Что в себя включает комплект сцепления

Что в себя включает комплект сцепления

Содержание
  1. Что в себя включает комплект сцепления
  2. Что такое сцепление: типы и основные функции
  3. Устройство сцепления
  4. Что входит в комплект сцепления?
  5. Принципы работы
  6. Об устройстве сцепления и комплектах SMARTFIT
  7. Комплект сцепления: виды и принцип работы
  8. Местоположение и функции компонентов сцепления
  9. Корзина сцепления и ведущий диск
  10. Ведомый диск сцепления
  11. Выжимной подшипник
  12. Эксплуатация
  13. Устройство и принцип работы сцепления автомобиля
  14. Функции сцепления
  15. Элементы муфты сцепления
  16. Принцип работы
  17. Виды сцепления
  18. Сухое сцепление
  19. Мокрое сцепление
  20. Сухое двухдисковое сцепление
  21. Сцепление двухмассового маховика
  22. Ресурс сцепления
  23. Особенности керамического сцепления
  24. Когда менять, как выбрать и где купить комплект сцепления?
  25. Функция и срок службы сцепления
  26. Зачем менять сцепление автомобиля в сборе?
  27. Топ-5 производителей сцепления
  28. Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
  29. Как работает сцепление?
  30. Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
  31. Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Что в себя включает комплект сцепления

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Трансмиссия
  • Что такое сцепление: типы и основные функции
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Что такое сцепление: типы и основные функции

Сцепление — элемент трансмиссии, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, меняя его величину и направление. Оно разъединяет и плавно соединяет двигатель с другими элементами трансмиссии, обеспечивает переключение передач на автомобилях с механической коробкой. Без него обычный запуск двигателя будет фатальным как для ДВС, так и для КПП.

Устройство сцепления

Если рассматривать узел в общих чертах, можно сказать, что сцепление состоит из трех основных деталей:

  • маховика;
  • диска сцепления (или ведомого диска);
  • нажимного диска.

Маховик участвует в запуске мотора со стартера, обеспечивая плавную работу коленвала и передавая крутящий момент на ведомый диск сцепления. При отжатой педали сцепления ведомый диск плотно зажат между маховиком и нажимным диском, за счет силы трения это обеспечивает работу трансмиссии. При нажатии на педаль ведомый диск отодвигается, сцепление выключается, а крутящий момент от ДВС уже не передаётся на колеса.

по типу привода (модели с гидравлическим, механическим или электрическим способом управления);

  • по типу трения (механизм может работать в масляной ванне или без нее);
  • по количеству ведомых дисков;
  • по типу расположения пружин;
  • по режиму включения.

Самые распространённые сегодня – модели с одним или несколькими фрикционными, то есть работающими за счет силы трения (без дополнительной смазки), дисками. По числу ведомых элементов они могут быть однодисковыми, двухдисковыми или многодисковыми (три и более).

Материал, который используется для изготовления фрикционов напоминает тот, что применяется в тормозных колодках. Если раньше в обоих случаях в состав добавлялся асбест (на металлических дисках были асбестовые накладки), то сейчас используются именно безасбестовые варианты.

В Европе запрещено производство фрикционных дисков с добавлением асбеста. Во время работы механизма асбестовая накладка стирается, образуя пыль, опасную для здоровья.

На современные легковые авто чаще устанавливаются однодисковые сцепления. Они оптимальны для двигателей малой и средней мощности.

Сухое двухдисковое сцепление

Двухдисковые модели подходят для грузового транспорта и легковых машин с мощным мотором. За счёт особенностей конструкции они долговечнее однодисковых, но и стоят дороже, так что использовать их на маломощных авто просто нецелесообразно.

Многодисковые сцепления используются в строительной и тяжелой грузовой технике, мощных спортивных и тюнингованных авто, в том числе и в полноприводных.

Плавная работа сцепления обеспечивается проскальзыванием дисков при уменьшении сжимающего их усилия. Точная передача крутящего момента — плотностью соединения ведущей и ведомой поверхностей.

При больших нагрузках и длительной эксплуатации рабочие поверхности стираются, а сцепление начинает «буксовать». При неисправном сцеплении диски разъединяются не полностью, а нормальное переключение передач нарушается.

Что входит в комплект сцепления?

Комплект сцепления для автомобилей ВАЗ 2108-2115

Стандартный комплект сцепления для автомобиля продается в сборе и состоит из трех основных деталей:

  • Корзина сцепления в сборе
    Чугунный нажимной диск, прикрепленный к металлическому литому корпусу, внутри которого диафрагменная пружина. От её формы и характеристик зависит, с каким усилием ведущий диск отводится от ведомого.
  • Выжимной подшипник
    Через систему привода он связывается с педалью сцепления. Когда вы нажимаете на педаль, усилие передается на диафрагменную пружину, а ведущие и ведомые элементы разъединяются.
  • Ведомый диск
    Участвует в работе трансмиссии, если педаль сцепления не выжата. Фрикционные накладки с обеих сторон обеспечивают зацепление с остальными элементами механизма. Часто именно ведомый диск первым выходит из строя.

Принципы работы

При работе двигатель внутреннего сгорания вырабатывает крутящий момент, который передается на вращающийся маховик. Сцепление служит «связующим звеном» между ДВС и коробкой передач, с которой этот самый крутящий момент передается на колеса.

Когда водитель не нажимает на педаль сцепления, ведомый диск плотно прижат к ведущей поверхности, тем самым вращающий импульс передаётся на первичный вал КПП. При нажатии на педаль ведомая поверхность разъединяется с ведущей, а крутящий момент останавливается. Система готова к переключению передач.

  1. при нажатии на сцепление останавливается ведомый диск, а, следовательно, и первичный вал.
  2. шестерня передач на первичном валу переводится в нужное положение рычагом КПП.
  3. когда вы отпускаете педаль сцепления, вращающий импульс передается на вторичный вал.
  4. со вторичного вала через полуоси, карданную и главную передачу крутящий момент передается на колеса.

Выжатая педаль сцепления помогает затормозить, не останавливая при этом сам двигатель.

Ведомая и ведущая поверхности вступают в зацепление не в верхнем, а в среднем (рабочем) положении педали. Если в этот момент резко отпустить сцепление, есть большая вероятность, что авто заглохнет.

На каждом транспортном средстве рабочее положение педали индивидуально. Это важно учитывать, если вы пересаживаетесь с одного автомобиля на другой.

Об устройстве сцепления и комплектах SMARTFIT

Сцепление является одним из ключевых узлов автомобиля, который обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя на вал коробки передач, и должно оптимально обеспечивать передачу крутящего момента в любых условиях движения. Сцепление служит для соединения и разъединения двигателя и коробки передач автомобиля. При нажатии педали сцепления происходит разъединение силовой передачи автомобиля, после чего можно выполнить переключение передачи. Сцепление позволяет автомобилю плавно и эффективно тронуться с места.
Конструкция автомобилей развивалась и совершенствовалась различными путями, что напрямую повлияло на рабочие характеристики и конструкцию деталей. Это же относится и к компонентам сцепления, которые должны удовлетворять многочисленным требованиям и напрямую влияют на комфорт для водителя и на поведение автомобиля. К таким требованиям относится: увеличение крутящего момента двигателя, использование системы стоп-старт, необходимость в плавном и быстром переключении передач, снижение уровня шума и вибрации, включая демпфирование колебаний. В целях увеличения срока службы, а также для повышения надежности коробки передач сцепление должно хорошо выдерживать центробежные нагрузки, иметь низкую общую массу, небольшую высоту и не требовать значительного усилия при выжиме педали сцепления.

Сцепление состоит из следующих основных компонентов: корзина сцепления, ведомый диск и выжимной подшипник. Вместе с маховиком данные детали образуют единую фрикционную систему.

Корзина сцепления
Корзина сцепления обеспечивает плавную передачу крутящего момента от двигателя — через ведомый диск — на первичный вал коробки передач. Разрезные диафрагменные пружины корзины сцепления, используются для повышения комфорта. Благодаря им снижается усилие, которое необходимо прикладывать к педали сцепления для его выключения. В зависимости от конструктивных особенностей и разновидности привода диафрагменных пружин, сцепление можно разделить на два типа: вытяжной и выжимной.

Ведомый диск
Ведомый диск является центральным соединительным компонентом в комплекте сцепления, который совместно с корзиной сцепления, служит для разъединения и соединения двигателя и коробки передач. Фрикционные накладки диска сцепления подбираются в соответствии с особенностями автомобиля с целью обеспечения плавной передачи крутящего момента при трогании автомобиля с места. Они также нивелируют колебания частоты вращения и крутящего момента двигателя, которые возникают в процессе его работы. Ведомый диск сцепления также должен выполнять функцию демпфирования, необходимую для снижения уровня шума и вибраций. Это может быть обеспечено оснащением ведомого диска сцепления дополнительным гасителем крутильных колебаний, который обеспечивает функцию демпфирования при передаче момента и гарантирует оптимальное гашение вибраций даже в режиме работы двигателя на холостом ходу.

Выжимной подшипник сцепления
Выжимной подшипник сцепления конструктивно расположен между вращающейся диафрагменной пружиной, встроенной в корзину сцепления со стороны двигателя, и механизмом выключения сцепления со стороны коробки передач. В процессе работы выжимной подшипник скользит по направляющей втулке, установленной в колоколообразном корпусе коробки передач. Благодаря втулке выжимной подшипник центруется по отношению к лепесткам диафрагменной пружины. Механизм самовыравнивания способствует снижению износа лепестков диафрагменной пружины и, тем самым уравновешивает возможную несоосность между двигателем и коробкой передач. Привод выжимных подшипников может быть либо механический, либо гидравлический — управляемый с помощью вилки выключения сцепления или концентрического рабочего цилиндра, состоящего из гидравлического привода со встроенным выжимным подшипником.

Читайте также  Трансмиссия хонда срв 2015

SMARTFIT
При замене такого ответственного компонента автомобиля как сцепление, которое передает мощность от двигателя к коробке передач и абсорбирует нежелательные колебания и вибрации в процессе эксплуатации, крайне важно использовать только высококачественные детали.
bilstein group предлагает уникальные решения для профессионального и экономичного ремонта в бренде Blue Print. Это комплекты сцеплений под общим наименованием SMARTFIT.

Каждый комплект Blue Print для переоборудования сцепления проходит тщательный отбор и подвергается испытаниям на соответствие эксплуатационным характеристикам и долговечности в соответствии с требованиями, предъявляемыми автопроизводителями.
Для приведения в соответствие с данными требованиями, все компоненты сцепления проходят строгий контроль качества с помощью автоматизированного измерительного инструмента. Подвергаются проверке и все размеры изделий — с точностью до тысячной доли миллиметра, чтобы гарантировать идеальное соответствие. Также компания применяет специальные ресурсные испытательные стенды для проверки на соответствие требуемой долговечности, функциональности и достижения необходимого комфорта.

Комплекты SMARTFIT являются надежной альтернативой для различных комбинаций оригинальных комплектов сцепления. К ним относятся комплекты для замены сцеплений с двухмассовым маховиком и комплекты для замены сцеплений с механизмом компенсации износа диска. Эти комплекты просты в установке и обеспечивают идеальную точность сопряжения.

Комплекты SMARTFIT для механизмов с двухмассовыми маховиками
представляют собой идеально скоординированную комбинацию жесткого маховика и диска сцепления с демпфером, который гарантирует превосходное гашение вибраций, а также высокий уровень комфорта во время движения. Жесткость пружин гасителя крутильных колебаний дисков сцепления, входящих в комплект SMARTFIT, настраивается специально под определенную спецификацию двигателя для обеспечения защиты коробки передач. Крутильные колебания, возникающие во время работы двигателя, гасятся в любых условиях вождения. Также снижается уровень шума и увеличивается срок службы сцепления за счет использования стойких к износу фрикционных накладок диска сцепления. Для установки данного комплекта не требуется специальный инструмент. Это обеспечивает возможность быстрого и квалифицированного переоборудования. В комплект поставки входят новые крепежные болты, высокоэффективная смазка и инструкция по монтажу — все, что необходимо для правильного переоборудования.
Мы также поставляем комплекты сцепления без маховика. Главным преимуществом подобного решения является возможность повторного использования ранее установленного жесткого маховика. Таким образом, производится замена только диска сцепления, корзины сцепления и выжимного подшипника.
Комплекты SMARTFIT для сцеплений с механизмом компенсации износа диска
Преимуществом данных комплектов SMARTFIT является простая и быстрая установка: благодаря использованию традиционных корзин сцепления их монтаж выполняется без специальных инструментов. Соответственно, не нужно сжимать механизм компенсации износа диска сцепления при демонтажемонтаже корзины сцепления. Это не только значительно сокращает временные затраты, но и уменьшает риск неправильной установки. Благодаря специальным фрикционным накладкам ведомого диска комплекты SMARTFIT обладают длительным сроком службы и при этом соответствуют всем требованиям в отношении комфорта.

Более подробную информацию по предлагаемым решениям SMARTFIT вы можете получить, посетив сайт www.blue-print.com.
При замене компонентов сцепления необходимо строго выполнять указания производителя во избежание сокращения срока службы устанавливаемых деталей.
Ознакомиться с полным ассортиментом продукции, выпускаемой для различных комбинаций двигателей и коробок передач, можно в онлайн-каталоге: partsfinder.bilsteingroup.com/ru/
Кроме того, вы можете ознакомиться с рекомендациями по замене сцепления в видео-ролике

Комплект сцепления: виды и принцип работы

Сцепление выполняет вспомогательную функцию при переключении передач: плавное соединение двигателя и вала МКПП обеспечивает мягкий старт без рывков и уменьшает нагрузку на узлы мотора и трансмиссии.

Местоположение и функции компонентов сцепления

Сцепление – это связь коленвала двигателя с первичным валом механической коробки передач. Прижимная группа обеспечивает передачу момента вращения при соединении, и отсоединяет двигатель от КПП при размыкании.

В комплект сцепления входит ведомый диск, прижимной диск (корзина сцепления) с диафрагменной пружиной и выжимной подшипник.

Корзина сцепления и ведущий диск

Прижимной диск вместе с корпусом обеспечивает надежный контакт между ведомым диском и маховиком двигателя, а при нажатии на педаль сцепления отодвигается назад, размыкая эту связку. Корзина сцепления – это комплект диска, кожуха и диафрагменной пружины, которая отводит ведущий диск от ведомого с помощью выжимного подшипника. Тангенциальные (возвратные) пружины установлены внутри и создают усилие в обратном направлении, благодаря чему при включении сцепления ведущий диск приводится к ведомому.

В системе сцепления кожух корзины жестко соединен с маховиком двигателя и вращается вместе с ним, при этом соединения корзины с первичным валом коробки передач нет. Вал коробки передач проходит от ведомого диска через отверстие в лепестковой пружине без соприкосновения с деталями корзины.

Как правило, в автомобилях устанавливаются корзины нажимного действия: при нажатии педали сцепления лепестки диафрагменной пружины нажимаются в сторону маховика. В корзине вытяжного действия при нажатии педали диафрагменная пружина вытягивается от маховика.

Корзина нажимного действия конструктивно проще, но вытяжного – меньше по размеру, и устанавливается в тех случаях, когда необходим малогабаритный узел.

Материалы изготовления у каждого производителя разные, но в большинстве случаев кожух и пружины делаются из стали разных сортов, а прижимной диск – из чугуна, обладающего высокой износостойкостью.

Ведомый диск сцепления

Ведомый диск выполняет связующую функцию: благодаря поверхности с высоким показателем трения он входит в зацепление со стальным маховиком двигателя с одной стороны и стальным прижимным диском – с другой, передавая вращение от маховика. В нормальном состоянии ведущий и ведомый диски плотно прижаты к маховику, при выжимании сцепления они расходятся.

В этой конструкции наибольшая нагрузка ложится на ведомый диск: со стороны маховика идет усилие, которое через ведомый диск передается на вал. Из-за нагрузок ведомый диск со временем приходит в негодность (изнашивается фрикционное покрытие), после чего требует замены.

Диск сцепления решает сразу несколько задач: передача вращения, гашение колебаний, сопротивление износу, стойкость к высоким температурам, прочность, упругость (осевая податливость) и как можно меньший вес. Для решения этих задач применяют различные конструктивные приемы.

Основа диска – стальная пластина, к которой крепятся остальные компоненты. Ее конфигурация зависит от планируемой упругости и веса конструкции: фигурные лепестки (с поочередным расхождением от плоскости около 1 мм) обеспечивают более мягкое сцепление с маховиком, а следовательно, и более комфортные условия для пассажиров. Оптимальной в этом плане является сборная конструкция, в которой лепестки (или, как их еще называют, кнопки) из более тонкой стали крепятся к центральному диску.

Для облегчения веса применяют различные модификации: лепестковую форму (самый жесткий вариант – трехлепестковый диск), вырезы, комбинированные материалы. Фрикционные накладки, идущие по окружности, позволяют включать сцепление мягко, а разделенные по лепесткам – более жестко, но точно.

Демпфирующая система предназначена для компенсации колебаний при включении сцепления. Комплект пружин, дисков и фрикционных колец принимает на себя рывки маховика, благодаря чему сцепление включается мягче, снижается шум и вибрация. В «жестких» вариантах, где важен не комфорт, а скорость и точность включения, используются диски без демпфера.

Функция фрикционных накладок с обеих сторон диска – сцепление с поверхностью маховика и ведущего диска, за счет чего и передается момент вращения. Поскольку сам диск работает в сложных условиях, поверхность накладок подвергается огромным нагрузкам, и чем агрессивней стиль вождения, тем быстрей они приходят в негодность.

Требования к накладкам достаточно строгие: устойчивость к высоким температурам (даже при аккуратном вождении диск нагревается до 200-250оС), износостойкость, отсутствие абразивных свойств («бережное» отношение к металлу маховика) и в то же время жесткое сцепление с металлом. До недавних пор в их состав входил асбест, который производители перестали использовать в связи с повышающимися экологическими требованиями. В настоящее время фрикционные накладки изготавливаются чаще всего из органики (95% рынка занимает продажа именно дисков с органическими накладками), а также керамики и металлокерамики, кевлара и карбоно-керамических составов. Для «гражданских» версий сцепления помимо органики подходит кевлар: этот материал сочетает в себе прочность, отличные показатели передачи вращения и бережное отношение к металлу маховика и прижимного диска. А вот карбон, керамика и особенно металлокерамика – варианты для тех, кто готов платить за точность сцепления ранним износом маховика и собственным комфортом.

Выжимной подшипник

Выжимной подшипник связан с педалью сцепления через вилку и систему привода (гидравлического, пневматического или механического) и при нажатии на педаль движется вдоль оси первичного вала трансмиссии к корзине сцепления, нажимает на диафрагменную пружину, а она в свою очередь снимает давление с ведущего и ведомого дисков. Современные выжимные подшипники бывают шариковые (или роликовые) – механические, и гидравлические, которые приводятся в действие давлением в гидравлической системе сцепления. Вторые легче в управлении, но и цена их на порядок больше.

Читайте также  Шум в коробке передач при нажатие сцепления шум пропадает

Как и многие другие современные автозапчасти, выжимной подшипник делается неразборным и необслуживаемым. Смазкой его наполняют при изготовлении, и обновлять или менять ее не нужно.

Поломка выжимного подшипника прежде всего будет слышна: при нажатии сцепления появляется характерный звук, который усиливается по мере выжимания педали. Появление такого шума говорит об износе подшипника и необходимости его замены.

Эксплуатация

При спокойном «семейном» стиле езды даже самый простой «бюджетный» комплект сцепления прослужит достаточно долго: от 100 до 200 тыс. км. Но эти цифры верны только при неагрессивном способе вождения: без резких стартов и жесткого включения сцепления, с постепенным набором скорости. Любители рвать с места с пробуксовкой и дымом из-под колес сжигают сцепление буквально за 2-3 таких резких старта. От трения и мгновенного нагрева поверхность ведомого диска меняет свою структуру и свойства: становится гладкой и хрупкой, теряет свою вязкость и не держит усилие.

При самых неблагоприятных обстоятельствах поврежденный ведомый диск выводит из строя маховик и корзину, так что вместо одной расходной детали приходится менять весь узел.

Второй причиной поломки тоже можно назвать человеческий фактор: многие неопытные водители перегружают сцепление, когда слишком долго удерживают педаль. При этом нагрузка на все узлы возрастает в несколько раз, и первым выходит из строя выжимной подшипник.

Помимо внешних условий, детали сцепления стираются и просто от времени, каким бы аккуратным ни был водитель. Износ сцепления проявляется рывками, толчками и ударами на старте, а в крайних случаях педаль может просто провалиться. Для профилактики подобных неприятностей делается проверка сцепления на СТО через 80 тыс. км после замены.

При подозрении на неисправность сцепления можно провести и самостоятельную проверку: со скорости 60 км/ч начать разгон на 4-й передаче. Если обороты двигателя и скорость автомобиля нарастают пропорционально – сцепление в порядке, если же показания спидометра на месте, а тахометра растут – сцепление не выполняет свои задачи в полной мере.

Описанная здесь конструкция сцепления устанавливается на автомобили с механической коробкой переключения передач. С коробкой-автоматом и само сцепление, и принцип вождения будут совершенно другими. Какой тип выбирать – решает каждый для себя, у обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Но в любом случае залогом долгой службы сцепления будет опыт и техническая дисциплина самого водителя.

О том, как выбирать комплект сцепления, а также рекомендации брендов производителей – наш «Гид покупателя».

Устройство и принцип работы сцепления автомобиля

Сцеплением называется механизм трансмиссии, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач за счет силы трения. Также оно позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить. Существует достаточно много разновидностей муфт сцепления. Они различаются по количеству ведомых дисков (однодисковое, двухдисковое или многодисковое), по типу рабочей среды (сухое или мокрое) и по типу привода. Разные виды сцеплений имеют соответствующие преимущества и недостатки, но наибольшее распространение на современных автомобилях получило однодисковое сухое сцепление либо с механическим, либо гидравлическим приводом.

  1. Функции сцепления
  2. Элементы муфты сцепления
  3. Принцип работы
  4. Виды сцепления
  5. Сухое сцепление
  6. Мокрое сцепление
  7. Сухое двухдисковое сцепление
  8. Сцепление двухмассового маховика
  9. Ресурс сцепления
  10. Особенности керамического сцепления

Функции сцепления

Муфта сцепления устанавливается между двигателем и коробкой передач и является одним из наиболее нагруженных элементов трансмиссии. Она выполняет следующие основные функции:

  1. Плавное разъединение и соединение двигателя и коробки передач.
  2. Передача крутящего момента без проскальзывания (без потерь).
  3. Компенсация вибраций и нагрузок от неравномерности работы двигателя.
  4. Снижение нагрузок на элементы двигателя и трансмиссии.

Элементы муфты сцепления

Стандартная муфта сцепления, применяющаяся на большинстве автомобилей с механической коробкой передач, включает следующие основные элементы:

  • Маховик двигателя – ведущий диск.
  • Ведомый диск сцепления.
  • Корзина сцепления – нажимной диск.
  • Выжимной подшипник сцепления.
  • Муфта выключения сцепления.
  • Вилка сцепления.
  • Привод сцепления.

На ведомый диск сцепления с обеих сторон установлены фрикционные накладки. Его функция – передача крутящего момента за счет силы трения. Встроенный в корпус диска пружинный демпфер крутильных колебаний смягчает соединение с маховиком и гасит вибрации и нагрузки от неравномерности работы двигателя.

Схема расположения диска сцепления, корзины и выжимного подшипника с муфтой выключения

Нажимной диск и диафрагменная пружина, воздействующие на ведомый диск сцепления, в сборе представляют собой единый узел, получивший название “корзина сцепления”. Ведомый диск сцепления расположен между корзиной и маховиком и соединен с первичным валом коробки передач с помощью шлицев, по которым он может перемещаться.

Диафрагменная пружина корзины может быть либо нажимного, либо вытяжного принципа действия. Отличие – в направлении приложения усилия от привода сцепления: к маховику или от маховика. Особенность конструкции пружины вытяжного действия позволяет использовать корзину, толщина которой значительно меньше. Это делает узел максимально компактным.

Принцип работы

Принцип работы сцепления основан на жестком соединении ведомого диска сцепления и маховика двигателя за счет возникающей силы трения от усилия, которое создает диафрагменная пружина. Сцепление имеет два режима: «включено» и «выключено». Основное время работы ведомый диск прижат к маховику. Крутящий момент от маховика передаётся ведомому диску, а от него через шлицевое соединение на первичный вал коробки передач.

Схема работы диафрагменной пружины

Для выключения муфты водитель нажимает на педаль, которая соединена с вилкой механическим или гидравлическим приводом. Вилка перемещает выжимной подшипник, который, нажимая на концы лепестков диафрагменной пружины, прекращает её давление на нажимной диск, а он, в свою очередь, освобождает ведомый. В этот момент двигатель разъединен с трансмиссией.

После включения нужной передачи в коробке передач водитель отпускает педаль сцепления, вилка перестаёт воздействовать на выжимной подшипник, а тот на пружину. Нажимной диск прижимает ведомый к маховику. Двигатель соединен с трансмиссией.

Виды сцепления

Сухое сцепление

Принцип действия сцепления данного типа основан на силе трения, возникающей при взаимодействии сухих поверхностей: ведущего, ведомого и нажимного дисков. Это обеспечивает жесткую связь двигателя и коробки передач. Сухое однодисковое сцепление – самый распространенный вид, использующийся на основной массе автомобилей с механической КПП.

Мокрое сцепление

Данный вид сцепления предполагает работу трущихся поверхностей в масляной ванне. По сравнению с сухой, такая схема обеспечивает более плавное соприкосновения дисков; узел эффективнее охлаждается за счет циркуляции жидкости и может передавать больший момент на трансмиссию.

Двойное сцепление мокрого типа

Мокрая схема обычно применяется на современных роботизированных КПП с двойным сцеплением. Особенность работы такого сцепления заключается в том, что на четные и нечетные передачи КПП подается крутящий момент от отдельных ведомых дисков. Привод сцепления – гидравлический, управляемый электроникой. Переключение скоростей происходит при постоянной передаче крутящего момента на трансмиссию без разрыва потока мощности. Данная конструкция является более дорогой и сложной в производстве.

Сухое двухдисковое сцепление

Сухое двухдисковое сцепление предполагает наличие двух ведомых дисков и промежуточной проставки между ними. Данная схема способна передать больше крутящего момента при тех же размерах механизма сцепления. Сама по себе она проще в производстве по сравнению с мокрой. Обычно применяется на грузовиках и легковых автомобилях с особо мощными двигателями.

Сцепление двухмассового маховика

Двухмассовый маховик состоит из двух частей. Одна из них связана с двигателем, вторая – с ведомым диском. Обе составляющие маховика имеют небольшой свободный ход относительно друг друга в плоскости вращения и соединены пружинами между собой.

Схема двухмассового маховика

Особенностью сцепления двухмассового маховика является отсутствие пружинного демпфера крутильных колебаний в ведомом диске. Функция гашения колебаний заложена в конструкцию маховика. Помимо передачи крутящего момента он максимально эффективно сглаживает вибрации и нагрузки, возникающие от неравномерности работы двигателя.

Ресурс сцепления

Ресурс сцепления главным образом зависит от условий эксплуатации автомобиля, а также от стиля езды водителя. В среднем, срок службы сцепления может доходить до 100-150 тысяч километров пробега. В результате естественного износа, возникающего в момент соприкосновения дисков, фрикционные поверхности изнашиваются и требуют замены. Основная причина – проскальзывание дисков.

Двухдисковое сцепление обладает большим ресурсом за счет увеличенного числа рабочих поверхностей. Выжимной подшипник сцепления задействуется при каждом разрыве соединения двигателя и коробки передач. Со временем в подшипнике вырабатывается и теряет свойства вся смазка, в следствие чего он перегревается и выходит из строя.

Особенности керамического сцепления

Ресурс сцепления и эффективность его работы на пределе нагрузок зависит и от свойств материала, обеспечивающего зацепление дисков. Стандартный состав накладок дисков сцепления большинства автомобилей включает спрессованную смесь стеклянных и металлических волокон, смолы и каучука. Поскольку принцип работы сцепления базируется на силе трения, фрикционные накладки ведомого диска рассчитаны на работу при высоких температурах, доходящих до 300-400 градусов Цельсия.

Читайте также  Что нужно при замене сцепления ваз 2112

Диск сцепления с керамическими фрикционными накладками

В мощных спортивных автомобилях нагрузки на сцепление намного превышают обычные нормы. Для некоторых трансмиссий может применяться керамическое и металлокерамическое сцепление. В состав материала таких накладок входит керамика и кевлар. Металлокерамический фрикционный материал менее подвержен износу и выдерживает нагрев до 600 градусов без потери рабочих качеств.

Производители используют различные конструкции муфты сцепления, оптимальные для определенного автомобиля, исходя из его назначения и стоимости. Сухое однодисковое сцепление остается достаточно эффективной и недорогой в изготовлении конструкцией. Данная схема широко применяется на легковых автомобилях бюджетного и среднего классов, а также на внедорожниках и грузовиках.

Когда менять, как выбрать и где купить комплект сцепления?

Каждого водителя волнует вопрос о том, сколько прослужит та или иная деталь автомобиля. И комплект сцепления – не исключение. Его замена требует не только определенных навыков, но и наличия качественных запчастей.

Функция и срок службы сцепления

Главная задача сцепления – временное разъединение двигателя и трансмиссии, а также плавное их соединение.

Механизм соединения состоит из 2 дисков: один контактирует с колесами, другой – с мотором. Когда педаль отпускается, диски плотно прижимаются друг к другу и вращаются вместе, поэтому отпускать педаль сцепления нужно плавно. Резкие переключения КПП, пробуксовка, длительное начало движения на подъеме приводят к деформации и истиранию дисков.

Комплект сцепления включает 3 элемента:

  • нажимной диск (корзина сцепления) – надежно связывает приводной диск с маховиком;
  • ведомый диск – подключает маховик к нажимному диску, обеспечивая их взаимодействие;
  • выжимной подшипник – служит для разделения нажимного и ведомого дисков при переключении передач.

Срок службы механизма зависит как от качества деталей, так и от стиля вождения. Сцепление одного и того же производителя кому-то прослужит 90 тыс. км пробега, а кому-то – лишь 50 тыс. км. Скорость износа определяют условия эксплуатации машины.

Езда по горной местности и участие в гонках предполагают резкий старт на больших оборотах, а также пробуксовку, что ощутимо влияет на долговечность сцепления. Ускоряет износ механизма и работа в такси. Если же авто используется для умеренной езды по городу или трассе, сцепление может прослужить и дольше заявленного производителем срока.

Зачем менять сцепление автомобиля в сборе?

При эксплуатации детали сцепления подвергаются серьезным нагрузкам, изнашиваются. Но не всегда из строя выходят сразу все составляющие элементы: например, если ломается диск сцепления, часто у водителей возникает желание сэкономить, заменив только его.

Специалисты не рекомендуют поддаваться соблазну – правильнее будет заменить механизм в сборе. Опыт продаж и отзывы покупателей интернет-магазина Mannkando показывают, что после покупки диска сцепления люди довольно быстро возвращаются за остальными деталями комплекта сцепления автомобиля.

Иногда на глаз невозможно определить степень износа лепестков корзины, так что если заменить только диск сцепления, вы можете узнать о том, что корзина все же была неисправна, только после сборки узла. В итоге кажущаяся экономия себя не оправдывает.

Топ-5 производителей сцепления

Выбрать производителя комплекта сцепления автомобиля поможет рейтинг, основанный на отзывах покупателей и объемах продаж компании Mannkando.

Чаще всего автомобилисты и специалисты по ремонту отдают предпочтение следующим маркам:

  1. LUK (Германия) – надежный и проверенный вариант. Многие автоконцерны изначально ставят на свои машины продукцию этого бренда, так как фактический ресурс сцепления превышает заявленный производителем. При этом цена комплекта ниже, чем у комплекта в оригинальной упаковке.
  2. SACHS (Германия) – относится к премиум-сегменту. На всех деталях присутствует фирменная гравировка, а на коробке помещена голограмма, по которой можно удостовериться в оригинальности товара. Отличительная черта сцеплений SACHS – плавность и легкость нажатия педали.
  3. VALEO (Франция) – признание данного бренда покупателями подтверждено высокой оценкой независимых экспертов. Механизм обеспечивает моментальный старт и быстрый разгон. Идеальный баланс цены и качества! Поставляется на конвейер многих брендов.
  4. Exedy – японское качество говорит само за себя, поэтому и продукция предлагается по высокой цене. Но если вы хотите быть полностью уверенными в надежности сцепления своего авто и планируете эксплуатировать машину в жестких условиях, то это оптимальный выбор по соотношению цена/качество.
  5. HOLA (Голландия) – европейский бренд с сетью производств в Китае выпускает качественное сцепление по доступной цене. Оно отличается мягким ходом педали и легким переключением передач. В комплект входит направляющая ось. Если вы эксплуатируете машину преимущественно в городе, то сцепление HOLA – разумный выбор. Но поскольку этот бренд часто становится предметом подделок, заказывать его лучше у проверенных поставщиков.

В интернет-магазине Mannkando можно купить автозапчасти как перечисленных, так и других брендов. Профессиональные консультанты помогут сделать правильный выбор с учетом марки и технических характеристик вашего авто. При этом работа напрямую с производителями позволяет гарантировать высокое качество всех деталей, аксессуаров и гаджетов для автомобиля!

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Источник: nevinka-info.ru

Гаджет битва