культуру, на проблематику ее бытия и изучения.

Аксиологизм, заявленный в 1–й главе, является для всей книги только методологическим стержнем, способствующим тому, чтобы из поля зрения разных авторов при рассмотрении ими различных теоретических вопросов не исчезала специфичность культуры как области и предмета изучения.

Помимо этого, авторы стремились, сохраняя научность изложения теории, избегать излишней наукообразности, чрезмерной усложненности, поскольку книга представляет собой учебное пособие, ориентированное на студентов, изучающих культурологические дисциплины.

Вместе с тем, данное пособие может быть полезным не только студентам, но и преподавателям– культурологам, ученым и всем, кто просто интересуется культурой, ее существованием и развитием, тем, что с ней происходило и происходит в наше время.

Книга написана преподавателями кафедры теории и истории культуры Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств. Ее авторы:

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор: предисловие; гл. 1 (разделы 1.1 и 1.3);гл. 3 (разделы 3.1 и 3.2,3.4–3.7); гл. 4 (раздел 4.1.2 в соавторстве с Г. В. Скотниковой); гл. 5;гл. 6 (раздел 6.3); гл. 8 (раздел 8.1); гл. 12 (раздел 12.1.1 в соавторстве с С. Н. Иконниковой); гл. 13; заключение; словарь терминов; список рекомендуемой литературы;

И. К. Москвина, кандидат философских наук, доцент: гл. 8 (раздел 8.3);

С. Н. Иконникова, доктор философских наук, профессор: гл. 1 (раздел 1.2), гл. 8 (раздел 8.2), гл. 12 (раздел 12.1.1 в соавторстве с проф. В. П. Большаковым; разделы 12.1.2 и 12.2);

В. Д. Лелеко, доктор культурологии, профессор: гл. 10;

С. Т. Махлина, доктор философских наук, профессор, гл. 11;

Е. А. Островская, доктор социологических наук, профессор: гл. 15;

Е. П. Островская, доктор философских наук, профессор: гл. 7;

Л. В. Петров, доктор философских наук, профессор: гл. 9;

О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент: гл. 6 (разделы 6.1 и 6.2);

В. В. Селиванов, доктор философских наук, профессор: гл. 2 (кроме раздела 2.8), гл. 3 (раздел 3.3);

Г. В. Скотникова, доктор культурологи: гл. 4 (раздел 4.1.2 в соавторстве с В. П. Большаковым);

Н. Н. Суворов, доктор культурологии, профессор: гл. 2 (раздел 2.8), гл. 14.

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

1.1. Становление теоретической культурологии

Культурология – особая область гуманитарного знания, состоящая из истории культуры и теории культуры.

> Теория культуры (теоретическая культурология) представляет собой систему основных идей, касающихся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействия с природой, человеком и обществом, подходов к ее изучению, методов исследования.

Существует не одна теория культуры, а несколько, что обусловлено прежде всего трактовками основного понятия «культура». Это понятие, впервые появившееся в Древнем Риме, постепенно обогащалось, наполнялось разными смыслами и оттенками смыслов и по–разному определялось. К настоящему моменту исследователи насчитывают более 400 определений культуры. Многие из них почти совпадают по объему и содержанию. Существенно отличающихся друг от друга определений культуры значительно меньше. Но именно то или иное понимание культуры во многом определяет специфику теоретических представлений о ней.

Иногда при слове «культура» возникают ассоциации с образованием, искусством, соблюдением правил приличия. И в этом есть доля истины. То, что мы называем культурой, действительно связано с этими понятиями. Но как и почему, и только ли с ними?

Развитие научных представлений о культуре описано достаточно полно, в том числе и в отечественной культурологии. Сравнительно недавно историю слова «культура» и понимание его смысла анализировали Л. Г. Ионин и М. С. Каган.[1] Оба отмечали, что слово «культура» (cultura) было введено в оборот древними римлянами как противопоставление слову природа (natura), и означало оно культивирование, т. е. возделывание, выращивание чего–либо, поначалу – растений и животных, обработку почвы. Но постепенно уже в Древнем Риме стали писать и говорить о культуре души, культуре ума, поскольку заметили, что человек и его жизнь могут быть «культивированными», «обработанными» в сравнении с природным, естественным. Вот этот первичный смысл – понимание культуры как неприродного, возделанного, обработанного, улучшенного, усовершенствованного по отношению к естественному – сохранился до наших дней. Все культурологи согласны с тем, что культура – это не–природа. Но что же именно, если речь идет не о сельском хозяйстве, а о жизни человека и общества?

Читайте также  Устройство автомобиля тесла трансмиссия

В Европе Нового времени исследовательское внимание к тому, что называлось культурой, впервые отчетливо проявилось в XVIII в., веке Просвещения. Именно тогда главным достоинством человека стала считаться разумность, возвышавшая его над всем природным. В просветительском понимании культура сводилась к знаниям, усвоение которых обеспечивалось просвещением, образованием, воспитанием. Культурный человек галантного века – это человек образованный, воспитанный, умеющий себя вести в обществе соответственно нравам, нормам и формам поведения, принятым в нем. От такого понимания культуры и культурности кое–что дошло и до наших дней.

Вместе с тем, в конце XVIII в. сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина «цивилизация», который в результате долгой эволюции стал выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка.[2]

Понятия «цивилизация» и «цивилизованность» (от лат. civis – гражданин) постепенно стали связываться с обеспечением комфортности жизни, достижениями промышленности, науки и техники. На рубеже XVIII и XIX вв. понятия «цивилизация» и «культура» стали употребляться во множественном числе. Речь шла уже не только о культуре, но о культурах разных человеческих сообществ. Это отчетливее всего прозвучало у Й. Г. Гердера. В то же время термин «культура» свободно замещался термином «цивилизация».

В XIX в. начались активные эмпирические исследования различных культур этнографами, археологами, антропологами. Накапливаемый исследовательский материал подвергался теоретическим обобщениям. Стало развиваться антропологическое понимание культуры, поначалу – как историко–этнографическое. Один из основателей культурной антропологии Э. Б. Тайлор считал:

Культура или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.[3]

В то же время, по его мнению,

…с идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.[4]

Социология

Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим поколением и молодежью.

Проблема старения представляет собой совершенно новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь в ХХ веке, особенно в последние его десятилетия. Старость как феномен социальной жизни долгое время находился ниже порога социальных интересов. С увеличением продолжительности жизни пришло осознание старости. Возникла необходимость в социальном анализе старения.

Существуют различные подходы:

1.Онтологическая реальность, в ее основе находятся закономерности определенной фазы онтогенеза, набор процессов, связанных с физиологическими изменениями в организме, социальной адаптацией к новому статусу и ролевым ожиданиям.

2.Старость анализируется как социокультурный феномен. Включает в себя определение социально-возрастных границ, влияние социально-политических факторов на развитие геронтологических традиций, анализ ценностно-этических норм в отношении к старым людям, системы возрастного символизма, связанной с особенностями социальной структуры общества.

Феномен старения интересовал людей с незапамятных времен. Суждения о старости и смерти встречаются у многих мыслителей прошлого. Цицерон размышляя о причинах пессимистических взглядов на старость, говорил: «Когда я думаю о старости, я вижу четыре причины, из-за которых мы по привычке считаем ее несчастным периодом нашей жизни: она отстраняет нас от активной жизни, ослабляет наши физиологические силы, лишает нас чувственных удовольствий и приближает смерть». Мысли Цицерона, высказанные свыше две тысячи лет назад по поводу причин негативной оценки старости, выдержали испытание временем лучше, чем его похвала старости.

В истории развития человечества длительное время старость рассматривалась как симптом и выражение отмирания, затухания всех жизненных процессов. Старость представлялась в неразрывной связи со смертью как начало конца, неспособное дать человеку позитивную силу. С увеличением продолжительности жизни, возрастанием исследований по геронтологии, социологии и психологии пришло осознание старости не просто как органического умирания, а как новой длительной жизни, полной драматических противоречий.

За начало старости в геронтологии принят возраст 65 лет. Старость является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. К ним принадлежат изменения физических возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение функции в семье, смерть или угроза утраты, близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Существуют, разумеется, и позитивные стороны изменения жизненной ситуации: наличие большого количества свободного времени, возможность свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям и хобби, освобождение от необходимости общественного соперничества и борьбы за свое положение.

Старому человеку приходится радикально перестраивать свою жизнь: изменять свой образ жизни, стереотип поведения, принимать на себя новую социальную роль, правильно реагировать на требования окружения, изменять свое самовосприятие. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картины мира. Если человек чувствует себя беспомощным, бесполезным и слабым, то окружение превращается для него в арену действия враждебных сил, источник угрозы и страха. Эти представления значительно обусловлены культурологически. Так как в нашем обществе старым человек вынужден стать в момент окончания профессиональной деятельности, то в нашей культуре очень большое значение приобретает умение найти ей замену либо продолжать ее в целях сохранения активности и чувства общественной пользы. Однако в силу некоторых причин (физиологические проявления старости, стереотипы в сознании окружающих и сложные условия экономической ситуации в России) возможностей проявить себя в этой сфере деятельности для пожилых людей становится все меньше. Поскольку перемены на рынке труда, рост безработицы изменяет требования к качеству рабочей силы. Повышение спроса со стороны работодателей на квалифицированные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня образования. Революция в сфере образования, которая предполагает всеобщее и углубленное обучение молодежи, дает в результате новые поколения работников в интеллектуальном смысле выше прежних поколений. Этот фактор тяжело влияет на положение пожилых людей в сфере производства. Бурный прогресс науки и техники, когда качественные перевороты происходят в сроки, более короткие, чем жизнь одного поколения, неимоверное ускорение темпов всей социализации на первый план выдвигают такие качества личности, как восприимчивость к новому, энергичность, творческая мощь, физическая выносливость и т.д., что более свойственно молодым людям. Погоня за максимальной прибылью становится целью всех начинаний и решений деловых людей, а такая «идеология» заставляет расставаться с работником, которого уже достаточно использовали. Появляется неприязнь к старым людям которая укрепляется под влиянием радикальных и быстрых преобразований в области технологии производства, за которым пожилым людям трудно поспевать. Социальный регресс становится уделом стариков, это делает старость обесцененным периодом жизни.

Источник: nevinka-info.ru

Гаджет битва